СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа специального (коррекционного) обучения на дому VIII вида

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание 1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ: 1.1. Пояснительная записка. 1.2. Цели и задачи образовательной политики учреждения. 1.3. Ожидаемые конечные результаты. Программы. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ: 2.1. Содержание основного общего образования. 2.2. Организация учебного процесса. 2.3.Система аттестации учащегося. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ: 3.1. Учебный план. 3.2. Программно-методическое обеспечение индивидуального обучения. 3.3 Сведения о кадрах. 3.4. Организация психолого – педагогического сопровождения, социальной защиты ребёнка в школе. 3.5. Управление реализацией образовательной программы. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: Современные социально-экономические условия, ФЗ «Об образовании в РФ» требуют организации в общеобразовательной школе инклюзивного образования, если на то есть запрос со стороны потребителей образовательных услуг. На закрепленной за МБОУ СОШ №35 Артёмовского городского округа территории зарегистрирован и проживает 1 ребёнок школьного возраста с ОВЗ VIII вида. Родители изъявили желание обучать его по месту жительства в СОШ №35. По этой причине в 2014-2015 учебном году в состав контингента обучающихся входит 1 учащийся, нуждающийся в коррекционном обучении VIII вида на дому. Государство гарантирует любому ребенку независимо от национальности, вероисповедания, состояния здоровья право на получение бесплатного общего образования. Процесс обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе требует большего внимания и со стороны администрации и со стороны педагогов, родителей. Сотрудничество педагогов, родителей и специалистов – вот важное звено в решении вопросов интегрированного обучения, так как на всех участниках учебно- воспитательного процесса лежит ответственность за развитие, обучение и воспитание как обычных детей, так и их сверстников с отклонениями в развитии. МБОУ СОШ №35 Артёмовского городского округа реализует специальную (коррекционную) образовательную программу VIII вида для обучения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья с целью коррекции отклонений в его развитии средствами образования и трудовой подготовки, социально-психологический реабилитации для последующей интеграции в общество. Учреждение обеспечивает: 1) условия для обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья; 2) формирование общей культуры личности обучающегося на основе усвоения специального государственного образовательного стандарта; 3) адаптацию и социализацию обучающегося к жизни в обществе; 4) обучение различным профилям труда с учетом психофизических особенностей ребёнка, местных условий; 5) формирование здорового образа жизни. Учреждение создает условия для максимального развития обучающегося. В работе педагогического коллектива обеспечивается полная реализация возрастных возможностей и резервов ребёнка с опорой на сензетивность того или иного возраста, на зону ближайшего развития и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа специального (коррекционного) обучения на дому VIII вида»

Принята на

Педагогическом совете

Протокол № 47 от 30.08.2014г.

«Утверждаю»

Директор Мотыгинской коррекционной

школы-интернат аVIII вида

Н.Л.Коломова__________





АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ


КРАЕВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «МОТЫГИНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ VIII ВИДА»

2014-2015 учебный год











Адаптированная образовательная программа для обучающихся воспитанников с умственной отсталостью краевого государственного казённого специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Мотыгинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» является общей программой деятельности администрации школы, учителей, воспитателей, родителей и самих детей. Назначение настоящей образовательной программы – организовать взаимодействие между компонентами учебного плана, учебными программами, этапами изучения предметов.

 Образовательная программа разработана на основе нормативных документов:

  • Конституция РФ

  • Закон РФ «Об образовании»

  • Устав школы

Данная программа направлена на практическую реализацию социального заказа, сформулированного в законе «Об образовании» и предназначена удовлетворить потребности:

  • Общества – в воспитании молодого поколения граждан способных к самостоятельной жизни, интеграции в социум;

  • Выпускника школы – в его социальной адаптации и свободном выборе дальнейшего маршрута;

  • Ученика школы - в получении базового образования по всем предметам, развития в процессе обучения, коррекции дефектов развития в процессе образовательной, воспитательной и трудовой подготовки.

  • Родителей учащихся – в качественном образовании детей, их воспитании и развитии.

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Мотыгинская специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат VIII вида», действующая на основании лицензии, регистрационный № 5571-л от 22.06.2011г., выданной службой по контролю в области образования Красноярского края, срок действия лицензии бессрочно и свидетельства о государственной аккредитации, регистрационный № 1890 от 03.11.2010г. серия ОП № 001433, выданной службой по контролю в области образования Красноярского края, имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательной программе специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.

  • I ступень – 1-4 классы.

  • II ступень – 5-9 классы.


Виды программ

Срок освоения

Уровень образования, получаемый по завершении обучения

Документ, выдаваемый по окончании обучения

Программа начального общего образования специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида

4 года

1-4 кл

Начальное общее образование специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида

 

Программа основного

общего образования специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида

5лет

5-9 кл

Основное общее образование специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида

Свидетельство об окончании специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида


  1. Обучение в начальных классах (I ступень) направлено на развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, простейшими навыками самоконтроля учебной действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

  2. Обучение на основной ступени (II ступень) направлено на создание условий для становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.

Основным средством реализации предназначения школы является усвоение учащимися обязательного минимума содержания образовательных программ.

В процессе реализации образовательной программы в рамках деятельности школы предполагается развитие адаптивной модели образовательного процесса как средства и условия успешного формирования ключевых компетенций школьников. Модель школы-развития, самоопределения и социализации личности школьника, которая всесторонне учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса обучения и воспитания, объединённых в выделенных приоритетах:

  • Личность участников образовательного процесса (учителя, обучающегося, родителя), её самооценка, развитие;

  • Гуманизм как основа образовательного процесса, определяющего место человека в обществе.

Основываясь на достигнутых результатах и традициях школы, учитывая тенденции развития образования в России и мировой практике, социально-политическую и культурную ситуацию в стране, сформулированы следующие цели, задачи и приоритетные направления образовательной программы.

Цель:

Создать наиболее благоприятные условия для становления и развития субъектно-субъектных отношений ученика и учителя, коррекция дефектов развития воспитанников с ОВЗ в процессе образовательной, воспитательной и трудовой подготовки, формирование их личности, социальной реабилитации и подготовки подростков к самостоятельной жизни, интеграции в социум.

Задачи:

  • Обеспечение гарантий прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование;

  • Создать комфортную педагогическую среду коррекционно-развивающего типа для каждого школьника с учетом своеобразия его личности, которую формируют: окружающая школьная среда (экологическая, педагогическая), педагоги и их взаимоотношения с ребенком, конкретные процессы, происходящие на уроке; общение со сверстниками; родители и их взаимоотношения с ребенком; внеучебное время.

  • Обеспечить обучающихся знаниями, способствующими не только предметной подготовке, но и помогающими формированию социального опыта и коррекции личности ребенка на основе индивидуальных возрастных особенностей на всех этапах обучения.

  • Гарантирование преемственности образовательных программ всех уровней;

  • Создание основы для адаптации учащихся к жизни в обществе;

  • Формирование позитивной мотивации учащихся к учебной деятельности;

  • Формировать ценности здоровья и ЗОЖ у обучающихся.

  • Обеспечить обучающихся дополнительными трудовыми навыками через профессионально-трудовую подготовку, кружки трудовой направленности.

  • Обеспечение социально-педагогических отношений, сохраняющих физическое, психическое и социальное здоровье учащихся.

Приоритетные направления:

  • Ориентация на компетентность и творчество учителя, его творческую самостоятельность и профессиональную ответственность;

  • Совершенствование профессионального уровня педагогов в области информационных технологий;

  • Сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся;

  • Развитие системы непрерывного образования, воспитательного потенциала поликультурной образовательной среды.

  • Работа по психолого-медико-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса.

Прогнозируемый результат

  • Успешное освоение школьниками обязательного минимума содержания образования;

  • Проявление признаков самоопределения, самоутверждения;

  • Обретение качеств: ответственности, самостоятельности;

  • Творческая активность педагогического коллектива, развитие исследовательского подхода к педагогической деятельности, к инновационной деятельности, способность осуществлять её на практике;

  • Удовлетворенность трудом всех участников педагогического процесса.

Сформулированные цели и задачи основываются на ряде принципов:

- общедидактических (гуманизации, природосообразности, научности, доступности и нарастающей трудности, наглядности, систематичности и последовательности, связи теории с жизнью, интеграции, деятельностного подхода);

- специфических (научно-теоретических принципов, разработанных в специальной педагогике и специальной психологии): учета зоны ближайшего развития, учета потенциальных возможностей ребенка с нарушениями развития, коррекционно-компенсирующей направленности обучения, профессионального характера трудового обучения, принципа необходимости специального педагогического руководства.

Педагогический коллектив считает, что наиболее значимыми принципами современного образования для нашей школы-интерната являются:

-принцип гуманизации, который предполагает, что основным смыслом педагогического процесса становится развитие воспитанника и обучающегося, приоритетность этого принципа зафиксирована в статье 2 закона РФ «Об образовании», где он характеризуется так: «…гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека любви к окружающей природе, Родине, семье».

- принцип развития, опирающийся на психопедагогическое представление о «зоне ближайшего развития», предполагает использование таких методик, которые направляют педагогический процесс на развитие творческой мыслительной деятельности и самообразование, обеспечивают оптимизацию умственной деятельности школьника, позволяют развивать самые разнообразные навыки и умения обучающихся.

- принцип индивидуализации, который предполагает учет уровня развития способностей каждого обучающегося, формирование на этой основе индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы, программ воспитания обучающегося, определение направлений повышения их учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ребенка.

- принцип дифференциации позволяет сделать реальностью «…общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников».

- принцип целостности образования, основанный на представлении о единстве процессов развития, обучения и воспитания. Он реализуется в процессе создания сбалансированного образовательного пространства и позволяет обеспечить адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования.

- принцип непрерывности, который предполагает создание целостной образовательной системы, органически объединяющей все две ступени основного общего образования.

- управляемость реализацией образовательной программы предполагает постоянное регулирование и коррекцию образовательной программы на основе мониторинга.

Для достижения образовательных целей и задач реализуются следующие направления деятельности:

Педагогическое направление деятельности коллектива связано с созданием внутри школы-интерната особой образовательной среды коррекционно-развивающего типа, в которой должна произойти смена приоритетов с дидактических компонентов на психологические. При этом базовый уровень знаний, умений и навыков превращается из цели обучения в средство актуализации познавательных, творческих и личностных возможностей обучающихся. Хорошими условиями для решения поставленной цели являются система коррекционно-развивающих часов, конкурсов, олимпиад, практических работ и проектов, имеющих социально актуальный, а не только обучающий смысл, а также дифференцированных по уровням, времени и способам усвоения программ по базовым предметам.

Научно-методическая деятельность педагогического коллектива направлена на разработку и внедрение педагогических средств, необходимых для коррекционно-развивающего и личностно ориентированного образовательного процесса: методик, программ, технологий, отдельных специальных педагогических приемов, педагогических проектов, сценариев внеурочных мероприятий, коллективных творческих дел, нетрадиционных уроков и внеклассных мероприятий, необходимых для достижения образовательных целей.

Кадровое направление деятельности школы-интерната предполагает повышение психодиагностической культуры педагогов, повышение ИКТ-компетенции, а также подготовку педагогического коллектива к осознанию, рефлексии, анализу имеющегося педагогического опыта, выявлению фрагментов развивающего опыта, согласующегося со стратегическими целями школы-интерната, переход с методического на технологический тип мышления, освоение новых норм и образцов педагогической деятельности, направленных на разработку новой технологии организации образовательного процесса – технологии образовательного взаимодействия, экспериментальной апробации системы мониторинга результативности коррекционно-развивающего образовательного процесса.

Управленческая деятельность направлена на создание атмосферы успеха, нацелена на предоставление возможности каждому педагогу реализовать себя, быть востребованным.

Организация учебно-воспитательного процесса

Школа ориентирована на обучение и воспитание детей с ОВЗ, на развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей, с учётом их возможностей, личностных склонностей, способностей. Это достигается путём создания педагогической системы, благоприятных условий для общеобразовательного, умственного, нравственного и физического развития каждого обучающегося.

Организация педагогического процесса и режим функционирования школы-интерната определяется требованиями Закона РФ «Об образовании» и нормами СанПиН, а также Уставом и локальными актами школы-интерната.


2-4 классы

5-9 классы

Продолжительность учебного

года

4 четверти

Во 2-4 классах – 34 недели

В 5-9 классах – не менее

34 недель

Учебная неделя

6 дней

6дней

Начало уроков

8 часов 30 минут

Продолжительность урока

45 минут

45 минут;


Продолжительность перемен

10-20 минут


В школе работают 26 педагогических работников. 75% педагогических работников школы имеют первую и высшую квалификационные категории. В прошедшем учебном году повысили свою квалификацию 14 педагогических работников, 12 педагогов прошли профессиональную переподготовку по программе «Специальное (дефектологическое) образование».

Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, который регламентируется расписанием занятий, учебным календарным планом-графиком и разрабатывается школой самостоятельно на основе приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», № 1015 от 30.08.2013 года. 

Учебный план Мотыгинской коррекционной школы-интерната VIII вида предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения ими основного общего образования и профессионально-трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации и реабилитации и предполагает два этапа обучения: начальный этап (1-4 классы), на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой.

Каждый учебный предмет включает основное предметное содержание конкретной научной области, обусловленное логикой ее изложения и усвоения, специальной методикой обучения. Учащиеся получают конкретные знания с учетом не только логики усвоения основ наук, но и педагогических законов развития понятий в их сознании.

Обучение осуществляется постепенно от частного к общему, от конкретного к абстрактному. Выявленные закономерности позволяют обогатить в дальнейшем знания учащихся. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья проходят тот же путь познания, что и дети с нормальным интеллектом. Однако знания их существенно отличаются количеством фактов, уровнем и глубиной обобщений, а также временем, затраченным на усвоение. В основном познания учащихся ограничиваются представлениями об окружающем мире и некоторыми понятиями без глубокого проникновения в сущность явлений. В учебный материал включают не только изложение фактов, но и вопросы, задания, упражнения, наглядность и другие виды деятельности.

Специфической особенностью обучения в школе является включение в содержание каждого учебного предмета пропедевтического периода, направленного на подготовку учащихся к усвоению конкретного учебного материла. Особенно важное значение пропедевтический период имеет в начальных классах, во время которого осуществляется развитие всех психофизических функций, участвующих в формировании навыков чтения и письма, математических понятий, позволяющих овладеть счетом и решением простых задач.

Обучение на 1 ступени реализуется по модели 4-летней начальной школы, используя программу специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В 2-4 классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой. Федеральный компонент базисного учебного плана представлен в полном объеме. Предмет»Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ), введён в 4 классе с целью формирования у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.


Сохраняя преемственность изучения программ между ступенями обучения, в 5-9-х классах из традиционных обязательных учебных предметов изучаются: русский язык (чтение, и письмо), математика, биология, история, география, изобразительное искусство, музыка, осуществляется физическое воспитание, трудовое и профессионально-трудовое обучение. В 5 классе введено природоведение, в 8-9 классах – обществознание, физика, химия, информатика и ИКТ, иностранный язык, искусство( музыка и ИЗО) Черчение как учебный предмет, имеющий прикладной характер, включено в курс трудовой подготовки. В 5-9 классах из математики один час отводится на изучение элементов геометрии. В 5-9 классах вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность.

Специальной задачей школы является исправление дефектов развития умственно отсталого ребенка. Учебный план позволяет полностью сохранить принцип коррекционной направленности обучения, исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом, а также трудовыми навыками

IV.Учебный план и его обоснование


Пояснительная записка к учебному плану

краевого государственного казённого специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Мотыгинская специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

на 2014-2015 учебный год

I. Общие положения.


Учебный план краевого государственного казённого специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Мотыгинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» разработан с целью приведения в соответствие с современными требованиями организации образовательного процесса для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации Красноярского края.

В основу разработанного школой базисного учебного плана на 2014-2015 уч. год положены нормативно-правовые документы федерального и регионального законодательства:

* Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

* Федеральный базисный учебный план 2004 года. (Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312);

* Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

* Приказ Министерства образования и науки РФ от30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные планы для образовательных учреждений РФ»;

* Письмо Министерства образования и науки Красноярского края от 17 июня 2013 года № 5429 «О формировании учебных планов для организации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями здоровья»;

* Методические рекомендации по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями здоровья» в Красноярском крае (Приложение к письму МО и Н Красноярского края от 17 июня2013 года № 5429);

Учебный план обеспечивает единство требований в едином образовательном пространстве и создаёт необходимую структурную и содержательную основу для коррекционной работы с учащимися.

На 2014-2015 учебный год в школе укомплектовано 6 классов-комплектов со 2 по 9 класс. Из общего количества классов – комплектов два класс - комплекта (2-3 класс, 7-8 класс).

Обучение во всех классах в школе проводится в условиях шестидневной недели. Учебная нагрузка соответствует установленным санитарно-гигиеническим нормативам.


II. Особенности учебного плана.


Организация образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на их социализацию в общество. Она носит комплексный характер, соединяющий в себе методы и приёмы общеобразовательной и коррекционно - развивающей работы.

Учебный план предусматривает девятилетний срок обучения, как необходимое количество часов для получения основного общего образования и профессионально-трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации. Коррекционно-развивающий блок не входит в учебный план образовательного учреждения, а реализуется специалистами во вторую половину дня.

Учебный план для детей с нарушением интеллекта включает в себя инвариантную и вариативную части.

Инвариантная часть представлена следующими общеобразовательными областями: филология, математика и информатика, обществознание и естествознание, искусство, технология, физическая культура. Учебный план дополнен курсом «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ), который введён в 4 классе с целью формирования у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

С целью укрепления здоровья детей в учебный план введён 3 урок физической культуры во всех классах. Третий урок физической культуры включается в расписание учебных занятий и рассматривается как обязательная форма организации учебного процесса, ориентированного на образование обучающихся в области физической культуры.

Изучение учебных предметов федерального компонента организуется с использованием учебников, входящих в федеральные перечни, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.(1)

Предметные области включают в себя общеобразовательные предметы, содержание которых адаптировано к возможностям учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Вариативная часть учебного плана включает в себя предметы национально-регионального и школьного компонента и формируется в соответствии со спецификой нарушения в развитии обучающихся, разрабатываемая самим образовательным учреждением и направлена на углубленное изучение инвариантной части, а также на коррекцию имеющихся недостатков психофизического развития обучающихся.

В 2-4 классах осуществляется начальный этап обучения, в котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной пропедевтической работой.

В 5-9 классах из традиционных обязательных учебных предметов изучаются: литература, русский язык, математика, биология, география, история, изобразительное искусство, музыка, физическое воспитание, трудовое и профессиональное обучение.

В 5 классе введено природоведение.

С целью повышения уровня социализации в учебный план для детей с ограниченными возможностями здоровья вводятся в 8-9- физика, иностранный язык, химия, информатика и ИКТ.

Для занятий по трудовому обучению учащиеся 5-9 классов делятся на 2 группы. Комплектование групп осуществляется с учетом познавательных, психофизических особенностей учащихся, рекомендаций психолого – медико - педагогического консилиума. Если количество учащихся в группе менее шести человек, то такая группа объединяется с группой другого класса. Это происходит на уроках слесарного дела, объединяются мальчики 5-6 классов и швейного дела - объединяются девочки 6-7, 8-9 классов.

Обучение общеобразовательным предметам имеет практическую направленность, принцип коррекции является ведущим, учитывается воспитывающая роль обучения, необходимость формирования черт характера и всей личности в целом.

В 5-9 классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность, расширяется инвариантная часть учебного плана за счёт введения предметов история, география, физика, химия, иностранный язык, информатика и ИКТ.

1. Общеобразовательные курсы

Русский язык – как учебный предмет является ведущим, от которого во многом зависит успешность всего школьного обучения. Задачи обучения русскому языку и литературному чтению:

  • повысить уровень общего и речевого развития учащихся;

  • учить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;

  • выработать элементарные навыки грамотного письма;

  • учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Математика. В образовании детей с умственной отсталостью представлена элементарной математикой и в её структуре - геометрическими понятиями. Математика имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения важных умений учащихся по ведению домашнего хозяйства, их деятельности в доступных профилях по труду. Математика вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления. Учащиеся должны не только овладеть определенным объёмом математических знаний, но и уметь использовать их в процессе трудового обучения, занятий по СБО, при изучении учебных предметов история, география, биология, физическая культура, а также в быту. Учащиеся овладевают практическими умениями в решении задач измерительного и вычислительного характера.

Учебный предмет «Окружающий мир» реализуется во 2-4 классах. Естественнонаучное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья строится на особенностях психофизических особенностей восприятия и анализа окружающего мира. Естествоведческие знания помогают осмыслению единства свойств живой и неживой природы, формируют у обучающихся практические навыки взаимодействия с объектами природы, её явлениями. Раздел «Человек» позволяет изучить не только строение, функции органов человека, но прежде всего - вопросы профилактики различных заболеваний.

Природоведение и биология. Содержание этого курса предусматривает изучение элементарных сведений, доступных школьникам с ограниченными возможностями здоровья о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья. У учащихся формируется правильное понимание и отношение к природным явлениям, они овладевают некоторыми практическими навыками выращивания растений, ухода за животными, навыками сохранения и укрепления здоровья.

География. В начальном курсе географии учащиеся с ограниченными возможностями здоровья получают практически необходимые знания и навыки ориентировки на местности, представления о климате, природе страны, основных занятиях населения, элементарные сведения по экономической географии, краеведению, экологии.

История и обществознание. Содержание курса направлено на формирование основ правового и нравственного воспитания на основе знакомства с наиболее значимыми событиями из истории нашей Родины, современной общеполитической жизни страны, элементарных сведений о государстве и праве, правах и обязанностях граждан, основных законах нашей страны. Содержание курса «Обществознание» направлено на формирование основ правового и нравственного воспитания, на основе знакомства с элементарными экономическими сведениями о государстве и праве, обязанностями и правами граждан, основными законами нашей страны.

Физика, химия. 8-9 класс. Содержание этих учебных предметов адаптировано и направлено на изучение элементарных физических и химических процессов на бытовом уровне.

Информатика, ИКТ. 8-9 класс. Этот учебный предмет способствует принципу коррекционной направленности образовательного процесса. Особое внимание уделено использованию информационных технологий в жизни, даёт целенаправленную подготовку обучающихся к использованию информационных и коммуникационных технологий в процессе различных видов деятельности.

Иностранный язык. 8-9 класс. Этот учебный предмет ориентирован на повышение уровня социализации детей в обществе. В связи с тем, что в обществе возрастает роль иностранных языков, знание которых необходимы во время путешествий, работе на компьютере, при покупке зарубежной продукции и в других условиях, изучение иностранного языка необходимо. Курс иностранного языка для детей с умственной отсталостью должен заключаться в узнавании наиболее распространённых слов или фраз, часто используемых в русском социуме (гостиницах, вокзалах, аэропортах, в сети интернет). Данный учебный предмет требует использования при проведении уроков практико-направленных методов обучения.

Музыка. Основой музыкального воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья является хоровое пение, как активный способ развития музыкальных способностей. Развивается интерес к слушанию музыки: вокальной, инструментальной, оркестровой. Учатся различать мелодии, знакомятся с некоторыми музыкальными жанрами. Музыкальное развитие школьников составляет неотъемлемую часть их эстетического воспитания.

Изобразительное искусство. Является одним из предметов, содержание, которого направлено на развитие у учащихся художественного вкуса, способствует их эстетическому воспитанию, овладению школьниками элементарными основами рисования. Коррекционная направленность уроков - обязательное условие учебного процесса.

Физическая культура. Имеет большое значение для укрепления здоровья школьников, развития и коррекции их моторики. Содержание обучения включает такие разделы как гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка игры. Во все разделы включены упражнения на формирование у учащихся двигательных умений, развитие силы, ловкости, выносливости. С целью укрепления здоровья детей введён третий час физической культуры, что вызвано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни. Третий урок физической культуры включается в расписание учебных занятий и рассматривается как обязательная форма организации учебного процесса, ориентированного на образование учащихся в области физической культуры.

2.Вариативная часть учебного плана включает в себя предметы национально-регионального и школьного компонента.


Социально- бытовая ориентировка (СБО) в 5-9 классах предназначена для более успешной социальной адаптации и реабилитации школьников с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в целенаправленном воспитании. На СБО осуществляется практическая подготовка учащихся к самостоятельной жизни, возможности посильно участвовать в труде, приобщаться к культурной и социальной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития.


Трудовая подготовка.

Особое значение придается подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к трудовой деятельности. Эта задача решается путём воспитания у учащихся общей готовности к труду и получения ими профессионально - трудовых знаний и навыков по определенной специальности.

2-3 класс (ручной труд). Трудовое обучение дает возможность учащимся овладеть элементарными приемами труда, общетрудовыми умениями и навыками, развивает самостоятельность, положительную мотивацию к трудовой деятельности, формированию трудовых качеств, обучение доступным приёмам труда, а также подготовку учащихся к профессиональному обучению.

4 класс общетехнический труд. Пропедевтика трудового обучения, активная профориентационная работа с детьми, знакомство с разными видами профессий. Формирование новых организационных умений, необходимых для работы в профессиональной мастерской.

Предмет «Технология», 5-9 классы – имеет общетехнический характер, проводится на базе учебных мастерских, пропедевтический период для формирования некоторых новых организационных умений и навыков поведения, целью которого является определение индивидуальных профессиональных возможностей учащихся в овладении тем или иным видом профессионального труда, подготовка учащихся к самостоятельному труду по получаемому профилю обучения. В этот период осуществляется допрофессиональное обучение, целью которого является подготовка учащихся к самостоятельному труду по получаемой специальности в условиях обычных предприятий промышленности и сферы обслуживания.

В школе ведётся обучение учащихся по следующим направлениям: швейное дело (девочки), младший обслуживающий персонал (девочки), столярное дело (мальчики), слесарное дело (мальчики).

По окончании 9 класса учащиеся сдают экзамен по профессионально - трудовому обучению и получают документ установленного образца об окончании школы.


3. Коррекционная подготовка.

Часы коррекционного блока не входят в учебный план, а реализуются специалистами (логопедом, дефектологом, педагогом- психологом) во вторую половину дня за счёт своего рабочего времени в соответствии с рекомендацией психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума школы, а именно:

учебные часы по логопедии (14 часов) проводятся специалистом логопедом во вторую половину дня и включаются в часовую нагрузку логопеда.

Направления работы логопеда:

диагностическая, коррекционно-развивающая, консультативно- информационная, профилактика вторичных речевых нарушений.

Учебные часы по развитию психомоторики и сенсорных процессов проводятся специалистом педагогом-психологом во вторую половину дня и включаются в часовую нагрузку учителя-психолога.

Направления работы педагога-психолога:

диагностическая, консультативная, коррекционно-развивающая (девиантное поведение, социальная адаптация, профилактика личностной и школьной тревожности, развитие познавательной тревожности), экспертная, организационно-методическая, просветительская. Добавляется направление- коррекция дефицитов психофизического развития через систему коррекционно-развивающих занятий.

Учебные часы – обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия (7 часов) проводятся специалистом дефектологом во вторую половину дня и включаются в часовую нагрузку дефектолога.

Для развития и адаптации учащихся в современных жизненных условиях учебный процесс направлен на:

- формирование представлений о себе;

- формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения;

- формирование доступных представлений об окружающем мире и ориентации в среде;

- развитие коммуникативных и социальных навыков, норм социального поведения.

- обучение предметно-практической и доступной трудовой деятельности;

- овладение доступными образовательными уровнями.

В школе проводится дифференцированная углубленная медико-психолого-педагогическая диагностика в течение всего срока обучения.


4.Обучение на дому

В 2014-2015 учебном году по медицинским показаниям организовано обучение на дому 9 учащимся. Обучение на дому осуществляется в соответствии с психофизическими особенностями детей. Учебный план для надомного обучения в 2, 3, 4 классе предусматривает 8 часов занятий в неделю, а в 5 - 9 классах - 10 часов в неделю. Для каждого ученика, обучающегося на дому, учебный план составлен индивидуально с учетом познавательных, психофизических особенностей учащихся, рекомендаций психолого – медико - педагогического консилиума (индивидуально-коррекционная программа). На каждого учащегося составлена индивидуальная адаптированная программа в соответствии с возможностями и состоянием ребенка. В учебном плане отведены следующие часы надомного обучения:2класс-8ч., 6 – 8 классы -10ч., 9 класс –11 ч.

Учебный план надомного обучения представлен общеобразовательными предметами: «Русский язык», «Литература», «Математика», «Окружающий мир» из инвариантной части; из национально-регионального компонента – «Социально-бытовая ориентировка».

Кроме часов, предусмотренных учебным планом обучения на дому, по необходимости проводятся коррекционные занятия с логопедом и психологом в школе,.



Учебный план

краевого государственного казённого специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья" Мотыгинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида" 2014- 2015 учебный год


Образовательные области

 


 

Младшие

 

Старшие

Всего2-9кл


 

II - III

IV

Всего 2-4кл

V

VI

VII-VIII

IX

Всего 5-9 кл.

Всего к оплате


1.

2

3

4

5

6

7-8

9

10

11


1.Общеобразовательные курсы

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Литературное чтение

5

4

9

4

4

3

3

14

23


Русский язык

5

5

10

5

4

4

4

17

27


Иностранный язык

 

 

 

 

 

1

1

2

2


Математика

5

5

10

5

5

5

4

19

29


Информатика, ИКТ

 

 

 

 

 

1

1

2

2


Природоведение

 

 

 

2

 

 

 

2

2


Биология

 

 

 

 

2

2

2

6

6


География

 

 

 

 

2

2

2

6

6


История

 

 

 

 

 

2

2

4

4


Окружающий мир (человек, природа, общество)

2

2

4

 

 

 

 

 

4


Обществознание (включая экономику и право)

 

 

 

 

 

1

1

2

2


Физика

 

 

 

 

 

1

1

2

2


Химия

 

 

 

 

 

1

1

2

2


Изобразительное искусство

1

1

2

1

1

1

 

3

5


Музыка

1

1

2

1

1

 

 

2

4


Искусство (музыка и ИЗО)

 

 

 

 

 

1

1

2

2

 


Физическая культура

3

3

6

3

3

3

3

12

18


Основы религиозных культур и светской этики

 

1

1

 

 

 

 

 

1


Технология

1

1

2

 

 

 

 

 

2


Технология

 

 

 

2

2+2

2+2

 

6+4

6 +4


а) столярное дело

 

 

 

 

 

2

 

 

 


б) слесарное дело

 

 

 

 

2

 

 

 

 


в) швейное дело

 

 

 

 

2

2

 

 

 


г) младший обслуживающий персонал

 

 

 

2

 

 

 

 

 


Итого: обязательная нагрузка учащихся

23

23

46

23

24

30

26

103+4

149+ 4


Национальный региональный компонент образовательного учреждения

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Социально-бытовая ориентировка

 

 

 

1

2

2+2

2

7+2

7+2


Технология

1

3

4

 

 

 

 

 

4


Технология

 

 

 

4

6+6

8+8+8

8

26+22

26+22


а) столярное дело

 

 

 

 

 

8

8

 

 


б) слесарное дело

 

 

 

 

6

8

 

 

 


в) швейное дело

 

 

 

 

6

8

 

 

 


г) младший обслуживающий персонал

 

 

 

4

 

 

 

 

 


Итого: максимальная нагрузка учащихся

24

26

50

28

32

40

36

136

186

 


Надомное обучение

8

8+8

24

 

 

 

 

 

24


ВСЕГО

32

42

74

28

40

60

36

164

238


ИТОГО

238

238





УЧЕБНЫЙ ПЛАН

индивидуального обучения больных детей на дому

краевого государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Мотыгинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида»

на 2014-2015 уч. год.

Предметы



классы

Количество часов в неделю


Начальные классы

Старшие классы

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Итого

Учебные предметы













Литературное чтение



2


2

2


2




8

Русский язык



2


2

2


3




9

Математика



3


3

3


2




11

Биология








1




1

География








1




1

История России













СБО








1




1

Окружающий мир



1


1

1






3

ИТОГО:



8


8

8


10




34







Пояснительная записка к учебному плану

индивидуального обучения на дому

краевого государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Мотыгинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида»

на 2014-2015 уч. год.

Учебный план индивидуального обучения реализует программу начального общего образования для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и предусматривает девятилетний срок обучения для получения учащимися начального общего (коррекционного) образования, трудовой адаптации и реабилитации.

Учебный план включает перечень учебных предметов, распределение их по годам обучения, количество часов, отводимое на каждый предмет и распределение этих часов в течение учебной недели.

В 1-4 классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой.

В 5-9 классах идет обучение дисциплинам естественного цикла, обществознания.

Выбор учебной дисциплины исходит из особенностей психофизического развития детей.

Недельная нагрузка дана в соответствии с возрастными, интеллектуальными и психофизическими возможностями детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Все учебники и учебные пособия соответствуют учебным планам и программам.

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса


Для реализации образовательной программы школы используются:

  • Программы, утверждённые Министерством образования РФ:

1класс

Хилько А.А

Математика. 1 класс

М , Просвещение, 2011г.




6

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Воронкова В.В, Коломыткина И.В

Чтение. 1 класс

Букварь.

М., Просвещение, 2007,2008,2013г.

Лещинская Т.Л.,

Чтение. 1 класс

Букварик, ВЛАДОС, 2007г

Аксёнова А.К.

Чтение. 1 класс

Букварь Просвещение,2009г


12




22




6

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Худенко Е.Д., Кремнева С.А. Развитие речи.1 класс.

.М., АРКТИ, 2007 г.

12

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

2 класс



Алышева Т.В. (в 2 частях)

Математика.2 класс

М., Просвещение, 2011

12

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Русский язык 2 класс

Якубовская Э.В. Просвещение, 2007,2011


13

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Чтение. 2 кл.

Ильина С.Ю., 2008,2009г

Чтение. 2 кл.

Смирнова З.Н.,Гусева Г.М. 2009г

12



12

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Худенко Е.Д., Федорова Г.А. Развитие речи.2 класс.

М., АРКТИ, 2005

12

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

3 класс



Эк В.В.

Математика. 3 класс.

М., Просвещение, 2005,2008,

45

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Русский язык.3 класс

Аксенова А.К., Якубовская Э.В.

. М., Просвещение, 2006 ,2008 г.

13

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Воронкова В.В., Казакова С.А Чтение.3класс .

М., ВЛАДОС, 2005

Смирнова З.Н., Гусева Г.М. М Чтение. 3класс.

Просвещение, 2005,2009


Чтение. 3 кл.

Ильина С.Ю., Просвещение, 2009г

15



35


18

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Худенко Е.Д., Терехова И.А Развитие речи. 3 класс.

Знакомство с окружающим миром. М.АРКТИ, 2006,2008


12

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

4 класс



Перова М.Н М., Математика .4 класс.

Просвещение, 2005,2008 г,2009г

47

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г.

Русский язык.4 класс.

М., Просвещение, 2005,2008,2009

52




Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Воронкова В.В. и др

Чтение.4 класс.

М., ВЛАДОС, 2005, г.

Смирнова З.Н., Гусева Г.М М., Чтение. 4 класс.

Просвещение, 2005г.

Чтение. 4 кл.

Ильина С.Ю., 2009г

Просвещение

15



30


12

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Худенко Развитие речи

Е.Д., Терехова И.А Знакомство с окружающим миром. 4 класс.

М.АРКТИ, 2006г.


9

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

5 класс



Перова М.Н.,Капустина Г.М. Математика.5 класс.

М, Просвещение, 2005,2008 г.

44

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Воронкова В.В

Русский язык.5 класс

Просвещение, 2006 г.

Галунчикова Н.Г

Рабочая тетрадь по русскому языку.(5-9 кл)

М., Просвещение, 2004.

18




4

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Гусева Г.М., Островская Т.И.. Чтение . 5 класс

М., ВЛАДОС, 2006.

Малышева З.Ф Чтение. 5 класс

М., Просвещение, 2005г,2009г.

5



27

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Хлебосолова О.А., Хлебосолова Е.И.

Природоведение. 5 класс.

М., ВЛАДОС, 2005,2009

26



Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г. Швейное дело. 5 класс М., Просвещение, 2009г

10

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Патракеев В.Г.»Слесарное дело» Просвещение,2013

4

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

6 класс



Капустина Г.М., Перова М.Н Математика. 6 класс.

М., Просвещения, 2005,2009 г.


27

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В Русский язык. 6 класс

М., Просвещения, 2009 г.


27

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Бгажнокова И.М., Погостина Е.С Чтение. 6 класс .

М., Просвещения, 2009 г.


27

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Никишев А.И.,Теремов А.В. Биология. 6 класс.

М., Просвещения,2009г.


12

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Лифанова Т.М.

Физическая география. 6 класс

М., Просвещение,2009г.

Лифанова Т.М.

Рабочая тетрадь по начальному курсу физ.географии.

М., Просвещение, 2009.


12



1


Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Картушина Г.Б., Мозговая Г Швейное дело. 6 класс.

М., Просвещение, 2008

6

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

7 класс



Алышева Т.В

Математика.7 класс.

М., Просвещение, 2006г.

19

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Галунчикова Н.Г, Якубовская Э.В

Русский язык. 7 класс.

М, Просвещение,2006,2007г.

14

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Аксенова А.К

Чтение. 7 класс

М., Просвещение, 2006.

13

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Пузанов Б.П

История России.7 класс.

и др.. М., ВЛАДОС, 2009г.

12

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н География России. 7 класс.

М., Просвещение, 2005,2006, г.

33


Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Королева Н.В., Макаревич Е.В.. Биология. 7 класс

М., Просвещение, 2005 г

19


Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Картушина Г.Б., Мозговая Г Швейное дело. 7 класс.

М., Просвещение, 2008,2011

8

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

8 класс



Эк В.В Математика. 8 класс.

М., Просвещение, 2005г,2009г

27

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В

Русский язык. 8 класс.

М., Просвещение, 2007,2009г.

25

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Малышева З.Ф.

Чтение. 8 класс

М Просвещение, 2008,2009 г

12

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Никишов А.И., Теремов А.В.

Биология. Животные. 8 класс.

М, Просвещение, 2005г


15

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Пузанов Б.П

История России.8 класс.

М., ВЛАДОС, 2005,2009г

27

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н География материков и океанов.8 класс

М., Просвещение 2005,2009 г

27

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Зырянова В.А.»Подготовка младшего обслуживающего персонала» СОТ,2011г

7

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

9 класс



Перова М.Н Математика. 9 класс

М., Просвещения, 2005,2007,2009 г.

Перова М.Н., Яковлева И.М Рабочая тетрадь по математике.

М., Просвещение, 2005г.

26



1

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Галунчикова Н.Г., Якубовская Русский язык. 9 класс .

М., Просвещения, 2005,2009г.

27

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Аксенова А.К., Шишкова М.И Чтение. 9 класс.

М, Просвещение, 2006г.

20

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Пузанов Б.П История России. 9 класс.

М., ВЛАДОС, 2005,2008г.

27

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Украинцева А.Ю., Козлова Н.Т География. Государства Евразии. 9 класс. М., Классикс Стиль, 2006г.

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н

География материков и океанов+приложение. 9 класс

М, Просвещение, 2009г.

11



12

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Девяткова

Социально-бытовая ориентировка в специальных коррекционных учреждениях

М., ВЛАДОС, 2005г.

20

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Хилько А.А.

Математика

М.,»Просвещение», 1997г.

8

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Худенко Е.Д., Кремнева С.Н.. Развитие речи.

Развитие речи. М.,АРКТИ, 2005г.

10

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Картушина Г.Б., Мозговая Г Швейное дело. 9 класс.

М., Просвещение, 2008,2011

1

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Зырянова В.А.»Подготовка младшего обслуживающего персонала» 9клСОТ,2013г

11

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.



  • Рабочие программы учебных курсов;

  • Индивидуальные программы обучения детей на дому

Программно-методическое обеспечение позволяет в полном объеме реализовать учебный план.

Все учебные программы обеспечены учебно-методическими материалами. Каждый учитель работает в соответствии с утвержденным календарно-тематическим планированием.

Оценка реализации учебных программ, тематического планирования выявила их соответствие образовательному минимуму по всем предметам. Федеральный компонент образовательного стандарта реализуется полностью. В целях сохранения единого образовательного пространства, обеспечения преемственности, преподавание ведется по учебникам, обозаченным в Федеральном перечне учебных изданий. Учебный план обеспечен кадрами соответствующей квалификации и соответствующего уровня образования.

Программы коррекционной школы учитывают особенности познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Они направлены на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программы содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня образовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.

Содержание обучения по всем учебным предметам имеет практическую направленность. Учителя школы готовят своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства. В программах принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания детей в процессе овладения каждым учебным предметом, а также в процессе трудового обучения. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Обучение в школе носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ученика затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена его воспитывающая направленность, необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными, полноправными членами общества.

Программы, составленные с учетом особенностей психофизического развития школьников с ограниченными возможностями здоровья, предусматривают следующие цели:

  • дать конкретные знания по предметам;

  • научить обучающихся применять полученные знания на практике;

  • осуществить работу по исправлению дефектов развития;

  • способность воспитанию комплексного восприятия природных и социальных процессов.

Программы курсов строятся на следующих ведущих принципах:

  • Принцип коррекции предполагает исправление недостатков психофизического развития детей в процессе обучения путем использования специальных методических приемов;

  •  Научность и доступность обучения. Принцип научности предполагает отражение современных достижений науки, перспектив ее развития в каждом учебном предмете. Несмотря на элементарный уровень знаний, которые необходимо усвоить школьникам, они должны быть научными, не противоречить объективным научным знаниям (фактам, понятиям, законам и теориям). Принцип доступности предполагает построение обучения на уровне их реальных возможностей.

  • Принцип системности и последовательности состоит в том, что знания, которые учащиеся приобретают в школе, должны быть приведены в определенную логическую систему для того, чтобы более успешно применять их на практике.

  • Принцип связи обучения с жизнью предполагает организацию учебно-воспитательной работы на основе тесной и многогранной связи с окружающей действительностью, с жизнью, в первую очередь, местных предприятий, организаций и учреждений; связи обучения с производственным трудом в народном хозяйстве.

  • Принцип наглядности в обучении означает привлечение различных наглядных средств в процессе усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков.

  • Сознательность и активность обучения. Сознательность в обучении означает понимание учащимися изучаемого учебного материала: сущности усваиваемых понятий, смысла трудовых действий, приемов и операций. Сознательное усвоение учебного материала предполагает активность учащихся в обучении. Под активизацией учения понимается соответствующая организация действий школьников, направленная на осознание ими учебного материала.

  • Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Сущность принципа состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей. Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей. Осуществление дифференцированного подхода направлено на учет психических особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья, на дифференциацию учащихся на типогруппы.

  • Воспитывающая и развивающая направленность обучения состоит в формировании у учащихся нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в обществе, содействует их общему психическому и физиологическому развитию. Обучение носит коррекционно-развивающий характер.

  • Принцип гуманизации предполагает утверждение непреходящей ценности общекультурного наследия человечества, внимание к историческим ценностям, его вкладам в развитие науки, культуры, литературы и искусства.

  • Принцип экологизации предполагает развитие чувства ответственности и уважения к индивидуальности каждого уголка Земли. Он пронизывает всю структуру программ по экологии человека, географии, естествознанию, растениеводству, истории и т.д.

Методы обучения

Учебный процесс в школе предполагает диалектическое единство содержания, методов и организационных форм обучения. С понятием «метод» и «прием» тесно связано понятие «средство обучения». К ним относится все, что помогает учителю и учащимся- это слово учителя, учебники, учебные пособия, технические средства обучения, наглядные пособия, оборудование.

В зависимости от познавательной деятельности учащихся при усвоении, учителя школы используют на уроках такие методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские, инструктивные.

Дети с ограниченными возможностями здоровья приходят в школу плохо подготовленными к учебной деятельности. У них отсутствует интерес к учению, снижено внимание, они легко отвлекаются, быстро устают. Поэтому в процессе обучения на 1,2 ступенях обучения включаются такие методы: познавательные игры, создание занимательных ситуаций, ролевые игры, моделирование реальных ситуаций. В процессе обучения учителя школы используют словесные, наглядные и практические методы обучения.

 В своей работе учителя школы сочетают разные методы обучения, т.к. это зависит не только от характера и содержания учебной дисциплины, подготовленности класса, но и состава класса. Неоднородность состава, обусловленная типологическими особенностями учащихся, требует поисков различных сочетаний методов для успешного обучения всех учеников.

На уроках преобладающим является принцип коррекционной направленности обучения. По мере развития и коррекции познавательных способностей учащихся учителя задают задания, требующие самостоятельного поиска, переноса знаний в новые или не стандартные ситуации, а также задания практического характера: несложное моделирование, графические работы, измерения, дидактические игры, экскурсии. Большое значение в учебной работе уделяется мотивации в процессе обучения, т.е. когда учащиеся могут полученные знания применять в своей бытовой или трудовой деятельности.



Перечень рабочих учебных программ по предметам учебного плана:


№ п/п

Наименование рабочих программ

класс

Количество учащихся

Реализуемая программа

1

Русский язык





2-4

20


Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

подготовительный, 1-4 классы

под редакцией В.В.Воронковой

Москва, «Просвещение» 2004 год

2

Литературное чтение

20

3

Математика

20

4

Окружающий мир(человек, природа, общество)

20

5

Изобразительное искусство

17

6

Технология(ручной труд

17

7

Музыка

17

8

Физическая культура

17

9

Основы религиозных культур и светской этики

4

9



1

Русский язык

5-9

39

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

5-9 классы

под редакцией В.В.Воронковой

Москва, «ВЛАДОС» 2010 год

2

Литературное чтение

5-9

39

3

Математика

5-9

39

4

Природоведение

5

9

5

Биология

6-9

30

6

География

6-9

30

7

История

7-9

21

8

Обществознание

8,9

14

9

Изобразительное искусство

5-7

24


Музыка

5-7

24


Физическая культура

5-9

39


Столярное дело

7,9

13


Швейное дело

6-9

9


Слесарное дело

5,6,8

12


Младший обслуживающий персонал

5

9


Социально-бытовая ориентировка

5-9

39


Физика

8,9

14

Рабочая адаптированная программа по физике составлена на основе   специальной программы ТОИПКРО и ориентирована на учебник: Жумаев В.В., Горскин Б.Б. Физика в твоей жизни: 8-9 кл.: пособие для учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М., Просвещение, 2008.


Химия

8,9

14

Рабочая программа составлена на основе материала учебников по химии 8 класса ,автор Габрильян О.С. Программа адаптирована для детей с ОВЗ специальных коррекционных школ VIII вида и направлена на приобретение


Английский язык

8,9

14

Программа адаптирована для детей с ОВЗ специальных коррекционных школ VIII вида.


Информатика и ИКТ

8,9

14

Рабочая программа составлена на основе материала учебников по информатике 5 и 6 классов ,авторы Босова Л.Л., Босова А.Ю. Программа адаптирована для детей с ОВЗ специальных коррекционных школ VIII вида.


Искусство (музыка и ИЗО)

8,9

14

Авторская адаптированная программа


«Инновационными особенностями образовательного процесса в школе являются:

1.Использование педагогической  технологии личностно ориентированного  подхода  в рамках традиционных уроков и уроков, проведенных в нетрадиционной форме:  урок-исследование,  урок «Творческий отчёт», урок – деловая игра, урок «Удивительное рядом», урок-практикум и т. д.

2.Внедрение в УВП  здоровьесберегающих технологий.

3. Совершенствование воспитательной работы.

4. Внедрение в УВП  информационных технологий.

Инновационная деятельность педагогического коллектива  как системообразующий элемент образовательного процесса школы выступает в роли универсального развивающего механизма и позволяет более успешно решать задачи, поставленные  образовательной программой. При такой организации образовательного процесса  в большей степени удовлетворяются образовательные интересы и запросы учащихся, что придаёт ему гуманистический характер. 

Система оценивания результатов образовательной деятельности

 Итогом образовательного процесса в школе является сумма образовательных результатов, достигнутых учащимися. Инновационное развитие Мотыгинской коррекционной школы-интерната VIII вида, использование новых образовательных технологий приводят к результатам, которые не укладываются в привычные схемы оценивания: они выражаются в умении учащихся работать в коллективе, иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, владеть компетенциями, связанными с определенными образовательными областями, умении быть самостоятельными.

Программа мониторинга.

Области  школьной оценки можно классифицировать следующим образом:

  • индивидуальные результаты учащихся – в сфере развития у них знаний, умений и навыков, выявляются в ходе психолого-педагогического мониторинга;

  • предметные результаты – результаты, полученные в процессе оценивания учителями школы  на предметном уровне;

  • внутришкольные результаты – результаты, полученные в ходе административного контроля, итоговой аттестации учащихся;

  • внешкольные результаты – результаты конкурсов, соревнований, специальных олимпиад, фестивалей и т.п.;

  • результаты, полученные в ходе независимой внешней оценки.

Система оценивания результатов образовательной деятельности охватывает все классы и  все предметы.


Контроль за реализацией образовательной программы


Объект контроля

Инструментарий контроля

Периодичность контроля

Качество общеобразовательной подготовки выпускников

I ступень

  • Контрольные работы

  • Проверка техники чтения

Ежемесячно

2 р. В год

II ступень

  • Итоговая государственная аттестация выпускников школы 9 классов

  • Контрольные работы

  • Проверка техники чтения

Июнь


Ежемесячно

2 р. В год

Степень социализации

  • Результаты трудоустройства, данные о завершении послешкольного образования

Октябрь

Состояние здоровья

  • Данные углубленного медицинского осмотра

  • Данные о пропусках уроков по болезни

Ноябрь – декабрь


1 раз в год



Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся

Неотъемлемой частью образовательного процесса в школе стала организация воспитательной работы, направленной

-  на формирование и развитие коммуникативных, интеллектуальных, физических навыков школьников; 

- на развитие личности, способной к социальной адаптации.

Внеурочная деятельность стала логичным продолжением базового образования во второй половине дня. В нем мы стремимся к органическому сочетанию видов досуга с различными формами образовательной деятельности. Это позволяет создать условия для развития каждой личности и полного удовлетворения потребностей детей и их родителей. Часы, отведённые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, КВНов, соревнований и т.д.


Дополнительное образование представлено в школе предметными кружками


п/п

Наименование кружков, секций, творческих объединений различной направленности, функционирующих в учреждении

Направленность работы,

руководитель

Класс

«Патриот»

«Военно-патриотическое»

6-9

«Шкатулка идей»

Художественно –эстетическое

Сошникова Н.И.

5-7

Социальное проектирование

Социально-значимая деятельность

Продан Т.С.

6-8

Хореогафический


Художественно –эстетическое

4 -7



Внеурочная деятельность учащихся частично объединяет направления деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации: Основной объект педагогического воздействия направлен на формирование у воспитанников системы сознания, которое определяет его социальное поведение. Для реализации данных задач в 2013-2014 уч. году был составлен комплекс воспитывающих и развивающих мероприятий по всем направлениям. В 2014-2015 уч. году будет продолжена такая работа.

Направ

ления

реализация

%

участия детей

% качества

(оценка детей)

охрана здоровья и физическое воспитание

Акция «Спорт - альтернатива пагубным привычкам»:

  • кросс «Я выбираю спорт»;

  • сдача норм ГТО;

  • единый урок «Навстречу УНИВЕРСИАДЕ»;

  • конкурс физминуток;

  • беседы профилактические о вреде курения и алкоголя.

Динамические перемены (гендерный подход, возрастные группы)

Игры на свежем воздухе (тематические)

День ЗДОРОВЬЯ

Акция «День борьбы со СПИДом»



90%

90%

100%

92%

100%

100%


100%

86%

93%



83%

100%

74%

75%

88%

83%


86%

75%

75%

Итого:

94%

82%

художественно-эстетическое (творческое развитие)

Конкурсы

  1. Школьный уровень:

  • «Мисс ОСЕНЬ»

  • Конкурс эко знаков

  • Фотоконкурс «Мой поселок будет чистым»

  • Конкурс рисунков по произведениям В.Астафьева

  • Конкурс шляпок

  • Конкурс снежных фигур

  • Конкурс новогодних композиций

  • Конкурс «Символ года»

  1. Районный уровень:

Фотоконкурс «Зимние радости»

Конкурс эко игрушки «Зимняя планета детства»

Конкурс новогодних газет «Зимняя планета детства»

Выставка-конкурс ИЗО и ДПИ

  1. Краевой уровень:

  • «Таланты без границ»

  1. Всероссийский уровень:

Конкурс рисунков «Проказы матушки зимы»



56%

100%

14%

58%

37%

75%

85%

65%



42%

41%

16%

75%

28%


7%



80%

100%

79%

64%

100%

100%

93%

79%



100%

100%

88%

95%

76%


100%

Общешкольные праздники, концерты:

  • Концертная программа ко Дню учителя

  • Конкурсная программа «Игромания»

  • Конкурсная программа «Мисс ОСЕНЬ»

  • Театрализация по произведениям В.Астафьева

  • Праздничный концерт «Милым мамам»

  • Новогоднее представление

  • Праздничный концерт к 8 марта

  • Концертная программа на общешкольное родительское собрание

  • Праздничная линейка «Последний звонок»

  • Праздничная программа «Ура, каникулы!»



100%

100%

56%

25%

78%

82%

82%

42%

35%

100%



89%

96%

80%

87%

100%

100%

87%

100%

89%

89%

Итого:

58%

90%

трудовое воспитание, основы жизнеобеспечения и профессиональная ориентация

Месячник безопасности

  • «Огонь-друг, огонь-враг»

  • «Безопасная дорога»

  • «Школа - территория безопасности»

Инструктажи по ТБ/ в течение года


100%

100%

100%

100%


85%

90%

100%

76%

Организация дежурства

Организация самообслуживающего труда

Операции «Чистая школа»

Субботник

«Книжкина больница»

100%

100%

100%

100%

80%

50%


87%

76%

77%

Месячник профориентации

  • Неделя экономических игр

  • Часы творчества в ГПД по изготовлению игрушек из подручного материала (эк-ка)

  • Экскурсии на предприятия и в центр занятости

  • Классные и воспитательные часы

  • Работа на предприятиях (школа)

  • Работа школьного банка

  • Ярмарка



100%

100%

70%

100%

100%

100%

100%



87%

76%

94%

63%

94%

100%

100%

Итого:

96%

83%

личностное развитие и основы социализации и общения

Организация дополнительного образования

  • Спортивные секции

  • Творческие студии (вокальная, хореографическая, художественная)



57%

44%



76%

86%

Организация соуправления «Город мастеров»

  • Актив школы

  • Совместная деятельность (планирование, организация, реализация мероприятий)


16%

45%


87%

90%

Совместная работа с организациями 8-9 классов (Центр занятости населения, учебные заведения и т.д.)

80%

62%

Классные и воспитательные часы / по плану/

100%

67%

Квест-игра «Радуга»

100%

100%

Итого:

63%

81%

гражданско-патриотическое и правовое воспитание

Декада словесности «Мы снова открываем Ваши книги» по произведениям В.Астафьева

  • Викторина по произведениям В.Астафьева.

  • Литературный вечер.



71%

56%



71%

86%

Декада правовых знаний:

  • Единый урок «20 лет Конституции РФ»

  • Выставка правовой литературы, оформление стенда «Конституция и мы».


100%
100%


73%

87%

Акция «День правовой помощи детям»

Советы профилактики тематические

Международный день прав человека (игра)

Важный праздник государства – День Конституции РФ (общешкольное мероприятие)

100%


83%

100%

76%


93%

83%

Декада экологического просвещения

  • Акция «Природа горько плачет»

  • Фотовыставка «Мой посёлок будет чистым!»

  • Командная игра «Экологический светофор»

  • Конкурс чтецов

  • Открытие детской организации «Зелёный патруль»


100%

35%

100%

45%

85%


73%

100%

100%

45%

100%

Классные и воспитательные часы

100%

68%

Акция «Бессмертный батальон»

Торжественная линейка «Памяти будем верны» и вахта памяти

14%

100%

94%

100%

100%

100%

Декада «Несовершеннолетние: проблемы, вопросы, пути решения»

  • Экскурсия в отдел УФМС (7-8кл)

  • Час общения «Мой паспорт – я гражданин»



100%

100%



83%

89%

Линейки разного уровня.

100%

70%

Итого:

83%

84%

Общий итог:

78%

84%



По приведенной таблице видно, что педагогам удалось обеспечить высокий процент охвата учащихся в участии и качественно организовать работу, о чем говорит рейтинговая оценка проведения мероприятий. В 2013-2014уч.году изменился подход к организации декад и месячников в рамках направлений воспитательной работы. Каждый тематический блок представлялся в виде законченного действия с реальным результатом и 100% охватом всех участников образовательного процесса. Особенно продуктивно был проведен месячник профориентационной работы, где наиболее ярко была представлена структура деятельностного подхода в организации и проведении тематического блока.

В 2013-2014 учебном году в школе были открыты новые кружки, такие как хореографическая студия и изостудия, лёгкая атлетика. За счет расширения области ДО произошёл качественный скачок в развитии самостоятельности и реализации потребностей и способностей школьников. За год творческие объединения приняли участие в конкурсах и акциях различных уровней и добились следующих результатов:

Направ

ление

Конкурсы, акции

Уровень

Время

Результат

Спортивно-оздоровительное

Соревнования по мини-футболу

краевой

октябрь

участие

Баскетбол

зональный

октябрь

1 место

краевой

ноябрь

1 место

район

февраль

2 место

Лыжи

зональный

февраль

2 место

краевой

март

участие

Веселые старты

зональный

май

3 место

Художественно-эстетическое

Школа художественно-эстетического направления

краевой

сентябрь

участие

«Домисолька»

район

март

участие

Конкурс школьных проектов «20 лет Конституции РФ»

всеросс-й

октябрь

участие

Конкурс графити «День ПОБЕДЫ»

район

май

1 место

Акция «Мир без нацизма»

всеросс-й

май

участие

Конкурс рисунков «Я рисую олимпиаду»

район

декабрь

1 место

Конкурс «Цвета радуги»

всеросс-й

март

участие

Конкурс ИЗО и ДПИ

район

май

1 место


Разработанная система учёта достижений детей во внеучебной деятельности отражает картину участия школы. Следующим этапом будет отслеживание достижений самими детьми своих достижений через портфолио, которое будет способствовать адекватной самооценке каждого ребёнка.

Для качественной реализации адаптированной общеобразовательной программы необходимо расширить область дополнительного образования через лицензирование в 2014-2015 учебном году программ по дополнительному образованию.

Модель выпускника Мотыгинской коррекционной школы-интерната VIII вида»

Результатом реализации Программы является «модель выпускника». Модель выпускника – совокупность качеств и умений, сформированных в результате реализации образовательной программы школы. Образ выпускника является главным целевым ориентиром в учебно-воспитательной работе с учащимися. Качества, которые должны быть сформированы у выпускника школы в соответствии с задачами по ступеням образования:

Желание и готовность продолжить обучение после школы или включение в трудовую деятельность;

Способность корректировать в общении себя и окружающих;

Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, готовность к самоутверждению, самореализации во взрослой жизни;

Социализированная личность, это тот, кто умеет:

  • Делать самостоятельный выбор и нести за него ответственность;

  • Заботиться о своём здоровье;

  • Относиться к труду как к жизненной необходимости;

  • Обладает необходимыми житейскими навыками, способен к осознанному самоограничению;

  • Хочет и умеет учиться;

  • Соблюдает нравственные, этические и правовые нормы общества, в котором живёт.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!