СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудности адаптации пятиклассников по истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрываются трудности адаптации учеников 5 классов на новой ступени обучения и возможные пути их преодоления.

Просмотр содержимого документа
«Трудности адаптации пятиклассников по истории»

Учебные трудности пятиклассников в период адаптации в основной школе. Учитель истории МБОУ Ленинской СОШ Коробка И.И.


Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, достаточно сильно у пятиклассников. Снижение интере­са к учебе к концу занятий в начальной школе сменяются ожиданием перемен. Дети ждут, что их ожидает на следующей ступени обучения. Однако столкновение с учебными трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это похвальное желание.

У многих пятиклассников существуют пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, у них могут быть не сформи­рованы учебные умения и навыки. Трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций (анализа, синте­за), с плохим речевым развитием, с недостатками развития внима­ния и памяти. Большой проблемой является медленный темп чтения. Пятый класс - благоприятное время для преодоления этих недостатков.

Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональ­ное отношение к любой деятельности, которую они выполняют. Нужно, чтобы учебные занятия вызывали у десятилетнего ученика положительные эмоциональные переживания. Однако слишком сильные эмоции могут способствовать возникновению своеобраз­ной «усталости», проявляющейся в раздражении и капризах.

С чего начать учителю?

  • снизить уровень тревожности перед незнакомыми обучающимися, сократить период привыкания к новому классу;

  • создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги;

  • помочь быстрее узнать обучающихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение.

Как быть ученику?

  • снизить тревожность по отношению к незнакомым учителям - предметникам;

  • постараться адаптироваться к их требованиям;

  • начать работать над самоорганизацией, самоконтролем;

  • принять новую позицию – ученика основной школы.

Новый предмет - история. Есть и другие новые учителя и предметы. Невозможно сразу запомнить требования всех учителей. Очень полезны в этом случае различные «Памятки», вклеенные в тетради. Например «Памятка по работе с письменным источником»:

  • прочитай источник;

  • расскажи о том какая тема в нём раскрывается;

  • подумай,о чём новом ты прочитал(а) в этом источнике, чего нет в учебнике или этот текст повторяет информацию;

  • какие мысли вызывает данный текст;

  • какие выводы можно сделать.

Концентрация внимания пятиклассника далека от совершеннства. В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, наоборот, чрезмерно шумными, суетливыми. Это и объясняет тот факт, что пятиклассник не может одновременно слушать учителя и письменно фиксировать основную мысль. Даже самая интересная информация воспринимается ими не более 7-8 минут. После этого наступает кратковременное переключение внимания. Поэтому виды работ необходимо подбирать с учётом 8-10 минутной периодичности и с максимальной активизацией умственной деятельности. Например, в 5 классе целесообразно упражнение «Почему так?». «Бык сам себя варит» - говорили скифы. «Обрезают шкуру животного, снимают мясо с костей, закладывают его в желудок животного, наливают туда воду и под желудком зажигают кости». Вопрос: Чем можно объяснить такой странный способ приготовления мяса? (Жили в Причерноморских степях, мало лесов (дров), кочевники (нет котлов).

Процесс оценивания в начальной школе начинался не с оценки, а с поощрительных слов. О чем мы уже на второй ступени забываем. А слова похвалы: «Молодец!», «Очень хорошо!» им очень нужны. Поверьте, пятикласснику ещё важнее ваша эмоциональная оценка, нежели оценка в баллах. Применяйте оценочные разноцветные фишки, смайлики, потому что ребёнок хочет держать в руках свою оценку и показать её своим одноклассникам.

Очень часто на уроке ученик работает хорошо, активно, дает правильные устные ответы. Но как только проводишь рефлексию, может выявиться неожиданный результат. Основным условием успешности развития памяти является частота повторений. В истории механическое запоминание работает при работе с датами, при решении исторических задач. Механическое запоминание без установления логической связи между частями и признаками понятий, терминов, конечно, не приемлемо. Необходимо включать материал, который нужно запомнить, в практическую деятельность, можно с использованием алгоритма рассказа, описания картины, характеристики личности. Использовать в повторении нестандартные задания, например, кроссворды.

Планируя работу в пятом классе:

  • Учитывайте трудности адаптационного периода.

  • Не перегружайте детей излишними по объёму домашними заданиями.

  • Никогда не используйте оценку как средство наказания.

  • Замечайте положительную динамику в развитии каждого ученика («сегодня выполнил лучше, чем вчера»).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!