СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Трудная семья – трудные дети»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трудные дети и трудные семьи – эти понятия неразделимы. Неблагополучный ребенок неразрывно связан с неблагополучной семьей: дети – зеркало образа жизни отцов и матерей.

    Среди причин, порождающих «трудных» детей, можно выделить следующие:

отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми ранних лет;

√ незнание их интересов и потребностей;

√ политическая, социально – экономическая и экологическая нестабильность;

√ усиление влияния псевдокультуры;

√ неблагоприятные семейно – бытовые отношения;

√ отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;

√ чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;

√ сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;

√ «эпидемия» разводов;

√ потеря эмоциональных контактов с детьми.

 Поэтому перевоспитание трудного ребенка надо начинать с коррекции внутрисемейных отношений. 

Просмотр содержимого документа
««Трудная семья – трудные дети»»

Муниципальное специальное /коррекционное/ образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная/коррекционная/ общеобразовательная школа-интернат VIII вида












Выступление

социального педагога

Куликовой Е.А.

на педсовете на тему


«Трудная семья – трудные дети».













г. Чернушка

Трудные дети и трудные семьи – эти понятия неразделимы. Неблагополучный ребенок неразрывно связан с неблагополучной семьей: дети – зеркало образа жизни отцов и матерей.

Среди причин, порождающих «трудных» детей, можно выделить следующие:

√ отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми ранних лет;

√ незнание их интересов и потребностей;

√ политическая, социально – экономическая и экологическая нестабильность;

√ усиление влияния псевдокультуры;

√ неблагоприятные семейно – бытовые отношения;

√ отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;

√ чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;

√ сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;

√ «эпидемия» разводов;

√ потеря эмоциональных контактов с детьми.

Поэтому перевоспитание трудного ребенка надо начинать с коррекции внутрисемейных отношений.

В нашей школе всех детей можно отнести к категории «трудных». При составлении социально- педагогического паспорта я получила следующую картину:

Социально – педагогический паспорт

МС (к) ОУ VIII вида

2009 – 2010 учебный год (1 полугодие).



категории

Критерии, статусы

Количество человек

СОП

Употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических, психотропных и одурманивающих веществ (родителями или детьми)

8

Бродяжничество или попрошайничество

-

Совершение правонарушения, общественно опасных деяний

1

Совершение преступлений

2

Непосещение или систематические пропуски занятий в ОУ по неуважительным причинам

3

Исключение или оставление образовательного учреждения

-

Оставленные на повторный год обучения

-

Проживание в антисанитарных условиях или без определенного мета жительства

2

Всего состоит на учете в СОП

19

Группа риска

Учащиеся, сопричастные к употреблению ПАВ

2

Асоциальное поведение детей (систематические нарушения дисциплины; сквернословия, драки, издевательства над другими детьми).

2

Совершили правонарушения или преступление

6

Непосещение или систематические пропуски занятий в ОУ по неуважительным причинам

3

Исключение или оставление образовательного учреждения

-

Оставленные на повторный год обучения

-

Учащиеся, прошедшие курс реабилитационных мероприятий (снятие статуса СОП)

5

Учащиеся, уже ранее стоящие в «группе риска», снятые с учета и вновь поставлены на учет в «группу риска»

-

Всего состоят на учете в «группе риска»

15

Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке

Учащиеся из неполных семей (количество детей и семей)

39 детей

37 семей

Учащиеся из малообеспеченных семей (количество детей и семей)

47детей

46 семей

Учащиеся из многодетных семей (количество детей и семей)

40 детей

30 семей

Учащиеся из замещающей семьи:

  • Опекунская

  • Приемная


5

10

Дети из семей вынужденных переселенцев, иностранных граждан

-

Дети с трудностями в обучении (7-8 вид, низкий результат единого муниципального тестирования

126

Дети инвалиды

23

Несовершеннолетние матери

-

Учащиеся, переведенные в «группу норма»


Всего учащихся, нуждающихся в педагогической поддержке

62



Все трудные семьи можно подразделить на пять типов:

  1. Семья, в которой «трудные» родители.

Характеристика. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, отсутствием душевного контакта.

( семья Васенина Андрея, Мининой Анастасии).

Задачи классного руководителя и педколлектива:

расположить мать к себе, заручиться доверием, если она отнесется

  • лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.

  • Заинтересоваться судьбой ребенка, пробудить ответственность за его будущее.

  • Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем.

  1. Семья, где господствует безнадзорность.

Характеристика. Родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, отсутствие духовных связей с детьми.

Задачи классного руководителя и педколлектива:

• терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на ребенка того образа жизни, который они ведут;

• обратить внимание на испытываемые ребенком переживания, боль, стыд, обиду на отца и мать;

• выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни;

• включить ребенка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль.

3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей.

Характеристика. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей.

Задачи классного руководителя и педколлектива:

  • сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций;

  • включение их в систематическую работу школы с родителями;

  • пробудить у родителей интерес к самообразованию;

  • внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.

4. Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию в ущерб духовной жизни.

Характеристика. Дети растут эгоистами, чрезмерными потребителями. Родители эти качества в детях поощряют.

Задачи классного руководителя и педколлектива:

  • изменить нацеленность родителей только на материальные ценности, заинтересовать внутренним духовным миром ребенка,

  • при встречах с родителями дома и в школе с использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы, приводя примеры из жизни других семей, служения людям, добру.

  1. Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, граничащие с жестокостью.

Характеристика. Детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. Дети, как результат, растут жестокими и озлобленными.

Задачи классного руководителя и педколлектива:

• доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы;

• относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права, как и взрослые на самостоятельность и уважение;

•доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании.

Чтобы как-то улучшить социальную ситуацию в образовательном учреждении, необходимо наладить систему работы с «трудными» семьями, соблюдая определенный алгоритм.

Сейчас я познакомлю вас с алгоритмом работы социального педагога с неблагополучной семьей, который можно применять и в работе с «трудными » семьями.


Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей:

1 этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью

2 этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи

3 этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни

4 этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод

5 этап: изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций

6 этап: изучение личностных особенностей членов семьи

7 этап: составле6ние карты семьи

8 этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.)

9 этап: составление программы работы с неблагополучной семьей

10 этап: текущие и контрольные посещения семьи

11 этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.

Основными направлениями школы с «трудными» детьми и «трудными» семьями являются:

  1. Изучение проблемных детей и семей.

  2. Составление классным руководителем индивидуального плана работы с этими семьями и детьми.

  3. Организация педагогической помощи детям и их родителям.

Классному руководителю для более детального знакомства с такими учащимися необходимо:

• определить характер неблагополучия в семье,

• установить статус ученика из неблагополучной семьи в классном коллективе, характер взаимоотношений с ним одноклассников, наметить способы их улучшения,

• изучить интересы, склонности и способности ученика с целью включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность,

• ознакомиться с положением ребенка в семье,

• установить, входит ли такой ребенок в другие группы, компании, объединения, направленность этих групп, характер их влияния на конкретного ученика,

• изучить нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива,

• выявить ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!