СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цели и задачи классного руководителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Цели и задачи классного руководителя»

Положение о классном руководителе


1.Общие положения


1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», инструктивно – методическими документами Министерства образования и науки РФ об организации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях и деятельности классного руководителя и регламентирует работу классного руководителя, в соответствии с ФГОС ООО, на основании приказа Минобрнауки РФ от 17.12.2010г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

1.2. Классный руководитель – педагог – профессионал, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива, создающий условия для индивидуального самовыражения ребёнка и развития личности обучающихся.

1.3. Классный руководитель назначается (с согласия педагогического работника) и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на учителя, не имеющего классного руководства.

1.4. Классный руководитель подчиняется директору общеобразовательного учреждения. Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.

1.5. Классный руководитель в своей работе руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ и Орловской области, решениями органов местного самоуправления, нормами Устава школы и настоящим положением.

1.6. Деятельность классного руководителя основывается на принципах демократии, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, гражданственности, свободного развития личности.

1.7. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с администрацией школы, учителями, работающими в классе, органами школьного и классного ученического самоуправления, родителями (законными представителями) детей, классным и общешкольным родительским комитетами, педагогом – организатором, педагогом – психологом, педагогами дополнительного образования, специалистами из других сфер (науки, культуры, искусства, здравоохранения, спорта, правоохранительных органов и пр).


2. Основные задачи и функции классного руководителя.


2.1. Основной задачей классного руководителя является создание благоприятных условий пребывания ребёнка в образовательном учреждении, формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.


Задачи деятельности классного руководителя:


  • формирование системы ценностных ориентации обучающихся как основы их воспитанности;

  • создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;

  • организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности, вовлекающей обучающихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;

  • диагностика, регулирование и коррекция личностного развития обучающихся.

  • формирование здорового образа жизни;

  • организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

  • защита прав и интересов обучающихся;

  • формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

  • организация социально значимой творческой деятельности обучающихся.


2.2. Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, направленный на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Деятельность строится на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом образовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю необходимо знать:

- общую и социальную педагогику и психологию детей и подростков;

- теоретические основы воспитания, владение современными технологиями воспитательного воздействия на личность (методикой воспитательной работы; методикой организации досуга школьников, коллективной творческой деятельности; проектной деятельности, техникой индивидуального общения с детьми, родителями и др.);

- индивидуальные и возрастных особенности детей и подростков,

- законодательные акты, постановления и решения Правительства РФ и других государственных органов по вопросам обучения и воспитания обучающихся.


2.3. Функциями классного руководителя являются:


а) аналитико – прогностические:

-изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

-определение состояния и перспектив развития коллектива класса;

-анализ и оценка семейного воспитания каждого ребёнка;


б) организационно – педагогические:

-организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

-взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;

-стимулирование и учёт разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в сстеме дополнительного образования детей;

-взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно – вспомогательным персоналом ОУ;

-обеспечение связи ОУ с семьёй;

-поведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;


в) коммуникативные:

-регулирование межличностных отношений между обучающимися;

-установление оптимальных взаимоотношений «учитель – ученик»;

-содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

-оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств;


г) контрольные:

-контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

-контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

- контроль за внеурочной воспитательной деятельностью.

ФОРМЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

С ДЕТЬМИ.

В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимия:

  • индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.)

  • групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);

  • коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования, трудовой десант и др.)

При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:

  • определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед образовательным учреждением;

  • учитывать принципы организации образовательного процесса, специфику школы, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;

  • обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально-значимой, творческой деятельности обучающихся класса.

ПОЛНОМОЧИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Классный руководитель как административное лицо имеет

право:

  • контролировать посещаемость занятий учащимися его класса;

  • получать, изучать, систематизировать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей;

  • контролировать успеваемость каждого учащегося, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи;

  • координировать работу учителей-предметников своего класса, организуя консультации, педконсилиумы;

  • выносить на рассмотрение администрации, методсовета, объединения классных руководителей, педагогического совета школы согласованные с классом мнения и предложения;

  • приглашать родителей (лиц их заменяющих) в школу; по согласованию с администрацией обращаться в комиссии, инспекции по делам несовершеннолетних, отделы семьи с целью решения вопросов, связанных с обучением и воспитанием учащихся класса;

  • работать по авторским программам;

  • апеллировать к педагогическому совету школы в случае несогласия с оценками администрации, методического совета состояния воспитательной работы в классном коллективе, ее результатов, уровня нравственного воспитания учащихся.


Классный руководитель как административное лицо обязан:

1. Организовывать деятельность классного коллектива:

  • ведение журнала;

  • распределение поручений, работа с активом, направление учеников класса в советы дел, правильная организация коллективного творческого дела, помощь в организации дежурства и работе на закрепленной за классом территории;

  • организация дежурства по классу и школе;

  • участие в общешкольных мероприятиях;

  • организация и проведение общешкольных дел по графику;

  • соблюдение санитарного состояния закрепленного кабинета;

  • забота о внешнем виде воспитанников;

  • организация питания.

2. Организовывать учебную работу классного коллектива и отдельных учащихся:

  • осуществлять строгий контроль за посещаемостью. Классный руководитель несет личную ответственность за пропуски учащимися уроков без уважительных причин;

  • забота о заболевших школьниках, пропустивших много уроков, обеспечение им помощи в учебе, передачи уроков, внимания товарищей по классу;

  • создание обстановки, благоприятствующей учебе;

  • координация деятельности учителей, работающих в классе (регулирование отношений, помощи в учебе, проведение мини педсоветов учителей, работающих в классе и т.д.);

  • работа с ученическими дневниками, контакт с родителями по поводу успеваемости школьника;

  • создание условий для развития наиболее одаренных детей, для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (вовлечение в кружки, факультативы, конкурсы, олимпиады, смотры, организация устных журналов, экскурсий, посещение выставок, дальних поездок, походов и т.п.);

  • развитие умения научно организовывать умственный труд (цикл бесед, рекомендации, индивидуальная работа и т.д.);

  • забота о круге чтения (рекомендации учителей предметников), знакомство с кругом чтения, помощь в выборе книг

  • собрание, беседа, откровенный огонек и т.д.);

  • вовлечение в воспитательную деятельность педагогов школы, родителей учащихся, специалистов различных областей науки, культуры, искусств.

4. Изучать личность школьников, корректировать их воспитание:

  • изучение личности школьников в соответствии с имеющимися методиками, с учетом мнений учителей, работающих в классе, и родителей;

  • фиксировать отклонения в развитии и поведении воспитанников, осуществлять коррекцию, в сложных ситуациях информировать об этом администрацию;

  • оказывать воспитанникам помощь в решении острых жизненных проблем;

  • содействовать социальной и правовой защите интересов и прав воспитанников;

  • организация нравственного воспитания;

  • воспитание политической культуры;

  • формирование эстетической культуры;

  • воспитание ответственного отношения к труду и формирование трудовых навыков;

  • привитие санитарно-гигиенических навыков.

5. Работа с родителями.

  • проведение тематических родительских собраний 1 раз в четверть;

  • изучение условий воспитания в семье;

  • индивидуальная работа с родителями;

  • привлечение родителей для организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности классного коллектива;

  • влияние на общение ребят с родителями.


Классный руководитель не имеет права:

  • унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д.;

  • использовать оценку для наказания или расправы над учеником;

  • злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово;

  • использовать семью для наказания ребенка;

  • обсуждать за глаза своих коллег, представляя их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего коллектива.


Классный руководитель должен знать:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • «Конвенцию о правах ребенка»;

  • педагогику, детскую возрастную, социальную психологию; школьную гигиену;

  • педагогическую этику;

  • теорию и методику воспитательной работы;

  • основы трудового законодательства.


Классный руководитель должен уметь:

  • общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности;

  • видеть и формулировать свои воспитательные цели;

  • составить план воспитательной работы в своем классе;

  • организовать воспитательное мероприятие, беседу, диспут, экскурсию,

поход, классный вечер, классный час и т.д.;

  • организовать и провести родительское собрание;

  • пользоваться психо-диагностическими тестами, анкетами, опросниками и

корректно использовать их в своей работе.


ДОКУМЕНТАЦИЯ И ОТЧЕТНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

  • классный журнал,

  • план воспитательной работы с классным коллективом,

  • личные дела учащихся,

  • протоколы родительских собраний,

  • дневники учащихся,

  • дневники педагогических наблюдений за учащимися, состоящими на

внутришкольном контроле,

  • папки с разработками воспитательных мероприятий, с результатами классных и социально-психологических исследований,

  • тетрадь классного руководителя.

  • отчетность по питанию;

  • классный журнал по технике безопасности.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

Результативность работы классного руководителя может быть оценена с помощью разных критериев. К ним относятся:

  • упорядоченность жизнедеятельности класса;

  • наличие и уровень зрелости классного коллектива;

  • общий психологический климат в классе;

  • социальная защищенность каждого члена коллектива, его комфортность;

  • реальный рост воспитанности и общей культуры учащихся;

  • повышение интеллектуального уровня развития учащихся, их нравственное, эстетическое, правовое, половое и гигиеническое, а также мировоззренческое развитие.

  • активная позиция классного руководителя;

  • взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса;

  • вовлечение родителей в дела класса.


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!