Методическая разработка предназначена для проведения лекционного занятия по теме "Трудности в общении детей дошкольного возраста", по МДК 02.06; МДК 02.01., для студентов педагогических колледжей, специальностей дошкольное образование, специальное дошкольное образование.
Просмотр содержимого документа
«Трудности в общении у детей дошкольного возраста.»
Трудности в общении у дошкольников
Понятие, виды, формы коррекции
Понятие
- Затрудненное общение - это все виды и формы общения (от межличностного до межгруппового), приводящие к деструктивным изменениям поведения партнеров и общностей, вплоть до отказа от общения, к снижению уровня осознания причин трудностей в общении, к уменьшению, а в ряде случаев к исчезновению, попыток самостоятельного выхода из возникших затруднений.
Застенчивый ребёнок
- - Ребенок, который испытывает моральный/физический дискомфорт при установлении различного рода взаимодействия со взрослыми или сверстниками .
Особенности темперамента
Гиперопека со стороны родителей, конфликтные ситуации внутри семьи, отсутствие социального опыта
Негативный опыт установления взаимодействия ( - последствие – страх)
Причины застенчивости
Коррекция трудностей:
- Формирование адекватной самооценки
- Закрепление положительного опыта взаимодействия
- Постепенное вовлечение в совместную деятельность не на «главных ролях»
- Не подавлять самостоятельность в выборе и установлении контактов
- Нейтрализация социальной тревоги
- Развитие социальных навыков
Замкнутый (пассивный) ребёнок
- - Ребенок, который не стремится или недостаточно стремится к установлению межличностных отношений(как правило со сверстниками) .
Особенности темперамента
Конфликтные ситуации внутри семьи, незаинтересованность родителей в ребенке
Стрессовое состояние на д.м.в, негативный опыт установления взаимодействия, отсутствие социального опыта
Причины замкнутости
Коррекция трудностей:
- Формирование положительного отношения к окружающим и к самому процессу общения
- Демонстрация собственным примером
- Закрепление позитивного рефлекса, подавление негативного рефлекса
- Организация совместных видов деятельности (преимущественно без соревновательного процесса)
- Расширение круга общения
- Развитие социальных навыков
Импульсивный (капризный) ребёнок
- - Ребенок, который пытается добиться своих целей посредством прямых манипуляций взрослыми и сверстниками.
--------------------------------
Пример со стороны родителей, нехватка внимания взрослых, их постоянная реакция на прямые манипуляции
Позитивное подкрепление прямых манипуляций, отсутствие социального опыта
Причины капризности
Коррекция трудностей:
- Формирование умения грамотно выражать свои эмоции
- Воспитание осознанности (активное слушание, коммуникативные упражнения)
- Отсутствие осуждения поведения ребенка
- Реализация лидерских потребностей ребенка, потребностей в защите и внимании
- Отрицательное подкрепление попыток применения прямой манипуляции
- Развитие социальных навыков
Тревожный ребёнок
- - Ребенок, у которого формируются ошибочные убеждения и представления о поджидающих его трудностях, проблемах, опасностях (повышенная мнительность).
Особенности темперамента, нарушение соматического состояния
Тревожные родители, авторитарный родитель
Стрессовое состояние, ситуации, спровоцировавшие фобии
Причины капризности
Коррекция трудностей:
- Отсутствие запугивания, преувеличения опасности и гиперболизации проблем
- Использование техник релаксации
- Формирование уверенности в собственных силах
- Формирование ощущения защищенности, стабильности
- Соблюдение режима дня (!!!)
Агрессивный ребёнок
- - Ребенок, у которого отсутствует критичность по отношению к себе, присутствует неумение адекватно реагировать на привычные социальные ситуации и разные характеры взаимодействия.
Особенности темперамента
Конфликтные ситуации в семье, наличие агрессивного родителя, насилие в семье
Отсутствие социального опыта, отсутствие первичных признаков осознанности эмоций, стрессовое состояние ( агрессия – как защитная реакция)
Причины агрессивности
Коррекция трудностей:
- Проговаривание эмоций, формирование умение самостоятельно их осознавать
- Использование техник релаксации
- Перенаправление энергии
- Формирование защитных реакций адекватного характера
- Формирование чувства защищенности, важности
Общие рекомендации
Работа с родителями
Коммуникативные треннинги
Совместная работа с психологом
Дифференцированный подход