Цели и задачи экологического воспитания младших школьников.
Экологическое воспитание – это развитие у учащихся младших классов чувства экологической ответственности и экологически ответственного поведения, бережного отношения к природе. Понимая при этом природу в широком смысле: как совокупность условий существования человека – не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования – «второй природы».
В ежедневной работе учителя с детьми выделяют ряд условий, которые будут способствовать более эффективному формированию экологических представлений у младших школьников.
Учитель должен:
-
понимать экологические проблемы и причины, которые их породили;
-
ощущать ответственность, как гражданина в той ситуации, в которой находится и обладать готовностью изменить ее в лучшую сторону;
-
владеть методиками экологического воспитания младших школьников;
-
осознавать цели и задачи своей деятельности;
-
регулярно применять различные технологии развития, воспитания и образования в практической деятельности с детьми;
-
проявлять заботу о физическом и психическом здоровье детей, используя в своей работе личностно-ориентированные методы.
Целью экологического воспитания является формирование у детей бережного отношения к окружающей среде, которое строится на основе экологического сознания.
Этой цели можно достигнуть путём решения образовательных (формирование комплекса знаний о современных экологических проблемах и путях их решения), воспитательных (формирование мотивов, потребностей и привычек экологически полезного поведения и деятельности) и развивающих (совершенствование системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности) задач.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Начального Общего Образования среди основных направлений работы школы сказано, что «воспитание эмоционально – ценностного, позитивного отношения к себе и к окружающему миру» имеет большое значение. Следовательно, государство ставит перед школой задачу совершенствования системы экологического воспитания и образования подрастающего поколения.
Задачи экологического воспитания младших школьников заключаются в усвоении следующих представлений:
-
о человеке, как части окружающей среды;
-
о ценности природы и о взаимосвязи составляющих её объектов;
-
о использовании природных ресурсов и улучшении состояния окружающей среды;
-
о последствиях своих действий по отношению к объектам окружающей среды.
У ребёнка необходимо формировать потребность в продуктивном и позитивном контакте с природой. При этом существует определенная последовательность в изучении. На первом этапе, все объекты природы рассматриваются как самостоятельные единицы, а затем познается их взаимосвязь между собой, в том числе между объектами живой и неживой природы. На следующем, заключительном, этапе происходит осознание происхождения различных природных явлений. Но сущность экологического воспитания младших школьников заключается в приобщении детей к природе, в ходе которого должно формироваться представление о бережном отношении к объектам природы.
Природа – обязательное условие для жизни всех людей. Знания, которые ребёнок получает в процессе экологического воспитания и обучения, формируют ответственное отношение ко всем объектам окружающей среды.