СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудные случаи орфографии

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трудные случаи орфографии по предмету русский язык

Просмотр содержимого документа
«Трудные случаи орфографии»

Трудные случаи орфографии Учитель русского языка и литературы Моргунова Галина Анастасьевна

Трудные случаи орфографии

  • Учитель русского языка и литературы
  • Моргунова Галина Анастасьевна
Презентация по русскому языку Написание НЕ с различными частями речи Автор работы: Учитель русского языка и литературы Моргунова Г. А. Высокое 2017 г.

Презентация по русскому языку

Написание НЕ с различными частями речи

Автор работы:

Учитель русского языка и литературы

Моргунова Г. А.

Высокое

2017 г.

Гипотеза: Существуют определенные правила, которые помогут правильно сделать выбор слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи.

Гипотеза:

Существуют определенные правила, которые помогут правильно сделать выбор слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи.

НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на –о (-е): 1) Смотрим, может ли слово употребляться без НЕ . Если не может – пишем НЕ слитно: неряха, несуразный, небрежно . 2) Если слово может употребляться без НЕ , смотрим, есть ли противопоставление признаков, оценок или слова далеко не,  вовсе не, ничуть не, чуть не, отнюдь не.  Если выполняется хотя бы одно из указанных условий, то пишем НЕ раздельно: не широкий, а узкий пруд; вовсе не интересный рассказ; ничуть не красиво. 3) Если нет указанных выше условий, подбираем к слову синоним и пишем НЕ слитно: говорил неправду (ложь), поступил нехорошо (плохо).

НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на –о (-е):

1) Смотрим, может ли слово употребляться без НЕ . Если не может – пишем НЕ слитно: неряха, несуразный, небрежно .

2) Если слово может употребляться без НЕ , смотрим, есть ли противопоставление признаков, оценок или слова далеко не, вовсе не, ничуть не, чуть не, отнюдь не.

Если выполняется хотя бы одно из указанных условий, то пишем НЕ раздельно: не широкий, а узкий пруд; вовсе не интересный рассказ; ничуть не красиво.

3) Если нет указанных выше условий, подбираем к слову синоним и пишем НЕ слитно: говорил неправду (ложь), поступил нехорошо (плохо).

Запомните! НЕ пишется раздельно с относительными, притяжательными прилагательными, с прилагательными со значением цвета, с прилагательными и наречиями в сравнительной степени: не кожаный портфель, не синее небо, не тяжелее, не менее ; с наречиями, которые пишутся через дефис: поступил не по-товарищески .

Запомните!

НЕ пишется раздельно с относительными, притяжательными прилагательными, с прилагательными со значением цвета, с прилагательными и наречиями в сравнительной степени: не кожаный портфель, не синее небо, не тяжелее, не менее ; с наречиями, которые пишутся через дефис: поступил не по-товарищески .

Не с глаголами, деепричастиями: Раздельно Слитно не говорил, не читал, не хотеть, не хватать . Если глагол или деепричастие не употребляются без НЕ : негодовать, недоумевая, ненавидя, нездоровится. Сравните 1) не достал до дна ( не достиг дна); 1) недостает изящества (в значении «отсутствует в нужном или желательном количестве, не хватает); 2) если глагол с приставкой ДО- и предшествующей частицей НЕ обозначает действие, не доведенное до конца: не дописал, не доделал. Если приставка НЕДО- придает глаголу значение неполноты, недостаточности по сравнению с нормой или указывает на постоянное действие: все время недорабатывает; недосыпал, недолюбливал, без НЕ не употребляется.

Не с глаголами, деепричастиями:

Раздельно

Слитно

не говорил, не читал, не хотеть, не хватать .

Если глагол или деепричастие не употребляются без НЕ : негодовать, недоумевая, ненавидя, нездоровится.

Сравните

1) не достал до дна ( не достиг дна);

1) недостает изящества (в значении «отсутствует в нужном или желательном количестве, не хватает);

2) если глагол с приставкой ДО- и предшествующей частицей НЕ обозначает действие, не доведенное до конца: не дописал, не доделал.

Если приставка НЕДО- придает глаголу значение неполноты, недостаточности по сравнению с нормой или указывает на постоянное действие: все время недорабатывает; недосыпал, недолюбливал, без НЕ не употребляется.

НЕ с причастиями: Краткая или полная форма причастия? краткая полная НЕ пишем раздельно ( не написана, не прочитан, не вымыты мною) Есть противопоставления или зависимые к причастию слова? Да НЕ пишем Нет раздельно НЕ пишем ( не написанный, а напечатанный рассказ ; слитно не прочитанная мою книга ) ( не прочитанная книга)

НЕ с причастиями:

Краткая или полная форма причастия?

краткая

полная

НЕ пишем раздельно

( не написана, не прочитан, не вымыты мною)

Есть противопоставления или зависимые к причастию слова?

Да

НЕ пишем

Нет

раздельно

НЕ пишем

( не написанный, а напечатанный рассказ ;

слитно

не прочитанная мою книга )

( не прочитанная книга)

Запомните! Если в качестве пояснительных слов выступают количественные наречия почти, отчасти, довольно, очень, абсолютно, совершенно, в высшей степени и нет других пояснительных слов, то НЕ с причастиями пишется слитно: почти неотредактированная рукопись, совершенно неисследованная местность.

Запомните!

Если в качестве пояснительных слов выступают количественные наречия почти, отчасти, довольно, очень, абсолютно, совершенно, в высшей степени и нет других пояснительных слов, то НЕ с причастиями пишется слитно: почти неотредактированная рукопись, совершенно неисследованная местность.

Выводы:  при выборе написания НЕ со словами необходимо определить, с какой частью речи вы работаете;  для правильного написания слов важно не только знать правила (хотя без этого ничего не получится), но и информацию предназначенную для запоминания.

Выводы:

  • при выборе написания НЕ со словами необходимо определить, с какой частью речи вы работаете;
  • для правильного написания слов важно не только знать правила (хотя без этого ничего не получится), но и информацию предназначенную для запоминания.
Информационные ресурсы: Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе  М., «Просвещение», 2001 г. Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку  М., «Просвещение», 1997 г.

Информационные ресурсы:

  • Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе

М., «Просвещение», 2001 г.

  • Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку

М., «Просвещение», 1997 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!