СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Целеполагание на современном уроке

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит актуальные материалы по целеполаганию на современном уроке.

Просмотр содержимого документа
«Целеполагание на современном уроке»

Целеполагание на уроке Учитель русского языка и литературы Васькина Е.А.

Целеполагание на уроке

Учитель русского языка и литературы Васькина Е.А.

Понятия целей   (в научной литературе) : предвосхищаемый результат деятельности; предметная проекция будущего; субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.

Понятия целей (в научной литературе) :

  • предвосхищаемый результат деятельности;
  • предметная проекция будущего;
  • субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.
Цель в образовании –   предвосхищаемый результат:  образовательный продукт,  который должен быть  реальным,  конкретным.

Цель в образовании –

предвосхищаемый результат:

образовательный продукт, который должен быть

реальным,

конкретным.

Целеполагание  является проблемой современного урока. В чём суть проблемы? Подмена цели  средствами урока . Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результатов урока, а от того, чем занимались на уроке дети. Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и неопределённость спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и обучающимися. Завышение цели. Постановка собственной цели учителя . Обучающиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.

Целеполагание является проблемой современного урока.

В чём суть проблемы?

  • Подмена цели средствами урока . Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результатов урока, а от того, чем занимались на уроке дети.
  • Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и неопределённость спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и обучающимися.
  • Завышение цели.
  • Постановка собственной цели учителя . Обучающиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.
Целеполагание -  это процесс выявления целей и задач  субъектов деятельности  (учителя и ученика), их предъявления друг другу , согласования и достижения .  Оно должно быть  субъектным и соответствовать   планируемому результату .

Целеполагание -

это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу , согласования и достижения .

Оно должно быть

субъектным и соответствовать планируемому результату .

Цели должны быть Работа с таблицей целей

Цели должны быть

Работа с таблицей целей

Цели должны быть: Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Конкретные. Понятные. Осознанные. Описывающие желаемый результат. Реальные. Побудительные (побуждать к действию). Точные.  Цель не должна иметь расплывчатые формулировки.

Цели должны быть:

  • Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель.
  • Конкретные.
  • Понятные.
  • Осознанные.
  • Описывающие желаемый результат.
  • Реальные.
  • Побудительные (побуждать к действию).
  • Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки.
Приёмы целеполагания  Визуальные Аудиальные Тема-вопрос Подводящий диалог Работа над понятием Собери слово Ситуация яркого пятна Исключение Проблема предыдущего урока Домысливание Проблемная ситуация Группировка

Приёмы целеполагания

Визуальные Аудиальные

  • Тема-вопрос Подводящий диалог
  • Работа над понятием Собери слово
  • Ситуация яркого пятна Исключение
  • Проблема предыдущего урока
  • Домысливание
  • Проблемная ситуация
  • Группировка
Обязательные условия использования  перечисленных приёмов : учёт уровня знаний и опыта детей, доступность, т.е. разрешимая степень трудности, толерантность, необходимость выслушивания всех мнений (правильных и неправильных), но обязательно обоснованных, вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Обязательные условия использования перечисленных приёмов :

  • учёт уровня знаний и опыта детей,
  • доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
  • толерантность, необходимость выслушивания всех мнений (правильных и неправильных), но обязательно обоснованных,
  • вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
Некоторые приёмы целеполагания  Тема-вопрос  Обучающимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.  Тема урока «Склонение имен прилагательных»  План действий: Повторить знания об имени прилагательном. Определить, с какими частями речи сочетается. Изменить несколько прилагательных вместе с существительными. Определить закономерность изменений, сделать вывод.  Это сформулированы конкретные учебные цели.

Некоторые приёмы целеполагания

Тема-вопрос

Обучающимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.

Тема урока «Склонение имен прилагательных»

План действий:

  • Повторить знания об имени прилагательном.
  • Определить, с какими частями речи сочетается.
  • Изменить несколько прилагательных вместе с существительными.
  • Определить закономерность изменений, сделать вывод.

Это сформулированы конкретные учебные цели.

Работа над понятием  Обучающимся предлагаем для зрительного восприятия название темы урока и просим объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре».   Например, тема урока «Спряжение глаголов».  Далее, от значения слова определяем цель урока.  Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, тема урока «Словосочетание».

Работа над понятием

Обучающимся предлагаем для зрительного восприятия название темы урока и просим объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре». Например, тема урока «Спряжение глаголов». Далее, от значения слова определяем цель урока.

Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, тема урока «Словосочетание».

Подводящий диалог  На этапе  актуализации учебного материала ведётся беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводим к тому, о чём дети не могут рассказать в силу недостаточно полного обоснования своих действий. Возникает ситуация , для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведётся беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводим к тому, о чём дети не могут рассказать в силу недостаточно полного обоснования своих действий. Возникает ситуация , для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Ситуация Яркого пятна Среди множества однотипных слов одно выделяем цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина  обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.  Например, тема урока в 5 классе «Разносклоняемые имена существительные».  Утро, пальто, окно , имя , стекло, море.

Ситуация Яркого пятна

  • Среди множества однотипных слов одно выделяем цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

Например, тема урока в 5 классе «Разносклоняемые имена существительные».

Утро, пальто, окно , имя , стекло, море.

Группировка Ряд слов, предметов предлагаем детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет задачей урока. Например, тему урока «Мягкий знак в именах существительных после шипящих» можно рассмотреть на классификации слов:  луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь,    мышь, хвощ, печь.

Группировка

  • Ряд слов, предметов предлагаем детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет задачей урока.
  • Например, тему урока «Мягкий знак в именах существительных после шипящих» можно рассмотреть на классификации слов:

луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь.

Исключение  Приём можно использовать через зрительное или  слуховое восприятие. 1. Необходимо через анализ общего и отличного найти лишнее , обосновывая свой выбор. 2. Задаём детям ряд загадок или просто слов с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.

Исключение

Приём можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.

  • 1. Необходимо через анализ общего и отличного найти лишнее , обосновывая свой выбор.
  • 2. Задаём детям ряд загадок или просто слов с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.
Домысливание  1. Предлагается тема урока и слова «помощники»:  Повторим  Изучим  Узнаем  Проверим  С помощью слов «помощников» дети формулируют     цели урока.  2. На уроке по теме «Будущее время глагола»    предлагаем детям ряды слов :  Играть – играл – играю - …  Читать – читал – читаю - …

Домысливание

  • 1. Предлагается тема урока и слова «помощники»:

Повторим

Изучим

Узнаем

Проверим

С помощью слов «помощников» дети формулируют цели урока.

  • 2. На уроке по теме «Будущее время глагола» предлагаем детям ряды слов :

Играть – играл – играю - …

Читать – читал – читаю - …

Проблемная ситуация   (по М.И.Махмутову) Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным . Последовательность применения данного приёма такова:  - Самостоятельное решение  - Коллективная проверка результатов  - Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения  - Постановка цели урока.  Например, на уроке по теме «Звонкие и глухие согласные» предлагаем решить пропорции:  [ д ]/[ т ] = [ б ]/ ?; [ г ]/[ к ] = [ р ]/ ?; [ л ']/[ л ] = ? /[ н ] .

Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову)

  • Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным . Последовательность применения данного приёма такова:

- Самостоятельное решение

- Коллективная проверка результатов

- Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения

- Постановка цели урока.

Например, на уроке по теме «Звонкие и глухие согласные» предлагаем решить пропорции:

[ д ]/[ т ] = [ б ]/ ?; [ г ]/[ к ] = [ р ]/ ?; [ л ']/[ л ] = ? /[ н ] .

 Приёмы целеполагания  «На запоминание и воспроизведение» Удивляй!  Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует. Как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей. «На понимание и синтез» Фантастическая добавка.  Написать письмо литературному герою; сочинить письмо одного литературного героя к другому; представить , что встретились с героями перед дуэлью; рассказать от лица Лизы о судьбе Софии Фамусовой.

Приёмы целеполагания «На запоминание и воспроизведение»

  • Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует. Как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.

«На понимание и синтез»

  • Фантастическая добавка.

Написать письмо литературному герою; сочинить письмо одного литературного героя к другому; представить , что встретились с героями перед дуэлью; рассказать от лица Лизы о судьбе Софии Фамусовой.

«На понимание и применение» Лови ошибку! Этот приём позволяет учителю проверить знание деталей литературного произведения, литературных терминов, а ребёнку осознать важность внимания. Практичность теории.  Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.  Например, ситуация:  с вопросом «чьё имя носит улица?» к школьникам обратились иностранцы. Так в 5 – 6 классе можно начать разговор о жизни и творчестве писателя.

«На понимание и применение»

  • Лови ошибку! Этот приём позволяет учителю проверить знание деталей литературного произведения, литературных терминов, а ребёнку осознать важность внимания.
  • Практичность теории. Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.

Например, ситуация:

с вопросом «чьё имя носит улица?» к школьникам обратились иностранцы. Так в 5 – 6 классе можно начать разговор о жизни и творчестве писателя.

 Процесс целеполагания  – это  коллективное действие , каждый  обучающийся – участник, активный  деятель, каждый чувствует себя  созидателем общего творения.

Процесс целеполагания – это коллективное действие , каждый обучающийся – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения.