СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудно ли образовывать формы глагола ? Урок 2.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Трудно ли образовывать формы глагола ? Урок 2.»

Русский родной язык 4 класс Трудно ли образовывать формы глагола? УРОК 2

Русский родной язык

4 класс

Трудно ли образовывать формы глагола?

УРОК 2

 Составьте предложения со словами «класть», «положить»,  В чем трудность употребления этих глаголов? употребляя их в разных формах. Мы кладем … . Я положу … . …

Составьте предложения со словами «класть», «положить»,

В чем трудность употребления этих глаголов?

употребляя их в разных формах.

Мы кладем … .

Я положу … .

 Послушайте стихотворение. Еду ни ло́жить, ни ложи́ть, Да и накласть нельзя. А можно класть и положить, Запомните, друзья.

Послушайте стихотворение.

Еду ни ло́жить, ни ложи́ть,

Да и накласть нельзя.

А можно класть и положить,

Запомните, друзья.

Важная информация Когда нужно использовать глагол кушать, а когда глагол есть? Можно ли сказать: «Я кушаю», «Я покушал»? Или нужно говорить: «Я ем», «Я поел»? Слова есть и кушать — синонимы. Они имеют одинаковое значение: «принимать пищу». Но слово есть можно употребить в любой ситуации. А вот в использовании слова кушать есть серьёзные ограничения. «Идите кушать!», «Кушайте, пожалуйста!» — так можно вежливо пригласить к столу, предложить попробовать угощение. «Ты кушал?», «Покушай, пожалуйста!» — можно сказать детям. Говорить о себе «Я кушаю», «Я покушал» считается неправильным .

Важная информация

Когда нужно использовать глагол кушать, а когда глагол есть?

Можно ли сказать: «Я кушаю», «Я покушал»? Или нужно говорить: «Я ем», «Я поел»?

Слова есть и кушать — синонимы. Они имеют одинаковое значение: «принимать пищу». Но слово есть можно употребить в любой ситуации. А вот в использовании слова кушать есть серьёзные ограничения. «Идите кушать!», «Кушайте, пожалуйста!» — так можно вежливо пригласить к столу, предложить попробовать угощение. «Ты кушал?», «Покушай, пожалуйста!» — можно сказать детям. Говорить о себе «Я кушаю», «Я покушал» считается неправильным .

 5.  Найдите в рубрике «Важная информация» объяснение, почему в текстах использовано слово кушать. «Кушай яблочко, мой свет, Благодарствуй за обед...» — Старушоночка сказала, Поклонилась и пропала... (А. Пушкин)

5. Найдите в рубрике «Важная информация» объяснение, почему в текстах использовано слово кушать.

«Кушай яблочко, мой свет,

Благодарствуй за обед...» —

Старушоночка сказала,

Поклонилась и пропала...

(А. Пушкин)

 5.  Найдите в рубрике «Важная информация» объяснение, почему в текстах использовано слово кушать. Бабочка-красавица, Кушайте варенье! Или вам не нравится Наше угощенье? (К. Чуковский)

5. Найдите в рубрике «Важная информация» объяснение, почему в текстах использовано слово кушать.

Бабочка-красавица,

Кушайте варенье!

Или вам не нравится

Наше угощенье?

(К. Чуковский)

 6.  Определите, в каком примере слово кушать следует заменить словом есть . «Кушай кашку!» — уговаривала бабушка маленького Митю. Обычно я хожу кушать в столовую. Но сегодня кушать совсем не хотелось. Обычно я хожу обедать в столовую. Но сегодня есть совсем не хотелось.

6. Определите, в каком примере слово кушать следует заменить словом есть .

«Кушай кашку!» — уговаривала бабушка маленького Митю.

Обычно я хожу кушать в столовую. Но сегодня кушать совсем не хотелось.

Обычно я хожу обедать в столовую. Но сегодня есть совсем не хотелось.

 Важная информация В русском языке есть глаголы класть и положить , при использовании которых часто возникают ошибки. Важно знать, что в современном русском языке нет глаголов, образованных с помощью приставок от глагола класть. Правильно говорить:  Я кладу книги на стол. Витя кладёт тетради в папку .

Важная информация

В русском языке есть глаголы класть и положить , при использовании которых часто возникают ошибки.

Важно знать, что в современном русском языке нет глаголов, образованных с помощью приставок от глагола класть.

Правильно говорить:

Я кладу книги на стол.

Витя кладёт тетради в папку .

 Важная информация Корень - лож -, наоборот, используется только в глаголах с приставками (кроме слов на - ся и - сь : ложиться, ложусь).  Мы говорим: положить, переложить, сложить, уложить, отложить и так далее. Я положу карандаш в пенал. Я сложила тетрадки в портфель.

Важная информация

Корень - лож -, наоборот, используется только в глаголах с приставками (кроме слов на - ся и - сь : ложиться, ложусь).

Мы говорим: положить, переложить, сложить, уложить, отложить и так далее.

Я положу карандаш в пенал.

Я сложила тетрадки в портфель.

 Говори правильно Обрати внимание на формы глагола класть и ударение в них: кладу, кладём, кладёшь, кладёте, кладёт, кладут; клал, клала, клали.

Говори правильно

Обрати внимание на формы глагола класть и

ударение в них:

кладу, кладём,

кладёшь, кладёте,

кладёт, кладут;

клал, клала, клали.

Работа в паре 7. Запишите предложения, используя на месте пропусков нужные формы слов класть и положить . Не нужно (...) немытые яблоки на стол. Я могу (…) твои туфли в шкаф? Я могу положить твои туфли в шкаф? Не нужно класть немытые яблоки на стол. Все вещи нужно всегда (...) на место. Все вещи нужно всегда класть на место. Я помню, как утром положил ключи в сумку. Больного нужно положить в больницу. Куда ты (...) мою тетрадь? Куда ты положила мою тетрадь? Не (...) локти на стол. Не клади локти на стол. Я помню, как утром (...) ключи в сумку. Книги брат обычно кладёт на полку. Книги брат обычно (...) на полку. Больного нужно (...) в больницу.

Работа в паре

7. Запишите предложения, используя на месте пропусков нужные формы слов класть и положить .

Не нужно (...) немытые яблоки на стол.

Я могу (…) твои туфли в шкаф?

Я могу положить твои туфли в шкаф?

Не нужно класть немытые яблоки на стол.

Все вещи нужно всегда (...) на место.

Все вещи нужно всегда класть на место.

Я помню, как утром положил ключи в сумку.

Больного нужно положить в больницу.

Куда ты (...) мою тетрадь?

Куда ты положила мою тетрадь?

Не (...) локти на стол.

Не клади локти на стол.

Я помню, как утром (...) ключи в сумку.

Книги брат обычно кладёт на полку.

Книги брат обычно (...) на полку.

Больного нужно (...) в больницу.

 Из истории языка и культуры В русском языке есть устойчивое сочетание работать не покладая рук . Обычно так говорят о человеке, который работает усердно, старательно. Слово покладать — устаревшее. Сейчас это единственное слово с приставкой, образованное от глагола класть, мы используем его только в составе этого выражения.

Из истории языка и культуры

В русском языке есть устойчивое сочетание работать не покладая рук . Обычно так говорят о человеке, который работает усердно, старательно. Слово покладать — устаревшее. Сейчас это единственное слово с приставкой, образованное от глагола класть, мы используем его только в составе этого выражения.

 Говори правильно Если нужно попросить кого-то ехать или не ехать , то надо сказать: поезжай, поезжайте; не езди, не ездите.

Говори правильно

Если нужно попросить кого-то ехать или не ехать , то надо сказать:

поезжай, поезжайте; не езди, не ездите.

 Представьте, что вам нужно попросить ребёнка съехать с горки. Какую форму слова ехать нужно для этого использовать? Съезжай с горки.

Представьте, что вам нужно попросить ребёнка съехать с горки. Какую форму слова ехать нужно для этого использовать?

Съезжай с горки.

Работа по карточкам От глаголов, данных в скобках, образуйте нужную форму. Я пока не хочу ______ (есть, кушать). Я пока не хочу есть . Не ______ (ездить, ехать) сегодня в супермаркет. Не езди сегодня в супермаркет. Водители, ______(объехать) место аварии. Водители, объезжайте место аварии. Сыночек, ______ (есть, кушать) манную кашку. Сыночек, кушай манную кашку. На обед папа приходит есть домой. На обед папа приходит ______(есть, кушать) домой. Учитель положил тетради в сумку. Учитель ______ (класть, положить) тетради в сумку. Мама ______ (класть, положить) мне яблоки. Мама кладёт мне яблоки.

Работа по карточкам

От глаголов, данных в скобках, образуйте нужную форму.

Я пока не хочу ______ (есть, кушать).

Я пока не хочу есть .

Не ______ (ездить, ехать) сегодня в супермаркет.

Не езди сегодня в супермаркет.

Водители, ______(объехать) место аварии.

Водители, объезжайте место аварии.

Сыночек, ______ (есть, кушать) манную кашку.

Сыночек, кушай манную кашку.

На обед папа приходит есть домой.

На обед папа приходит ______(есть, кушать) домой.

Учитель положил тетради в сумку.

Учитель ______ (класть, положить) тетради в сумку.

Мама ______ (класть, положить) мне яблоки.

Мама кладёт мне яблоки.

Домашнее задание С.63, упр.8.

Домашнее задание

С.63, упр.8.