ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Г осударственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 2000»
(ГБОУ Школа № 2000)
Дополнительная общеобразовательная программа
«Трудные случаи орфографии и пунктуации»
Направленность программы: социально-педагогическая
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 16 - 18 лет
Срок реализации программы: 9 месяцев (36 часов)
Форма обучения: очная
Протокол № 1
от «30» августа 2019 г.
Принята на заседании
Педагогического совета
ГБОУ Школа №2000
А.В. Кондрашов
Составитель программы:
учитель русского языка
Орлова Ольга Юрьевна
Москва 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предназначена для обучения учащихся 9 и 11 класса, рассчитана на 36 часов, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2008).
Содержание программы направлено на формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций с целью социализации учащихся, на адаптацию школьников 9 и 11 класса к прохождению итоговой аттестации в формате ОГЭ и ЕГЭ.
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана,
конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над решением заданий ОГЭ и ЕГЭ также является элементом развивающего обучения. Она учит осознанно находить верный ответ, анализируя и комментируя свой вариант решения поставленной задачи.
Программа включает также работу над заданиями повышенной сложности. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Таким образом, научить решать задания ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку.
Предлагаемая программа кружка по русскому языку «Трудные случаи орфографии и пунктуации» будет полезна любому выпускнику школы.
Цели кружковой работы:
-гуманитарное развитие учащихся;
-развитие творческих способностей личности;
-овладение учащимися свободной письменной речью.
Задачи кружковой работы:
-помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению заданий ГИА по русскому языку;
-совершенствование практической грамотности;
-совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
-формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
-совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей; -совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
-формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Результаты обучения.
Личностные
понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные
владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и
письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.
Предметные
представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке;
освоение базовых понятий лингвистики;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка;
9) умение создавать собственные тексты на основе предложенного либо в соответствии с поставленной задачей.
Технология организации кружковой работы
Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения заданий ГИА по русскому языку предыдущих лет.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели занятий реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: занятие-лекция с элементами исследовательской деятельности, практические занятия, лабораторные работы.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);
самостоятельная работа; работа в группах, парах; индивидуальная работа.
Организация занятий предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Своеобразие и специфика данной Программы кружка состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ЕГЭ достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 10-11 классов.
Работа кружка строится из расчета 36 учебных часов (1 час в неделю). Ориентирована на школьников 9 и 11 класса и призвана помочь как в овладении навыком грамотной речи, так и в подготовке к экзамену в формате ГИА.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Модуль 1. Теоретический аппарат курса.
Введение. Задачи курса. Спецификация ГИА по русскому языку 2019-2020 учебного года.
Орфоэпические нормы.
Лексические нормы.
Морфологические нормы.
Синтаксические нормы.
Пунктуационные нормы.
Трудные случаи правописания.
Трудные случаи пунктуации.
Лингвистический анализ текста.
Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения - рассуждения.
Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста.
Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.
Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.
Заключительная часть сочинения.
Модуль 2. Практикум. Совершенствование практической грамотности. Творческие работы разной стилевой направленности.
Речевые нормы.
Предложение. Грамматическая основа предложения.
Знаки препинания при обособленных и однородных членах предложения. Синтаксические нормы.
Знаки препинания в сложных предложениях разных типов.
Синтаксический анализ предложении.
Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами.
Построение предложения с деепричастным оборотом.
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Текст, стили и функциональные типы речи.
Лексическое значение слова, лексические нормы, функционально-смысловые типы речи.
Орфография: правописание корней и личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.
Правописание суффиксов различных частей речи.
Орфография: правописание -Н-/-НН- в суффиксах различных частей речи. Анализ композиционной и смысловой целостности текста.
Орфография: слитное, раздельное, дефисное написание.
Языковые нормы.
Морфологические нормы и морфологический анализ.
Орфография: правописание НЕ и НИ. Основные способы словообразования. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, не связанными с членами предложения. Сложное предложение с различными видами связи.
Текст. Средства связи предложений в тексте.
Лингвистический анализ текста.
Средства художественной выразительности в текстах различных стилей. Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.
Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.
Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научнопопулярного стиля.
Экспертная оценка творческих работ.
Методическая часть
Прогнозируемый результат:
Программа занятий кружка предусматривает отработку наиболее сложных случаев в орфографии и пунктуации, приводящих к наибольшему количеству ошибок, с учётом специфики контрольных измерительных материалов демоверсии для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку. Программа предусматривает также и обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение всех заданий ЕГЭ, в том числе и задания повышенного уровня сложности.
Своеобразие и специфика данной Программы кружка состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ГИА достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 9 и11 классов.
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
Основные функции языка.
Основные единицы и уровни языка и их взаимосвязь.
Основные нормы русского литературного языка.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления;
проводить лингвистический анализ текста различных функциональных разновидностей языка;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
извлекать необходимую информацию из различных источников; владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста; применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка; применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
понимать и интерпретировать содержание исходного текста; формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать; определять позицию автора;
высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт); уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Формы итогового контроля по освоению практическими умениями и критерии их оценки.
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом занятии);
промежуточный (проводится в форме творческих работ);
итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой
работы в соответствии с требованиями ГИА и критериями оценивания
Критерий эффективности реализации программы: в результате изучения курса максимальное количество баллов за итоговый контрольный тест - 100 баллов.
Особенность программы: работа оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % (51 балл) - «зачёт», менее 50 % (менее 50) - «незачёт»).
№ | Раздел/Темы занятия | Количество учебных часов |
Теория | Практика | Всего |
1 | Введение. Задачи курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации». Спецификация ГИА по русскому языку 2019-2020 учебного года. | 1 | | 1 |
2 | Орфоэпические нормы | 0.5 | 0,5 | 1 |
3 | Речевые нормы. | 0.5 | 0,5 | 1 |
4 | Лексическое значение слова, лексические нормы, функциональносмысловые типы речи | 0.5 | 0,5 | 1 |
5 | Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров | 0.5 | 0,5 | 1 |
6 | Текст, стили, функциональные типы речи | 0.5 | 0,5 | 1 |
7 | Морфологические нормы. | 0.5 | 0,5 | 1 |
8 | Орфография: правописание корней и личных окончаний глаголов и суффиксов причастий | 0.5 | 0,5 | 1 |
9 | Орфография: правописание суффиксов различных частей речи | 0.5 | 0,5 | 1 |
10 | Орфография: правописание -Н-/-НН- в суффиксах различных частей речи | 0.5 | 0,5 | 1 |
11 | Анализ композиционной и смысловой целостности текста | 0.5 | 0,5 | 1 |
12 | Орфография: слитное, раздельное и дефисное написание | 0.5 | 0,5 | 1 |
13 | Знаки препинания в сложных предложениях разных типов | 0.5 | 0,5 | 1 |
14 | Синтаксический анализ предложений | 0.5 | 0,5 | 1 |
15 | Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами | 0.5 | 0,5 | 1 |
16 | Построение предложения с деепричастным оборотом | 0.5 | 0,5 | 1 |
17 | Трудные случаи пунктуации | 0.5 | 0,5 | 1 |
18 | Знаки препинания в сложных предложениях разных типов. | 0.5 | 0,5 | 1 |
19 | Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, не связанными с членами предложения | 0.5 | 0,5 | 1 |
20 | Сложное предложение с различными видами связи | 0.5 | 0,5 | 1 |
21 | Основные способы словообразования | 0.5 | 0,5 | 1 |
22 | Морфологические нормы и | 0.5 | 0,5 | 1 |
| морфологический анализ | | | |
23 | Средства художественной выразительности в текстах различных стилей | 0.5 | 0,5 | 1 |
24 | Текст. Средства связи предложений в тексте | 0.5 | 0,5 | 1 |
25 | Композиция сочинения - рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения. | 1 | | 1 |
26 | Зачин. Роль вступления в сочинении- рассуждении. Формы вступлений. | 0.5 | 0,5 | 1 |
27 | Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы текста. соотношение тематики и проблематики текста. | 1 | | 1 |
28 | Комментарий основной проблемы текста. виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных тестах. | 0.5 | 0,5 | 1 |
29 | Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции. | 0.5 | 0,5 | 1 |
30 | Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции. | 0.5 | 0,5 | 1 |
31 | Финал сочинения. | 0.5 | 0,5 | 1 |
32 | Пробное сочинение. | | 2 | 2 |
33 | Работа над ошибками | 0.5 | 0.5 | 1 |
34 | Итоговый тест. | 0.5 | 1.5 | 2 |
Итого | 18 | 18 | 36 |
Календарно-тематическое планирование № п/ п | Кол- во ча сов | Тема занятия | Форма занятия | Виды деятель ности учащихся | Планируемые результаты освоения материала |
1 | 1 | Введение. Задачи курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации». Спецификация ГИА по русскому языку 20192020 учебного года. | Лекция | Коллек тивная | Знать спецификацию ГИА. Уметь использовать навыки в речи |
2 | 2 | Орфоэпические нормы | Лекция, практи кум | Коллек тивная, индивиду альная | Знать орфоэпические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи. |
3 | 3 | Речевые нормы. | Практи | Индивидуа | Знать речевые нормы |
| | | кум | льно групповая | русского языка. Уметь использовать эти навыки в речи. |
4 | 4 | Лексическое значение слова, лексические нормы, функционально-смысловые типы речи | Лекция, практи кум. | Коллек тивно- групповая | Знать лексические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи. |
5 | 5 | Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров | Лекция, практи кум | Коллек тивно- групповая | Знать лексические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи. |
6 | 6 | Текст, стили, функциональные типы речи | Лекция, практи кум | Коллек тивно- групповая | Знать лексические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи |
7 | 7 | Морфологические нормы. | Лекция, практи кум | коллективн ая | Знать морфологические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи |
8 | 8 | Орфография: правописание корней и личных окончаний глаголов и суффиксов причастий | Лекция, практи кум. | Коллек тивно- индивидуа льная | Знать морфологические и орфографические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи |
9 | 9 | Орфография: правописание суффиксов различных частей речи | Лекция, практи кум. | Коллек тивно- индивидуа льная | Знать морфологические и орфографические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи |
10 | 10 | Орфография: правописание -Н- /-НН- в суффиксах различных частей речи | Лекция, практи кум. | Коллек тивно- индивидуа льная | Знать морфологические и орфографические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи |
11 | 11 | Анализ композиционной и смысловой целостности текста | Лекция, практи кум | Коллек тивно- индивидуа льная | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи |
12 | 12 | Орфография: слитное, раздельное и дефисное написание | Лекция, практи кум. | Коллек тивно- индивидуа льная | Знать морфологические и орфографические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в |
| | | | | речи |
13 | 13 | Знаки препинания в сложных предложений разных типов | Практи кум | Коллек тивно- индивидуа льная | Знать синтаксические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи |
14 | 14 | Синтаксический анализ предложений | Практи кум | Коллек тивно- индивидуа льная | Знать синтаксические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи |
15 | 15 | Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами | Практи кум | Коллек тивно- индивидуа льная | Знать синтаксические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи |
16 | 16 | Построение предложения с деепричастным оборотом | Лекция, практи кум | Коллек тивно- индивидуа льная | Знать синтаксические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи |
17 | 17 | Трудные случаи пунктуации | Практи кум | Коллек тивно- индивидуа льная | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи |
18 | 18 | Знаки препинания в сложных предложениях разных типов. | Практи кум | Индивидуа льно групповая | Знать основные нормы русского литературного языка (пунктуационные). Уметь использовать эти навыки в речи |
19 | 19 | Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, не связанными с членами предложения | Практи кум | Индивидуа льно групповая | Знать основные нормы русского литературного языка (пунктуационные). Уметь использовать эти навыки в речи |
20 | 20 | Сложное предложение с различными видами связи | Практи кум | Индивидуа льно групповая | Знать основные нормы русского литературного языка (пунктуационные). Уметь использовать эти навыки в речи |
21 | 21 | Основные способы словообразования | Лекция, практи кум | Индивидуа льно групповая | Знать основные нормы русского литературного языка (словообразования). Уметь использовать эти |
| | | | | навыки в речи |
22 | 22 | Морфологические нормы и морфологический анализ | Практи кум | Индивидуа льно групповая | Знать основные нормы русского литературного языка (морфологические и орфографические). Уметь использовать эти навыки в речи |
23 | 23 | Средства художественной выразительности в текстах различных стилей | Лекция, практи кум | коллективн ая | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи |
24 | 24 | Текст. Средства связи предложений в тексте | Лекция, практи кум | коллективн ая | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи |
25 | 25 | Композиция сочинения - рассуждения. Критерии оценивания сочинения- рассуждения. | Лекция. Практи кум | Работа в группах, анализ сочине ний. | Знать композицию сочинения-рассуждения (часть С). Уметь использовать эти навыки в речи |
26 | 26 | Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений. | Лекция. Практи кум | Работа в группах, анализ сочине ний. | Знать различные формы вступления. Уметь использовать эти навыки в речи |
27 | 27 | Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы текста. соотношение тематики и проблематики текста. | Лекция. Практи кум | Работа в группах, анализ сочине ний | Знать, как определить основную проблему текста, сформулировать её. Уметь использовать эти навыки в речи |
28 | 28 | Комментарий основной проблемы текста. виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных тестах. | Лекция. Практи кум | Работа в группах, анализ сочине ний. | Знать, как комментировать основную проблему текста. Уметь использовать эти навыки в речи |
29 | 29 | Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции. | Лекция. Практи кум | Работа в группах, анализ сочине ний. | Знать, как определить авторскую позицию, способы её выражения. Уметь использовать эти навыки в речи |
30 | 30 | Логические приёмы мышления. Типы аргументации в | Лекция. Практи | Работа в группах, | Знать, как аргументировать свою |
| | изложении собственной позиции. | кум | анализ сочине ний. | позицию. Уметь использовать эти навыки в речи |
31 | 31 | Финал сочинения. | Практи кум | Работа с текстом, речевыми клише. Анализ работ. | Знать, как закончить сочинение. Уметь использовать эти навыки в речи |
32 | 32 33 | Пробное сочинение. | Сочине ние | индивидуа льная | Знать правила построения сочинения-рассуждения. Уметь писать сочинение. |
33 | 34 | Работа над ошибками | Практи кум | Элементы сочине ния, анализ текстов | Знать нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи |
34 | 35 36 | Итоговый тест. | Контроль ная работа | индивидуа льная | Знать нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи |
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для учащихся:
Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2019
Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2019
Влодавская Е.А. ЕГЭ. Русский язык. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. - М.: Издательство «Экзамен», 2019.
Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2019.
Единый государственный экзамен. 2019: Русский язык. - М.:
Просвещение, 2019.
Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! - М.: Эксмо, 2019
Тематическая рабочая тетрадь. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.- М.: Издательство «Экзамен», 2019.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. - М.: Интеллект-Центр, 2019