ГБУДО г. Москвы «Детская музыкальная школа имени В. В. Стасова»
Предмет: Сольфеджио
Преподаватель: Онучина Г. А.
Тритоны. Характерные интервалы. |
В натуральном и гармоническом мажоре и миноре. |
|
Гармонический минор. Гармонический мажор. Тритоны. Характерные интервалы. |
|
Тритоны. Характерные интервалы.
Виды мажора и минора.
Как вы помните, у минора есть три вида — натуральный, гармонический и мелодический. В гармоническом миноре при движении как вверх, так и вниз повышается VII ступень, в мелодическом — при движении вверх повышаются VI и VII ступени, а при движении вниз — используется натуральная гамма.
С мажором схема та же — натуральный вид это тот, который мы все знаем, в гармоническом виде понижается VI ступень. Это важно запомнить, чтобы не путать, что происходит в гармоническом миноре, а что — в гармоническом мажоре. Мелодический мажор выглядит следующим образом — вверх мы движемся по натуральному виду, а при движении вниз — понижаем VI и VII ступени.
В натуральном и гармоническом мажоре и миноре.
Тритоны.
У интервалов есть две величины — ступеневая, которую мы показываем цифрами от 1 до 8 в обозначениях, и тоновая, которую мы считаем по тонам и полутонам, составляющим интервал. Тритоны — это интервалы, которые называются так, потому что их ступеневая величина ни больше, ни меньше, а ровно три тона. Собственно, к тритонам относят два интервала: увеличенную кварту и уменьшённую квинту. В чистой кварте 2,5 тона, а в чистой квинте — 3,5, вот так и выходит, что если кварту увеличить на полтона, а квинту уменьшить, то тоновая величина их сравняется и будет равна трём.
В любой тональности нужно уметь находить две пары тритонов. Пара — это ув.4 и ум.5, которые взаимно обращаются друг в друга (помните, что такое обращение?). Одна пара тритонов всегда есть в натуральном мажоре и миноре, вторая пара — в гармоническом мажоре и миноре (пара так называемых характерных тритонов). В помощь вам вот такая табличка по сольфеджио — тритоны на ступенях лада.
Из этой таблички сразу понятно, что увеличенные кварты находятся либо на IV, либо на VI ступени, а уменьшённые квинты или на II ступени, или на VII. При этом важно помнить, что в гармоническом мажоре VI ступень — пониженная, а в гармоническом миноре VII ступень — повышенная.
Важный вопрос — КАК РАЗРЕШАЮТСЯ ТРИТОНЫ? Тут есть одно общее правило: увеличенные интервалы при разрешении увеличиваются, уменьшённые — уменьшаются. При этом неустойчивые звуки тритонов переходят в ближайшие устойчивые. Поэтому ув.4 всегда разрешается в сексту, а ум.5 — в терцию. Причём, если разрешение тритона происходит в натуральном мажоре или миноре, то секста будет малой, терция — большой. Если же разрешение тритонов происходит в гармоническом мажоре или миноре, то, наоборот, секста будет большой, а терция — малой. Несколько примеров для иллюстрации:
Характерные интервалы.
Характерные интервалы — это увеличенные и уменьшённые интервалы, а именно — увеличенные секунда и квинта, уменьшённые септима и кварта (их всего четыре, они очень легко запоминаются — ув.2, ув.5, ум.7, ум.4). Характерными эти интервалы называются потому, что они появляются только в гармоническом мажоре или миноре в связи с «характерными» для этих видов мажора и минора повышенными и пониженными ступенями. Так вот, в любом из четырёх характерных интервалов обязательно один из звуков (нижний или верхний) будет вот этой «характерной» ступенькой (VI пониженной, если это мажор, или VII повышенной, если мы находимся в миноре).
Теперь перейдём непосредственно к вопросу о том, как строить характерные интервалы в миноре или в мажоре. Это делается очень просто:
-
Нужно представить тональность, в которой будем работать, либо построить в нотной тетради/за фортепиано гамму в гармоническом виде (!), чтобы не запутаться;
-
Написать, если нужно (привет, До мажор и ля минор!), её ключевые знаки, и вычислить, какой звук здесь «характерный» — то есть гармонический;
А дальше можно двигаться двумя путями. Первый путь исходит из следующего: все четыре характерных интервала вертятся вокруг «характерной ступеньки». Посмотрите, как это работает.
На этом примере хорошо видно, как всякие увеличенные секунды с уменьшёнными квартами буквально «вертятся» вокруг нашей «волшебной» ступеньки (напоминаю, что в мажоре «волшебная ступенька» — шестая, а в миноре — седьмая). В первом примере эти ступени выделены жёлтым маркером. Второй путь — просто построить нужные интервалы на нужных ступенях, тем более что один-то звук нам уже известен. В этом деле вам сильно поможет вот такая табличка (рекомендуется зарисовать себе в нотную тетрадь, можно прямо на обложку, чтобы не искать):
Есть один секрет, с помощью которого эту табличку можно легко запомнить. Мотайте на ус: в мажоре все увеличенные интервалы строятся на пониженной шестой ступени, в миноре все уменьшённые интервалы строятся на повышенной седьмой! Как этот секрет нам может помочь? Во-первых, мы уже знаем, на какой ступени строятся два интервала из четырёх (либо пара уменьшённых — кварта и септима, либо пара увеличенных — квинта и секунда). Во-вторых, построив эту пару интервалов (например, оба увеличенных), мы почти автоматически получаем вторую пару характерных интервалов (оба уменьшённых) — достаточно лишь «перевернуть с ног на голову» то, что мы построили. Почему так? Потому что один интервал обращается в другой по принципу зеркального отражения — самый широкий в самый узкий и т.д. А ещё сумма таких интервалов образует октаву. Что вообще за зверь такой — обращение? Просто перенесение нижнего звука на октаву вверх (либо верхнего звука на октаву вниз). Обращения есть не только у интервалов, но и у аккордов (но об этом мы будем говорить позже). Важный момент — меняется не только величина интервала (2 на 7, 4 на 5 и т.д.), но и его обозначение — уменьшённый на увеличенный, большой на малый и наоборот. Чистые же интервалы остаются чистыми при обращении (вот им повезло как!)
Осталось только вспомнить — КАК РАЗРЕШАЮТСЯ ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ В МАЖОРЕ И В МИНОРЕ? Характерные интервалы — созвучия неустойчивые и требуют правильного разрешения в устойчивые тонические созвучия. Здесь действует простое правило: при разрешении в тонику увеличенные интервалы нужно увеличивать, а уменьшённые — уменьшать (как и с тритонами). При этом любой неустойчивый звук просто переходит в ближайший устойчивый. Наши «интересные» ступени разрешаются всегда одинаково: пониженная шестая стремится в пятую, а повышенная седьмая — в первую. Вот и получается, что увеличенная секунда разрешается в чистую кварту, а уменьшённая септима — в чистую квинту; увеличенная квинта, увеличиваясь, переходит при разрешении в большую сексту, а уменьшённая кварта, уменьшаясь, переходит в малую терцию. Не забудьте ещё раз посмотреть на пример, чтобы увидеть разрешения!
Как не перепутать эти интервалы на слух? Сыграйте их за фортепиано — сначала, к примеру, ум.4, а затем — ув.4. Слышите, в чём разница? Ум.4 совершенно не звучит как кварта, по звучанию она равна б.3 (и их действительно легко перепутать), а ув.4, в свою очередь, звучит очень резко, пронзительно. Та же история с ум.5 и ув.5 — ум.5 звучит резко, грубо, а ув.5 — равна по звучанию м.6. Также можно ориентироваться по ключевым знакам, к примеру, если у вас при ключе знаков вообще нет (привет, До мажор!), то вас явно должен будет насторожить появившийся из ниоткуда ля-бемоль. Главное — быть внимательными и держать ушки на макушке.