Целеполагание на уроке
Учитель русского языка и литературы Васькина Е.А.
Понятия целей (в научной литературе) :
- предвосхищаемый результат деятельности;
- предметная проекция будущего;
- субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.
Цель в образовании –
предвосхищаемый результат:
образовательный продукт, который должен быть
реальным,
конкретным.
Целеполагание является проблемой современного урока.
В чём суть проблемы?
- Подмена цели средствами урока . Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результатов урока, а от того, чем занимались на уроке дети.
- Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и неопределённость спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и обучающимися.
- Завышение цели.
- Постановка собственной цели учителя . Обучающиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.
Целеполагание -
это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу , согласования и достижения .
Оно должно быть
субъектным и соответствовать планируемому результату .
Цели должны быть
Работа с таблицей целей
Цели должны быть:
- Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель.
- Конкретные.
- Понятные.
- Осознанные.
- Описывающие желаемый результат.
- Реальные.
- Побудительные (побуждать к действию).
- Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки.
Приёмы целеполагания
Визуальные Аудиальные
- Тема-вопрос Подводящий диалог
- Работа над понятием Собери слово
- Ситуация яркого пятна Исключение
- Проблема предыдущего урока
- Домысливание
- Проблемная ситуация
- Группировка
Обязательные условия использования перечисленных приёмов :
- учёт уровня знаний и опыта детей,
- доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
- толерантность, необходимость выслушивания всех мнений (правильных и неправильных), но обязательно обоснованных,
- вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
Некоторые приёмы целеполагания
Тема-вопрос
Обучающимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.
Тема урока «Склонение имен прилагательных»
План действий:
- Повторить знания об имени прилагательном.
- Определить, с какими частями речи сочетается.
- Изменить несколько прилагательных вместе с существительными.
- Определить закономерность изменений, сделать вывод.
Это сформулированы конкретные учебные цели.
Работа над понятием
Обучающимся предлагаем для зрительного восприятия название темы урока и просим объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре». Например, тема урока «Спряжение глаголов». Далее, от значения слова определяем цель урока.
Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, тема урока «Словосочетание».
Подводящий диалог
На этапе актуализации учебного материала ведётся беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводим к тому, о чём дети не могут рассказать в силу недостаточно полного обоснования своих действий. Возникает ситуация , для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
Ситуация Яркого пятна
- Среди множества однотипных слов одно выделяем цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
Например, тема урока в 5 классе «Разносклоняемые имена существительные».
Утро, пальто, окно , имя , стекло, море.
Группировка
- Ряд слов, предметов предлагаем детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет задачей урока.
- Например, тему урока «Мягкий знак в именах существительных после шипящих» можно рассмотреть на классификации слов:
луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь.
Исключение
Приём можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.
- 1. Необходимо через анализ общего и отличного найти лишнее , обосновывая свой выбор.
- 2. Задаём детям ряд загадок или просто слов с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.
Домысливание
- 1. Предлагается тема урока и слова «помощники»:
Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим
С помощью слов «помощников» дети формулируют цели урока.
- 2. На уроке по теме «Будущее время глагола» предлагаем детям ряды слов :
Играть – играл – играю - …
Читать – читал – читаю - …
Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову)
- Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным . Последовательность применения данного приёма такова:
- Самостоятельное решение
- Коллективная проверка результатов
- Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
- Постановка цели урока.
Например, на уроке по теме «Звонкие и глухие согласные» предлагаем решить пропорции:
[ д ]/[ т ] = [ б ]/ ?; [ г ]/[ к ] = [ р ]/ ?; [ л ']/[ л ] = ? /[ н ] .
Приёмы целеполагания «На запоминание и воспроизведение»
- Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует. Как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.
«На понимание и синтез»
Написать письмо литературному герою; сочинить письмо одного литературного героя к другому; представить , что встретились с героями перед дуэлью; рассказать от лица Лизы о судьбе Софии Фамусовой.
«На понимание и применение»
- Лови ошибку! Этот приём позволяет учителю проверить знание деталей литературного произведения, литературных терминов, а ребёнку осознать важность внимания.
- Практичность теории. Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.
Например, ситуация:
с вопросом «чьё имя носит улица?» к школьникам обратились иностранцы. Так в 5 – 6 классе можно начать разговор о жизни и творчестве писателя.
Процесс целеполагания – это коллективное действие , каждый обучающийся – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения.