СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья - основная задача специальных (коррекционных) школ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья - основная задача специальных (коррекционных) школ.»

Трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья - основная задача специальных (коррекционных) школ.

Основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида - это социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья с последующей интеграцией  их в общество. Главная цель - трудовой адаптации - подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду на предприятиях различных форм собственности, в современных социально-экономических условиях

СТОЛЯРНОЕ ДЕЛО:

Цель программы – подготовить школьников к поступлению в ПТУ соответствующего типа и профиля. В группу для  обучения столярному делу отбирают ребят, которые по состоянию здоровья способны выдержать большие физические нагрузки и производственные шумы. В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними.

Некоторые из инструментов и приспособлений изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, краски, красители. Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций , оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения. Большое внимание уделяется технике безопасности. Затронуто эстетическое воспитание ( тема « Художественная отделка столярного изделия»). Всё это способствует физическому и интеллектуальному развитию умственно отсталых подростков.

ШВЕЙНОЕ ДЕЛО:

Программа предусматривает подготовку учащихся к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и лёгкого платья со специализацией по профессии швея – мотористка женской и детской легкой одежды. В 5 классе учащиеся знакомятся с устройством швейной машины. Предусмотрены упражнения по освоению приёмов работы на ней. Формирование навыков выполнения машинных строчек и швов проводится и по другим разделам программы, для чего специально выделяется время на занятиях. В программу 5 класса включены темы по обработке прямых, косых, и закруглённых срезов в бельевых и некоторых бытовых швейных изделиях, снятию мерок, построению чертежа. В 6 – 8 классах продолжается обучение школьников построению чертежей изделий и их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине (регулировка стежка и натяжения нитей, смена машинной иглы, выполнение закрепки машинной строчки). Вырабатывается автоматизация навыков работы на швейной машине. Материал программы в 7 – 8 классах достаточно сложен: изучаются технология пошива лёгкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин. Учащиеся осваивают изготовление изделий, которое состоит из множества мелких операций. Поэтому особое внимание уделяется обучению планировать процесс пошива, анализировать свои действия и их результаты.

Программа 9 класса предусматривает овладение учащимися промышленной технологией пошива женской и детской лёгкой одежды и скоростными приёмами труда на производственных швейных машинах. Предшествующая подготовка позволяет школьнику специализироваться не только по пошиву женской и детской лёгкой одежды, но и по пошиву другой продукции, что даёт возможность вносить соответствующие изменения в программу 9 класса. В программе не указывается количество часов, отведённых на изучение той или иной темы. Учитель сам, исходя из уровня подготовленности учащихся, определяет продолжительность преподавания. Обучение ведётся с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках черчения, математики, естествознания и истории. Эти знания помогают им строить чертежи выкроек, учитывать расходы материало,.понимать процессы изготовления тканей, вникать в положения трудового законодательства и т. д.. В свою очередь, навыки и умения, полученные при освоении швейных операций , способствуют более успешному изучению школьницами общеобразовательных предметов.  Традиционные формы обучения дополняются экскурсиями на швейную фабрику, ателье, магазины «Ткани». Благодаря конкретным впечатлениям, учащиеся прочнее усваивают теоретические сведения. Обучение швейному делу развивает внимание, мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики у аномальных детей. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определённой степени самостоятельность в быту.



В настоящее время современная система образования позволяет включать каждого ребенка в образовательное пространство. Основная задача современной школы – подготовить ученика – будущего выпускника - к свободной, полноценной, богатой (морально и материально) жизни. Идеальная модель выпускника разрабатывалась многими специалистами на протяжении ряда лет. Остановить этот процесс невозможно, так как постоянно идущий вперед прогрессивный мир подразумевает постоянное развитие человека, а, соответственно, с каждым днем возрастают требования к нынешнему ученику – будущему члену общества.

В современной ситуации возросли трудности социальной адаптации выпускников специальных школ, особенно выпускников классов 8 вида, так как возрастающие требования к молодому человеку порой непосильны для их реализации, а возможности специальной школы 8 вида весьма ограничены, потому что многие на практике недооценивают необходимости этой школы. Процесс интеграции, осуществляемый в системе образования, благоприятно влияет на взаимоотношения людей, условно называемых «нормой», и детей с особыми образовательными потребностями.

К сожалению, на сегодняшний день нельзя с уверенностью сказать, что между первыми и вторыми не существует невидимой стены, которая препятствует успешной социализации детей с особыми потребностями. Недоброжелательное, порой отторгающее, отношение большинства людей к таким детям приводит к тому, что, считая себя ненужными, чуждыми в этом мире, они замыкаются, уходят в себя, принимают отторжение и теряются для этого мира.

Помочь преодолеть эту несправедливость по отношению к ученикам школы 8 вида призваны педагоги и специалисты этой школы, которые по мере возникновения проблем пытаются решить их с максимальной выгодой и минимальными потерями, так как психика ребенка, по сути своей, уязвима, а психика ребенка с особыми нуждами - уязвима вдвойне.

Специалистами школы 8 вида привлекается огромное количество специальных методик, технологий, средств для успешной социализации и адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями в среду.

Одними из прогрессивных технологий последних лет, принятых на вооружение всеми педагогами российской школы, позволяющих оптимизировать процесс обучения и максимально сконцентрироваться на проблемах специальной педагогики и психологии, найти наиболее подходящие пути их решения являются информационные технологии, внедрение которых предполагает, что использование их уникальных возможностей во всех областях специального образования будет подчинено задачам максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии, вторичных по своей природе.

Информационные технологии расширяют арсенал средств педагога, помогая «достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств.

Преимущества компьютера как инструмента специального обучения школьников состоят в том, что с его помощью становится возможным:

- мотивировать детей к трудным для них видам деятельности

- моделировать предметное содержание сложных и скрытых от непосредственного наблюдения объектов познания в любых необходимых знаковых формах, свободно переходя от одной к другой; осуществлять не только последовательное, но и параллельное моделирование одного и того же предметного содержания в наглядной форме и с помощью речи, переходить от одногоспособа к другому;

- моделировать продуктивные виды групповой и индивидуальной деятельности детей (конструирование, экспериментирование, прогнозирование, классификация и др.);

- вводить дополнительные визуальные динамические опоры для анализа ребенком собственной деятельности в режиме реального и отсроченного времени;

- обеспечивать возможность продуктивной индивидуальной деятельности в условиях группового обучения;

- расширять возможности качественной индивидуализации специального обучения.

Дети учатся упорядоченно анализировать действительность, выделяя не только ее существенные характеристики, но главное — их соотношения и взаимосвязи. Им предстоит осознать, что окружающий мир меняется на протяжении всего календарного года, причем не хаотично, а закономерно, и эта закономерная изменчивость составляет один из главных законов мироустройства.

Для освоения детьми столь сложных и недоступных непосредственному наблюдению объектов познания необходимо создать следующие условия обучения:

— превратить в объект познания динамику и закономерность сезонных изменений погоды, растительного мира, одежды и занятий людей, обеспечив детям возможность моделировать эти изменения и их соотношения;

— превратить в объект познания взаимосвязь между сезоном года, погодой, состоянием растительного мира и занятиями человека, предоставив детям возможность моделировать эти связи;

— обеспечить каждому ребенку возможность экспериментировать с признаками погоды, характеристиками природного мира, занятиями и одеждой людей, что необходимо для выявления их взаимосвязи и допустимых для каждого сезона границ изменений;

— сделать результаты индивидуального экспериментирования, прогнозирования и моделирования легкокорректируемыми и доступными для обсуждения всеми участниками учебного процесса;

— обеспечить каждому ребенку в классе деятельность моделирования одного и того же предметного содержания в различных знаковых формах, необходимую для укрепления связей между образом и словом.

Решить эти задачи при помощи традиционных средств чрезвычайно сложно даже по отношению к нормально развивающимся школьникам.

На помощь педагогам приходят информационные компьютерные технологии, позволяющие не только сопроводить объяснение нового материала наглядными средствами (презентации, видеоролики и аудиоприложения и т.д.), но могут применяться в качестве лабораторного оборудования, практического сопровождения. ИКТ применимы на всех уроках, предусмотренных программой образования в школе 8 вида (русский язык и чтение, математика, трудовое и профессиональное обучение, биология и география). Практикующие педагоги нашей школы оценили преимущества ИКТ на уроках, так как это значительно упрощает преподнесение материала, мотивирует детей на внимательное и продуктивное его восприятие, повышает качество обучения и способствует возрастанию интереса учащихся к предмету.

Коррекционная педагогика предполагает планомерную работу по преодолению имеющихся отклонений и предупреждению новых. Работая в этом направлении, специалисты нашей школы – олигофренопедагоги, логопеды, психологи и социальные педагоги – при любой случае стараются использовать возможности ИКТ на своих занятиях. Коррекция восприятия, внимания, памяти, процессов анализа и синтеза – неполный список того, чем может помочь компьютер на таких занятиях. Разработанное педагогами информационное сопровождение может быть использовано не только на специальных занятиях специалиста и педагога-предметника, но и в домашних условиях, при заинтересованности родителей.

Работа в компьютерном классе позволяет более широко реализовать процесс дифференциации, работать над самостоятельностью детей, привлекать их к групповым и индивидуальным видам деятельности. Во внеурочное время использование компьютерного класса направлено на воспитание нравственно-этических и моральных качеств детей, их взаимопонимание, взаимовыручку. Воспитательные мероприятия, проводимые в каждой группе учащихся, интересные, захватывающие, побуждают детей к обдуманным положительным поступкам.

Использование ресурсов компьютерного класса с целью развлечения позволяет сменить вид деятельности, отдохнуть после уроков и закрепить знания, умения и навыки приобретенные во время занятий.

Необходимо отметить, что профессиональная подготовка педагогов школы позволяет использовать ресурсы компьютера на уроках, однако, с получением возможности свободного доступа в Интернет производительность повысилась.

В перспективе для использования ИКТ в работе учителей: организация и проведение практических занятий по расширению возможностей использования данных технологий.

Конечно, как и во всех школах у нас существуют проблемы с ИКТ, так материальная база школы мала, не дает достаточных возможностей для постоянного и планомерного пополнения информационной базы, отсутствие специальных программ создает ряд проблем. Существует небольшое количество программ для специального образования, но приобретение их пока невозможно. Создание своего программного обеспечения, к сожалению, невозможно из-за отсутствия в школе квалифицированных специалистов. Однако, мы надеемся, что в ближайшем будущем будет осуществлена мечта о приобретении пакета программ для обучения детей с особыми образовательными нуждами, а также найдутся специалисты, которые заинтересуются проблемой информационного развития детей, нуждающихся в их помощи.

Еще одна проблема, вытекающая из материального обеспечения,-отсутствие компьютерного оборудования у узких специалистов (логопеды, дефектологи). Конечно, посещение компьютерного класса в какой-то мере компенсирует это отсутствие, но всем известно, что постоянное, планомерное и эффективное учение приносит гораздо лучшие результаты, чем периодическое. Наличие профессионального компьютерного оборудования помогло бы лучше и продуктивнее осуществлять и использовать взаимосвязь всех специалистов школы, а значит полностью реализовать задачи, поставленные непосредственно педагогическим коллективом школы и Министерством образования России в отношении детей с особыми образовательными нуждами.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!