ГБОУ « Турунтаевская СКОШИ».
Классный руководитель 5 класса
Соколова Марина Владимировна.
2022-2023 учебный год.
Трудности
адаптационного периода
в 5 классе
и пути их преодоления
«Радуга чувств»
- Красный – радость, восторг;
- Синий – тревога, озабоченность, растерянность;
- Фиолетовый – страх, ожидание беды, беспокойство.
Рисуем радугу
Младший школьный возраст
(7-11 лет)
Подростковый возраст
(11-15 лет)
Особенности социальной ситуации (отношения ребенка к окружающему миру)
Ребёнок стремится к общению со взрослыми. Мир взрослых является для него идеальным миром, он подражает отношениям взрослых.
Предпочитает общение со сверстниками. Отношение к миру взрослых меняется. Подростки моделируют отношения со сверстниками, воспроизводя отношения взрослых.
Ведущая деятельность ( деятельность, которая вносит наибольший вклад в развитие)
Развитие ребёнка происходит в учебной деятельности. Школа является важнейшим социальным пространством.
Развитие происходит в процессе общения со сверстниками. Появляется способность переходить от одного вида деятельности к другому.
Особенности системы ценностей
Ребёнок односторонне судит о способностях сверстников и о себе по школьным отметкам.
Подросток оценивает себя и других с различных позиций: с точки зрения способностей в общении, спорте, художественных способностей и т.п.
Физиологические способности
Развитие костно-мышечной системы. Развитие лобных долей головного мозга.
Начинается процесс полового созревания, происходят бурные физиологические изменения в организме.
Трудности школьной жизни:
- очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
- непривычное расписание (новый режим);
- новый классный руководитель;
- в средней школе мы снова - самые маленькие, а в начальной были уже большими;
- проблемы со старшеклассниками
- Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ребенок , как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался: приобретал знания в ОДНОМ кабинете, с ОДНИМ основным учителем, его окружали ОДНИ и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были ОДИНАКОВЫЕ. Все было привычно. А учитель - практически вторая мама, которая и подскажет, и направит.
При переходе же в 5-й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности. Во-первых, стало МНОГО учителей-предметников. Во-вторых, каждый предметник выдвигает свои требования и таких требований МНОГО. И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать. Ко всему прочему, необходимо помнить, что ребенку надо заново завоевывать авторитет, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься - а в итоге повышается тревожность.
Позитивные ожидания звучат так:
- получу новые знания
- повзрослеем
- заведу новых друзей
- можно будет бегать по коридорам
- чтобы учителя нас хорошо учили
- чтобы классный руководитель был добрый
Среди негативных ожиданий чаще встречаются такие:
- боязнь трудностей в обучении
- боязнь кабинетной системы
- боязнь, что будут ругать родители
- боязнь нового учителя
Слова, которые поддерживают и которые разрушают его веру в себя
Слова поддержки:
- Зная тебя, я уверен, что вы все сделали хорошо.
- Ты делаешь это очень хорошо.
- У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
- Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.
Слова разочарования:
- Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
- Эта идея никогда не сможет быть реализована.
- Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
Признаки , свидетельствующие о трудностях адаптации:
1.Усталый внешний вид школьника;
2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне;
3. Стремление избежать разговоров о школьных событиях, переключить внимание взрослого на другие темы;
4.Нежелание выполнять домашние задания;
5. Негативные отзывы о школе, учителях, одноклассниках;
6. Жалобы на события, связанные со школой;
7. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Способы преодоления тревожности:
- Не сравнивайте ребенка с окружающими.
- Доверяйте ребенку.
- Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
- Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
- Будьте последовательны в воспитании и обучении ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
- Старайтесь делать ребенку меньше замечаний, мягко и корректно указывать на его ошибки.
- Не унижайте ребенка, наказывая его.
В поход!
Общее построение.
Не пора ли перекусить?
В поход!
«Золотая осень»
Вот такая поделка! «Осьминог»
« Костер»
Посвящение в пятиклассники!
Круто ты попал в пятый класс….!
Посвящение в пятиклассники.
Литературный конкурс «Пернатый календарь»
День именинника
Поздравляем с днюхой,
Дорогой Ильюха!
Сказочные герои, у нас в школе!
На уроках технологии
Осваиваем первые стежки на швейных машинках.
Спортивные достижения
Прыжки в высоту
В столярной мастерской
На уроках столярного дела
А вот и Новый год!
Фото на память.
Первый снег.