Материал участника Всероссийского конкурса
«Календарно-тематическое планирование: мой лучший проект»
МБДОУ «Детский сад № 29 «Стриж» г. Смоленска
педагога дополнительного образования
Ивановой Светланы Владимировны
Детализированный сценарий реализации темы
«Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать» (средняя группа)
Вид: творческий, краткосрочный
1 этап
Подбор программно-методического обеспечения для реализации проекта
Пополнение предметно-развивающей среды
Изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта
Подбор диагностического материала для выявления знаний детей
2 этап
Подбор программно-методического обеспечения для реализации проекта
Пополнение предметно-развивающей среды
Изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта
Подбор диагностического материала для выявления знаний детей
3 этап
Коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте
Определение содержания работы
Реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, внедрение нетрадиционных форм работы
Обобщение и распространение опыта работы
Защита проекта
4 этап
Применение проектной технологии в изобразительной деятельности детей среднего возраста
Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана не случайно, ведь птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить детей видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Цель:
Сформировать экологические знания о живущих и зимующих птицах на Смоленщине и ответственного, бережного отношения к ним у воспитанников дошкольного возраста
Повысить стремление родителей дать необходимые знания детям о птицах, живущих на Смоленщине.
Задачи
Разработать календарно-тематический план занятий по ознакомлению и обучению детей 4-5 лет с зимующими на Смоленщине птицами
Развивать творчество детей, чувство цвета и чувство прекрасного
Подобрать произведения про зимующих на Смоленщине птиц, с учетом основных требований ФГОС
Формировать у детей эмоционально-личностное отношение к жизни пернатых и окружающему нас миру
Использовать создание проблемных ситуаций, методы мотивации деятельности, интерактивные формы работы, ИКТ технологии с целью предупредить потерю интереса дошкольников к занятиям изобразительной деятельностью
Учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка, строя образовательный процесс в соответствии с его потенциальными возможностями
Создать художественную предметную среду, активизирующую самостоятельную изобразительную деятельность детей
Обеспечить на занятиях смену видов деятельности
Установить доверительные отношения с родителями воспитанников, по возможности привлекать их к образовательному процессу.
Участники проекта
Направления работы
Взаимодействие с детьми: дать представления о живущих и зимующих птицах на Смоленщине
Взаимодействие с педагогами: повышение педагогической компетентности в данном направлении.
Взаимодействие с родителями: педагогическое просвещение, анкетирование
Методы
Наглядные
Практические
Исследовательские
Работа с родителями
Консультация «Покормите птиц зимой»
Просмотр видеофильма «Национальный парк «Смоленское Поозерье»
Индивидуальные беседы с родителями о значимости совместной творческой деятельности с детьми
Выставки детских рисунков, аппликаций и лепки на тему «Пернатые гости зимнего леса»
Помощь родителей в предоставлении материалов для работы
Участие родителей в развлечениях, праздниках, в городских выставках и открытых мероприятиях в детском саду
Ожидаемые результаты
Результатом работы над данным проектом является сохранение наследия и использования его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения, что приведёт к улучшению качества социальной среды, играет огромную роль в формировании здоровой личности ребёнка, проявление сострадания, отзывчивости, толерантности
Сформируется умение доводить начатое дело до конца, повысится самооценка, появится уверенность в своих способностях
Ожидаемые результаты у педагогов
Повышение профессиональной компетентности в вопросах художественно - эстетического воспитания детей
Развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников
Углубление представлений о Национальном парке «Смоленское Поозерье»
Наработка практического опыта и внедрение его в деятельность педагогов и специалистов ДОУ с целью индивидуализации педагогического процесса
Ожидаемые результаты у родителей
Детализированный сценарий реализации темы
«Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»
в течение недели, представленный в таблице
Реализация тематического планирования в течение недели: в формах организации и видах деятельности | Деятельность педагогов | Описание особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды | Вовлечение родителей в образовательный процесс |
Входящая диагностика Критерии: - характеристика интереса по данной теме - характеристика качества творческой деятельности - характеристика качества продукции | Воспитатель проводит беседу на тему «Зимующие птицы Смоленщины» и «Почему надо помогать птицам зимой» Педагог дополнительного образования проводит рисование с детьми на тему «Птицы зимой» | | Анкетирование «Что Вы можете рассказать своему ребенку про зимующих птиц в Национальном парке «Смоленское Поозерье» |
Понедельник - Чтение письма от Снегурочки - Беседа Снегурочки по скайпу на тему: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать» - Показ презентации на тему «Зимующие птицы Национального Парка «Смоленское Поозерье» - Ручной труд на тему: «Кормушки для птичек» Ф/м «Птичья кормушка» - Трудовая деятельность «Столовая для птичек» - Дидактическая игра «Назови птичку» | Воспитатель читает детям письмо от Снегурочки. (Снегурочка хочет рассказать детям важную историю и приглашает детей выйти в интернет через скайп) Педагог дополнительного образования в костюме снегурочки выходит на связь в интернет через скайп (показывает замерзшую птичку и рассказывает, о трудной жизни пернатых зимой, по какой причине они могут погибнуть и как им помочь) Воспитатель показывает презентацию Дети с педагогом дополнительного образования в изостудии изготавливают кормушки из бросового материала, используя полученные навыки и умения, проявляют самостоятельность и фантазию. На прогулке воспитатель с детьми развешивают кормушки на участке детского сада Воспитатель предлагает детям поиграть в настольную игру, объясняет правила игры Во второй половине дня воспитатель предлагает поиграть в настольную игру. | Конверт с письмом от Снегурочки дети находят в уголке природы. ИКТ (проектор, экран и ноутбук); В уголке природы висят плакаты с изображением перелетных и зимующих птиц Смоленщины; ИКТ (проектор, экран и ноутбук); презентация на тему «Зимующие птицы Национального Парка «Смоленское Поозерье»; выставка книг в уголке «Художественная литература»: А. Барто «Снегирь», В. Бианки «Чей дом лучше всех?» и «Подкидыш»; в уголке «Художественное творчество» альбом для раскрашивания «Скок-поскок» Кормушки, картинки с изображением кормушек, бросовый материал Кормушки, зёрна, орешки Карточки для игры Приложение фото № 1, 2, 3, 4, 5, 6 | Консультация на тему: «Национальный парк «Смоленское Поозерье» Оказание в помощи в установке экрана, проектора и ноутбука Родители приносят бросовый материал для изготовления кормушек, орешки, семечки, зёрна для кормления птичек. |
Вторник - Беседа Снегурочки по скайпу на тему: «Ворона» - Чтение стихов и загадок о вороне, басни И.А.Крылова «Ворона и лиса», Е.Чарушин «Перепёлка» (рассказ «Яшка»), - Прослушивание аудио-записи с голосом вороны - Прослушивание песни Влада Бойко «Ворона» - Наблюдение «Найди ворону» - Трудовая деятельность «Покормим птичек» ф/м «Я зимой кормлю всех птиц» - Чтение пословиц и поговорок про ворону, М. Дружинина «Гав-гав! Кукареку!» (Эй, ворона) - Рисование «Нарисуй и разукрась ворону» ф/м «Ворона, покорми своих птенцов» | Педагог дополнительного образования в костюме снегурочки выходит на связь в интернет через скайп (загадывает загадку про ворону, показывает муляж вороны, мультфильм «Пластилиновая ворона» на стихи Э.Успенского и предлагает посвятить весь день этой птице) Воспитатель загадывает загадки и читает стихи и басню про ворону Музыкальный руководитель читает детям текст песни «Ворона», дети поют Дети на прогулке наблюдают за птицами и ищут ворон среди них. Дети на прогулке раскладывают в кормушках зерна и семечки Воспитатель читает пословицы и поговорки про ворон, рассуждает с детьми об их значении. С педагогом дополнительного образования в изостудии дети рисуют ворону | ИКТ (проектор, экран и ноутбук); наглядные пособия с картинками «Ворона», муляж вороны Выставка книг в уголке «Художественная литература»: иллюстрации с изображением ворон, книги: И.А.Крылов «Ворона и лиса», Е.Чарушин «Перепёлка», М. Дружинина «Гав-гав! Кукареку!», А. Прокофьев «Шутки-прибаутки» (иллюстрации Ю.Васнецова), видео-запись Влад Бойко «Ворона»; в уголке «Художественное творчество» альбом для раскрашивания «Ворона» Семечки, зёрна, крошки сухарей Иллюстрации с изображением вороны, в уголке «Художественное творчество» альбом для раскрашивания «Скок-поскок» Приложение фото № 7, 8, 9, 10 | Оказание помощи в приобретении муляжей зимующих птиц, книг про ворону Родители приносят семечки, зёрна для кормления птичек. |
Среда - Беседа Снегурочки по скайпу на тему: «Воробей» - Чтение рассказа Е, Чарушина «Воробей», В.Стоянова «Воробей», «Почему Тюпа не ловит птиц», С.Я.Маршака «Про воробья» - Прослушивание аудио-записи голосом воробья. - Прослушивание аудио-записи «Воробьиная песенка» («Всем нужны друзья» сл. П.Синявской, муз. З. Компанеец)
- Наблюдение «Найди воробья» - Трудовая деятельность «Покормим птичек» ф/м «Мы кормушку смастерили» - Подвижная игра «Автомобиль и воробьи» - Чтение пословиц и поговорок про воробьёв
- Дидактическая игра «Найди такую же птичку» | Педагог дополнительного образования в костюме снегурочки выходит на связь в интернет через скайп (загадывает загадку про воробья, показывает муляж воробья, показывает мультфильм «Где обедал воробей?» и предлагает посвятить весь день этой птице) Воспитатель загадывает загадки, читает стихи и рассказы про воробьёв. Музыкальный руководитель читает детям текст песни «Воробьиная песенка», дети поют Дети на прогулке наблюдают за птицами и ищут воробьёв среди них Дети на прогулке раскладывают в кормушках зерна и семечки Воспитатель проводит с детьми на улице подвижную игру. Воспитатель читает пословицы и поговорки про воробьёв, рассуждает с детьми об их значении Воспитатель предлагает детям поиграть в настольную игру объясняет правила игры | ИКТ (проектор, экран и ноутбук; в уголке «Художественная литература»: «Воробьи», муляж воробья;», Е, Чарушина «Воробей» и «Почему Тюпа не ловит птиц», В.Стоянова «Воробей», С.Я.Маршака «Про воробья» М. Горький «Воробьишко», Наглядные пособия с картинками; в уголке «Художественное творчество» альбом для раскрашивания «Скок-поскок»; в уголке «Музыкальное воспитание» аудио-книга «голоса птиц»; видео-запись «Жизнь весёлых воробьёв», . Семечки, зёрна, крошки сухарей Головные уборы с изображением воробьев и руль для автомобиля М.Дружинина «Гав-гав! Ку-ка-ре-ку!» («Не замёрзнешь, воробьишко») Дидактическая игра «Найди такую же птичку» Приложение фото № 11, 12 | Оказание помощи в приобретении муляжей зимующих птиц, книг про воробьёв. Родители помогают в изготовлении головных уборов |
Четверг - Беседа Снегурочки по скайпу на тему: «Сорока» - Чтение рассказа Чарушина «Сорока» - Дидактическая игра «Найди такую - же и назови» - Лепка из солёного теста птичек на тему: «Зимующие птицы Национального парка «Смоленское Поозерье» ф/м «Сорока» - Наблюдение «Найди сороку» - Трудовая деятельность «Покормим птичек» - Подвижная игра «Кот и птички» - Чтение пословиц и поговорок про воробьёв - малоподвижная пальчиковая игра «Сорока-белобока» - Музыкально- дидактические игры: «Угадай птицу по голосу» «Угадай птицу по описанию» | Педагог дополнительного образования в костюме снегурочки выходит на связь в интернет через скайп (загадывает загадку про сороку, показывает муляж сороки, показывает мультфильм «Сорока - Белобока» и предлагает посвятить весь день этой птице) Воспитатель загадывает загадки, читает стихи и рассказы про сорок. Воспитатель предлагает детям поиграть в настольную игру. С педагогом дополнительного образования в изостудии дети лепят из солёного теста фигуру птички. Дети на прогулке наблюдают за птицами и ищут воробьёв среди них сороку Дети на прогулке раскладывают в кормушках зерна и семечки Воспитатель проводит с детьми на улице подвижную игру. Воспитатель читает пословицы и поговорки про воробьёв, рассуждает с детьми об их значении Во вторую половину дня воспитатель предлагает детям поиграть в игру, объясняет правила игры. | ИКТ (проектор, экран и ноутбук), муляж сороки; в уголке «Художественная литература» книги:.Е, Чарушина «Тюпа, Томка и сорока», «Сорока-белобока» (русская народная игровая песня, рис. Ю.Васнецова), наглядные пособия с картинками; в уголке «Художественное творчество» альбом для раскрашивания «Скок-поскок»; Семечки, зёрна, крошки сухарей Головные уборы птиц и кота Приложение фото № 13, 14 | |
Пятница - Беседа Снегурочки по скайпу на тему: «Птичья карусель» - Развлечение, декоративная лепка и роспись: «Дымковская карусель» - Трудовая деятельность «Покормим птичек» | Педагог дополнительного образования в костюме снегурочки выходит на связь в интернет через скайп (хвалит детей за помощь птицам, предлагает расписать птичек, слепленных из солёного теста и посадить их на карусель. рассказывает о народной дымковской игрушке, показывает мультфильм «Карусель, карусель…») Педагог дополнительного образования, воспитатели, музыкальный руководитель в изостудии проводят развлечение на тему: «Дымковская карусель» Дети на прогулке раскладывают в кормушках зерна и семечки | ИКТ (проектор, экран и ноутбук); Большая карусель (для проведения ф/м), дымковские игрушки Иллюстрации с изображением элементов дымковской росписи, дымковская карусель, птички из солёного теста, пластилин, настольное домино «Дымковские игрушки» Использование продуктивной деятельности по изобразительному искусству в играх и оформлении группового помещения. Приложение фото № 15, 16, 17. 18 | Участие в развлечении |
Итоговая диагностика Критерии: - характеристика интереса по данной теме - характеристика качества творческой деятельности - характеристика качества продукции | Воспитатель проводит беседу на тему «Зимующие птицы Смоленщины» и «Почему надо помогать птицам зимой» Педагог дополнительного образования проводит рисование с детьми на тему «Птицы зимой» | | |
Литература
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.
2. Горький М. «Воробьишка»
3. Маршак С. Я. «Где обедал воробей?»
4. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.
5.Маслова И.В. Образовательная программа «Детский сад 2100», пособие «Лепка» для детей среднего дошкольного возраста /
6. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.
7. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.
Сценарий итогового мероприятия в средней группе
(образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)
Методическая разработка составлена на основе образовательной системы «Школа 2100», Образовательная программа «Детский сад 2100», пособие «Лепка» для детей среднего дошкольного возраста /И.В.Маслова
Проект: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»
Тема развлечения: «Дымковская карусель»
Возрастная группа: средний возраст (4-5 лет)
Форма организации: СОД
Используемые педагогические технологии:
- Проектный метод
- Здоровьесберегающие технологии
- Обучение в сотрудничестве
- Информационно-коммуникационные технологии
- Исследовательские методы в обучении
Интеграция видов деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, двигательная. продуктивная.
Методы и приемы:
-Практические:
дидактическая игра «Дымковское домино», лепка.
- Наглядные:
просмотр презентации «Дымковская карусель», рассматривание экспонатов музея дымковской игрушки.
- Словесные:
беседа о дымковской игрушке, вопросы, ответы.
Оборудование:
дымковские игрушки, карусель настольная и большая для проведения динамической паузы, презентация «Дымковская карусель», дидактическая игра «Дымковское домино», проигрыватель с записями русских народных мелодий.
Цель:
Продолжать знакомить детей с народными игрушками, воспитывать эстетическое отношение к предметам народных промыслов
Задачи:
Образовательные:
- учить создавать образ, используя полученные навыки и приёмы лепки;
- закрепить у детей знания об основных средствах выразительности дымковской игрушки;
- формировать умение детей создавать декоративную композицию
Развивающие:
- продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре;
-развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов;
-развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в лепке известные приёмы;
- развивать музыкально – художественную деятельность, воображение, фантазию;
- развивать навыки общения со взрослыми и сверстниками.
Воспитательные задачи:
-воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;
-способствовать проявлению положительных эмоций;
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи,
- формировать умение договариваться, помогать друг другу.
Тип проекта: творческий, обучающий.
Продолжительность: краткосрочный.
Участники проекта: педагог дополнительного образования, воспитатели, дети,
родители детей.
Актуальность проекта: дымковская игрушка - русская игрушка, которая прочно вошла в быт детских дошкольных учреждений. Дымковская игрушка не только украшает интерьер группы, но и помогает воспитывать в детях любовь к народному творчеству, развивает чувство цвета и формы. Человек является частью природы, так как декоративно - прикладное искусство по своим мотивам близко к природе, русским народным праздникам. Следовательно, у детей воспитываются и нравственные и патриотические качества.
Реализация проекта:
Деятельность воспитателя:
1. Выявление первоначальных знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве «Дымковская роспись» в виде мониторинга.
2. Проведение СОД на тему: «История дымковской игрушки».
3. Информация родителей о предстоящей деятельности.
4. Подбор презентации, народной музыки, стихов.
5. Проведение недели на тему «Дымковская игрушка» в группе.
6. Заготовки игрушки «Птички» из солёного теста.
Деятельность детей:
1. Принимают участие в организованной образовательной деятельности.
2. Разучивают стихи, песенки.
3. Выбирают необходимый материал для продуктивной деятельности.
4. Расписывают игрушку дымковской росписью.
5. Делают вывод о завершении работы.
6. Представляют продукт деятельности.
Деятельность родителей:1. Присутствуют на развлечении «Дымковская карусель».
Предполагаемый результат:
*Результатом работы над данным проектом является сохранение наследия и использования его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения, что приведёт к улучшению качества социальной среды.
*Воспитание любви к народному искусству России
*Ребенок – творец мастер создатель народной игрушки
*Ребёнок умеет сотрудничать в паре и коллективе
*Активное включение семьи в сотрудничестве с детским садом по развитию творческой личности
Ход СОД:
(Дети входят в изостудию, посередине стоит большая карусель).
Актуализация знаний:
Педагог:
- Ребята, а что необычного вы видите у нас в группе? (большая карусель)
- Ребята, а кто знает, что такое карусель и что на ней можно делать? (Вращающееся устройство для катания по кругу, с сиденьями. сделанными в виде животных, птичек. лодочек и т.д.)
(дети подходят к столу, на котором расставлены дымковские игрушки)
- А как называются эти игрушки?
Загадка:
«Веселая, белая глина
Кружочки, полоски на ней
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
А ну-ка назовите меня!»
- Почему игрушки называются дымковскими?
- Для чего дымковские мастера лепили игрушки?
- Какое настроение создают эти игрушки?
Просмотр презентации «Дымковская карусель»
(на следующем столе стоит карусель без фигурок и сундук, в котором лежат слепленные из солёного теста дымковские игрушки, по размеру подходящие к карусели).
Затруднение ситуации:
- Посмотрите, какая красивая карусель! Но на ней никто не катается! Где- же нам взять фигурки дымковских игрушек, чтобы запустить эту карусель? А что лежит в сундуке? (дымковские игрушки). Какого они цвета? (белого) А похожи они на дымковские игрушки? (да, но они не расписаны) Что нам делать? (расписать их и тогда мы можем посадить их на карусель!)
Включение способа действия в систему знаний и умений ребенка:
Рассматривание таблицы с изображением элементов дымковской росписи и показ приёмов лепки колечек и кружочков из пластилина.
Динамическая пауза:
Игра «Карусели».
«Еле-еле, еле-еле,
Закружились карусели.
А потом, а потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.
Раз, два. Раз, два.
Вот и кончилась игра.»
Самостоятельная работа детей за столами:
- Да, мои дорогие мастера, сейчас вы будете творить чудо! Проходите в нашу художественную мастерскую
(звучит спокойная народная музыка)
- Приступайте к работе.
Итог:
Работы детей устанавливаются на карусели для всеобщего обозрения. (кто из детей закончит свою работу раньше, тот может поиграть за отдельным столом в дидактическую игру «Дымковское домино». При необходимости, педагог напоминает правила игры)
- Ребята, какое настроение у вас создалось благодаря работам, которые мы с вами видим?
Скажите, что нового вы, узнали сегодня?
Перспектива на будущее:
Провести ярмарку народной игрушки и пригласить на нее родителей
Фото – приложения
Фото № 1 Фото № 2
Фото № 3 Фото № 4
Фото № 5 Фото № 6
Фото № 7 Фото № 8
Фото № 9 Фото № 10
Фото № 11 Фото № 12
Фото № 13 Фото № 14
Фото № 15 Фото № 16
Фото № 17 Фото № 18