Трудовое воспитание детей раннего возраста
В толковом словаре В. И. Даля определение труда звучит, как «работа, занятие, упражнение, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряжение телесных или умственных сил; все, что утомляет». К сожалению, реалии нашей жизни показывают, что большинство родителей считают труд тяжелым и утомительным занятием для детей. И нет никакой необходимости приучать к нему ребенка. Пусть малыш играет и развлекается, а трудится он будет, когда вырастет. Но трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Как писал А. С. Макаренко: «Труд - это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания. Труд - это совсем не то, чем заняты руки ребенка. Труд – это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться».
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного образования трудовое воспитание одно из важнейших направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;
- развитие творческой инициативы, способности себя самостоятельно реализовывать в различных видах труда и творчества.
Один из самых часто задаваемых вопросов родителей к педагогу, работающему с детьми раннего возраста: « Почему дети в детском саду с таким удовольствием трудятся в детском саду, а дома совершенно ничего не хотят делать?»
Ответ кроется в соблюдении всех компонентов трудовой деятельности, таких как:
Цель;
- мотив
- процесс планирования
- трудовые действия
- оценка
- результат труда
Только соблюдение всех компонентов трудовой деятельности гарантирует положительные результаты.
В дошкольном возрасте различают четыре основных вида детской трудовой деятельности: самообслуживание, бытовой труд, труд в природе и ручной труд.
В раннем возрасте самообслуживание является ведущей трудовой деятельностью. Основным методическим приемом формирования навыков самообслуживания является показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности. («Посмотрите, как мы будем мыть руки. Сначала я закатаю рукава, чтобы их не намочить водой. Включаю воду. Намочила руки. Беру мыло и намыливаю каждую ладошку» - каждое свое действие поясняет воспитатель). После показа и объяснения следует активное участие детей в выполнении данного действия. Для того, чтобы дети научились правильно умываться и одеваться. Нужно прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать и постоянно упражнять их в этой работе. В дальнейшем, для поддержания интереса воспитатель использует различные веселые стихотворения, потешки, и игровые приемы. (Какие грязные руки у куклы Маши. Давайте покажем ей, как правильно мыть руки.) Правильное воспитание детей в процессе самообслуживания не будет работать если воспитатели не будут интересоваться результатами работы. Оценка трудовой деятельности должна содержать в себе подчеркивание в данный момент и достижений ребенка и то, что плохо получается. Объективная оценка укрепляет стремление работать лучше, добиваться результатов, преодолевая трудности. (Танечка, как ты сегодня хорошо помыла ручки, они у тебя такие чистые. Давай еще помоем нос, чтобы он был такой же чистый.) Один из интересных мотиваторов в этой работе может быть «волшебное зеркало». Можно использовать обычное двухстороннее зеркало, одну из сторон по краю украсить золотистым блестящим скотчем. Обычная сторона зеркала будет показывать недочеты в умывании, а золотистое волшебное, когда лицо тщательно вымыто. «Волшебное зеркало» модно использовать и в других режимных моментах, например, во время одевания показать, что забыл шарф, неправильно одел футболку или обувь. Очень часто родители и воспитатели сталкиваются с такой проблемой, как не желание ребенка убирать одежду после прогулки в шкафчик и тут на помощь может прийти игра. «Кто у нас тут зайка? Зайка- побегайка? Зайка Саша убежал и штанишки (шапку, куртку и т.д.) в шкафчик не убрал». И счастливый «Зайка» Саша или Миша, или Вика, весело подпрыгивая, уберет не только свои вещи в шкафчик, но и поможет другим детям.
Бытовой труд и труд в природе для малышей это новый интересный и привлекательный вид деятельности. Он строится на возрастающем интересе к окружающему миру и заключается в выполнении элементарных индивидуальных поручениях. (Сложить кубики в коробку, посадить кукол на диван, поставить машинки на полку, подмести скамейку на участке, собрать листики в ведерко, покормить птиц на прогулке и т.д.) Очень важно научить детей соблюдать порядок и бережно относиться к вещам и игрушкам. И мотивация тут играет не последнюю роль. Если подключить немного фантазии, то простая уборка игрушек может превратится в увлекательную игру. ( Машинки едут на стоянку, кукол уложить спать, а кубики доставить до места хранения на большом грузовике.) Дети соберут все листья на участке если предположить, что кругом море, а листья — это золотые рыбки, которых можно поймать и отправить в ведерко. А сколько радости испытывает ребенок, когда видит результаты своего труда, когда птицы клюют корм или появился росток из посаженного ребенком семечка. Или «оживают» растения после поливки. Одной из сильнейших мотиваций для ребенка является возможность помочь. Дети с удовольствием помогают мишке, кукле, дворнику или воспитателю, одновременно с этим развивая уверенность и поднимая свою самооценку. Очень часто после сильного ветра на участке детского сала остается много упавших веток и просто так собирать их детям будет не интересно. Можно предложить детям сделать из них новую метелку, украсить и подарить дворнику. А можно оставить на участке и это станет «почетная метелка», которой всем без исключения детям захочется поработать. Детство, это такое чудесное время, когда волшебство может быть на каждом шагу, нужно лишь проявить немного фантазии. «Волшебная лопатка», которая умеет все делать сама, надо ей лишь немного помочь, ведерко, которое очень любит работать, а какой затейницей может быть корзина для игрушек на участке. И похвалит, и сказку может рассказать и даже песенку спеть, как только все-все игрушки в нее будут собраны.
Еще об одном виде детского труда хочется рассказать особо – это изготовление выпечки. Многие родители и даже воспитатели несправедливо считают, что детей раннего возраста привлекать к этому труду еще рано, но когда видишь с каким увлечением ребенок выбирает формочку, старательно из песочного теста вырезает печенье, аккуратно выкладывает получившиеся фигурки на протвинь, украшает их сладкой посыпкой и орешками, включая при этом всю свою фантазию, понимаешь, что время самое подходящее. А сколько гордости испытывает ребенок, когда он может подарит свое «творение» самым близким людям, маме, папе, бабушке. Ведь они обязательно оценят и даже разделят с ним его подарок.
Про труд можно говорить много, но главное, он помогает научить малышей быть активными, самостоятельными, думать, искать и находить выход из различных ситуаций, устанавливать элементарные причинно-следственные связи, обеспечивает успех и достойное будущее.
Список используемой литературы:
1.ФГОС ДО
2.А.С. Макаренко Трудовое воспитание 1977.
3. Л.В. Куцакова. Трудовое воспитание в детском саду. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014
4. Л.Ю. Павлова, Л. В. Куцакова, Т.С. Комарова Трудовое воспитание в детском саду Программа и методические рекомендации. Для занятия с детьми 2-7 лет,: Мозаика- Синтез М,:2009
5. В.И. Даль Толковый словарь русского языка. Издательство АСТ.