Эссе «Ценности современного урока»
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, появляется большое количество возможностей.
Сегодня к человеку предъявляются высокие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.
Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.
Принятие нового стандарта в начальной школе не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.
В связи с этим, традиционный урок теряет свою актуальность, он не дает возможности для самореализации личности, для творчества, решать проблемы, иначе говоря, традиционный урок консервативен. Ученики превращаются в пассивных слушателей. А, значит, традиционный урок уходит в прошлое и нам, и нашим детям нужны современные уроки, актуальные. А какие же они должны быть? Как строить урок, чтобы он был эффективным и работал на качество образования? Как, обучая всех, обучить каждого по индивидуальному маршруту развития? Все мы, учителя, задаем эти вопросы ежедневно, готовясь к уроку.
Я, думаю, современный урок должен быть интересен всем участникам процесса. Ученикам, как открывателям новых знаний, а учителю, сопровождающему это открытие, активным наблюдателем за личностным ростом каждого. Тогда учитель и ученик уже в другом статусе, выполняют другие роли. Теперь в центре обучения ученик со своими эмоциями, играющими ключевую роль в обучении, амбициозными задачами. Ученик стремиться быть независимым, мотивирован изнутри, проявляет настойчивость, заинтересован во взаимодействийствии со всеми участниками учебного процесса, ориентирован на диалог, вносит свое, помогает другим. А учитель? Какая его роль? У каждого педагога свои основы, принципы, на которых строится его деятельность. Но все мы в целом хотим одного - добиться того, чтобы учащиеся знали, умели и делали.
Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель. Учитель в современном уроке – это организатор деятельности. Он теперь, не носитель информации, а сопровождает учащихся в потоке информации, помогает обновить свои умения в изменчивом мире. Развивает компетенции мышления и взаимодействия, а оценивание для обучающихся - функция обратной связи (слабые и сильные результаты ведут к постановке учебных задач).
Изменение роли учителя ведет к выбору современных технологий и педагогических подходов и методов обучения. На мой взгляд, системно – деятельностный подход, исследовательская деятельность на уроках, метод проектов помогают мне, как учителю, решать эти проблемы. Благодаря этим решениям ученикам и учителю легко выполнять свои роли.
Ценность современного урока, по моему мнению, в том, что это не игра по нотам заученного произведения. Это урок, где ученики являются не пассивными слушателями и исполнителями, а активными участниками учебного процесса, целью которого является решение важных задач, важных для них самих. На таких уроках ученик в сопровождении учителя сам добывает знания, с желанием и интересом включается в активный мыслительный процесс, в котором самореализуется и самоутверждается, у него доминирует внутренняя мотивация, выполняет исследовательскую работу, применяя знания в сходных и изменённых ситуациях, включается в самоанализ, самооценку мыслительной деятельности.
Ценность современного урока еще и в том, что учитель создает условия для развития компетентности мышления и взаимодействия между участниками процесса. Акцент на глубокое понимание процессов, явлений, открытие знаний учеником, исходя из его задач.
Помимо этого, современный урок обязан закладывать основание для будущего, готовить ребенка к жизни в меняющемся обществе. А это и есть главная задача учителя сегодня.