СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тропы и фигуры речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тропы и фигуры речи»

Тропы и фигуры речи. Презентацию подготовила Михеева Людмила Николаевна

Тропы и фигуры речи.

Презентацию подготовила

Михеева Людмила Николаевна

Литота Эпитет Олицетворение Оксюморон Сравнение Тропы Синекдоха Гипербола Ирония Метафора Перифраз Метонимия

Литота

Эпитет

Олицетворение

Оксюморон

Сравнение

Тропы

Синекдоха

Гипербола

Ирония

Метафора

Перифраз

Метонимия

Тропы- слова или обороты речи в переносном, иносказательном, образном смысле. Слова могут употребляться как в собственном, так и в переносном значении. Например, в выражениях : острый нож, твердый камень, слова «острый» и «твёрдый» употреблены в собственном смысле ; в выражениях же острый ум, твердый характер эти же самые слова употреблены в переносном значении.

Тропы- слова или обороты речи в переносном, иносказательном, образном смысле.

Слова могут употребляться как в собственном, так и в переносном значении. Например, в выражениях : острый нож, твердый камень, слова «острый» и «твёрдый» употреблены в собственном смысле ; в выражениях же острый ум, твердый характер эти же самые слова употреблены в переносном значении.

Эпитет- художественное определение,ярко и образно рисующее наиболее существенный признак предмета или явления. Отговорила роща золотая Березовым весёлым языком… С. Есенин Ночевала тучка золотая … М. Лермонтов

Эпитет- художественное определение,ярко и образно рисующее наиболее существенный признак предмета или явления.

Отговорила роща золотая Березовым весёлым языком…

С. Есенин Ночевала тучка золотая … М. Лермонтов

Сравнения - слова или выражения, содержащие уподобление одного предмета или явления другому. Простейшая форма сравнения использует связующие слова : как, словно, точно, подобно, как бы, как будто, похож на, вот так бы и т.д.  И стоит, словно зеркало,пруд, отражая свои берега. (И.Бунин)  Пирует с дружиною вещий Олег При звоне веселом стакана ; И кудри их белы, как утренний снег Над славной главою кургана. (А.Пушкин)

Сравнения - слова или выражения, содержащие уподобление одного предмета или явления другому. Простейшая форма сравнения использует связующие слова : как, словно, точно, подобно, как бы, как будто, похож на, вот так бы и т.д.

И стоит, словно зеркало,пруд, отражая свои берега. (И.Бунин)

Пирует с дружиною вещий Олег

При звоне веселом стакана ;

И кудри их белы, как утренний снег

Над славной главою кургана.

(А.Пушкин)

Метафора (от греч. «перенесение»)-троп, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения. Мы пьём из чаши бытия С закрытыми глазами, Златые омочив края Своими же слезами… М.Ю.Лермонтов … Нос корабля, ножка стола, заря жизни, говор волн, закат пылает, стрелка часов…

Метафора (от греч. «перенесение»)-троп, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения.

Мы пьём из чаши бытия

С закрытыми глазами,

Златые омочив края

Своими же слезами…

М.Ю.Лермонтов

Нос корабля, ножка стола, заря жизни, говор волн, закат пылает, стрелка часов…

Олицетворение- присвоение предметам неживой природы свойств живых существ. Но вот багряною рукою Заря от утренних долин Выводит с солнцем за собою Весёлый праздник именин. (А.Пушкин)  Руки милой-пара лебедей- в золоте волос моих ныряют. ( С .Есенин)

Олицетворение- присвоение предметам неживой природы свойств живых существ.

Но вот багряною рукою

Заря от утренних долин

Выводит с солнцем за собою

Весёлый праздник именин.

(А.Пушкин)

Руки милой-пара лебедей- в золоте волос моих ныряют. ( С .Есенин)

Метонимия (от греч. «переименование»)- поэтический троп , замена одного слова (понятия) другим словом (понятием),имеющим причинную связь с первым. С них отражал герой безумный, Один в толпе домашних слуг, Турецкой рати приступ шумный, И бросил шпагу под бунчук. (А.Пушкин)  Не то на серебре-на золоте едал . (А.Грибоедов )

Метонимия (от греч. «переименование»)- поэтический троп , замена одного слова (понятия) другим словом (понятием),имеющим причинную связь с первым.

С них отражал герой безумный,

Один в толпе домашних слуг,

Турецкой рати приступ шумный,

И бросил шпагу под бунчук.

(А.Пушкин)

Не то на серебре-на золоте едал . (А.Грибоедов )

Синекдоха (от греч. «соотнесение»)-разновидность метонимии, перенос значения по количеству – большее вместо меньшего или наоборот. Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва спаленная пожаром Французу отдана ? (М.Лермонтов)  И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Лермонтов)

Синекдоха (от греч. «соотнесение»)-разновидность метонимии, перенос значения по количеству – большее вместо меньшего или наоборот.

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва спаленная пожаром

Французу отдана ?

(М.Лермонтов)

И слышно было до рассвета, как ликовал француз.

(М.Лермонтов)

Гипербола ( от греч. «преувеличение»)-поэтический приём чрезмерного преувеличения или уменьшения предмета, для выражения восторга, изумления, негодования и т.п.  У того-  револьверы  в четыре курка, сабля  в семьдесят лезвий А у этого  - рука  и ещё рука Да и та  за пояс ткнута (В. Маяковский)  В сто сорок солнц закат пылал.   (В.Маяковский)

Гипербола ( от греч. «преувеличение»)-поэтический приём чрезмерного преувеличения или уменьшения предмета, для выражения восторга, изумления, негодования и т.п.

У того-

револьверы

в четыре курка,

сабля

в семьдесят лезвий

А у этого

- рука

и ещё рука

Да и та

за пояс ткнута

(В. Маяковский)

В сто сорок солнц закат пылал.

(В.Маяковский)

Литота (от греч. «простота»)- художественный приём преуменьшения, противоположный гиперболе, используемый для изобразительно-выразительных свойств речи. Тучи в клочики, В клочочки - клочишки (В.Маяковский)  Мальчик-с-пальчик

Литота (от греч. «простота»)- художественный приём преуменьшения, противоположный гиперболе, используемый для изобразительно-выразительных свойств речи.

Тучи в клочики,

В клочочки - клочишки

(В.Маяковский)

Мальчик-с-пальчик

Перифраз (от греч. «пересказ»)- образный оборот, выражение, которое употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания. Угас, как светоч, дивный гений, Увял торжественный венок . (М.Ю.Лермонтов)

Перифраз (от греч. «пересказ»)- образный оборот, выражение, которое употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания.

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок .

(М.Ю.Лермонтов)

Ирония (от греч. «притворство»)- выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Ай, Моська, знать, она сильна, Что лает на слона. (И.Крылов)  Откуда, умная, бредешь ты ,голова? (И.Крылов) Гротеск - искажение или смещение норм действительности. Образ Органчика из « Истории одного города» М.Салтыкова – Щедрина.

Ирония (от греч. «притворство»)- выражение насмешки или лукавства посредством иносказания.

Ай, Моська, знать, она сильна,

Что лает на слона. (И.Крылов)

Откуда, умная, бредешь ты ,голова?

(И.Крылов)

Гротеск - искажение или смещение норм действительности.

Образ Органчика из « Истории одного города»

М.Салтыкова – Щедрина.

Сарказм -злая ,горькая или гневная насмешка. «Размышление у парадного подъезда» (Н.Некрасов) Каланбур -звуковое сходство слов. Наш медик в рот больным без счету капли льет. Однако от того ни капли пользы нет. ( М. Херасков)

Сарказм -злая ,горькая или гневная насмешка. «Размышление у парадного подъезда» (Н.Некрасов)

  • Каланбур -звуковое сходство слов.
  • Наш медик в рот больным без счету капли льет. Однако от того ни капли пользы нет. ( М. Херасков)
Оксюморон Антитеза Градация Повтор Риторический  вопрос Синтаксические фигуры Инверсия Риторическое  обращение Риторическое  восклицание

Оксюморон

Антитеза

Градация

Повтор

Риторический

вопрос

Синтаксические

фигуры

Инверсия

Риторическое

обращение

Риторическое

восклицание

Фигура -  изменение «естественного» порядка слов в синтаксической конструкции (перестановка слов, пропуск необходимых или использование «лишних», с точки зрения «естественной» речи, лексических элементов),ради достижения дополнительной выразительности.

Фигура - изменение «естественного» порядка слов в синтаксической конструкции (перестановка слов, пропуск необходимых или использование «лишних», с точки зрения «естественной» речи, лексических элементов),ради достижения дополнительной выразительности.

Антитеза  (от греч. «противопоставление»)- сопоставления или противопоставления контрастных понятий и служит для усиления впечатления.  Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень.(А.Пушкин)

Антитеза (от греч. «противопоставление»)- сопоставления или противопоставления контрастных понятий и служит для усиления впечатления.

Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень.(А.Пушкин)

Оксюморон (от греч. слова «остроумно-глупое»)-сочетает контрастные по значению слова. Свободные рабы, живой труп, оптимистическая трагедия.  Таинственно шумит лесная тишина.( И. Бунин)

Оксюморон (от греч. слова «остроумно-глупое»)-сочетает контрастные по значению слова.

Свободные рабы,

живой труп,

оптимистическая трагедия.

Таинственно шумит лесная тишина.( И. Бунин)

Повтор - фигура речи, состоящая в повторении звуков, слов, синтаксических конструкций и усиливающая выразительность высказывания. -звуковые повторы гласных звуков- ассонанс (красивая- неугасимая) ; неточная рифма с несовпадающими ударными гласными- диссонанс ( розовый – разовый) . -лексико-синтаксические повторы -повторение слова в начале строки – анафора ,в конце строки - эпифора, целого стиха - рефрен. Тороватому боярину слава! И красавице боярыне слава! (Некрасов)

Повтор - фигура речи, состоящая в повторении звуков, слов, синтаксических конструкций и усиливающая выразительность высказывания.

-звуковые повторы гласных звуков- ассонанс (красивая- неугасимая) ; неточная рифма с несовпадающими ударными гласными- диссонанс ( розовый – разовый) .

-лексико-синтаксические повторы -повторение слова в начале строки – анафора ,в конце строки - эпифора, целого стиха - рефрен.

Тороватому боярину слава!

И красавице боярыне слава!

(Некрасов)

Градация (от лат. «постепенность»)-слова располагаются в порядке усиления или ослабления признака.  Ветер ревел, бил людей холодными мокрыми ладонями, пытался свалить с ног. (А.С.Пушкин)  Анафора -повторение слов. Не напрасно дули ветры. Не напрасно шла гроза. ( С.Есенин) Параллелизм- одинаковое синтаксическое построение предложений. Он над тучами смеется, он от радости рыдает! (М.Горький)

Градация (от лат. «постепенность»)-слова располагаются в порядке усиления или ослабления признака. Ветер ревел, бил людей холодными мокрыми ладонями, пытался свалить с ног. (А.С.Пушкин)

Анафора -повторение слов.

Не напрасно дули ветры. Не напрасно шла гроза. ( С.Есенин) Параллелизм- одинаковое синтаксическое построение предложений. Он над тучами смеется, он от радости рыдает! (М.Горький)

Риторический вопрос -фигура,в которой в форме вопроса содержится утверждение,не требующее ответа. Зачем семьи родной безвестный круг Я покидал ? Всё сердце грело там…  (М. Лермонов )

Риторический вопрос -фигура,в которой в форме вопроса содержится утверждение,не требующее ответа.

Зачем семьи родной безвестный круг

Я покидал ? Всё сердце грело там…

(М. Лермонов )

Риторическое восклицание (от греч. «оратор»)- стилистическая фигура, которая служит для усиления эмоционального восприятия. Звенит и буйствует природа. Я соучастник ей во всём! (А. Блок)

Риторическое восклицание (от греч. «оратор»)- стилистическая фигура, которая служит для усиления эмоционального восприятия.

Звенит и буйствует природа.

Я соучастник ей во всём!

(А. Блок)

Риторическое обращение- стилистическая фигура, состоящая из вопросов и восклицаний, выражающих сомнение, просьбу, негодование, жалобу, приветствие и пр., обращённых автором к людям , к природе или к самому себе. О Волга! После многих лет Я вновь принес тебе привет. ( Н.Некрасов)

Риторическое обращение- стилистическая фигура, состоящая из вопросов и восклицаний, выражающих сомнение, просьбу, негодование, жалобу, приветствие и пр., обращённых автором к людям , к природе или к самому себе.

О Волга! После многих лет Я вновь принес тебе привет. ( Н.Некрасов)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!