Располагая достаточным количеством данных, полученных из наблюдений, в ходе обсуждения с детьми способа выполнения ими заданий, анализа работ учащихся, можно разделить учащихся данного класса на группы по следующим параметрам:
1) Время, необходимое для овладения новыми знаниями (новыми приемами вычислений, решением новой простой задачи и др.).
2) Способность к анализу отношений числовых множеств, к количественной оценке их изменений в связи с реальными действиями, событиями. Способность производить правильно математические вычисления (неспособны; способны, но нуждаются в конкретизации; способны выполнять на уровне представлений).
3) Умение пояснять свои действия с предметными совокупностями, выдвигать, обсуждать предполагаемые действия, предстоящие записи. Скорость, точность запоминания объяснений хода рассуждений при выполнении заданий, вопросов разобранной задачи.
4) Пренебрежение несущественными изменениями в привычном ходе работы, например заменой одних предметов счета другими, новым расположением записей, их порядком, переходом от одного приема счета к другому, от одного арифметического действия к другому, с присчитывания к отсчитыванию, от называния чисел больше данного к называнию чисел меньше данного.