СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Царство Бактерий"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке рассмотривается общая характеристика Царства Бактерий. учащиеся узнают о формах бактерий, типах питания.

Просмотр содержимого документа
«"Царство Бактерий"»

Урок 56 «Царство Бактерий»

Дата:

Класс:6

Цели урока: ознакомить уч-ся с общей характеристикой, отличием от растительной клетки, разнообразием, значением бактерий.

Образовательные: актуализировать знания учащихся о самой древней группе живых существ – бактериях; показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий; показать многообразие форм бактерий;

Воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе.

Тип урока: урок введения нового материала.

Формы работы учащихся: групповая и индивидуальная работа.

Основные понятия: бактерии, прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, цианобактерии.

I. ВЫЗОВ

Вспомните

У каких организмов тело не состоит из клеток?

На какие царства организмов делят живой мир?

Какому учёному удалось увидеть мир микроскопических организмов, прежде скрытый от глаз человека?

почему бактерии широко распространены на Земле и выживают в неблагоприятных условиях?

II. ОСМЫСЛЕНИЕ

1. Общая характеристика бактерий.

работа в группах по изучению бактерий, обращается с вопросами:

Кто такие бактерии?

Какая наука их изучает?

“Общая характеристика бактерий” и дать определение бактериям и науки, изучающей бактерии.

Бактерии – примитивные одноклеточные организмы, в цитоплазме которых нет оформленного ядра. Ядерное вещество распределено по всей цитоплазме.

Бактериология – раздел микробиологии, занимающийся изучением бактерий.

Учитель обращается к учащимся с вопросом: можно ли увидеть бактерии? Для ответа на него просит учащихся прочитать текст о бактериях-гигантах на соответствующем слайде презентации: есть среди бактерий и настоящие гиганты, например пурпурная серобактерия – длиной до 1/20 мм. Пару таких бактерий вполне можно увидеть невооружённым глазом [4].

Бактерии самая древняя группа организмов из ныне существующих на Земле. Первые бактерии появились, вероятно, более 3, 5 миллиардов лет назад и на протяжении почти миллиарда лет были единственными живыми существами на нашей планете. Строение их тела как самых первых представителей живой природы было примитивным.

С тех пор их строение усложнилось, но и поныне бактерии считаются наиболее примитивными одноклеточными организмами – представителями прокариот. «Ребята, а кто такие прокариоты? » (дети отвечают). 

    Бактерии очень мелкие одноклеточные организмы. В преобладающем большинстве они имеют вид палочек, толщина которых составляет 0,5  - 1 мкм, а длина 2- 3 мкм. 

Клетка бактерии одета особой плотной оболочкой  - клеточной стенкой, которая выполняет защитную и опорную функцию, а так же придаёт бактерии постоянную, характерную для неё форму. Клеточные стенки бактерии напоминаю оболочку растительной клетки. Она проницаема: через неё питательные вещества свободно проходят в клетку, а продукты обмена веществ выходят в окружающую среду. Часто поверх клеточной стенки у бактерии вырабатывается дополнительный защитный слой слизи – капсула. (записать термин в тетрадь) Толщина  капсулы может во много раз превышать диаметр самой клетки, но может быть и очень тонкой.  Капсула предохраняет бактерию от высыхания, а так же от поедания другими организмами. 

На поверхности некоторых бактерий имеются длинные жгутики или короткие тонкие ворсинки. Длина жгутиков  может во много раз превосходить размеры тела бактерии. С помощью жгутиков и ворсинок бактерии передвигаются. 

Внутри клетки бактерии находится густая неподвижная цитоплазма. Она имеет слоистое строение, вакуолей нет, поэтому различные ферменты и запасные питательные веществ размещаются в самой цитоплазме. В центральной части клетки сконцентрировано ядерное вещество (так называемая ДНК – нуклеиновая кислота), несущее наследственную информацию бактерии. Но это вещество не оформлено в ядро. 



Заполняют в тетради схему “Формы бактерий” и зарисовывают их , сравнивают изображение схемы на соответствующем слайде презентации, при необходимости – корректируют.

После заполнения схемы учащиеся анализируют текст со с.40 о выносливости и приспособленности бактерий к жизни в разнообразных условиях существования.

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.



2. Строение бактериальной клетки.

Учитель демонстрирует учащимся таблицу “Бактерии”, предлагает проанализировать текст с. 40, 41, рисунок 33 “Строение бактерии”.

Затем учитель предлагает учащимся зарисовать рисунок бактериальной клетки в тетради и подписать обозначения её частей , сравнить рисунок с изображённым на слайде презентации, в случае необходимости откорректировать его.

Далее учитель просит учащихся найти информацию на с. 41 о прокариотах и эукариотах, сформулировать определения этих понятий.

Прокариоты – организмы, не имеющие оформленного ядра, молекула органического вещества не отделена от цитоплазмы, а прикреплена к клеточной мембране. Бактерии относятся к этой группе.

Эукариоты – организмы, имеющие оформленное ядро с ядерной оболочкой. В группу эукариот входят растения, грибы, животные, в том числе человек.

3. Процессы жизнедеятельности бактерий.

Учащиеся анализируют типы питания бактерий,

Большинство бактерий питается готовыми органическими веществами – они гетеротрофы. Некоторые бактерии, например сине-зеленые водоросли, способны создавать органические вещества из неорганических . Такие организмы называются автотрофами. Автотрофные бактерии сыграли важную роль в накоплении кислорода в атмосфере Земли.

Гетеротрофные бактерии делятся на сапротрофных, получающих органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов, и паразитов, питающихся органическими веществами живых организмов. Паразитизм у бактерий распространен очень широко. Существуют бактерии, паразитирующие в теле бактерий других видов. Среди бактерий-паразитов много болезнетворных, поражающих растения и животных.

Встречаются так называемые хищные бактерии. Это колониальные бактерии. Их клетки соединены мостиками и образуют подобие ловчей сети. Передвигаясь, такая колония захватывает и переваривает мелкие живые организмы.

Некоторые бактерии способны улавливать азот воздуха, что чрезвычайно важно для них и многих растений.



Типы питания бактерий

Автотрофы

Гетеротрофы

используют неорганические соединения для построения органических веществ бактерии.

используют органические соединения для построения органических веществ бактерии.

Могут использовать энергию солнечного света (цианобактерии).

Могут использовать энергию неорганических веществ (серобактерии, железобактерии).

Сапрофиты
извлекают питательные вещества из мёртвых тел.

Паразиты
питаются органическими веществами живых тел.

Затем учащиеся знакомятся с разными типами обмена веществ у бактерий “Общая характеристика бактерий”, в ходе чего изучают условия жизни бактерий из соответствующей таблицы.

Условия жизни бактерий

Аэробные

Анаэробные

живут в воздухе

живут в бескислородной среде

Способны к дыханию кислородом –
наиболее эффективный способ получения энергии.

Энергию получают в результате брожения –
древний и энергетически маловыгодный процесс.

Бактерии размножаются простым делением клетки надвое. При благоприятных условиях деление клеток у некоторых бактерий может происходить через каждые 20-30 минут.

“Как бактерии переносят неблагоприятные условия среды?”

благодаря способности образовывать споры, бактерии: длительно сохраняются, переживают неблагоприятные условия, распространяются.

Домашнее задание.

подготовьте сообщения по материалам Интернет и дополнительной литературы на темы: “Клубеньковые бактерии”, “Цианобактерии”, “Молочнокислые бактерии”, “Болезнетворные бактерии”;


III. Рефлексия. Закрепление нового материала

Учащиеся работают в группах и выполняют интерактивные задания “Составление схемы строения бактериальной клетки”, “Формы бактериальных клеток”

Методика проведения опыта

Чтобы убедиться в необходимости мыт руки перед едой, проведите следующий опыт. Приготовьте питательную смесь для бактерий. Возьмите клубень картофеля, помойте его и почистите. Разрежьте пополам и вымочите в течение 2-3 часов в 1 %-м растворе соды. Затем сварите его и разрежьте на ломтики. Ломтики положите на фильтровальную бумагу в 3 чашки Петри. Это и есть питательная среда для выращивания бактерий. (Чашки Петри необходимо предварительно тщательно помыть и высушить). Прикоснитесь пальцами немытой рукой к питательному раствору в одной из чашек. К питательному раствору в другой чашке прикоснитесь пальцами вымытой без мыла руки. К раствору в третьей чашке прикоснитесь, предварительно тщательно вымыв руки с мылом. Накройте чашки Петри крышками и поставьте в несильно освещённое тёплое место. На результаты опыта посмотрите через 2-3 дня. Сравните результаты. Сделайте мини-доклад о своём опыте на следующем уроке биологии [5].

Л.Р №30 «Рассмотрение внешнего вида бактерии сенной палочки»

Цель: получить колонию сенной палочки.
Схема опыта:
   Горсть сухого сена измельчают ножницами и помещают в химический стакан или другую посуду. Наливают воды по объему в 2 раза больше сенной массы и кипятят 10 – 20 минут. Затем настой профильтровывают, наливают в колбу, плотно закрывают пробкой, и ставят в темное место при температуре  до 30°С. Сенная палочка начинает размножаться. Через 3 – 5 дней на поверхности сенного настоя образуется беловатая пленка сенных палочек. Получаем настой с колонией сенной палочки.



Л.Р.№31 «рассмотрение клубеньков на корнях бобовых растений»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!