nони должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет,
nготовиться к урокам.
И очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями:
nопоздания на урок,
nзабывания какой-нибудь учебной принадлежности,
nнесделанное задание.
Всё это становится более серьёзным проступком, чем в начальной школе.
nони должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет,
nготовиться к урокам.
И очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями:
nопоздания на урок,
nзабывания какой-нибудь учебной принадлежности,
nнесделанное задание.
Всё это становится более серьёзным проступком, чем в начальной школе.
Просмотр содержимого документа
«Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления.»
Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления.
МОУ «Мирновская школа»
Ильясова Васфие Исмаиловна
В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе:
- они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет,
- готовиться к урокам.
И очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями:
- опоздания на урок,
- забывания какой-нибудь учебной принадлежности,
- несделанное задание.
Всё это становится более серьёзным проступком, чем в начальной школе .
Много новых учителей
Новые виды домашних заданий
Увеличения числа предметов
Кабинетной системы
Изменения в школьной жизни пятиклассника за счет:
Младший школьный
возраст
(7-11 лет)
Подростковый
возраст
( 11-15 лет)
Особенности социальной ситуации
(отношения ребёнка
к окружающему миру)
Ребёнок стремится к общению со взрослыми. Мир взрослых является для него идеальным миром, он подражает отношениям взрослых.
Предпочитает общение со сверстниками. Отношение к миру взрослых меняется. Подростки моделируют отношения со сверстниками, воспроизводя отношения взрослых.
Младший школьный
возраст
(7-11 лет)
Подростковый
возраст
( 11-15 лет)
Ведущая деятельность
(деятельность, которая вносит наибольший вклад в развитие)
Развитие ребёнка происходит в учебной деятельности. Школа является важнейшим социальным пространством.
Развитие происходит в процессе общения со сверстниками. Появляется способность переходить от одного вида деятельности к другому.
Младший школьный
возраст
(7-11 лет)
Подростковый
возраст
( 11-15 лет)
Особенности системы ценностей.
Ребёнок односторонне судит о способностях сверстников и о себе по школьным отметкам.
Подросток оценивает себя и других с различных позиций: с точки зрения способностей в общении, спорте, художественных способностей и т.п.
Младший школьный
возраст
(7-11 лет)
Подростковый
возраст
( 11-15 лет)
Физиологические способности
Развитие костно-мышечной системы. Развитие лобных долей головного мозга
Начинается процесс полового созревания, происходят бурные физиологические изменения в организме .
По опросу учащихся 5 –х классов выявлены проблемы
1.Трудности при взаимодействии с учителями.
2. Тревожность при ответах у доски.
3. Страх перед контрольными работами.
4. Неспособность писать и думать в задаваемом учителем темпе.
5. Увеличение учебной нагрузки при выполнении домашних заданий.
Начинать работу по предупреждению проблем надо уже в 4 классе.
- организация посещения класса учителями среднего звена;
- знакомство выпускников с будущим классным руководителем;
- ознакомление классного руководителя с психолого-педагогическими картами учащихся;
- посещение будущим классным руководителем наших уроков и внеклассных мероприятий;
- диагностическое педагогическое исследование детских ожиданий от 5 класса
- проведение психологом занятий с детьми, показавшими высокий уровень тревожности
Сочинение «Скоро я стану пятиклассником»
Ребятам были предложены вопросы:
- 1. Хочется ли тебе перейти в 5 класс?
- 2. Чего ты ожидаешь от себя в 5 классе?
- 3. Хочешь ли ты изменить что-либо в себе?
- 4. Чего ты ожидаешь от своих одноклассников?
- 5. Чего ты ожидаешь от учителя и классного руководителя в 5 классе?
- 6. Чего ты ожидаешь от родителей?
- 7. Что тебя пугает, чего ты боишься, чего плохого ждёшь от 5 класса?
- 8. Чего хорошего ты ждёшь от 5 класса?
Итоги исследования
У каждого учащегося присутствуют позитивные ожидания, но в то же время
- негативные ожидания имеют - 46 % детей
среди негативных ожиданий чаще
встречаются такие:
- боятся трудностей в обучении - 32 %
- боятся нового коллектива, учителей - 21%
- боятся, что будет большой объём домашних заданий – 11 %
- боятся, что будут ругать родители – 1 %
План действий
- 1. Учителям предметникам разработать единые требования к пятиклассникам, обеспечить щадящий режим в период адаптации.
- 2. Классному руководителю и родителям организовать мероприятия по сплочению вновь созданного детского коллектива.
- 3. Родителям создать благоприятную домашнюю обстановку для преодоления трудностей в период адаптации.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для родителей пятиклассников
- Каждый день спрашивайте сына или дочку «Как дела?». Пусть ваш голос при этом выражает заинтересованность.
- Внимательно слушайте ребёнка, пусть он видит, что вы уважаете его чувства, цените его мнения.
- В первое время можно помочь своему ребёнку в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учёбе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.
- Пусть ребёнок самостоятельно делает то, что он должен делать, но знает, что в любой момент придёте на помощь.
- Помогите ребёнку выучить имена новых учителей.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для родителей пятиклассников
- Поговорите с каждым из школьных учителей хотя бы раз в год.
- Посоветуйте ребёнку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю .
- Спрашивайте ребёнка о проблемах, опасениях, связанных со школой. Он дерётся? Ему трудно?
- Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение ещё одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для родителей пятиклассников
- Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем.
- Чаще обнимайте, целуйте сына или дочку, хвалите их. Не думайте, что ребёнок и так знает, что вы его любите.
- Будьте готовы поговорить с ребёнком тогда, когда это ему необходимо.
- Сделайте всё, чтобы сыну или дочке было спокойно, комфортно дома, чтобы со своими проблемами они шли домой, а не к чужим людям и в сомнительные компании.