Цель урока: сформировать общее представления о царстве Растения
Планируемые результаты.
Личностные: осознание ценностей растительного мира, как важнейшего компонента природы.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, синтезировать и обобщать знания, использовать имеющиеся знания для создания общей картины изучаемой темы, высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Предметные: называть растения Подцарства Высшие и Низшие растения, объяснять и выделять основные отличительные особенности растений от других царств живой природы.
Универсальные учебные действия.
Личностные: осознавать необходимость изучения растительного мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии поставленной целью, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать информацию о классификации растений, делать анализ и отбор информации, извлекать информацию из различных источников, обрабатывать ее до получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с критериями классификации растений на высшие и низшие;
- Выделить отличительные особенности растений от представителей других царств живой природы;
Развивающие:
- Формирование умения работы с тестами;
- Формирование информационных навыков при работе с текстом, его осмысливания и формулирования выводов.
Воспитательные:
- Воспитать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Понятия: фотосинтез, царство.
Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТ
Структура урока:
1. Организация
2.Целевая установка
3.Актуализация опорных знаний
4.Изучение нового
5.Итоговое закрепление
6.Комментирование оценок
7.Домашнее задание
Основные признаки
Главное отличие растений от других живых организмов — наличие в их клетках хлоропластов (зелёных пластид), содержащих хлорофилл.
В них происходит фотосинтез — процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии.
В процессе фотосинтеза растения выделяют кислород, необходимый большинству живых организмов.
Большинство растений имеют вегетативные (корни, побеги) и генеративные (цветки, плоды) органы.
У растений нет органов движения, они способны к росту в течение всей жизни. В пространстве растения расселяются с помощью спор, семян и частей вегетативных органов.
Разнообразие растений
В систематике царство Растения делят на три подцарства — Багрянки, Настоящие водоросли, Высшие растения.
Вегетативное тело багрянок и настоящих водорослей не имеет расчленения на органы.
Тело высших растений имеет специализированные ткани и органы.
Каждый вид растений имеет приспособления к определённым условиям обитания.
В природе нет видов, которые могли бы жить и в водоёмах, и в лесу, и на горных склонах.
Разнообразие и изменение условий среды обитания — главная причина многообразия растений.
Современные растения различаются размерами, внешним обликом (жизненной формой), продолжительностью жизни.
Растения бывают дикорастущие и культурные (выведенные человеком).
Эволюция растений
Растительный мир нашей планеты прошёл длительное историческое развитие по
пути усложнения строения, связанного с изменениями условий жизни.
Первыми растениями были одноклеточные водоросли.
В палеозое в связи с появлением больших участков суши возникли первые наземные растения — риниофиты.
Затем постепенно формировались приспособления к жизни в наземно-воздушной среде — так произошли мхи, папоротники, хвощи, плауны.
Прошло ещё много миллионов лет, площади суши всё возрастали.
Благодаря возникновению наследственных изменений и естественному отбору совершенствовались приспособления растений к жизни на суше.
В результате эволюции папоротникообразных сменили голосеменные растения, размножение которых не было связано с водой.
В середине мезозоя на смену голосеменным пришли ещё более совершенные растения — покрытосеменные, или цветковые.