СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ценностная парадигма образования

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕННОСТНАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ

Просмотр содержимого документа
«Ценностная парадигма образования»

ТЕМА: ЦЕННОСТНАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ

План

  1. Понятие «парадигма образования», характеристика видов парадигм образования.

  2. Сущность и отличительные черты ценностной парадигмы образования.

  3. Реализация на практике ценностной парадигмы образования

( вопросы для обсуждения).

Основные понятия: «парадигма», «знаниевая парадигма», «ценности», «ценностная парадигма».

Литература:

  1. Алиев Ш.М. О совершенствовании современной парадигмы образования // Социальное гуманитарное знание – 2011. – №3. –

  2. Артюхина М.Г. Ценности и приоритеты в современной парадигме образования // Социальное гуманитарное знание – 2012. – № 1.

  3. Валицкая В.В. Философские основания современной парадигмы образования. // Педагогика. –1997. – №32.

  4. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. – М.: Академия, 2000. – 240 с.


1. Понятие «парадигма образования».

Термин “парадигма” (от греческого paradigma – пример, образец) означает строго научную теорию, воплощенную в системе понятий, выражающих наиболее существенные черты действительности. Второе его значение используется для характеристики общепризнанных научных достижений, дающих сообществу специалистов модель постановки проблем и их решений в течение определенного периода времени. Именно в подобном смысле он употребляется в педагогической теории для обозначения концептуальных моделей образования.

Парадигма – это совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе.

Парадигма в педагогике (педагогическая парадигма) – это устоявшаяся, ставшая привычной точка зрения, определенный стандарт, образец в решении образовательных и исследовательских задач.

Каждая парадигма образования отвечает на вопросы: ради чего воспитывать, для какой цели готовить молодежь, ради чего жить, каким ценностям отдать предпочтение. В мировом образовательном процессе в настоящее время действуют основные модели образования, сравнительную характеристику которых осуществил В.Я. Пилиповский. Многообразие парадигм объясняется различными подходами к главной цели образования, к культуре.

1-й подход. Ценностный. Культура воспринимается как смысл жизни человека, т. е. создание культуры и постижение культуры.

2-й подход. Деятельностный.Культура трактуется как апробированные способы деятельности по созданию материальных и духовных ценностей.

3-й подход. Личностный.Культура воплощается в определенном типе личности. Различные подходы к культуре обусловили и различные парадигмы в образовании.

Каждая из всех парадигм ставит свои вопросы перед образованием:

- функция учебного заведения как социального института;

- эффективная система образования;

- вопрос о приоритетах учебного заведения;

- общественно значимые цели образования;

- какие знания, умения и навыки являются ценными и для кого (т.е. каким должно быть содержание).

В ходе исторического развития общества и образования как его важнейшего института сложились различные парадигмы образования. Поэтому сегодня можно говорить о том, что существует определенное множество парадигм образования, среди которых наиболее распространены следующие:

  • знаниевая парадигма;

  • рационалистическая (поведенческая);

  • гуманистическая парадигма;

  • технократическая;

  • гуманитарная парадигма и др.

Эти парадигмы различаются своими подходами к выбору главной цели образования, характеру педагогического взаимодействия между учащимся и педагогом, пониманию роли и предназначения образования в системе общественных институтов, к его видению в системе подготовки человека к жизни, формирования общей и профессиональной культуры подрастающих поколений.

Характеристика некоторых видов парадигм образования:

1.Знаниевая традиционалистская парадигма.

При знаниевой парадигме главная цель образования: «Знание, знание, любой ценой». Традиционалистская парадигма имеет в своей основе идею о «сберегающей», консервативной (в положительном смысле) роли школы, цель которой заключается в сохранении и передаче молодому поколению наиболее существенных элементов культурного наследия человеческой цивилизации – необходимого многообразия важных знаний, умений и навыков, а также идеалов и ценностей, способствующих как индивидуальному развитию, так и сохранению социального порядка. Поэтому содержание образовательных программ должно основываться на базовых, основных, выдержавших испытание временем знаниях, умениях, навыках, обеспечивающих функциональную грамотность и социализацию индивида. Это академическое направление, не связывающее школу с жизнью. Вывод: при знаниевой парадигме главная цель образования–трансляция наиболее существенных элементов цивилизации и культуры из поколения в поколение.

2.  Рационалистическая (поведенческая) парадигма.

Рационалистическая парадигма, наоборот, в центр внимания ставит не содержание, а эффективные способы усвоения обучающимисяразличных видов знаний. Цель школы – сформировать у учащихся адаптивный «поведенческий репертуар», соответствующий социальным нормам, требованиям и ожиданиям западной культуры. Эта парадигма рассматривает школу как путь усвоения знаний с целью формирования оптимального поведения учащегося, т. е. любая школа – это образовательный механизм адаптации к среде обитания. Главный термин: «Школа – это фабрика, для которой обучающийся– «сырье».Ведущий принцип образования в этой парадигме – регулирование внешних условий какого-то процесса и реакции на него обучающихся , вырабатывающих и приобретающих поведенческий репертуар, т. е. набор способов поведения. Основными методами такого обучения выступают научение, тренинг, тестовый контроль, индивидуальное обучение, корректировка.Все обучение должно быть переведено на язык конкретных поведенческих терминов. Например, как звонить по телефону, как говорить с больной матерью, как выкрутиться при незнании ответа на экзамене, т. е. что должны делать учащиеся, чтобы усвоить содержание.

Здесь пахнет шаблоном и натаскиванием ученика, отсюда, тем не менее, родилась концепция полного усвоения знаний. Одним из ведущих условий этой концепции является неограниченный срок обучения.С этой концепцией непрерывного усвоения знаний связана концепция американского психолога Б.Блума.

Методика Блума:

1. Точное определение эталона, критерия полного усвоения для всего класса или курса, на основе которого учитель составляет перечень конкретных результатов обучения, которые надо получить в конце. На этой основе составляются тесты.

2. Выделяются учебные единицы, т. е. целостные разделы учебного материала. Затем опять выявляются результаты их усвоения, на основе чего составляются текущие тесты, не влияющие на итоговую оценку. Назначение этих тестов — коррекционное, для учителя.

3. Обучение по каждой из учебных единиц в направлении полного усвоения. Затем снова тестирование с оценкой полноты усвоения материала по всему курсу. Важно объяснить каждому обучающемуся значение оценки и цели обучения.Категории целей: знание, понимание, применение, анализ, оценивание.

Несомненно, и традиционалистская, и рационалистическая модель обучения обладают своими достоинствами, но ни та, ни другая не ставят в центр внимания обучающегося как субъекта жизни, как свободную и духовную личность, имеющую потребность в саморазвитии. Этим направлениям в образовании явно не хватает гуманизма, они не ориентированы на развитие внутреннего мира ребенка, на межличностное общение, диалог, на помощь в личностном росте.

3.Гуманистическая парадигма ставит в центр внимания ученика как субъекта жизни, как свободную и духовную личность, имеющую потребность в саморазвитии.Она ориентирована на развитие внутреннего мира ребенка, на межличностное общение, диалог, на помощь в личностном росте. Представители гуманистической парадигмы не отличаются единством воззрений. В ее рамках сосуществуют достаточно разнообразные модели образования. В единое направление их объединяет ценностное отношение к ребенку и детству как уникальному периоду жизни человека; признание развития ребенка (умственного, нравственного, физического, эстетического) главной задачей школы. Каждая образовательная система, действующая в рамках гуманистической парадигмы, ведет творческий поиск и находит собственное содержание, методы, средства воспитания и обучения. Гуманистическое направление предполагает свободу и творчество как учащихся, так и педагогов.

2.Сущность и отличительные черты

ценностной парадигмы образования

Частью глобального кризиса, переживаемого человечеством на рубеже веков, можно считать кризис в области теории и практики воспитания. Он проявляется на всех уровнях: ценностно-смысловом, целевом, содержательном, технологическом, результативном. Современная отечественная ситуация воспитания во многих отношениях беспрецедентна: впервые за тысячелетия развития общества характеристики и качества, привить которые стремятся ребенку образовательные институты, ориентируясь на философию гуманизма, религиозные принципы, оказываются невостребованными, мешают адаптироваться, быть эффективным в условиях выживаемости. Еще одна особенность современной ситуации в том, что младшие учатся не только у старших, но – и в значительной степени – у сверстников. Более того, ситуация такова, что старшие вынуждены учиться у младших, потому что младшие зачастую лучше адаптированы к реалиям сегодняшней жизни. Для того, чтобы выжить в социальном и духовном отношении, подрастающий человек должен уметь ориентироваться в постоянно меняющемся мире. При этом ему нужно не потерять своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям, способности к самопознанию и самосовершенствованию. Не менее важным становится сохранение ощущения времени: связь с прошлым; устремленность в будущее, видение глобальных проблем и перспектив, прогнозируемых ходом развития человечества; полноценная жизнь в настоящем.

Образование – ценностно по своей природе. Учителя транслируют своим обучающимся определенные ценности. Более того, конкретное содержание нашего с общения с обучающимися (например, предметное, ситуативное) уходит, а ценности – остаются и закрепляются в виде внутренних духовных ориентиров наших воспитанников. Осмысление и внутреннее принятие этого положения привели нас к необходимости задуматься над следующими вопросами: что такое ценности? как можно выявить и осмыслить систему реальных ценностей, пронизывающих жизнь ОО (У)? можно ли влиять на ценностный климат ОО (У)? Если да, то как это делать профессионально (то есть осмысленно и целенаправленно)

Ценности – это

  • система устремлений личности;

  • высший уровень представлений человека об идеалах, смыслах жизни, деятельности и отношений с другими людьми;

  • внутренний источник поведения человека, основание его выборов.

В настоящее время в философии и педагогике активно используется несколько терминов «ценности образования», «педагогические ценности», «профессионально-педагогические ценности». Анализ применения данных

категорий показывает, что они используются для обозначения как объективно существующих явлений (идей, норм, правил ит.д.), так и субъективных (социально-психологических образований: установок, убеждений, отношений и т.д.). Понятие «ценности образования» обычно соотносится с объективной реальностью.

Социальное явление «образование» само по себе представляет ценность как управляемый извне процесс самообразования (построения образа "Я" по образу культуры). Выделяют также ценности образования, раскрывающие особенности функционирования данного явления в социуме.

Ценности образования – это совокупность идей, которые, будучи представленными в виде категорий культуры, понятий морали, категорий педагогики, образуют смысловой каркас педагогической реальности, регламентируют деятельность общества в сфере образования, выступают в качестве ориентира развития педагогической практики, и теории (И.Ф. Исаев, С. Куликова, В.А. Сластенин, В.С. Степин). Их рассматривают какпроизводные от общечеловеческих, национальных духовных и материальных ценностей общества.

Сегодня мы сталкиваемся с разнообразием подходов к описанию ценностей образования. В качестве отправной точки их определения и анализа рассматриваются: деятельность субъектов образования, направленность педагогического процесса (социум, личность), потребности личности; основные компоненты педагогического процесса. Однако чаще всего при выделении ценностных оснований образования наблюдается ориентация на определение значимости отдельных его аспектов: образовательного результата и образовательного процесса. Ценности образования увязываются с краеугольными педагогическими вопросами «кого, зачем, чему и как учить и воспитывать».

Особое внимание современная педагогика уделяет результату образования, актуализирует систему ценностей-целей, котораябыла бы способна корректировать образовательный идеал на данном этапе исторического развития общества. Поскольку образование решает задачи и социализации и индивидуализации различают коллективный и индивидуальный результат образования.

Образование как социализация – средство встраивания растущего человека в общее для всех жизненное пространство, освоения им знаний об окружающем мире и способовего познания, т.е. всего того, что позволяет жить и работать продуктивно. Вэтом смысле коллективный результат – это результат, который должен быть получен конкретной образовательной системой, он фиксирован в форме образовательного стандарта, содержание которого отражает потенциально достижимый социокультурный опыт. Ценности-цели, определяющие значимость коллективного результата образования представляют собой набор всеобщих универсальных характеристик личности человека: интеллектуальность, активность, инициативность, гражданственность, высокие моральные и физические качества, творчество. Индивидуализация в образовании – система средств,

Способствующая осознанию растущим человеком своего отличия от других (своей слабости и своей силы), пониманию себя, выбору собственного смысла жизни и жизненного пути. В отношении индивидуального результата образования человека ценности-цели выступают как набор индивидуальных, неповторимых характеристик личности: субъектность, самостоятельность, духовность, гармоничность ответственность, компетентность.

Ценности человека

Общечеловеческие ценности

Личностные ценности

Гражданские ценности

Семейные ценности

1.Добро

2.Вера

3.Надежда

4.Любовь

5.Доброта

6.Честность

7.Справедливость

8.Искренность

9.Достоинство

10.Милосердие

11.Прощение

12.Совершенство

13.Красота

14.Свобода

15.Нетерпимость к злу

16. Великодушие

17.Бережное отношение к жизни

18.Мудрость

19.Благородство


1. Ориентация на приоритет духовных ценностей.

2. Внутренняя свобода.

3. Чувство собственного достоинства.

4. Воля (самоконтроль, самодисциплина, жизненная энергия и т.п.).

5. Мудрость, ум, здравый смысл.

6. Мужество, решительность, героизм.

7. Дброжелательность.

8. Правдивость.

9. Оптимизм, чувство юмора, бодрость, жизнерадостность;

10. Терпеливость.

11. Гармония души и внешнего поведения.

12. Предприимчивость, старательность, инициативность.

13. Трудолюбие.

14. Творческая активность.

15.Самокритичность, ответственность.

16. Бережливость.

17.Благородство. 18.Противодействие вредным привычкам (алкоголизму, наркомании, курению).

19. Щедрость, помощь больным, более слабым, сиротам, защита.

20. Внимание к своему здоровью, занятия спортом.

21. Самореализация;

22 Развитие эстетических вкусов и творческих способностей.

23. Забота об охране окружающей среды.


1. Стремление к социальной гармонии.

2.Культура социальных и политических отношений.

3. Уважение к Закону.

4. Равенство граждан перед Законом.

5. Ответственность перед собой, своей совестью и людьми.

6. Права человека на жизнь, собственное достоинство, безопасность, равенство возможностей.

7. Суверенитет личности.

8. Право на свободу убеждений, совести, участия в политической жизни, проведения собраний, самовыражения.

9. Обязательства, вытекающие из прав и свобод других людей.

10. Толерантность к чужим взглядам, не противоречащим общечеловеческим ценностям.


1. Забота о детях.

2. Забота о родителях и старших в семье.

3. Уважение к предкам.

4. Взаимная любовь родителей, супружеская верность.

5. Согласие и доверие между членами семьи.

6.Демократизация отношений, уважение к правам ребенка и старших.

7. Ответственность за благополучие других членов семьи.

8. Помощь более слабым членам семьи.

9. Гармония отцовского и материнского влияния в вос­питании.

10. Общность духовных интересов.

11. Здоровый образ жизни, занятия спортом.

12. Культ труда.

13. Следование народным обычаям и традициям.

14. Гостеприимство.

15. Гигиена семейной жизни;

16. Многодетность




3.Реализация на практике ценностной парадигмы образования

( вопросы для обсуждения)

1. Для каких целей обосновывается и разрабатывается парадигма образования?

2. Определите общее и различное в парадигмальном и концептуальном подходах.

3. Какие ценности заложены в основу знаниевой и рационалистической парадигм образования?

4. Используя понятия сознание, мышление, ценности, смыслы, личностное, субъектный опыт, гуманизация, актуальный определите различия между традиционными и гуманистическими концепциями и парадигмами.

5. Выделите наиболее существенные, с вашей точки зрения, признаки ценностной парадигмы образования.

6. Ценности каких парадигм вы можете выделить как наиболее значимые в современной школе.

7. Проиллюстрируйте собственными примерами каждую из предложенных парадигм образования (знаниевая, рационалистическая, гуманистическая).