СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тропы и фигуры речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Средства выразительности: презентация

Просмотр содержимого документа
«Тропы и фигуры речи»

Тропы ФИГУРЫ РЕЧИ

Тропы

ФИГУРЫ РЕЧИ

ТРОПЫ (греч. tropos — поворот, оборот речи) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы - важный элемент художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др. ФИГУРЫ РЕЧИ - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия, хиазм и др.

ТРОПЫ (греч. tropos — поворот, оборот речи) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы - важный элемент художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.

ФИГУРЫ РЕЧИ - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия, хиазм и др.

ТРОПЫ ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole — преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови», «море смеха»). Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю. … за одну рукоять моей сабли дают мне лучший табун и три тысячи овец . (Н. Гоголь. ) ЛИТОТА (греч. litotes — простота) - троп, противоположный гиперболе; намеренное преуменьшение («мужичок с ноготок»). Второе название литоты – мейосис. И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведёт под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… а сам с ноготок!  МЕТАФОРА (греч. metaphora — перенесение) - троп, скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…). В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.    Голова ли ты, головушка!  Что на грудь ты наклонилася?  Отчего ты безо времени  Белым инеем покрылася ?   Где меж темных лип светился  Монастырь святой...

ТРОПЫ

  • ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole — преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови», «море смеха»).
  • Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю.
  • … за одну рукоять моей сабли дают мне лучший табун и три тысячи овец . (Н. Гоголь. )
  • ЛИТОТА (греч. litotes — простота) - троп, противоположный гиперболе; намеренное преуменьшение («мужичок с ноготок»). Второе название литоты – мейосис.
  • И шествуя важно, в спокойствии чинном,
  • Лошадку ведёт под уздцы мужичок
  • В больших сапогах, в полушубке овчинном,
  • В больших рукавицах… а сам с ноготок!

  • МЕТАФОРА (греч. metaphora — перенесение) - троп, скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…). В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.

  • Голова ли ты, головушка!

Что на грудь ты наклонилася?

Отчего ты безо времени

Белым инеем покрылася ?

Где меж темных лип светился

Монастырь святой...

ТРОПЫ МЕТОНИМИЯ (греч. metonymia - переименование) - троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле (

ТРОПЫ

  • МЕТОНИМИЯ (греч. metonymia - переименование) - троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле ("пенящийся бокал" - имеется в виду вино в бокале; "лес шумит" – подразумеваются деревья; и т.п.).
  • И зал встаёт, и зал поёт, и в зале дышится легко.
  • ПЕРИФРАЗА (греч. periphrasis - окольный оборот, иносказание) - троп; замена одного слова описательным выражением, передающим смысл («царь зверей» - вместо «лев» и т.п).
  • Золото и серебро получили наши спортсмены, бронза досталась французам.
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея, персонификация) - вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (душа поёт, река играет…).
  • Юный град, полночных стран краса и диво. «Медный всадник» (Петербург)
  • И счастья баловень безродный, полудержавный властелин. «Полтава» (князь Меньшиков)
  • Буря мглою небо кроет
  • Вихри снежные крутя,
  • То, как зверь, она завоет ,
  • То заплачет , как дитя.

(А.С. Пушкин)

Тропы «...и слышно было до рассвета, как ликовал француз...» «Бородино» … беспокойная Литва С толпою дерзких воевод На землю русскую идет. «Боярин Орша» «Мужик глуп, как свинья , а хитёр, как чёрт». И стройных жниц короткие подолы, Как флаги в праздник , по ветру летят.  А. Ахматова Я, дьякон, буду с вами говорить. Деятельность господина Лаевского развернута перед вами, как длинная китайская грамота , и вы можете читать ее от начала до конца.  А. Чехов СИНЕКДОХА (греч. synekdoche - соотнесение) – троп и вид метонимии, название части вместо целого или наоборот. СРАВНЕНИЕ – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации - другой. («Сильный, как лев», «сказал, как отрезал»…). В отличие от метафоры, в сравнении обязательно присутствуют слова «как», «как будто», «словно» .

Тропы

  • «...и слышно было до рассвета, как ликовал француз...» «Бородино»
  • … беспокойная Литва
  • С толпою дерзких воевод
  • На землю русскую идет. «Боярин Орша»
  • «Мужик глуп, как свинья , а хитёр, как чёрт».
  • И стройных жниц короткие подолы,
  • Как флаги в праздник , по ветру летят.

А. Ахматова

  • Я, дьякон, буду с вами говорить. Деятельность господина Лаевского развернута перед вами, как длинная китайская грамота , и вы можете читать ее от начала до конца.

А. Чехов

  • СИНЕКДОХА (греч. synekdoche - соотнесение) – троп и вид метонимии, название части вместо целого или наоборот.
  • СРАВНЕНИЕ – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации - другой. («Сильный, как лев», «сказал, как отрезал»…). В отличие от метафоры, в сравнении обязательно присутствуют слова «как», «как будто», «словно» .
Закрепление материала а) Из данного отрывка выпишете по одному примеру олицетворения, сравнения и эпитета.  Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные, облака, все раскутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой…  И.С.Тургенев «Голуби» (из цикла «стихотворения в прозе») б) Рисуя картину грозы, И.С.Тургенев использует сравнения. Выпишите их из текста, ответьте на вопрос: с какой целью автор применяет данные художественные средства?

Закрепление материала

  • а) Из данного отрывка выпишете по одному примеру олицетворения, сравнения и эпитета.

  • Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные, облака, все раскутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой…

И.С.Тургенев «Голуби» (из цикла «стихотворения в прозе»)

  • б) Рисуя картину грозы, И.С.Тургенев использует сравнения. Выпишите их из текста, ответьте на вопрос: с какой целью автор применяет данные художественные средства?
Ответы А) 1) Визжит ветер – олицетворение  2) стреляет как из пушки – сравнение  3) рьяный ливень – эпитет Б) мечется как бешеный  словно в клочья разорванные облака  закачался отвесными столбами ливень  стреляет как из пушки При помощи сравнений автор рисует могучее движение природы, тревожное и в то же время очищающее. Буря и гроза внушают герою повествования страх и одновременно это для него – потеха! Можно представить себе в этой картине и бешеное, неукротимое животное, готовое растоптать все живое, и тяжелые потоки воды, издали похожие на движущие столбы, и можно услышать канонаду приближающегося боя.

Ответы

  • А) 1) Визжит ветер – олицетворение
  • 2) стреляет как из пушки – сравнение
  • 3) рьяный ливень – эпитет
  • Б) мечется как бешеный
  • словно в клочья разорванные облака
  • закачался отвесными столбами ливень
  • стреляет как из пушки
  • При помощи сравнений автор рисует могучее движение природы, тревожное и в то же время очищающее. Буря и гроза внушают герою повествования страх и одновременно это для него – потеха! Можно представить себе в этой картине и бешеное, неукротимое животное, готовое растоптать все живое, и тяжелые потоки воды, издали похожие на движущие столбы, и можно услышать канонаду приближающегося боя.
Задание: Назовите средство выразительности, которое использовал автор.  1 . Под ним струя светлей лазури.  (М. Лермонтов.) 2 . Богатырский конь через лес перепрыгивает.  (Былина) 3. Задремали звёзды золотые.  (С. Есенин.) 4. Впереди – пустынный сентябрьский день.  (К. Паустовский.) 5 . Вода устала петь, устала течь,  Сиять, струиться и переливаться.  (Д. Самойлов.) 6. Спать одуванчики ложились спать вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.  (М. Пришвин.) 7. Она щебечет и поёт  В преддверье бора,  как бы оберегая вход  В лесные норы.  (Б. Пастернак.) 8. В багрец и золото одетые леса.  (А. Пушкин.) 9. Скоро Осень проснется  и заплачет спросонья.  (К. Бальмонт.) 10. Но предстоит еще заледенеть,  И уж не петь, а, как броня, звенеть.  (Д. Самойлов.) Тест Выполнив задания, оцените свои ответы по следующей шкале: «5» - 9-10; «4» - 7-8; «3» - 5-6 правильных ответов. Ответы: 1.Сравнение.  2.Гипербола.  3.Олицетворение.  4.Эпитет.  5.Однородные члены  предложения.  6.Олицетворение.  7.Сравнение.  8.Метафора  9.Олицетворени  10.Сравнение.
  • Задание: Назовите средство выразительности, которое использовал автор.

  • 1 . Под ним струя светлей лазури.
  • (М. Лермонтов.)
  • 2 . Богатырский конь через лес перепрыгивает.
  • (Былина)
  • 3. Задремали звёзды золотые.
  • (С. Есенин.)
  • 4. Впереди – пустынный сентябрьский день.
  • (К. Паустовский.)
  • 5 . Вода устала петь, устала течь,
  • Сиять, струиться и переливаться.
  • (Д. Самойлов.)
  • 6. Спать одуванчики ложились спать вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
  • (М. Пришвин.)
  • 7. Она щебечет и поёт
  • В преддверье бора,
  • как бы оберегая вход
  • В лесные норы.
  • (Б. Пастернак.)
  • 8. В багрец и золото одетые леса.
  • (А. Пушкин.)
  • 9. Скоро Осень проснется
  • и заплачет спросонья.
  • (К. Бальмонт.)
  • 10. Но предстоит еще заледенеть,
  • И уж не петь, а, как броня, звенеть.
  • (Д. Самойлов.)

Тест

  • Выполнив задания, оцените свои ответы по следующей шкале:
  • «5» - 9-10;
  • «4» - 7-8;
  • «3» - 5-6 правильных ответов.
  • Ответы: 1.Сравнение.
  • 2.Гипербола.
  • 3.Олицетворение.
  • 4.Эпитет.
  • 5.Однородные члены

предложения.

6.Олицетворение.

7.Сравнение.

8.Метафора

9.Олицетворени

10.Сравнение.

Тест Задание: Назовите средство выразительности, которое использовал автор.  1. Жизни мышья беготня…  Что тревожишь ты меня? (А.Пушкин) 2. Мальчик с пальчик. 3. Лес, словно терем расписной. (И.Бунин) 4 . Когда народ….  Белинского и Гоголя  С базара понесет. (Н.Некрасов) 5. О Волга, колыбель моя! (Н.Некрасов) 6. Мело, мело по всей земле,  Во все пределы.  Свеча горела на столе,  Свеча горела. (Б.Пастернак) 7 . Они сошлись. Волна и камень,  Стихи и проза, лед и пламень,  Не столь различны меж собой. (А. Пушкин) 8 . Мы с тобой не виделись сто лет! 9. Гораздо интереснее казались морские коньки. (В.Катаев) 10. И пунша пламень голубой. ( А. Пушкин) Выполнив задания, оцените свои ответы по следующей шкале: «5» - 9-10; «4» - 7-8; «3» - 5-6 правильных ответов. Ответы: 1.Риторический вопрос  2. Литота  3. Сравнение  4. Метонимия  5. Обращение  6. Лексический повтор  7. Антитеза  8. Гипербола  9. Сравнение  10. Метафора

Тест

  • Задание: Назовите средство выразительности, которое использовал автор.

  • 1. Жизни мышья беготня…
  • Что тревожишь ты меня? (А.Пушкин)
  • 2. Мальчик с пальчик.
  • 3. Лес, словно терем расписной. (И.Бунин)
  • 4 . Когда народ….
  • Белинского и Гоголя
  • С базара понесет. (Н.Некрасов)
  • 5. О Волга, колыбель моя! (Н.Некрасов)
  • 6. Мело, мело по всей земле,
  • Во все пределы.
  • Свеча горела на столе,
  • Свеча горела. (Б.Пастернак)
  • 7 . Они сошлись. Волна и камень,
  • Стихи и проза, лед и пламень,
  • Не столь различны меж собой. (А. Пушкин)
  • 8 . Мы с тобой не виделись сто лет!
  • 9. Гораздо интереснее казались морские коньки. (В.Катаев)
  • 10. И пунша пламень голубой. ( А. Пушкин)
  • Выполнив задания, оцените свои ответы по следующей шкале:
  • «5» - 9-10;
  • «4» - 7-8;
  • «3» - 5-6 правильных ответов.
  • Ответы: 1.Риторический вопрос
  • 2. Литота
  • 3. Сравнение
  • 4. Метонимия
  • 5. Обращение
  • 6. Лексический повтор
  • 7. Антитеза
  • 8. Гипербола
  • 9. Сравнение
  • 10. Метафора
ФИГУРЫ РЕЧИ У  наших  у шки на мак у шке!  Ч у ть  у тро осветило п у шки  И леса синие верх у шки -  Франц у зы т у т как т у т.  (Бородино) В ечер. В зморье. В здохи ветра. В еличавый в озглас в олн. Б лизко б уря. В б ерег б ьется Ч уждый ч арам ч ерный ч елн…  К. Бальмонт  АССОНАНС (франц. assonance - созвучие или откликаюсь) - повторение в строке, строфе или фразе однородных гласных звуков.  АЛЛИТЕРАЦИЯ (ЗВУКОПИСЬ) (лат. ad - к, при и littera - буква) - повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность.

ФИГУРЫ РЕЧИ

  • У  наших  у шки на мак у шке! Ч у ть  у тро осветило п у шки И леса синие верх у шки - Франц у зы т у т как т у т.

(Бородино)

  • В ечер. В зморье. В здохи ветра.
  • В еличавый в озглас в олн.
  • Б лизко б уря. В б ерег б ьется
  • Ч уждый ч арам ч ерный ч елн…
  • К. Бальмонт
  • АССОНАНС (франц. assonance - созвучие или откликаюсь) - повторение в строке, строфе или фразе однородных гласных звуков.
  • АЛЛИТЕРАЦИЯ (ЗВУКОПИСЬ) (лат. ad - к, при и littera - буква) - повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность.
ФИГУРЫ РЕЧИ Это утро, радость эта,  Эта мощь и дня и света,  Этот синий свод,  Этот крик и вереницы,  Эти стаи, эти птицы,  Этот говор вод…  А. Фет  И мира нет — и нет нигде врагов;  Страшусь — надеюсь, стыну и пылаю;  В пыли влачусь — и в небесах витаю;  Всем в мире чужд — и мир обнять готов…  Ф. Петрарака  АНАФОРА (греч. anaphora - вынесение) - повторение начальных слов, строки, строфы или фразы. АНТИТЕЗА ( греч. antithesis – противоречие, противоположение)резко выраженное противопоставление понятий или явлений. Антитеза усиливает эмоциональную окраску речи и подчеркивает высказываемую с ее помощью мысль. Иногда по принципу антитезы построено все произведение

ФИГУРЫ РЕЧИ

  • Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод…
  • А. Фет

  • И мира нет — и нет нигде врагов; Страшусь — надеюсь, стыну и пылаю; В пыли влачусь — и в небесах витаю; Всем в мире чужд — и мир обнять готов…
  • Ф. Петрарака
  • АНАФОРА (греч. anaphora - вынесение) - повторение начальных слов, строки, строфы или фразы.
  • АНТИТЕЗА ( греч. antithesis – противоречие, противоположение)резко выраженное противопоставление понятий или явлений. Антитеза усиливает эмоциональную окраску речи и подчеркивает высказываемую с ее помощью мысль. Иногда по принципу антитезы построено все произведение
ФИГУРЫ РЕЧИ БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Фигура придающая речи динамичность и насыщенность. Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века - Всё будет так. Исхода нет.   А. Блок  МНОГОСОЮЗИЕ ( полисиндетон ) - избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску. Противоположная фигура - бессоюзие. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчеркивает отдельные слова, усиливает ее выразительность: И волны теснятся, и мчатся назад,  И снова приходят, и о берег бьют...  М. Лермонтов И скучно и грустно, и некому руку подать…

ФИГУРЫ РЕЧИ

  • БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Фигура придающая речи динамичность и насыщенность.
  • Ночь, улица, фонарь, аптека,
  • Бессмысленный и тусклый свет.
  • Живи ещё хоть четверть века -
  • Всё будет так. Исхода нет.

А. Блок

  • МНОГОСОЮЗИЕ ( полисиндетон ) - избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску. Противоположная фигура - бессоюзие.
  • Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчеркивает отдельные слова, усиливает ее выразительность:
  • И волны теснятся, и мчатся назад, И снова приходят, и о берег бьют...
  • М. Лермонтов
  • И скучно и грустно, и некому руку подать…
ФИГУРЫ РЕЧИ ГРАДАЦИЯ - от лат. gradatio — постепенность) — стилистическая фигура, в которой определения группируются в известном порядке — нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. Градация усиливает эмоциональное звучание стиха:   Не жалею, не зову, не плачу,  Все пройдет, как с белых яблонь дым.  С. Есенин  ИНВЕРСИЯ (лат. inversio - перестановка) - стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок. Преданья старины глубокой    А.С. Пушкин Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням  А. С. Пушкин

ФИГУРЫ РЕЧИ

  • ГРАДАЦИЯ - от лат. gradatio — постепенность) — стилистическая фигура, в которой определения группируются в известном порядке — нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. Градация усиливает эмоциональное звучание стиха:
  •  
  • Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым.
  • С. Есенин

ИНВЕРСИЯ (лат. inversio - перестановка) - стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок.

  • Преданья старины глубокой
  • А.С. Пушкин
  • Швейцара мимо он стрелой
  • Взлетел по мраморным ступеням

А. С. Пушкин

ФИГУРЫ РЕЧИ    ОКСЮМОРОН (греч. oxymoron - остроумно-глупое) - сочетание контрастных, противоположных по значению слов (живой труп, гигантский карлик, жар холодных числ). ПАРАЛЛЕЛИЗМ (от греч. parallelos — идущий рядом) — тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ. Параллелизм особенно характерен для произведений устного народного творчества (былин, песен, частушек, пословиц) и близких к ним по своим художественным особенностям литературных произведений И день настал. Встаёт с одра  Мазепа, сей страдалец хилый,  Сей  труп живой , ещё вчера  Стонавший слабо над могилой  А.С. Пушкин В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут.     А. С. Пушкин Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы.  В. Брюсов

ФИГУРЫ РЕЧИ

  •   ОКСЮМОРОН (греч. oxymoron - остроумно-глупое) - сочетание контрастных, противоположных по значению слов (живой труп, гигантский карлик, жар холодных числ).
  • ПАРАЛЛЕЛИЗМ (от греч. parallelos — идущий рядом) — тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ. Параллелизм особенно характерен для произведений устного народного творчества (былин, песен, частушек, пословиц) и близких к ним по своим художественным особенностям литературных произведений
  • И день настал. Встаёт с одра Мазепа, сей страдалец хилый, Сей  труп живой , ещё вчера Стонавший слабо над могилой
  • А.С. Пушкин
  • В синем море волны плещут.
  • В синем небе звезды блещут.
  • А. С. Пушкин
  • Твой ум глубок, что море.
  • Твой дух высок, что горы.
  • В. Брюсов
ФИГУРЫ РЕЧИ ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения.  ЭПИФОРА (греч. epiphora - повторение) - стилистическая фигура, противоположная анафоре : повторение последних слов или фраз. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.  Бессмысленный и тусклый свет.  Живи ещё хоть четверть века —  Все будет так. Исхода нет.  А. Блок  Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет.  В. Шукшин Вот на берег вышли гости,  Царь Салтан зовёт их в гости...     А. С. Пушкин

ФИГУРЫ РЕЧИ

  • ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения.
  • ЭПИФОРА (греч. epiphora - повторение) - стилистическая фигура, противоположная анафоре : повторение последних слов или фраз.
  • Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века — Все будет так. Исхода нет.
  • А. Блок

  • Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет.
  • В. Шукшин
  • Вот на берег вышли гости,

Царь Салтан зовёт их в гости...

  • А. С. Пушкин
ФИГУРЫ РЕЧИ  ЭЛЛИПСИС (греч. elleipsis - выпадение, опущение) - фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого). Этим достигается динамичность и сжатость речи, передается напряженная смена действия. Эллипсис — один из видов умолчания. В художественной речи передаёт взволнованность говорящего или напряженность действия:. Вместо хлеба — камень, вместо поучения — колотушка  М. Салтыков-Щедрин Офицер — из пистолета. Теркин — в мягкое штыком  А. Твардовский Мы сёла — в пепел, грады — в прах, в мечи — серпы и плуги  В. Жуковский

ФИГУРЫ РЕЧИ

  • ЭЛЛИПСИС (греч. elleipsis - выпадение, опущение) - фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого). Этим достигается динамичность и сжатость речи, передается напряженная смена действия. Эллипсис — один из видов умолчания. В художественной речи передаёт взволнованность говорящего или напряженность действия:.
  • Вместо хлеба — камень, вместо поучения — колотушка
  • М. Салтыков-Щедрин
  • Офицер — из пистолета. Теркин — в мягкое штыком
  • А. Твардовский
  • Мы сёла — в пепел, грады — в прах, в мечи — серпы и плуги
  • В. Жуковский

Тест

  • Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.
  • 1 .И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов).
  •   2 .Игру его любил творец Макбета. (А. Пушкин.)
  •   3 .Старый клён на одной ноге стережёт голубую Русь. (С.Есенин.)
  •   4 .Путь шел по целине; люди падали с обрывов. ( И. Эренбург )
  •   5 .Коль любить , так без рассудку,
  • Коль грозить, так не на шутку,
  • Коль ругнуть, так сгоряча,
  • Коль рубнуть, так уж сплеча! ( А.Толстой .)
  •   6 .Вынес достаточно русский народ,
  • Вынес и эту дорогу железную -
  • Вынесет всё, что Господь не пошлёт!
  • Вынесет всё — и широкую, ясную
  • Грудью дорогу проложит себе. ( Н.Некрасов)
  •   7 . « Не станет нас!».А миру хоть бы что.
  • « Исчезнет след!». А миру хоть бы что.
  • Нас не было, а он сиял и будет.
  • Исчезнем мы — а миру хоть бы что. ( О.Хайям)
  •   8 .Она свежа, как вешний цвет,
  • Взлелеянный в тени дубравной.
  • Как тополь киевских высот, она стройна. ( А. Пушкин.)
  •   9 .Они сошлись. Волна и камень,
  • Стихи и проза, лёд и пламень
  • Не столь различны меж собой. ( А.Пушкин.)
  •   10 . Мне нравятся весёлые люди. Нравятся сияющие глаза, звонкий смех, громкий говор. Крики. Мне
  • нравятся румяные девушки с коньками в руках. Или такие, знаете, в майках, в спортивных
  • туфельках, прыгающие вверх и вниз. (М. Зощенко.)
  • 1.Синекдоха.
  • 2.Перифраза.
  • 3. Олицетворение.
  • 4.Параллелизм.
  • 5.Параллелизм и анафора.
  • 6. Анафора.
  • 7.Эпифора.
  • 8. Сравнение.
  • 9.Антитеза.
  • 10. Параллелизм и анафора.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!