Мотивационно-целевой этап | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Диагностика эмоционального состояния учащихся (во время работы учитель фиксирует учащихся с отрицательной рефлексией) Учитель делит учащихся на группы. Актуализация знаний: учитель напоминает учащимся, что они уже знакомы с понятием эволюция и революция. Учитель выдвигает проблему, формулирует задание. Подводит к формулированию темы и целей урока. Если вопросы, сформулированные учащимися разнятся с запланированными, учитель предлагает сравнить с тем, что получилось у него (слайд 12). | Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? Перед вами карточка с изображением руки, поверните карточку так, чтобы мне стало понятно ваше настроение. Пальчик вверх – хорошее, вниз – плохое, в сторону – нормальное. Какое у вас настроение? (слайд 5) Перед вами на партах лежит лист бумаги. Подумайте, обсудите и покажите, как изменить форму листа сначала «эволюционным» путём, затем «революционным». (слайд 6) Согласно «Теории эволюции» Чарльза Дарвина (слайд 7), человек произошёл от обезьяны, это стало революционной теорией происхождения человека. Внимательно рассмотрите изображение и постарайтесь определить одно из главных условий, которое повлияло на это уникальное явление (слайд 8) Посмотрите на экран. Как вы думаете, что объединяет всех этих людей, изображённых на слайде? (слайд 9) Прочитать стихотворение и восстановить недостающие слова (слайд 10). Для того, чтобы определить тему нашего урока, вам нужно разгадать эту шифровку: ДУРТ – ВОСОНА НИЖИЗ (слайд 11) Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить? | Выполняют задание учителя. Выполняют задание и представляют свою работу в группе. Рассматривают слайд и по очереди озвучивают свою догадку. Отвечают на вопрос. Читают стихотворение про себя и вставляют недостающие слова. Разгадывают шифровку, записывают тему урока в тетрадь. Формулируют вопросы, которые и являются планом урока. |
Процессуальный этап | По алгоритму учитель предлагает вывести определение труда (слайд 13 – 15) Человек трудится всю жизнь. Давайте убедимся в этом (слайд 16 – 21) Учитель формулирует задание, напоминает, что нужно выбрать 1 – 2 учеников, которые озвучат и представят результат работы группы. Учитель просит учащихся сформулировать вывод. Предлагает посмотреть на слайд (слайд 27) Предлагает сыграть в игру «Корзина» Предлагает сыграть в игру «Товары и услуги» Читает стихотворение (слайд 29 – 30) Формулирует задание. Организует проверочную работу и взаимопроверку (слайд 34 – 39) | Для начала нам нужно выяснить, что такое труд? Перед вами на карточках несколько определений. Прочитайте внимательно все определения и запишите в тетрадь то, которое вы считаете наиболее полным (приложение 1) Давайте с вами попробуем вывести своё определение труда  ТРУД ЧТО? ЗАЧЕМ? Посмотрите на слайд и скажите в чём заключается труд человека в этом возрасте. Вывод: человек трудится всю свою жизнь. Для чего человек трудится? Работая в группах вам нужно составить кластер. Главная карточка с вопросом, остальные нужно приклеить так, чтобы получился ответ на вопрос, но будьте осторожны: много карточек лишних (время 5 минут) (слайд 23) Труд даёт человеку всё необходимое для жизни (слайд 24) Перед вами на слайде люди разных профессий. Как вы думаете, что является результатом их труда? Перед вами две разные корзины и файл с карточками. Вам нужно разделить карточки по корзинам по определённому признаку и затем объяснить, какими критериями вы пользовались. Я называю продукт труда. Если это товар – вы хлопаете в ладоши, если услуга – поднимаете руку (слайд 28) Сейчас я прочитаю стихотворение, которое условно разделила на две логические части. Послушайте его и подумайте, почему труд художника сравнили с трудом сапожника? Какой ещё вывод можно сделать из этого стихотворения? Как ещё оценивается труд? Внимательно рассмотрите и прокомментируёте схему (слайд 32) Чем, кроме заработной платы, можно оценить труд? Когда благодарность важнее денег? Почему трудовые заслуги людей отмечают почётными наградами? Проверочная работа с последующей проверкой по эталону. | Учащиеся работают с карточкой, выписывают определение в тетрадь. Ответы учеников, составление схемы, выведение общего понятия. Учащиеся рассматривают слайды, отвечают на вопросы и делают вывод. Учащиеся составляют кластер, затем представляют свою работу по группам. Учащиеся озвучивают вывод. По очереди высказывают свой ответ. Выполняют задание и представляют свою работу. Выводят новые понятия «товар», «услуга». Выполняют задание. Учащиеся вместе с учителем про себя читают стихотворение и отвечают на вопросы. Изучают и комментируют схему. Работая в группах , обсуждают предложенные вопросы и отвечают на них. Выполняют работу и осуществляют взаимопроверку по ключу. |
Рефлексивно-оценочный этап | Организует беседу, связывая результаты урока с его целями (слайд 40) Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. | Наш урок подходит к концу. Давайте вернёмся к тем вопросам, которые мы ставили перед собой вначале урока. Ответили мы на них? Приём «Лесенка успеха». В тетради учащиеся должны нарисовать лесенку из трёх ступенек и галочкой отметить своё местоположения, ориентируясь на слайд (слайд 41). | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала, как они его усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Рисуют лесенку, отмечают своё местоположение. |