СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудно ли образовывать формы глагола? Урок 1.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Трудно ли образовывать формы глагола? Урок 1.»

Русский родной язык 4 класс Трудно ли образовывать формы глагола? УРОК 1

Русский родной язык

4 класс

Трудно ли образовывать формы глагола?

УРОК 1

По какому признаку разделили слова? Распределите слова на группы.  ГЛАГОЛ По частям речи.  Назовите грамматические признаки этих частей речи.  Какая самостоятельная часть речи, из известных вам , отсутствует в перечне этих слов? По частям речи. Мы, учебник, умный, ты, ученик, прилежный, вы, аккуратный, тетрадь. 1.Мы, ты, вы. 2. Учебник, ученик, тетрадь. 3. Умный ,прилежный, аккуратный. Обозначает действие предмета. Какие грамматические признаки имеет глагол? Отвечает на вопросы Имеет спряжение, изменяются по временам, числам, лицам, в единственном числе прошедшего времени – по родам. что делать? что делаю? что делал?

По какому признаку разделили слова?

Распределите слова на группы.

ГЛАГОЛ

По частям речи.

Назовите грамматические признаки этих частей речи.

Какая самостоятельная часть речи, из известных вам , отсутствует в перечне этих слов?

По частям речи.

Мы, учебник, умный, ты, ученик, прилежный, вы, аккуратный, тетрадь.

1.Мы, ты, вы.

2. Учебник, ученик, тетрадь.

3. Умный ,прилежный, аккуратный.

Обозначает действие предмета.

Какие грамматические признаки имеет глагол?

Отвечает на вопросы

Имеет спряжение, изменяются по временам, числам, лицам, в единственном числе прошедшего времени – по родам.

что делать? что делаю? что делал?

Распределите слова на группы. Заполним таблицу. Трудно ли вам было образовывать формы глаголов? Как мы изменяли глагол? 1 лицо Ед.ч. играю 2 лицо Мн.ч. играют 3 лицо играешь играет играете играем

Распределите слова на группы.

Заполним таблицу.

Трудно ли вам было образовывать формы глаголов?

Как мы изменяли глагол?

1 лицо

Ед.ч.

играю

2 лицо

Мн.ч.

играют

3 лицо

играешь

играет

играете

играем

 Как можно продолжить диалог, если в русском языке нет слов «победю» и«побежду»? —  Ты так много тренируешься, я думаю, ты сможешь победить на соревнованиях. —  Очень надеюсь, что я смогу победить. —  Ты так много тренируешься, я думаю, ты сможешь победить на соревнованиях. —  Очень надеюсь, что я ...

Как можно продолжить диалог, если в русском языке нет слов «победю» и«побежду»?

— Ты так много тренируешься, я думаю, ты сможешь победить на соревнованиях.

— Очень надеюсь, что я смогу победить.

— Ты так много тренируешься, я думаю, ты сможешь победить на соревнованиях.

— Очень надеюсь, что я ...

В русском языке есть глаголы, которые не имеют формы 1-го лица единственного числа. К таким глаголам относятся слова победить, убедить, дудеть, галдеть, очутиться, ощутить и некоторые другие.

В русском языке есть глаголы, которые не имеют формы

1-го лица единственного числа. К таким глаголам относятся слова победить, убедить, дудеть, галдеть, очутиться, ощутить и некоторые другие.

Когда нужно использовать указанные глаголы в форме 1-го лица, их следует заменять словосочетаниями. Например: «Я попытаюсь победить», или «надеюсь победить», или «должен победить»,  или «мечтаю победить»,  или « одержу победу ».

Когда нужно использовать указанные глаголы в форме 1-го лица, их следует заменять словосочетаниями. Например:

«Я попытаюсь победить», или «надеюсь победить», или «должен победить»,

или «мечтаю победить»,

или « одержу победу ».

Замените глаголы в скобках словосочетаниями со словами могу (смогу), хочу, буду, обязан, стараюсь (постараюсь), должен, умею (сумею), наде юсь, мечтаю, стал . 1.  Поезд плавно покачивался, тихо стучали колёса, и я мечтала, как уже очень скоро смогу очутиться у бабушки в деревне. Рано утром я выйду на крыльцо, закрою глаза и смогу ощутить , как солнце согревает землю ласковыми лучами. 2.  Катя молча ходила по дому, грустная и задумчивая. Завтра я попробую убедить её уехать вместе с нами. 3.  Котёнок дрожал и жалобно мяукал. Бабушка сказала: «Я могу приютить котёнка на несколько дней. А ты постарайся побыстрее найти ему добрых хозяев». 5.  Завтра я обязан пропылесосить свою комнату, расставлю книги и вытру пыль.  4.  Мама рассердилась и сказала, что я слишком много стал дерзить последнее время.
  • Замените глаголы в скобках словосочетаниями со словами могу (смогу), хочу, буду, обязан, стараюсь (постараюсь), должен, умею (сумею), наде юсь, мечтаю, стал .

1. Поезд плавно покачивался, тихо стучали колёса, и я мечтала, как уже очень скоро смогу очутиться у бабушки в деревне. Рано утром я выйду на крыльцо, закрою глаза и смогу ощутить , как солнце согревает землю ласковыми лучами.

2. Катя молча ходила по дому, грустная и задумчивая. Завтра я попробую убедить её уехать вместе с нами.

3. Котёнок дрожал и жалобно мяукал. Бабушка сказала: «Я могу приютить котёнка на несколько дней. А ты постарайся побыстрее найти ему добрых хозяев».

5. Завтра я обязан пропылесосить свою комнату, расставлю книги и вытру пыль.

4. Мама рассердилась и сказала, что я слишком много стал дерзить последнее время.

 2. Образуй форму 1-го лица единственного числа от данных глаголов . Определите, какие звуки чередуются в корнях глаголов при образовании этой формы слова. будить  просить  резать  пахать выпустить платить  жечь -бужу -прошу -режу -пашу -выпускаю -плачу -жгу

2. Образуй форму 1-го лица единственного числа от данных глаголов .

Определите, какие звуки чередуются в корнях глаголов при образовании этой формы слова.

будить

просить

резать

пахать

выпустить

платить

жечь

-бужу

-прошу

-режу

-пашу

-выпускаю

-плачу

-жгу

3.  Составь предложения по картинкам, используя глаголы в форме 1-го лица единственного числа. Я (весить)

3. Составь предложения по картинкам, используя глаголы в форме 1-го лица единственного числа.

Я (весить)

3.  Составь предложения по картинкам, используя глаголы в форме 1-го лица единственного числа. Я (висеть)

3. Составь предложения по картинкам, используя глаголы в форме 1-го лица единственного числа.

Я (висеть)

3.  Составь предложения по картинкам, используя глаголы в форме 1-го лица единственного числа. Я (грустить)

3. Составь предложения по картинкам, используя глаголы в форме 1-го лица единственного числа.

Я (грустить)

3.  Составь предложения по картинкам, используя глаголы в форме 1-го лица единственного числа. Я (трусить)

3. Составь предложения по картинкам, используя глаголы в форме 1-го лица единственного числа.

Я (трусить)

3.  Составь предложения по картинкам, используя глаголы в форме 1-го лица единственного числа. Я (плескать)

3. Составь предложения по картинкам, используя глаголы в форме 1-го лица единственного числа.

Я (плескать)

3.  Составь предложения по картинкам, используя глаголы в форме 1-го лица единственного числа. Запишите эти предложения. Я (гордиться)

3. Составь предложения по картинкам, используя глаголы в форме 1-го лица единственного числа. Запишите эти предложения.

Я (гордиться)

Говори правильно весить — вешу  защитить  — защищу висеть — вишу  искать —  ищу вставать — встаю  полоскать— полощу гордиться — горжусь трусить —трушу грустить — грущу шутить —шучу давать — даю  плескать —плещу

Говори правильно

весить — вешу

защитить — защищу

висеть — вишу

искать — ищу

вставать — встаю

полоскать— полощу

гордиться — горжусь

трусить —трушу

грустить — грущу

шутить —шучу

давать — даю

плескать —плещу

 4. Прочитайте и поставьте глаголы в скобках в нужную форму. Если необходимо, используйте словосочетание. Запишите получившиеся предложения. 3.  Помоги мне, пожалуйста, Миша! Я потеряла свою заколку. (Искать) везде, а её нигде нет! 4.  В деревне я (вставать) рано и иду с дедом на озеро ловить рыбу. 3.  Помоги мне, пожалуйста, Миша! Я потеряла свою заколку. Ищу везде, а её нигде нет! 4.  В деревне я встаю рано и иду с дедом на озеро ловить рыбу. 2.  «Не обижайся, я просто так шучу », — миролюбиво сказал Вовка. 2.  «Не обижайся, я просто так (шутить)», — миролюбиво сказал Вовка. 1.  «Не бойся, Вика, я (защитить) тебя», — крикнул Владик и взмахнул игрушечным мечом. 1.  «Не бойся, Вика, я защищу тебя», — крикнул Владик и взмахнул игрушечным мечом.

4. Прочитайте и поставьте глаголы в скобках в нужную форму. Если необходимо, используйте словосочетание. Запишите получившиеся предложения.

3. Помоги мне, пожалуйста, Миша! Я потеряла свою заколку. (Искать) везде, а её нигде нет!

4. В деревне я (вставать) рано и иду с дедом на озеро ловить рыбу.

3. Помоги мне, пожалуйста, Миша! Я потеряла свою заколку. Ищу везде, а её нигде нет!

4. В деревне я встаю рано и иду с дедом на озеро ловить рыбу.

2. «Не обижайся, я просто так шучу », — миролюбиво сказал Вовка.

2. «Не обижайся, я просто так (шутить)», — миролюбиво сказал Вовка.

1. «Не бойся, Вика, я (защитить) тебя», — крикнул Владик и взмахнул игрушечным мечом.

1. «Не бойся, Вика, я защищу тебя», — крикнул Владик и взмахнул игрушечным мечом.

Работа по карточкам Образуйте форму 1-го лица единственного числа.  постараюсь убедить  хочу очутиться вишу  встаю Вариант 1 Вариант 2 играю на дудке  убедить  дудеть  могу приютить очутиться висеть приютить весить  вешу  вставать  давать  даю

Работа по карточкам

Образуйте форму 1-го лица единственного числа.

постараюсь убедить

хочу очутиться

вишу

встаю

Вариант 1

Вариант 2

играю на дудке

убедить

дудеть

могу приютить

очутиться висеть

приютить весить

вешу

вставать

давать

даю

Домашнее задание Составить предложения с глаголами, стоящими в форме 1-го лица единственного числа, из таблицы под рубрикой «Говори правильно» (с. 60).

Домашнее задание

Составить предложения с глаголами, стоящими в форме

1-го лица единственного числа, из таблицы под рубрикой «Говори правильно» (с. 60).