Целеполагание — это практическое осмысление своей деятельности, это постановка целей и их достижение.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Целеполагание – важнейший компонент любой осознанной педагогической деятельности, в том числе и классного руководителя. Цели определяют принципы, содержание, формы и методы его деятельности. Эффективность его работы оценивается, прежде всего, с позиции достижения поставленных целей. Неверно понимаемая, неосознаваемая цель – причина многих ошибок и неудач.
В работе классного руководителя целеполагание имеет исключительно большое значение. Он часто ставит цели перед собой, детьми, родителями. Эти цели могут быть глобальными и частными, близкими, средними и далекими, стратегическими и тактическими. Как координатор воспитательного процесса, он стремиться учитывать цели детей, родителей, работающих в классе учителей; привлекает их к определению общих целей.
Глобальная цель отвечает на вопрос: каким должен быть воспитан современный молодой человек, для того чтобы он мог прожить свою жизнь счастливо, максимально развить свои способности, самореализоваться и способствовать дальнейшему развитию общества.
Ответ на него может быть таким: это здоровый, разносторонне развитый и широкообразованный человек, усвоивший достижения современной культуры; человек, для мировоззрения которого характерны гуманизм, демократические убеждения, толерантность, чувства собственного достоинства, ответственности; развиты способности к творчеству, самоорганизации и взаимодействию.
Достижение этой цели возможно лишь при условии создания в классе гуманных отношений, психологического комфорта, что невозможно без высокого уровня развития класса как социальной группы.
Следовательно, глобальная цель работы с классом – воспитание коллектива – группы с высоким уровнем самоорганизации, создающим оптимальные условия для самоорганизации каждого ребенка в микросоциуме.
Эти глобальные цели реализуются в воспитательной работе через призму более конкретных целей и задач. Цели и задачи соотносятся между собой как целое и частное: задачи возникают в ходе достижения целей. Задачи можно определить как пути достижения цели или конкретизацию цели в определенных условиях. Например, цель «подготовить учащихся к сознательному выбору профессии» можно конкретизировать в следующих задачах:
– изучить профессиональные интересы и склонности учащихся;
– расширить представления школьников об интересующих их профессиях, организовать встречи со специалистами;
– способствовать формированию адекватной самооценки;
– организовать практическую «пробу сил» в сфере интересующей профессии и деятельности.
К целеполаганию предъявляется ряд требований, которые должен знать куратор:
– диагностичность целей, т. е. выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей всех участников педагогического процесса;
– реальность цели, т. е. выдвижение, обоснование цели с учетом возможностей конкретной ситуации (необходимо соотнести желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями);
– преемственность целей, которая означает осуществление связей между целями и задачами на каждом этапе деятельности;
– согласованность и непротиворечивость целей, достигаемые включением в процесс целеполагания всех участников деятельности;
– конкретность формулировки цели, направленность ее на достижение результата, который можно «измерить».
Кроме того, есть требования к целям воспитания (Н. П. Капустин):
– наличие основания, на котором строится вся система воспитания (мораль, моральные ценности – справедливость, честность, человечности и др.);
– объективность (цели отражают исторические закономерности, учитывают научно-технические достижения человека; цели не могут быть конъюнктурными в угоду каких-либо идей);
– системность (выход целей на все группы отношений к знаниям, обществу, труду, природе, прекрасному);
– дифференциация целей по возрастам учащихся (усложнение целей по мере взросления ребенка);
– реализуемость в образовательном процессе (достижимость и на уроках, и во внеурочное время за счет содержания, форм, методов, условий и средств работы с детьми);
– измеряемость (наличие таких методик, с помощью которых фиксируются результаты воспитательного процесса и их соответствие целям воспитания).
Выделяют два варианта процесса целеполагания в работе классного руководителя:
1) цель может быть определена классным руководителем и представлена детям;
2) цель может быть выработана совместно с учащимися.
Второй вариант педагогически более приемлем.
Выделяют жесткое, свободное и интегрированное целеполагание:
– при жестком целеполагании инициатива принадлежит педагогу;
– при свободном – ученики сами формулируют свои цели;
– при интегрированном – цели могут быть заданы педагогом, а способы их достижения определяются в процессе совместного с учащимися поиска.
Следует помнить, что дети выдвигают цели и задачи, отражающие их интересы, потребности, уровень развития. Условно можно их назвать жизненно-практическими. Эти цели могут быть направлены на:
– преобразование окружающей действительности (сделаем нашу классную комнату красивой);
– улучшение отношений в классе (будем дружным классом);
– на совершенствование себя (научимся культурно общаться);
– на приобретение положительных эмоций (интересно проведем время).
Опытный педагог в процессе совместного целеполагания с детьми конкретизирует цели, гуманизирует их, поднимает на более высокий уровень, переориентирует внимание школьников с личных целей на общие, стараясь, чтобы они были понятны каждому и приняты всеми.
Как осуществить процесс совместного целеполагания на практике?
Можно организовать различные варианты мозгового штурма. Класс поделить на микрогруппы по 4-5 человек. Предложить первоначально обсудить итоги жизни класса в прошедшем учебном году на основ следующих вопросов:
· Сравните наш класс «вчера» и «сегодня». Определите наши достижения и недостатки по основным направления работы – учеба, спорт, участие в культурных делах и т. д.
· Какие групповые дела за прошлый год вам понравились и почему, а какие не понравились, почему?
· Что необходимо сделать, чтобы наш класс стал лучше? Какие групповые дела вы бы предложили провести и с какой целью? Каково будет ваше личное участие в них?
· Кто, по-вашему, лучше справиться с обязанностями организатора, участника каждого дела, почему?
Процесс совместного целеполагания логично переходит в процесс планирования работы по реализации намеченных целей и задач.
Планировать – значит составить план развития чего-либо. Под планом понимается «заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работы (словарь С. И.Ожегова). План, составляемый классным руководителем, называется планом воспитательной работы, представляющим своего рода модель предстоящей работы с коллективом класса.
Планирование как особый вид управленческой деятельности предполагает осуществление следующих основных операций:
1) аналитическое обоснование содержания деятельности за предшествующий период и выявление педагогических проблем;
2) формулирование целей и задач;
3) подбор системы мер, обеспечивающих достижение целей и задач;
4) определение сроков и исполнителей.
Принципы планирования:
- коллегиальность;
- системность (единство всех разделов плана, наличие связи каждого последующего плана с предшествующим и перспективным);
- целенаправленность (единство целеполагания и целеосуществления);
- системного контроля.
Виды планов в воспитательной деятельности классного руководителя:
1. План воспитательной работы с классом на год.
2. План реализации направления («Здоровье», «Интеллект», «Досуг», «Гражданин» и др.)
3. План-сетка работы с классом на четверть, полугодие, каникулы.
4. План индивидуальной работы с учащимся.
5. План воспитательного мероприятия.
Технология создания плана:
1. Ознакомление с нормативными документами в области образования, определяющими задачи воспитания на современном этапе развития российского общества.
2. Изучение детей и классного коллектива, анализ воспитательной работы за предшествующий период.
3. Ознакомление с планом работы школы.
4. Определение целей и задач на основе проведенного анализа работы, результатов изучения учащихся и класса и с учетом возрастных особенностей детей, их потребностей и интересов.
5. Коллективное планирование (мозговой штурм, письменный опрос учащихся, классный час «Перспективы нашей жизни», организационно-деятельностная игра «Прогноз», ящик предложений и др.)
6. Составление плана работы, который включает такие разделы:
А) Характеристика класса.
Б) Воспитательные цели и задачи.
В) Мероприятия.
Г) Сроки и ответственные.
7. Индивидуальная работа с отдельными учащимися (неуспевающими, педагогически запущенными, прогульщиками, одаренными и др.)
План станет рабочим при наличии удобной для использования формы – таблицы.
Задача | Мероприятие | Дата | Ответственные | Работа с учащимися | Отметка о выполнении |
| | | | | |
Примерная схема перспективного плана
Направления и содержание деятельности | Педагогические цели | Сроки | Ответственные | Результаты и их анализ |
| | | | |
Примерная схема текущего (недельного) плана
Сроки Дни недели | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота |
1 неделя (2.09 – 7.09) | | | | | | |
2 неделя (9.09 – 14.09) | | | | | | |
3 неделя (16.09 – 21.09) | | | | | | |
4 неделя (30.09 – 5.10) | | | | | | |
5 неделя (7.10 – 12.10) | | | | | | |
Замечания | | | | | | |
Прогнозирование и планирование – основа практики управления классным коллективом. Без этих двух видов деятельности классное руководство будет бессмысленным и бессистемным и не принесет никаких результатов.