СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Целеполагание и планирование в деятельности классного руководителя

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Целеполагание и планирование в деятельности классного руководителя»

Целеполагание — это практическое осмысление своей деятельности, это постановка целей и их достижение.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Целеполагание – важнейший компонент любой осознанной педагогической деятельности, в том числе и классного руководителя. Цели определяют принципы, содержание, формы и методы его деятельности. Эффективность его работы оценивается, прежде всего, с позиции достижения поставленных целей. Неверно понимаемая, неосознаваемая цель – причина многих ошибок и неудач.

В работе классного руководителя целеполагание имеет исключительно большое значение. Он часто ставит цели перед собой, детьми, родителями. Эти цели могут быть глобальными и частными, близкими, средними и далекими, стратегическими и тактическими. Как координатор воспитательного процесса, он стремиться учитывать цели детей, родителей, работающих в классе учителей; привлекает их к определению общих целей.

Глобальная цель отвечает на вопрос: каким должен быть воспитан современный молодой человек, для того чтобы он мог прожить свою жизнь счастливо, максимально развить свои способности, самореализоваться и способствовать дальнейшему развитию общества.

Ответ на него может быть таким: это здоровый, разносторонне развитый и широкообразованный человек, усвоивший достижения современной культуры; человек, для мировоззрения которого характерны гуманизм, демократические убеждения, толерантность, чувства собственного достоинства, ответственности; развиты способности к творчеству, самоорганизации и взаимодействию.

Достижение этой цели возможно лишь при условии создания в классе гуманных отношений, психологического комфорта, что невозможно без высокого уровня развития класса как социальной группы.

Следовательно, глобальная цель работы с классом – воспитание коллектива – группы с высоким уровнем самоорганизации, создающим оптимальные условия для самоорганизации каждого ребенка в микросоциуме.

Эти глобальные цели реализуются в воспитательной работе через призму более конкретных целей и задач. Цели и задачи соотносятся между собой как целое и частное: задачи возникают в ходе достижения целей. Задачи можно определить как пути достижения цели или конкретизацию цели в определенных условиях. Например, цель «подготовить учащихся к сознательному выбору профессии» можно конкретизировать в следующих задачах:

– изучить профессиональные интересы и склонности учащихся;

– расширить представления школьников об интересующих их профессиях, организовать встречи со специалистами;

– способствовать формированию адекватной самооценки;

– организовать практическую «пробу сил» в сфере интересующей профессии и деятельности.

К целеполаганию предъявляется ряд требований, которые должен знать куратор:

– диагностичность целей, т. е. выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей всех участников педагогического процесса;

– реальность цели, т. е. выдвижение, обоснование цели с учетом возможностей конкретной ситуации (необходимо соотнести желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями);

– преемственность целей, которая означает осуществление связей между целями и задачами на каждом этапе деятельности;

– согласованность и непротиворечивость целей, достигаемые включением в процесс целеполагания всех участников деятельности;

– конкретность формулировки цели, направленность ее на достижение результата, который можно «измерить».

Кроме того, есть требования к целям воспитания (Н. П. Капустин):

– наличие основания, на котором строится вся система воспитания (мораль, моральные ценности – справедливость, честность, человечности и др.);

– объективность (цели отражают исторические закономерности, учитывают научно-технические достижения человека; цели не могут быть конъюнктурными в угоду каких-либо идей);

– системность (выход целей на все группы отношений к знаниям, обществу, труду, природе, прекрасному);

– дифференциация целей по возрастам учащихся (усложнение целей по мере взросления ребенка);

– реализуемость в образовательном процессе (достижимость и на уроках, и во внеурочное время за счет содержания, форм, методов, условий и средств работы с детьми);

– измеряемость (наличие таких методик, с помощью которых фиксируются результаты воспитательного процесса и их соответствие целям воспитания).

Выделяют два варианта процесса целеполагания в работе классного руководителя:

1)  цель может быть определена классным руководителем и представлена детям;

2)  цель может быть выработана совместно с учащимися.

Второй вариант педагогически более приемлем.

Выделяют жесткое, свободное и интегрированное целеполагание:

– при жестком целеполагании инициатива принадлежит педагогу;

– при свободном – ученики сами формулируют свои цели;

– при интегрированном – цели могут быть заданы педагогом, а способы их достижения определяются в процессе совместного с учащимися поиска.

Следует помнить, что дети выдвигают цели и задачи, отражающие их интересы, потребности, уровень развития. Условно можно их назвать жизненно-практическими. Эти цели могут быть направлены на:

– преобразование окружающей действительности (сделаем нашу классную комнату красивой);

– улучшение отношений в классе (будем дружным классом);

– на совершенствование себя (научимся культурно общаться);

– на приобретение положительных эмоций (интересно проведем время).

Опытный педагог в процессе совместного целеполагания с детьми конкретизирует цели, гуманизирует их, поднимает на более высокий уровень, переориентирует внимание школьников с личных целей на общие, стараясь, чтобы они были понятны каждому и приняты всеми.

Как осуществить процесс совместного целеполагания на практике?

Можно организовать различные варианты мозгового штурма. Класс поделить на микрогруппы по 4-5 человек. Предложить первоначально обсудить итоги жизни класса в прошедшем учебном году на основ следующих вопросов:

·  Сравните наш класс «вчера» и «сегодня». Определите наши достижения и недостатки по основным направления работы – учеба, спорт, участие в культурных делах и т. д.

·  Какие групповые дела за прошлый год вам понравились и почему, а какие не понравились, почему?

·  Что необходимо сделать, чтобы наш класс стал лучше? Какие групповые дела вы бы предложили провести и с какой целью? Каково будет ваше личное участие в них?

·  Кто, по-вашему, лучше справиться с обязанностями организатора, участника каждого дела, почему?

Процесс совместного целеполагания логично переходит в процесс планирования работы по реализации намеченных целей и задач.

Планировать – значит составить план развития чего-либо. Под планом понимается «заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работы (словарь С. И.Ожегова). План, составляемый классным руководителем, называется планом воспитательной работы, представляющим своего рода модель предстоящей работы с коллективом класса.

Планирование как особый вид управленческой деятельности предполагает осуществление следующих основных операций:

1) аналитическое обоснование содержания деятельности за предшествующий период и выявление педагогических проблем;

2) формулирование целей и задач;

3) подбор системы мер, обеспечивающих достижение целей и задач;

4) определение сроков и исполнителей.

Принципы планирования:

- коллегиальность;

- системность (единство всех разделов плана, наличие связи каждого последующего плана с предшествующим и перспективным);

- целенаправленность (единство целеполагания и целеосуществления);

- системного контроля.

Виды планов в воспитательной деятельности классного руководителя:

1.  План воспитательной работы с классом на год.

2.  План реализации направления («Здоровье», «Интеллект», «Досуг», «Гражданин» и др.)

3.  План-сетка работы с классом на четверть, полугодие, каникулы.

4.  План индивидуальной работы с учащимся.

5.  План воспитательного мероприятия.

Технология создания плана:

1.  Ознакомление с нормативными документами в области образования, определяющими задачи воспитания на современном этапе развития российского общества.

2.  Изучение детей и классного коллектива, анализ воспитательной работы за предшествующий период.

3.  Ознакомление с планом работы школы.

4.  Определение целей и задач на основе проведенного анализа работы, результатов изучения учащихся и класса и с учетом возрастных особенностей детей, их потребностей и интересов.

5.  Коллективное планирование (мозговой штурм, письменный опрос учащихся, классный час «Перспективы нашей жизни», организационно-деятельностная игра «Прогноз», ящик предложений и др.)

6.  Составление плана работы, который включает такие разделы:

А) Характеристика класса.

Б) Воспитательные цели и задачи.

В) Мероприятия.

Г) Сроки и ответственные.

7.  Индивидуальная работа с отдельными учащимися (неуспевающими, педагогически запущенными, прогульщиками, одаренными и др.)

План станет рабочим при наличии удобной для использования формы – таблицы.

Задача

Мероприятие

Дата

Ответственные

Работа с учащимися

Отметка о выполнении







Примерная схема перспективного плана

Направления и содержание

деятельности

Педагогические цели

Сроки

Ответственные

Результаты и их анализ






Примерная схема текущего (недельного) плана

Сроки

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

1 неделя

(2.09 – 7.09)







2 неделя

(9.09 – 14.09)







3 неделя

(16.09 – 21.09)







4 неделя

(30.09 – 5.10)







5 неделя

(7.10 – 12.10)







Замечания







Прогнозирование и планирование – основа практики управления классным коллективом. Без этих двух видов деятельности классное руководство будет бессмысленным и бессистемным и не принесет никаких результатов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс