СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудные случаи орфографии

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Трудные случаи орфографии»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Г осударственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 2000»

(ГБОУ Школа № 2000)

Дополнительная общеобразовательная программа

«Трудные случаи орфографии и пунктуации»

Направленность программы: социально-педагогическая
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 16 - 18 лет
Срок реализации программы: 9 месяцев (36 часов)
Форма обучения: очная

Протокол № 1
от «30» августа 2019 г.

Принята на заседании
Педагогического совета
ГБОУ Школа №2000

А.В. Кондрашов

Составитель программы:
учитель русского языка

Орлова Ольга Юрьевна

Москва 2019


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа предназначена для обучения учащихся 9 и 11 класса, рассчитана на 36 часов, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2008).

Содержание программы направлено на формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций с целью социализации учащихся, на адаптацию школьников 9 и 11 класса к прохождению итоговой аттестации в формате ОГЭ и ЕГЭ.

В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана,

конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над решением заданий ОГЭ и ЕГЭ также является элементом развивающего обучения. Она учит осознанно находить верный ответ, анализируя и комментируя свой вариант решения поставленной задачи.

Программа включает также работу над заданиями повышенной сложности. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.

Таким образом, научить решать задания ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку.


Предлагаемая программа кружка по русскому языку «Трудные случаи орфографии и пунктуации» будет полезна любому выпускнику школы.

Цели кружковой работы:

-гуманитарное развитие учащихся;

-развитие творческих способностей личности;

-овладение учащимися свободной письменной речью.

Задачи кружковой работы:

-помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению заданий ГИА по русскому языку;

-совершенствование практической грамотности;

-совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;

-формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

-совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей; -совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

-формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

Результаты обучения.

Личностные

  1. понимание русского языка как одной из основных национально­культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;

  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;

  3. достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные

  1. владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и


письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  1. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

  2. коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.

Предметные

  1. представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  2. понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  3. усвоение основ научных знаний о родном языке;

  4. освоение базовых понятий лингвистики;

  5. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка;

9) умение создавать собственные тексты на основе предложенного либо в соответствии с поставленной задачей.

Технология организации кружковой работы

Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения заданий ГИА по русскому языку предыдущих лет.

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели занятий реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: занятие-лекция с элементами исследовательской деятельности, практические занятия, лабораторные работы.

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);


самостоятельная работа; работа в группах, парах; индивидуальная работа.

Организация занятий предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Своеобразие и специфика данной Программы кружка состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ЕГЭ достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 10-11 классов.

Работа кружка строится из расчета 36 учебных часов (1 час в неделю). Ориентирована на школьников 9 и 11 класса и призвана помочь как в овладении навыком грамотной речи, так и в подготовке к экзамену в формате ГИА.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Модуль 1. Теоретический аппарат курса.

Введение. Задачи курса. Спецификация ГИА по русскому языку 2019-2020 учебного года.

Орфоэпические нормы.

Лексические нормы.

Морфологические нормы.

Синтаксические нормы.

Пунктуационные нормы.

Трудные случаи правописания.

Трудные случаи пунктуации.

Лингвистический анализ текста.

Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения - рассуждения.

Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста.

Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.

Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.

Заключительная часть сочинения.

Модуль 2. Практикум. Совершенствование практической грамотности. Творческие работы разной стилевой направленности.

Речевые нормы.

Предложение. Грамматическая основа предложения.

Знаки препинания при обособленных и однородных членах предложения. Синтаксические нормы.

Знаки препинания в сложных предложениях разных типов.

Синтаксический анализ предложении.

Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами.

Построение предложения с деепричастным оборотом.

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Текст, стили и функциональные типы речи.

Лексическое значение слова, лексические нормы, функционально-смысловые типы речи.

Орфография: правописание корней и личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.


Правописание суффиксов различных частей речи.

Орфография: правописание -Н-/-НН- в суффиксах различных частей речи. Анализ композиционной и смысловой целостности текста.

Орфография: слитное, раздельное, дефисное написание.

Языковые нормы.

Морфологические нормы и морфологический анализ.

Орфография: правописание НЕ и НИ. Основные способы словообразования. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, не связанными с членами предложения. Сложное предложение с различными видами связи.

Текст. Средства связи предложений в тексте.

Лингвистический анализ текста.

Средства художественной выразительности в текстах различных стилей. Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.

Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.

Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно­популярного стиля.

Экспертная оценка творческих работ.

Методическая часть

Прогнозируемый результат:

Программа занятий кружка предусматривает отработку наиболее сложных случаев в орфографии и пунктуации, приводящих к наибольшему количеству ошибок, с учётом специфики контрольных измерительных материалов демоверсии для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку. Программа предусматривает также и обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение всех заданий ЕГЭ, в том числе и задания повышенного уровня сложности.

Своеобразие и специфика данной Программы кружка состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ГИА достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 9 и11 классов.

К концу изучения курса учащиеся должны знать:

Основные функции языка.

Основные единицы и уровни языка и их взаимосвязь.

Основные нормы русского литературного языка.


К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления;

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления;

проводить лингвистический анализ текста различных функциональных разновидностей языка;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

извлекать необходимую информацию из различных источников; владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста; применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка; применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

понимать и интерпретировать содержание исходного текста; формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать; определять позицию автора;

высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт); уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

Формы итогового контроля по освоению практическими умениями и критерии их оценки.

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом занятии);

промежуточный (проводится в форме творческих работ);

итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой

работы в соответствии с требованиями ГИА и критериями оценивания

Критерий эффективности реализации программы: в результате изучения курса максимальное количество баллов за итоговый контрольный тест - 100 баллов.

Особенность программы: работа оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % (51 балл) - «зачёт», менее 50 % (менее 50) - «незачёт»).


Раздел/Темы занятия

Количество учебных часов

Теория

Практика

Всего

1

Введение. Задачи курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации». Спецификация ГИА по русскому языку 2019-2020 учебного года.

1


1

2

Орфоэпические нормы

0.5

0,5

1

3

Речевые нормы.

0.5

0,5

1

4

Лексическое значение слова, лексические нормы, функционально­смысловые типы речи

0.5

0,5

1

5

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров

0.5

0,5

1

6

Текст, стили, функциональные типы речи

0.5

0,5

1

7

Морфологические нормы.

0.5

0,5

1

8

Орфография: правописание корней и личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

0.5

0,5

1

9

Орфография: правописание суффиксов различных частей речи

0.5

0,5

1

10

Орфография: правописание -Н-/-НН- в суффиксах различных частей речи

0.5

0,5

1

11

Анализ композиционной и смысловой целостности текста

0.5

0,5

1

12

Орфография: слитное, раздельное и дефисное написание

0.5

0,5

1

13

Знаки препинания в сложных предложениях разных типов

0.5

0,5

1

14

Синтаксический анализ предложений

0.5

0,5

1

15

Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами

0.5

0,5

1

16

Построение предложения с деепричастным оборотом

0.5

0,5

1

17

Трудные случаи пунктуации

0.5

0,5

1

18

Знаки препинания в сложных предложениях разных типов.

0.5

0,5

1

19

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, не связанными с членами предложения

0.5

0,5

1

20

Сложное предложение с различными видами связи

0.5

0,5

1

21

Основные способы словообразования

0.5

0,5

1

22

Морфологические нормы и

0.5

0,5

1



морфологический анализ




23

Средства художественной выразительности в текстах различных стилей

0.5

0,5

1

24

Текст. Средства связи предложений в тексте

0.5

0,5

1

25

Композиция сочинения - рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения.

1


1

26

Зачин. Роль вступления в сочинении- рассуждении. Формы вступлений.

0.5

0,5

1

27

Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы текста. соотношение тематики и проблематики текста.

1


1

28

Комментарий основной проблемы текста. виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных тестах.

0.5

0,5

1

29

Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции.

0.5

0,5

1

30

Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.

0.5

0,5

1

31

Финал сочинения.

0.5

0,5

1

32

Пробное сочинение.


2

2

33

Работа над ошибками

0.5

0.5

1

34

Итоговый тест.

0.5

1.5

2

Итого

18

18

36

Календарно-тематическое планирование

п/

п

Кол-

во

ча­

сов

Тема занятия

Форма

занятия

Виды

деятель­

ности

учащихся

Планируемые результаты освоения материала

1

1

Введение. Задачи курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации». Спецификация ГИА по русскому языку 2019­2020 учебного года.

Лекция

Коллек­

тивная

Знать спецификацию ГИА. Уметь использовать навыки в речи

2

2

Орфоэпические нормы

Лекция,

практи

кум

Коллек­

тивная,

индивиду­

альная

Знать орфоэпические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи.

3

3

Речевые нормы.

Практи

Индивидуа

Знать речевые нормы





кум

льно­

групповая

русского языка. Уметь использовать эти навыки в речи.

4

4

Лексическое значение слова, лексические нормы, функционально-смысловые типы речи

Лекция,

практи

кум.

Коллек

тивно-

групповая

Знать лексические нормы русского литературного языка. Уметь

использовать эти навыки в речи.

5

5

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров

Лекция,

практи

кум

Коллек

тивно-

групповая

Знать лексические нормы русского литературного языка. Уметь

использовать эти навыки в речи.

6

6

Текст, стили, функциональные типы речи

Лекция,

практи

кум

Коллек

тивно-

групповая

Знать лексические нормы русского литературного языка. Уметь

использовать эти навыки в речи

7

7

Морфологические нормы.

Лекция,

практи

кум

коллективн

ая

Знать морфологические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи

8

8

Орфография: правописание корней и личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Лекция,

практи

кум.

Коллек

тивно-

индивидуа

льная

Знать морфологические и орфографические нормы русского литературного языка. Уметь

использовать эти навыки в речи

9

9

Орфография: правописание суффиксов различных частей речи

Лекция,

практи

кум.

Коллек

тивно-

индивидуа

льная

Знать морфологические и орфографические нормы русского литературного языка. Уметь

использовать эти навыки в речи

10

10

Орфография: правописание -Н- /-НН- в суффиксах различных частей речи

Лекция,

практи

кум.

Коллек

тивно-

индивидуа

льная

Знать морфологические и орфографические нормы русского литературного языка. Уметь

использовать эти навыки в речи

11

11

Анализ композиционной и смысловой целостности текста

Лекция,

практи

кум

Коллек

тивно-

индивидуа

льная

Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь

использовать эти навыки в речи

12

12

Орфография: слитное, раздельное и дефисное написание

Лекция,

практи

кум.

Коллек

тивно-

индивидуа

льная

Знать морфологические и орфографические нормы русского литературного языка. Уметь

использовать эти навыки в







речи

13

13

Знаки препинания в сложных предложений разных типов

Практи

кум

Коллек

тивно-

индивидуа

льная

Знать синтаксические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи

14

14

Синтаксический анализ предложений

Практи

кум

Коллек

тивно-

индивидуа

льная

Знать синтаксические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи

15

15

Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами

Практи

кум

Коллек

тивно-

индивидуа

льная

Знать синтаксические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи

16

16

Построение предложения с деепричастным оборотом

Лекция,

практи

кум

Коллек

тивно-

индивидуа

льная

Знать синтаксические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи

17

17

Трудные случаи пунктуации

Практи

кум

Коллек

тивно-

индивидуа

льная

Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь

использовать эти навыки в речи

18

18

Знаки препинания в сложных предложениях разных типов.

Практи

кум

Индивидуа

льно­

групповая

Знать основные нормы русского литературного языка (пунктуационные). Уметь использовать эти навыки в речи

19

19

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, не связанными с членами предложения

Практи

кум

Индивидуа

льно­

групповая

Знать основные нормы русского литературного языка (пунктуационные). Уметь использовать эти навыки в речи

20

20

Сложное предложение с различными видами связи

Практи

кум

Индивидуа

льно­

групповая

Знать основные нормы русского литературного языка (пунктуационные). Уметь использовать эти навыки в речи

21

21

Основные способы словообразования

Лекция,

практи

кум

Индивидуа

льно­

групповая

Знать основные нормы русского литературного языка (словообразования). Уметь использовать эти







навыки в речи

22

22

Морфологические нормы и морфологический анализ

Практи

кум

Индивидуа

льно­

групповая

Знать основные нормы русского литературного языка (морфологические и орфографические). Уметь использовать эти навыки в речи

23

23

Средства художественной выразительности в текстах различных стилей

Лекция,

практи

кум

коллективн

ая

Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь

использовать эти навыки в речи

24

24

Текст. Средства связи предложений в тексте

Лекция,

практи

кум

коллективн

ая

Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь

использовать эти навыки в речи

25

25

Композиция сочинения - рассуждения. Критерии оценивания сочинения- рассуждения.

Лекция.

Практи

кум

Работа в

группах,

анализ

сочине

ний.

Знать композицию сочинения-рассуждения (часть С). Уметь использовать эти навыки в речи

26

26

Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений.

Лекция.

Практи

кум

Работа в

группах,

анализ

сочине

ний.

Знать различные формы вступления. Уметь использовать эти навыки в речи

27

27

Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы текста. соотношение тематики и проблематики текста.

Лекция.

Практи

кум

Работа в

группах,

анализ

сочине

ний

Знать, как определить основную проблему текста, сформулировать её. Уметь использовать эти навыки в речи

28

28

Комментарий основной проблемы текста. виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных тестах.

Лекция.

Практи

кум

Работа в

группах,

анализ

сочине

ний.

Знать, как

комментировать основную проблему текста. Уметь использовать эти навыки в речи

29

29

Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции.

Лекция.

Практи

кум

Работа в

группах,

анализ

сочине

ний.

Знать, как определить авторскую позицию, способы её выражения. Уметь использовать эти навыки в речи

30

30

Логические приёмы мышления. Типы аргументации в

Лекция.

Практи

Работа в группах,

Знать, как

аргументировать свою




изложении собственной позиции.

кум

анализ

сочине

ний.

позицию. Уметь использовать эти навыки в речи

31

31

Финал сочинения.

Практи

кум

Работа с

текстом,

речевыми

клише.

Анализ

работ.

Знать, как закончить сочинение. Уметь использовать эти навыки в речи

32

32­

33

Пробное сочинение.

Сочине

ние

индивидуа

льная

Знать правила построения сочинения-рассуждения. Уметь писать сочинение.

33

34

Работа над ошибками

Практи

кум

Элементы сочине ния, анализ текстов

Знать нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи

34

35­

36

Итоговый тест.

Контроль

ная

работа

индивидуа

льная

Знать нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для учащихся:

  1. Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2019

  2. Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2019

  3. Влодавская Е.А. ЕГЭ. Русский язык. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. - М.: Издательство «Экзамен», 2019.

  4. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2019.

  5. Единый государственный экзамен. 2019: Русский язык. - М.:

Просвещение, 2019.

  1. Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! - М.: Эксмо, 2019

  2. Тематическая рабочая тетрадь. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.- М.: Издательство «Экзамен», 2019.

  3. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. - М.: Интеллект-Центр, 2019