«Трудовое воспитание детей раннего возраста.
Трудовое воспитание - это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие обще трудовых умений и способностей, психологической способности к труду, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам.
Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по организации трудовой деятельности должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей.
Актуальность и перспективность.
Трудовое воспитание ребёнка надо начинать как можно раньше, когда ребёнок впервые произносит: «Я сам!» Опыт показывает, что привлечение ребёнка к труду является одним из первостепенных условий всестороннего развития. Обученные труду с детства более самостоятельны, усидчивы, бережливы, легко приспосабливаются к любым условиям и быстрее решают различного рода проблемы. Трудолюбие позволяет ребёнку обрести уверенность в себе и завтрашнем дне, а также даст почву для дальнейшего успешного обучения в школе.
Новизна опыта работы.
Использование информационных технологий
Разработка и использование операционных схем для трудовых действий
Задачи.
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».
В п.3.1 ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
Воспитание ценностного отношения к собственному труду и труду других людей
Развитие творческой инициативы, способности себя реализовывать в различных видах труда и творчества.
Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий и должен строиться с учетом следующих принципов:
Систематичность и последовательность
Ориентация на возраст и индивидуальные особенности
Интеграция
Взаимодействие с семьёй
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Условия организации труда детей.
1.Создание мотивации и положительной обстановки.
2. Подбор оборудования для труда и систематическое включение в труд.
3.Демонстрация заинтересованности педагога.
4. Учёт нагрузки, состояния здоровья, интересов и способностей.
5. Поощрение в процессе и по результатам труда.
Виды труда в ДОУ
Самообслуживание -это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, уборка постели, игрушек, подготовка рабочего места, санитарно-гигиенические
процедуры и т.д.)
Хозяйственно-бытовой труд- направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и участке, помощь взрослым в организации режимных моментов.
Труд в природе- уход за растениями, обитателями аквариума и животными, выращивание овощей на огороде и растений в уголке природы, цветнике, участка.
Ручной труд- направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей
Формы организации труда.
1.Поручения.
2.Дежурства.
3.Коллективный труд.
Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС для трудовой деятельности оформляется с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Все, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе. Создавая предметно-развивающую среду любой группы в ДОУ, необходимо учитывать:
- психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;
- дизайн современной среды дошкольного учреждения;
- особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Формы и методы работы с родителями:
увеличение совместных с родителями и детьми мероприятий по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества. (Совместный проект «От зернышка до булочки»). Благоустройство территории: оформление участков групп. Совместное с родителями сооружение зимних построек. Совместные творческие выставки поделок (скворечников, кормушек, огородов на окне и др.). Оформление групповых комнат к праздникам.
Рекомендации для родителей (папки-передвижки, стенгазеты и другие наглядные информационные материалы, мастер-классы для родителей).
Привлечение родителей в образовательную деятельность (создание мини-музеев «Умелые руки наших мам», «Предметы старины» и др.) Встречи с интересными людьми (из числа родителей).
Регулярная и методически правильно организованная работа по трудовому воспитанию к концу пребывания детей в детском саду дала следующие результаты:
• повысился интерес дошкольников к труду;
• сформировались навыки совместной деятельности;
• сложился коллектив детей и групповое самоуправление, благодаря сотрудничеству между подгруппами;
• расширилось представление детей об окружающем;
• создана благоприятная атмосфера для проявления личности каждого ребенка и ее становления;
• Ярче раскрылись склонности, умения, стремления и активность каждого ребенка;
• Возросла значимость положительного влияния коллектива на личность; укрепятся товарищеские связи; установятся тесные дружеские контакты, взаимопонимание, взаимоконтроль, взаимопомощь, взаимообучение; сотрудничество и поддержка станут нормой поведения;
• Труд стал для детей потребностью.