СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТРИЗ развитие творчества

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ТРИЗ развитие творчества»

МАСТЕР-КЛАСС «Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов ТРИЗ» Учитель биологии МОУ СОШ № 12 Топорова Н.А. 3

МАСТЕР-КЛАСС

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов ТРИЗ»

Учитель биологии МОУ СОШ № 12 Топорова Н.А.

3

Я МЫСЛЮ – ЗНАЧИТ, Я СУЩЕСТВУЮ!

Я МЫСЛЮ – ЗНАЧИТ, Я СУЩЕСТВУЮ!

Скажите, а с какими трудностями Вы сталкиваетесь, когда пытаетесь придумать или составить какие-то задания для своих учеников?    Это могут быть задания для проверочной работы, творческие задания. Какие сложности у Вас возникают?

Скажите, а с какими трудностями Вы сталкиваетесь, когда пытаетесь придумать или составить какие-то задания для своих учеников?

Это могут быть задания для проверочной работы, творческие задания. Какие сложности у Вас возникают?

А вот у меня часто стоит проблема, а как предложить ученику такое задание, которое:  1. Проверяло бы наличие фактических знаний  2. Способствовало развитию мышления  3. Развивало бы творческие способности?

А вот у меня часто стоит проблема, а как предложить ученику такое задание, которое: 1. Проверяло бы наличие фактических знаний 2. Способствовало развитию мышления 3. Развивало бы творческие способности?

А помогут в этом - Изобретательские задачи. Что это такое? Это задачи, задания в содержании которых есть проблема, противоречие. И учащиеся должны найти решение этой проблемы. Часто эти задачи связаны с практикой, практической деятельностью человека. Отсюда и название «Изобретательские». Вы должны изобрести какой то способ решения этой проблемы. Лучше организовывать групповую работу. Обязательная фраза:

А помогут в этом - Изобретательские задачи. Что это такое? Это задачи, задания в содержании которых есть проблема, противоречие. И учащиеся должны найти решение этой проблемы. Часто эти задачи связаны с практикой, практической деятельностью человека. Отсюда и название «Изобретательские». Вы должны изобрести какой то способ решения этой проблемы. Лучше организовывать групповую работу. Обязательная фраза:

Мы не делимся на группы, а объединяемся в группы!!!  1 этап Я формулирую условие задачи  2 этап подскажите пожалуйста  3 этап  4 этап

Мы не делимся на группы, а объединяемся в группы!!! 1 этап Я формулирую условие задачи 2 этап подскажите пожалуйста 3 этап 4 этап

2 этап работа в группах обсуждение в группе, «мозговой штурм», когда участники предлагают самые разнообразные решения. Ни одна идея не должна отбрасываться. Ученики выбирают самые простые, продуктивные и эффективные решения.  3 этап Представление. Коллективное обсуждение найденного решения. Когда группа выступает, другие команды могут предлагать свои дополнения или свое решение  4 этап Рефлексия: Что нового я узнал? Что для меня было трудно? Работала ли наша группа эффективно? Все ли варианты решения этой проблемы мы рассмотрели?

2 этап работа в группах обсуждение в группе, «мозговой штурм», когда участники предлагают самые разнообразные решения. Ни одна идея не должна отбрасываться. Ученики выбирают самые простые, продуктивные и эффективные решения. 3 этап Представление. Коллективное обсуждение найденного решения. Когда группа выступает, другие команды могут предлагать свои дополнения или свое решение 4 этап Рефлексия: Что нового я узнал? Что для меня было трудно? Работала ли наша группа эффективно? Все ли варианты решения этой проблемы мы рассмотрели?

«МЫСЛИТЕЛЬНАЯ МИНУТКА» Людей с такими привычками ~ 10-12%, хотя в последнее время их стало рождаться больше (15 - 20%). Они совершенно нормальные, но, как правило, не похожи на остальных. Они чаще неординарно мыслят, более эмоциональны и более уязвимы. Среди них - Александр Македонский, Юлий Цезарь, Льюис Кэрролл, Альберт Эйнштейн, Рональд Рейган, Бил Клинтон, Брюсе Уиллис и многие другие известные люди. Скорее всего, такие люди есть и среди Вас. Назовите физиологическую особенность этих людей.

«МЫСЛИТЕЛЬНАЯ МИНУТКА»

Людей с такими привычками ~ 10-12%, хотя в последнее время их стало рождаться больше (15 - 20%). Они совершенно нормальные, но, как правило, не похожи на остальных. Они чаще неординарно мыслят, более эмоциональны и более уязвимы.

Среди них - Александр Македонский, Юлий Цезарь, Льюис Кэрролл, Альберт Эйнштейн, Рональд Рейган, Бил Клинтон, Брюсе Уиллис и многие другие известные люди. Скорее всего, такие люди есть и среди Вас. Назовите физиологическую особенность этих людей.

«МЫСЛИТЕЛЬНАЯ МИНУТКА» Ответ : Леворукость. Мозг человека был бы функционально симметричен относительно левой и правой половин, если бы эволюция не отдала в большей степени одному полушарию знаковое, а другому образное мышление.

«МЫСЛИТЕЛЬНАЯ МИНУТКА»

Ответ : Леворукость. Мозг человека был бы функционально симметричен относительно левой и правой половин, если бы эволюция не отдала в большей степени одному полушарию знаковое, а другому образное мышление.

Верблюд очень обидчивое и злопамятное животное. Хозяин знает об этом, но все равно вынужден заставлять верблюда работать. Может наступить такой момент, когда животное готово буквально взорваться. Оно может напасть на человека. Как же дать верблюду спустить пар, отомстить и вновь вернуть его к работе?

Верблюд очень обидчивое и злопамятное животное. Хозяин знает об этом, но все равно вынужден заставлять верблюда работать. Может наступить такой момент, когда животное готово буквально взорваться. Оно может напасть на человека. Как же дать верблюду спустить пар, отомстить и вновь вернуть его к работе?

«МЫСЛИТЕЛЬНАЯ МИНУТКА» «Каждую секунду в нашем теле сотни миллионов неодушевленных, очень дисциплинированных маленьких балерин сходятся, расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны, словно танцоры на балу, исполняющие сложные па старинного танца. Этот древнейший на земле танец. Танец Жизни. В таких танцах клетки тела пополняют свои ряды. И мы растем и существуем». Как вы думаете, о каком процессе идет речь? Кто эти балерины?

«МЫСЛИТЕЛЬНАЯ МИНУТКА»

«Каждую секунду в нашем теле сотни миллионов неодушевленных, очень дисциплинированных маленьких балерин сходятся, расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны, словно танцоры на балу, исполняющие сложные па старинного танца. Этот древнейший на земле танец. Танец Жизни. В таких танцах клетки тела пополняют свои ряды. И мы растем и существуем».

Как вы думаете, о каком

процессе идет речь?

Кто эти балерины?

«МЫСЛИТЕЛЬНАЯ МИНУТКА» Ответ: Деление клетки. Хромосомы.

«МЫСЛИТЕЛЬНАЯ МИНУТКА»

Ответ:

Деление клетки.

Хромосомы.

ТРИЗ Установление причинно-следственных связей Однажды к Чарльзу Дарвину обратились фермеры с вопросом, как увеличить надои молока. Великий естествоиспытатель ответил: «Разводите как можно больше кошек!» Причем здесь кошки?

ТРИЗ

Установление причинно-следственных связей

Однажды к Чарльзу Дарвину обратились фермеры с вопросом, как увеличить надои молока.

Великий естествоиспытатель ответил: «Разводите как можно больше кошек!»

Причем здесь кошки?

ТРИЗ Установление причинно-следственных связей кошки мыши шмели клевер коровы молоко

ТРИЗ

Установление причинно-следственных связей

кошки

мыши

шмели

клевер

коровы

молоко

РЕШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В задачах может быть не описано противоречие, но оно должно присутствовать в неявной форме в условии задачи. Правило формулирования противоречий: данная часть системы должна обладать свойством «А», чтобы выполнить нужную функцию, и свойством «не А», чтобы удовлетворить требованиям задачи.

РЕШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

В задачах может быть не описано противоречие, но оно должно присутствовать в неявной форме в условии задачи. Правило формулирования противоречий: данная часть системы должна обладать свойством «А», чтобы выполнить нужную функцию, и свойством «не А», чтобы удовлетворить требованиям задачи.

ЗАДАЧА НА ПРОТИВОРЕЧИЕ Большинство растений имеют корни, выполняющие функцию укрепления растения в почве и всасывания воды с минеральными веществами. Однако, встречаются растения , которые корней совсем не имеют. Как же они существуют?

ЗАДАЧА НА ПРОТИВОРЕЧИЕ

Большинство растений имеют корни, выполняющие функцию укрепления растения в почве и всасывания воды с минеральными веществами. Однако, встречаются растения , которые корней совсем не имеют. Как же они существуют?

ЗАДАЧА НА ПРОТИВОРЕЧИЕ Формулируем противоречие: Корни должны быть, так как они выполняют важные функции. НО … (по условию) КОРНЕЙ НЕТ!

ЗАДАЧА НА ПРОТИВОРЕЧИЕ

Формулируем противоречие:

Корни должны быть, так как они выполняют важные функции. НО … (по условию) КОРНЕЙ НЕТ!

ПРОТИВОРЕЧИЕ Способы разрешения противоречий: во времени (в интервале времени Т1 рассматриваемая система обладает свойством «А», а в интервале времени Т2 - свойством «не А»); в структуре (одна часть системы обладает свойством «А» , а другая часть системы - свойством «не А»); в воздействиях (при воздействии-1 система обладает свойством «А», а, при воздействии-2 - свойством «не А»).

ПРОТИВОРЕЧИЕ

Способы разрешения противоречий:

  • во времени (в интервале времени Т1 рассматриваемая система обладает свойством «А», а в интервале времени Т2 - свойством «не А»);
  • в структуре (одна часть системы обладает свойством «А» , а другая часть системы - свойством «не А»);
  • в воздействиях (при воздействии-1 система обладает свойством «А», а, при воздействии-2 - свойством «не А»).
ПРОТИВОРЕЧИЕ Ответ (один из вариантов): Все высшие растения (почти) имеют корни, т. е. одна часть системы обладает свойством «А». А вот низшие растения, водоросли – обитатели воды, в корне не нуждаются, так всасывают воду всем телом и не прикрепляются к субстрату, т.е. другая часть системы обладает свойством «не А».

ПРОТИВОРЕЧИЕ

Ответ (один из вариантов):

Все высшие растения (почти) имеют корни, т. е. одна часть системы обладает свойством «А».

А вот низшие растения, водоросли – обитатели воды, в корне не нуждаются, так всасывают воду всем телом и не прикрепляются к субстрату, т.е. другая часть системы обладает свойством «не А».

НЕТРАДИЦИОННЫЕ СОЧИНЕНИЯ Правила пользования двустворчатой раковинной. После того как побывал снаружи, захлопни створки на замок, Нe забудь, что осьминог умеет раскрывать твой дом с помощью парализующей жидкости. Помни, что состоишь из мягкого тела, когда будешь прятаться, от врагов не прищеми туловища И еще не забудь, что в морях и океанах много тех, кто любит деликатесы, и ловко разжимает твой дом, никогда не спи, даже если рядом нет врагов. Иванова Лиза 7 «Г»

НЕТРАДИЦИОННЫЕ СОЧИНЕНИЯ

Правила пользования двустворчатой раковинной.

После того как побывал снаружи, захлопни створки на замок,

Нe забудь, что осьминог умеет раскрывать твой дом с помощью парализующей жидкости.

Помни, что состоишь из мягкого тела, когда будешь прятаться, от врагов не прищеми туловища

И еще не забудь, что в морях и океанах много тех, кто любит деликатесы, и ловко разжимает твой дом, никогда не спи, даже если рядом нет врагов.

Иванова Лиза 7 «Г»

Домашнее задание В качестве домашнего задания предлагается выполнить по выбору задание 1-3, и как обязательное выступает задание №4 1. Составьте связанный рассказ, в который входили бы следующие понятия. Запишите его в тетради. Приготовьте рассказать его на уроке. Ориентировочный рефлекс, головной мозг, И.М. Сеченов, средний мозг, серое вещество, белое вещество 2. Составьте кроссворд и подписи к нему. Оформите работу на отдельном листе формата А4. Рефлекс, мозжечок, гипоталамус, нейрон, ствол, аксон, тело, дендрит 3. Составьте тест для своих одноклассников из 10 вопросов к теме “Нервная система”. Для каждого вопроса придумайте три неверных и один правильный ответ. Оформите работу на отдельном листе формата А4. 4. Составьте конспект изучения темы “Нервная система” в следующей форме: Цели изучения темы Основные понятия, термины, персоналии темы Интеллект-карта темы Придумайте форму и содержание зачетной работы. Оформите задание на отдельном листе.

Домашнее задание

В качестве домашнего задания предлагается выполнить по выбору задание 1-3, и как обязательное выступает задание №4

1. Составьте связанный рассказ, в который входили бы следующие понятия. Запишите его в тетради. Приготовьте рассказать его на уроке.

Ориентировочный рефлекс, головной мозг, И.М. Сеченов, средний мозг, серое вещество, белое вещество

2. Составьте кроссворд и подписи к нему. Оформите работу на отдельном листе формата А4.

Рефлекс, мозжечок, гипоталамус, нейрон, ствол, аксон, тело, дендрит

3. Составьте тест для своих одноклассников из 10 вопросов к теме “Нервная система”. Для каждого вопроса придумайте три неверных и один правильный ответ. Оформите работу на отдельном листе формата А4.

4. Составьте конспект изучения темы “Нервная система” в следующей форме:

  • Цели изучения темы
  • Основные понятия, термины, персоналии темы
  • Интеллект-карта темы

Придумайте форму и содержание зачетной работы. Оформите задание на отдельном листе.

«ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА»

«ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!