Муниципальное специальное /коррекционное/ образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная/коррекционная/ общеобразовательная школа-интернат VIII вида
Выступление
социального педагога
Куликовой Е.А.
на педсовете на тему
«Трудная семья – трудные дети».
г. Чернушка
Трудные дети и трудные семьи – эти понятия неразделимы. Неблагополучный ребенок неразрывно связан с неблагополучной семьей: дети – зеркало образа жизни отцов и матерей.
Среди причин, порождающих «трудных» детей, можно выделить следующие:
√ отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми ранних лет;
√ незнание их интересов и потребностей;
√ политическая, социально – экономическая и экологическая нестабильность;
√ усиление влияния псевдокультуры;
√ неблагоприятные семейно – бытовые отношения;
√ отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
√ чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
√ сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
√ «эпидемия» разводов;
√ потеря эмоциональных контактов с детьми.
Поэтому перевоспитание трудного ребенка надо начинать с коррекции внутрисемейных отношений.
В нашей школе всех детей можно отнести к категории «трудных». При составлении социально- педагогического паспорта я получила следующую картину:
Социально – педагогический паспорт
МС (к) ОУ VIII вида
2009 – 2010 учебный год (1 полугодие).
категории | Критерии, статусы | Количество человек |
СОП | Употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических, психотропных и одурманивающих веществ (родителями или детьми) | 8 |
Бродяжничество или попрошайничество | - |
Совершение правонарушения, общественно опасных деяний | 1 |
Совершение преступлений | 2 |
Непосещение или систематические пропуски занятий в ОУ по неуважительным причинам | 3 |
Исключение или оставление образовательного учреждения | - |
Оставленные на повторный год обучения | - |
Проживание в антисанитарных условиях или без определенного мета жительства | 2 |
Всего состоит на учете в СОП | 19 |
Группа риска | Учащиеся, сопричастные к употреблению ПАВ | 2 |
Асоциальное поведение детей (систематические нарушения дисциплины; сквернословия, драки, издевательства над другими детьми). | 2 |
Совершили правонарушения или преступление | 6 |
Непосещение или систематические пропуски занятий в ОУ по неуважительным причинам | 3 |
Исключение или оставление образовательного учреждения | - |
Оставленные на повторный год обучения | - |
Учащиеся, прошедшие курс реабилитационных мероприятий (снятие статуса СОП) | 5 |
Учащиеся, уже ранее стоящие в «группе риска», снятые с учета и вновь поставлены на учет в «группу риска» | - |
Всего состоят на учете в «группе риска» | 15 |
Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке | Учащиеся из неполных семей (количество детей и семей) | 39 детей 37 семей |
Учащиеся из малообеспеченных семей (количество детей и семей) | 47детей 46 семей |
Учащиеся из многодетных семей (количество детей и семей) | 40 детей 30 семей |
Учащиеся из замещающей семьи: | 5 10 |
Дети из семей вынужденных переселенцев, иностранных граждан | - |
Дети с трудностями в обучении (7-8 вид, низкий результат единого муниципального тестирования | 126 |
Дети инвалиды | 23 |
Несовершеннолетние матери | - |
Учащиеся, переведенные в «группу норма» | |
Всего учащихся, нуждающихся в педагогической поддержке | 62 |
Все трудные семьи можно подразделить на пять типов:
Семья, в которой «трудные» родители.
Характеристика. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, отсутствием душевного контакта.
( семья Васенина Андрея, Мининой Анастасии).
Задачи классного руководителя и педколлектива:
расположить мать к себе, заручиться доверием, если она отнесется
лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.
Заинтересоваться судьбой ребенка, пробудить ответственность за его будущее.
Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем.
Семья, где господствует безнадзорность.
Характеристика. Родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, отсутствие духовных связей с детьми.
Задачи классного руководителя и педколлектива:
• терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на ребенка того образа жизни, который они ведут;
• обратить внимание на испытываемые ребенком переживания, боль, стыд, обиду на отца и мать;
• выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни;
• включить ребенка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль.
3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей.
Характеристика. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей.
Задачи классного руководителя и педколлектива:
сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций;
включение их в систематическую работу школы с родителями;
пробудить у родителей интерес к самообразованию;
внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.
4. Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию в ущерб духовной жизни.
Характеристика. Дети растут эгоистами, чрезмерными потребителями. Родители эти качества в детях поощряют.
Задачи классного руководителя и педколлектива:
изменить нацеленность родителей только на материальные ценности, заинтересовать внутренним духовным миром ребенка,
при встречах с родителями дома и в школе с использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы, приводя примеры из жизни других семей, служения людям, добру.
Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, граничащие с жестокостью.
Характеристика. Детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. Дети, как результат, растут жестокими и озлобленными.
Задачи классного руководителя и педколлектива:
• доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы;
• относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права, как и взрослые на самостоятельность и уважение;
•доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании.
Чтобы как-то улучшить социальную ситуацию в образовательном учреждении, необходимо наладить систему работы с «трудными» семьями, соблюдая определенный алгоритм.
Сейчас я познакомлю вас с алгоритмом работы социального педагога с неблагополучной семьей, который можно применять и в работе с «трудными » семьями.
Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей:
1 этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью
2 этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи
3 этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни
4 этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод
5 этап: изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций
6 этап: изучение личностных особенностей членов семьи
7 этап: составле6ние карты семьи
8 этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.)
9 этап: составление программы работы с неблагополучной семьей
10 этап: текущие и контрольные посещения семьи
11 этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.
Основными направлениями школы с «трудными» детьми и «трудными» семьями являются:
Изучение проблемных детей и семей.
Составление классным руководителем индивидуального плана работы с этими семьями и детьми.
Организация педагогической помощи детям и их родителям.
Классному руководителю для более детального знакомства с такими учащимися необходимо:
• определить характер неблагополучия в семье,
• установить статус ученика из неблагополучной семьи в классном коллективе, характер взаимоотношений с ним одноклассников, наметить способы их улучшения,
• изучить интересы, склонности и способности ученика с целью включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность,
• ознакомиться с положением ребенка в семье,
• установить, входит ли такой ребенок в другие группы, компании, объединения, направленность этих групп, характер их влияния на конкретного ученика,
• изучить нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива,
• выявить ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания.