СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование критического мышления в экологическом воспитании младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель технологии – развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. 

Технология ТРКМ предлагает для выбора целый веер стратегий, приёмов и методов,

    -предполагает гуманистический подход к обучению, в противоположность авторитаризму,

  -предполагает личностную вовлеченность обучающегося в процесс учения,

   -активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию

   -учебный процесс тесно увязывается с конкретными жизненными задачами.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Использование критического мышления в экологическом воспитании младших школьников»

Мастер-класс для учителей начальных классов со стажем работы меньше 5-ти лет:   «Решение задач внедрения Государственного образовательного стандарта начального общего образования на 2015-2017 гг. методами технологии развития критического мышления» Из опыта работы учителя высшей категории Макеевской общеобразовательной школы I – II ступеней №80 Момотовой С.И.

Мастер-класс для учителей начальных классов со стажем работы меньше 5-ти лет: «Решение задач внедрения Государственного образовательного стандарта начального общего образования на 2015-2017 гг. методами технологии развития критического мышления»

Из опыта работы

учителя высшей категории Макеевской общеобразовательной школы I – II ступеней №80

Момотовой С.И.

«Государственный образовательный стандарт начального общего образования на 2015-2017 г г.» утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.15 г. №324 Раздел I 1.7. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход Раздел III 3.1. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: Метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. 2

«Государственный образовательный

стандарт начального общего

образования на 2015-2017 г г.»

утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.15 г. №324

Раздел I

1.7. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход

Раздел III

3.1. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

Метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

2

Для решения выше поставленных задач можно применять ТРКМ (технологию развития критического мышления). Сегодняшний мастер-класс посвящен знакомству с внедрением приемов и методов ТРКМ. 3

Для решения выше поставленных задач можно применять ТРКМ (технологию развития критического мышления).

Сегодняшний мастер-класс посвящен знакомству с внедрением приемов и методов ТРКМ.

3

Мышление развивается в проблемной ситуации,  когда ребенок сам ‘’собирает’’ понятия о ‘’предмете’’. Л.С.Выгодский 4

Мышление развивается в проблемной ситуации,

когда ребенок сам ‘’собирает’’ понятия о ‘’предмете’’.

Л.С.Выгодский

4

Что такое критическое мышление?  Критическое мышление - это умение человека реально оценить происходящие вокруг него события, определить своё ‘’я’’в нем. 5

Что такое критическое мышление?

Критическое мышление - это умение человека реально оценить происходящие вокруг него события, определить своё ‘’я’’в нем.

5

 Технология развития критического мышления (ТРКМ) - это проект сотрудничества ученых, учителей всего мира. Она была предложена в 90-е годы XХ века американскими учеными Курт Мередит, Чарльзом Темпл, Джин Стил как особая методика обучения, отвечающая на вопрос: как учить мыслить?  В России технология осваивается с 1997 года, в Донецке с 1998. 6

Технология развития критического мышления (ТРКМ) - это проект сотрудничества ученых, учителей всего мира. Она была предложена в 90-е годы XХ века американскими учеными Курт Мередит, Чарльзом Темпл, Джин Стил как особая методика обучения, отвечающая на вопрос: как учить мыслить?

В России технология осваивается с 1997 года, в Донецке с 1998.

6

Критическое мышление  имеет 5 характеристик.   (Д.Клоустер) Во-первых - это мышление самостоятельное. Во-вторых – это мышление обобщенное. В-третьих – это мышление “проблемное и оценочное”. В-четвертых – это мышление аргументированное. В-пятых – это мышление социальное. 7

Критическое мышление имеет 5 характеристик. (Д.Клоустер)

  • Во-первых - это мышление самостоятельное.
  • Во-вторых – это мышление обобщенное.
  • В-третьих – это мышление “проблемное и оценочное”.
  • В-четвертых – это мышление аргументированное.
  • В-пятых – это мышление социальное.

7

Цель ТРКМ  Цель  данной образовательной технологии – Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс, то есть научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое они открыли для себя. 8

Цель ТРКМ

Цель данной образовательной технологии

Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс, то есть научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое они открыли для себя.

8

Задачи ТРКМ Задача научить школьников  выделять причинно-следственные связи;  рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; отвергать ненужную или неверную информацию; понимать, как различные части информации связаны между собой; выделять ошибки в рассуждениях; избегать категоричности в утверждениях; Быть честным в своих рассуждениях; отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом. 9

Задачи ТРКМ

Задача научить школьников 

  • выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
  • отвергать ненужную или неверную информацию;
  • понимать, как различные части информации связаны между собой;
  • выделять ошибки в рассуждениях;
  • избегать категоричности в утверждениях;
  • Быть честным в своих рассуждениях; отделять главное от
  • несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.

9

Роль учителя в ТРКМ • направляет усилия учеников в определенное русло • сталкивает различные суждения • создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решении • дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы и подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих 10

Роль учителя в ТРКМ

• направляет усилия учеников в определенное русло

• сталкивает различные суждения

• создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решении

• дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы и подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих

10

I этап Вызов Вызов II этап Осмысление Осмысление III этап Рефлексия Рефлексия Основа ТРКМ- трехфазная структура урока: 11

I этап

  • Вызов
  • Вызов

II этап

  • Осмысление
  • Осмысление

III этап

  • Рефлексия
  • Рефлексия

Основа ТРКМ-

трехфазная структура урока:

11

 Задачи этапов урока ТРКМ I этап Вызов II этап Актуализировать и анализировать имеющиеся знания учащихся по данной теме; Осмысление III Активное восприятие и осмысление материала; Пробуждать интерес к изучающему материалу, активизировать обучаемого; Рефлексия Соотнесение новой информации с собственными знаниями. Структурировать последующий процесс изучения материала. Выражение новых идей и информации собственными словами; Целостное осмысление и получение информации. 12

Задачи этапов урока ТРКМ

I этап

Вызов

II этап

  • Актуализировать и анализировать имеющиеся знания учащихся по данной теме;

Осмысление

III

  • Активное восприятие и осмысление материала;
  • Пробуждать интерес к изучающему материалу, активизировать обучаемого;

Рефлексия

  • Соотнесение новой информации с собственными знаниями.
  • Структурировать последующий процесс изучения материала.
  • Выражение новых идей и информации собственными словами;
  • Целостное осмысление и получение информации.

12

Приёмы ТРКМ 13  «ВЫЗОВ» «ОСМЫСЛЕНИЕ» ЗАГАДКА «РЕФЛЕКСИЯ» ИНСЕРТ ВЕРНЫЕ ИЛИ НЕВЕРНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ТОНКИЕ, ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ МОЗГОВОЙ ШТУРМ ПИСЬМО УЧИТЕЛЮ СИНКВЕЙН АССОЦИАТИВНЫЙ КУСТ ДЖИГСОУ ЗИГЗАГ ЭССЕ ТАБЛИЦА ЗХУ КЛАСТЕР ШЕСТЬ ШЛЯП ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ КЛАСТЕР РАФТ КОРЗИНА ИДЕЙ КЛАСТЕР   ДИСКУССИЯ   РОМАШКА БЛУМА   СТРУКТУРА УРОКА В ТРКМ

Приёмы ТРКМ

13

«ВЫЗОВ»

«ОСМЫСЛЕНИЕ»

ЗАГАДКА

«РЕФЛЕКСИЯ»

ИНСЕРТ

ВЕРНЫЕ ИЛИ НЕВЕРНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

ТОНКИЕ, ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ

МОЗГОВОЙ ШТУРМ

ПИСЬМО УЧИТЕЛЮ

СИНКВЕЙН

АССОЦИАТИВНЫЙ КУСТ

ДЖИГСОУ

ЗИГЗАГ

ЭССЕ

ТАБЛИЦА ЗХУ

КЛАСТЕР

ШЕСТЬ ШЛЯП

ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ

КЛАСТЕР

РАФТ

КОРЗИНА ИДЕЙ

КЛАСТЕР

 

ДИСКУССИЯ

 

РОМАШКА БЛУМА

 

СТРУКТУРА УРОКА В ТРКМ

Приём «Мозговой штурм» Цель использования:  а) выяснение знаний учащихся по теме; б) набрасывание предположений по теме; в) активизация имеющихся знаний. Стадия использования – вызов. 14

Приём «Мозговой штурм»

Цель использования:

а) выяснение знаний учащихся по теме;

б) набрасывание предположений по теме;

в) активизация имеющихся знаний.

Стадия использования – вызов.

14

Приём «Ассоциативный куст»    Написать ключевое слово на доске. Ученики предлагают идеи, которые располагаются вокруг ключевой фразы. Ученики должны не только предлагать идеи, но и объяснять почему так, а не иначе. Стадия использования – вызов.   15

Приём «Ассоциативный куст»

Написать ключевое слово на доске. Ученики предлагают идеи, которые располагаются вокруг ключевой фразы. Ученики должны не только предлагать идеи, но и объяснять почему так, а не иначе.

Стадия использования – вызов.

15

 Урок: «Окружающий мир» 3класс  Тема: « Вода » Человек Водопад Река Море Сосулька Отдых, купание Лед Роса Дождь Вода Животные Снежинка Пар Корабль 16 Минеральная вода Растения Чистота, здоровье Фонтан

Урок: «Окружающий мир» 3класс Тема: « Вода »

Человек

Водопад

Река

Море

Сосулька

Отдых, купание

Лед

Роса

Дождь

Вода

Животные

Снежинка

Пар

Корабль

16

Минеральная вода

Растения

Чистота, здоровье

Фонтан

17

17

 Приём «Верные или неверные утверждения»    Стадия использования – вызов. 18

Приём «Верные или неверные утверждения»

Стадия использования – вызов.

18

Урок: «Окружающий мир» 3класс  Тема: « Охрана воды » № Утверждения 1 Запасы пресной воды на Земле очень велики. Да 2 Нет Существование живых организмов невозможно без пресной воды. 3 Основные источники пресной воды на Земле – это реки, озера, болота. 4 5 Морскую воду нельзя использовать для питья. Многие страны мира испытывают нехватку воды. 6 Нет нужды в бережном использовании водных ресурсов планеты.       19

Урок: «Окружающий мир» 3класс Тема: « Охрана воды »

Утверждения

1

Запасы пресной воды на Земле очень велики.

Да

2

Нет

Существование живых организмов невозможно без пресной воды.

3

Основные источники пресной воды на Земле – это реки, озера, болота.

4

5

Морскую воду нельзя использовать для питья.

Многие страны мира испытывают нехватку воды.

6

Нет нужды в бережном использовании водных ресурсов планеты.

19

20

20

Приём «Корзина идей»  Позволяет выяснить всё, что знают или думают обучающиеся по обсуждаемой теме урока. На стикерах дети пишут свое мнение по данному вопросу и помещают их в “Корзину идей”.  решения поняти я идеи предположения

Приём «Корзина идей»

Позволяет выяснить всё, что знают или думают обучающиеся по обсуждаемой теме урока.

На стикерах дети пишут свое мнение по данному вопросу и помещают их в “Корзину идей”.

решения

поняти я

идеи

предположения

Урок : «Окружающий мир» 3класс  Тема: «Разнообразие природы. Ценность природы  для людей». Учащимся предлагается дать ответ на вопрос: «Что вы знаете о природе?» Ответы: Природа – это жизнь; Она разнообразна;  Природу изучает наука биология; Природу делят на живую и неживую; Природа даёт свет, тепло, воздух, воду, пищу; Природа радует, восхищает своей красотой; Природа дарит радость открытий; Человек должен охранять природу. 22

Урок : «Окружающий мир» 3класс Тема: «Разнообразие природы. Ценность природы для людей».

Учащимся предлагается дать ответ на вопрос:

«Что вы знаете о природе?»

Ответы:

Природа – это жизнь;

Она разнообразна;

Природу изучает наука биология;

Природу делят на живую и неживую;

Природа даёт свет, тепло, воздух, воду, пищу;

Природа радует, восхищает своей красотой;

Природа дарит радость открытий;

Человек должен охранять природу.

22

Джигсоу Учащиеся объединяются в постоянные группы (количество учащихся в группе зависит от количества заданий). У каждого ученика свой номер. Каждый вопрос будет изучаться определенной экспертной группой, которая сформирована по одинаковым номерам (цветным карточкам) и т.д. Работа экспертных групп. Учащиеся изучают свой вопрос, готовятся донести его смысл своим товарищам в постоянной группе. Итак, каждый ребенок изучает свой вопрос, но при помощи товарищей (экспертов по другим вопросам) усваивает весь материал в целом. Возвращение экспертов в постоянные группы;. взаимообучение . Проверка усвоения материала в целом ( вопросы ставятся всему классу, проверяется что они узнали и чему их научили). 22

Джигсоу

  • Учащиеся объединяются в постоянные группы (количество учащихся в группе зависит от количества заданий). У каждого ученика свой номер.
  • Каждый вопрос будет изучаться определенной экспертной группой, которая сформирована по одинаковым номерам (цветным карточкам) и т.д.
  • Работа экспертных групп. Учащиеся изучают свой вопрос, готовятся донести его смысл своим товарищам в постоянной группе.
  • Итак, каждый ребенок изучает свой вопрос, но при помощи товарищей (экспертов по другим вопросам) усваивает весь материал в целом.
  • Возвращение экспертов в постоянные группы;. взаимообучение .
  • Проверка усвоения материала в целом ( вопросы ставятся всему классу, проверяется что они узнали и чему их научили).

22

Постоянные группы Экспертные группы Постоянные группы 25

Постоянные группы

Экспертные группы

Постоянные группы

25

26

26

Приём:  Таблица ЗХУ Знаю – Хочу знать - Узнал Этот приём начинаем применять на стадии «Вызов», продолжаем на стадии «Осмысление» и стадии «Рефлексия». Данный приём позволяет выйти на собственное целеполагание, выделить значимые для него понятия. 27

Приём: Таблица ЗХУ

Знаю – Хочу знать - Узнал

Этот приём начинаем применять

на стадии «Вызов», продолжаем

на стадии «Осмысление»

и стадии «Рефлексия».

Данный приём позволяет выйти

на собственное целеполагание, выделить

значимые для него понятия.

27

Урок: «Окружающий мир» 3класс  Тема: « Разнообразие растений » З (что мы знаем) Х Растения – часть живой природы. Растения выделяют в воздух кислород. Животные и люди не смогли бы жить без растений. ( что хотим узнать) У ПОЧЕМУ? Растения делятся на несколько групп: деревья, кустарники, травы. Какие еще есть группы растений? (что мы узнали и что хотим узнать) Растения делят на несколько групп. В каждой группе много видов. Науку о растениях называют ботаникой. Что такое виды растений? Существует 350 тысяч видов растений. Названия растениям дают ученые. Растения выделяют кислород. Не было бы растений, не было бы и нас. Нужно заботиться о растениях, беречь их, ухаживать за ними. Охранять растения – значит любить природу, нашу землю. Какие названия растениям дают ученые? 28

Урок: «Окружающий мир» 3класс Тема: « Разнообразие растений »

З

(что мы знаем)

Х

  • Растения – часть живой природы.
  • Растения выделяют в воздух кислород.
  • Животные и люди не смогли бы жить без растений.

( что хотим узнать)

У

ПОЧЕМУ?

  • Растения делятся на несколько групп: деревья, кустарники, травы.

Какие еще есть группы растений?

(что мы узнали и что хотим узнать)

  • Растения делят на несколько групп.
  • В каждой группе много видов.
  • Науку о растениях называют ботаникой.

Что такое виды растений?

  • Существует 350 тысяч видов растений.
  • Названия растениям дают ученые.
  • Растения выделяют кислород.
  • Не было бы растений, не было бы и нас.
  • Нужно заботиться о растениях, беречь их, ухаживать за ними.
  • Охранять растения – значит любить природу, нашу землю.

Какие названия растениям дают ученые?

28

Приём : «Бортовой журнал» Урок:  «Окружающий мир» 3класс Тема:  «Что такое почва?» Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста? Почва – верхний слой земли. Плодородие – главное свойство почвы. В почве обитают живые существа. На ней выращивают культурные растения. В состав почвы входит воздух, песок, глина, минеральные соли. Перегной придает почве темный вид. Черви рыхлят почву. Животные повышают плодородие почвы. Необходимо охранять почву от разрушения. Заполнять на стадии «Вызов».  Заполнять при чтении во время пауз и остановок. 29

Приём : «Бортовой журнал»

Урок: «Окружающий мир» 3класс

Тема: «Что такое почва?»

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

  • Почва – верхний слой земли.
  • Плодородие – главное свойство почвы.
  • В почве обитают живые существа.
  • На ней выращивают культурные растения.
  • В состав почвы входит воздух, песок, глина, минеральные соли.
  • Перегной придает почве темный вид.
  • Черви рыхлят почву.
  • Животные повышают плодородие почвы.
  • Необходимо охранять почву от разрушения.

Заполнять на стадии «Вызов».

Заполнять при чтении во время пауз и остановок.

29

«Горячий стул»  Каждая из групп продумывает вопросы и задаёт учащемуся, сидящему в данный момент на «горячем стуле».  Стадия использования – рефлексия. 30

«Горячий стул»

Каждая из групп продумывает вопросы и задаёт учащемуся, сидящему в данный момент на «горячем стуле».

Стадия использования – рефлексия.

30

«Оценочное окно» Урок: «Окружающий мир» 3класс Тема: « Берегите воду » Все понятно, могу применить Понятно, но надо ещё подумать, почитать дополнительно. Не всё понятно, нужна консультация  Ничего не понятно    31 Вопрос: «Как каждый человек должен беречь воду?»  Каждый учащийся заполняет «Окно».

«Оценочное окно»

Урок: «Окружающий мир» 3класс

Тема: « Берегите воду »

Все понятно, могу применить

Понятно, но надо ещё подумать, почитать дополнительно.

Не всё понятно, нужна консультация

Ничего не понятно

31

Вопрос: «Как каждый человек должен беречь воду?»

Каждый учащийся заполняет «Окно».

«Шесть шляп»  Класс делится на 6 групп. Каждой группе выделяется одна из шести шляп.   Каждая группа «примеряет» свою шляпу , высказывает свою точку зрения на одну и ту же проблему.   Обычно этот приём используется на стадии обобщения и систематизации, т.е. на стадии рефлексии.  32

«Шесть шляп»

Класс делится на 6 групп. Каждой группе выделяется одна из шести шляп.

Каждая группа «примеряет» свою шляпу , высказывает свою точку зрения на одну и ту же проблему.

Обычно этот приём используется на стадии обобщения и систематизации, т.е. на стадии рефлексии.

32

Факты Обобщение Позитивное мышление ? Проблемы, противоречия Творчество Эмоции 33

Факты

Обобщение

Позитивное мышление

?

Проблемы, противоречия

Творчество

Эмоции

33

34

34

Преимущества ТРКМ    Технология развития критического мышления предполагает гуманистический подход к обучению, в противоположность авторитаризму, предполагает личностную вовлеченность обучающегося в процесс учения.  Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все.  В ходе учебной деятельности моделируется и анализируется процесс познания на всех его этапах.  Технология ориентирована на воспитание у ученика социальной ответственности. 35

Преимущества ТРКМ

Технология развития критического мышления предполагает гуманистический подход к обучению, в противоположность авторитаризму, предполагает личностную вовлеченность обучающегося в процесс учения.

Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все.

В ходе учебной деятельности моделируется и анализируется процесс познания на всех его этапах.

Технология ориентирована на воспитание у ученика социальной ответственности.

35

Применение технологии критического мышления способствует формированию универсальных учебных действий : 1) личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировать, отстаивать свою точку зрения); 2) метапредметных  (овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза); 3) предметных (новые знания по конкретному предмету).  Технология критического мышления позволяет реализовать основные концепции нового государственного образовательного стандарта. 36

Применение технологии критического мышления способствует формированию универсальных учебных действий :

1) личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировать, отстаивать свою точку зрения);

2) метапредметных (овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза);

3) предметных (новые знания по конкретному предмету).

Технология критического мышления позволяет реализовать основные концепции нового государственного образовательного стандарта.

36

37

37

Синквейн   Приём синтезирует информацию и факты в сжатое высказывание, которое описывает, отражает тему. 1 ряд – тема ( имя существительное) 2 ряд – описание (имя прилагательное) 3 ряд – действие ( глагол) 4 ряд – отношение к теме (предложение) 5 ряд – слово – резюме (синоним, обобщение, итог)  Стадия использования – «Рефлексия».

Синквейн

Приём синтезирует информацию и факты в сжатое

высказывание, которое описывает, отражает тему.

1 ряд – тема ( имя существительное)

2 ряд – описание (имя прилагательное)

3 ряд – действие ( глагол)

4 ряд – отношение к теме (предложение)

5 ряд – слово – резюме (синоним, обобщение, итог)

Стадия использования – «Рефлексия».

Урок:  «Окружающий мир» 3класс  Тема: « Охрана воды » Вода  Чистая, родниковая  Растворяет, охлаждает, превращается  Каждый человек должен беречь воду  Вода – жизнь.

Урок: «Окружающий мир» 3класс Тема: « Охрана воды »

  • Вода

  • Чистая, родниковая

  • Растворяет, охлаждает, превращается

  • Каждый человек должен беречь воду

  • Вода – жизнь.
Список используемой литературы 1. С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. «Развитие критического мышления на уроке» :Пособие для учителя. – Москва. Просвещение, 2004г 2. Е.С. Полат. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования»: Учебные пособие. – Москва .,2003г 3. Ю. Г. Тамберг : «Как научить ребенка думать» -Москва., Просвещение, 1995г

Список используемой литературы

1. С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. «Развитие критического мышления на уроке» :Пособие для учителя. – Москва. Просвещение, 2004г

2. Е.С. Полат. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования»: Учебные пособие. – Москва .,2003г

3. Ю. Г. Тамберг : «Как научить ребенка думать» -Москва., Просвещение, 1995г


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!