СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Церковь и государство в XV веке

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока по указанной теме. Содержит в себе план, содержание работы в тетради, а так же тест по теме "Завершение объединения Руси вокруг Москвы"

Просмотр содержимого документа
«Церковь и государство в XV веке»

Тема: Церковь и государство в конце XV – начале XVI вв.

Цели:

Образовательная: сформировать представление о дальнейшем развитии русской православной церкви, обретением ею независимости от Константинопольского патриархата, зарождение и открытое проявление пересмотра устоявшегося положения церкви, вылившееся в появление ересей (стригольньки, жидовствующие, иосифляне и нестяжатели), взаимоотношения церкви со светской властью;

Развивающая: анализ текста параграфа и заполнение таблицы, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, анализировать события, делать элементарные выводы, сравнивать;

Воспитательная: способствовать прививки уважительного отношения к религиозным ценностям, ко мнению других, воспитывать толерантность, познавательный интерес.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: устный, информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение

Оборудование: план на классной доске, учебное пособие: Данилов А.А., Косулина Л.Г., История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс.

Ход урока:

План урока

  1. Организационная часть- 1-2 мин.

  2. Проверка домашнего задания/пройденного ранее материала -4-6 мин.

  3. Подготовка учащихся к восприятию нового материала -3-4 мин.

  4. Этап сообщения новых знаний – 25-30 мин.

  5. Сообщение задания на дом –3-5 мин.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент

t = 1-2 мин.


Взаимное приветствие. Знакомство.

Проверка готовности: наличие на партах учебных пособий, пишущих инструментов, дневников.

Взаимно.

2. Проверка домашнего задания

t = 4-6 мин.

Учитель предлагает учащимся вспомнить материал, пройденный на предыдущих уроках: Завершение объединения Руси вокруг Москвы, тем самым проверить учащихся на освоенность ими данной темы. Проверка проходит путем письменного опроса – теста (см. ниже), в 2-х вариантах. Далее:

- учитель раздает чистые листы и тесты;

- краткое пояснение по тесту;

- непосредственная работа по тесту.

- сбор письменных работ.










Работа с тестом

3. Подготовка учащихся к восприятию нового материала

t = 3-4 мин.


Метод – вводная беседа













Как мы помним, церковь сыграла объединяющую роль в борьбе против ордынского ига. Внесла она свою лепту и в усиление Москвы.

- Еще при Иване Калите, в Москву переехал из Владимира митрополит Петр, что сделало Москву крупным церковным центром и наделило ее авторитетом.

Дмитрий Донской просил благословение перед Куликовской битвой у Сергия Радонежского.

Вместе с войском Дмитрия Донского отправились два монаха-богатыря, один из которых участвовал в поединке с татарским воином перед самой битвой – Пересвет и Ослябя.


Мы видим какую объединяющую роль играла церковь против ига. Теперь нам предстоит рассмотреть какие перемены произошли в жизни церкви в XV – нач. XVI веков.

Внимательно слушают.












4. Этап сообщения новых знаний

t = 25-30 мин.


Ведущий метод – рассказ












Продолжение повествования














Метод – работа с печатно-словесным текстом (учебник)







Метод – работа с условно-графической наглядностью (тетрадь, доска)











Повествование












Метод – работа с печатно-словесным текстом (учебника)

Метод - Аналитическая беседа

Пояснение












Метод – работа с печатно-словесным текстом (учебника)

Метод - Аналитическая беседа



























Метод – работа с печатно-словесным текстом (учебника)




Метод – работа с условно-графической наглядностью (тетрадь, доска)















Метод - Аналитическая беседа

























Метод – рассказ






Метод – работа с условно-графической наглядностью (тетрадь, доска)














Записываем тему урока: Церковь и государство в конце XV – начале XVI века.

И первый вопрос который мы рассматриваем:

1. (а) Положение РПЦ на Руси. В 1448 г. митрополитом, т.е. ее главой, Русской православной церкви избирается рязанский епископ Иона, что приводит к получению РПЦ статуса автокефалии – запишите термин в тетрадь, -отныне независимой от Константинопольского патриархата. Это событие увеличило авторитет церкви на Руси.

Итог: РПЦ становится одним из центров мирового православия, что способствовало духовному объединению и развитию Руси.

- Так что же означает термин «автокефалия»?.


(б) Монастыри. В это время появляются множество монастырей. Однако, весьма распространены были небольшие монастыри на 3-5 монахов – скиты, которые основывались в дали от обжитых мест, в глухих местах.

В это время возникают многие из известных ныне монастыри, включая и Троице-Сергиев с Иосифо-Волоколамским монастырям, которые в то время являлись самыми богатыми. Монастыри стремились привлечь к себе богатых людей, которые, становясь монахами, отказывались от своих богатств, отходившие монастырю.

Каким же еще образом церковь могла получать доходы? Откройте учебники на странице 184 (в эл. виде у меня они не обозначены, поэтому не указал страницы), прочитайте последний абзац.

- Так какие существовали источники обогащения, каким путем поступали средства в церковь? Читаем и заполняем пропуски в схеме.



торговля

Рис.1 Источники доходов церкви


- Обряды, десятина, пожертвования. Мы забыли указать еще один источник дохода. На прошлом уроке вы проходили сословия, одними из них были крестьяне, состав которых был разным.



- От части правильно, но нам надо обобщить. Монастырские крестьяне принадлежали монастырям, значит они работали на монастырской земле. Отсюда делаем вывод, что еще один источник дохода – земля.

- Правильно, нарисуем теперь схему в тетради.


2. Ереси на Руси. – Запишите вопрос.

Обогащение церкви, погоня за наживой, задирание цен на услуги, послужило появлению ересей на Руси. Первой из них получила свое существование еще в XIV в. в Пскове и Новгороде, когда псковский дьякон Карп выступил против того, что…. симонии

- то были стригольники (Название происходило от мирской профессии дьякона Карпа – стригольник: по одним данным это некто иной, как цирюльник, по другим стригаль сукна.)


Давайте посмотрим, что же осуждали стригольники? Откройте с.186-187 учебника.




Правильно. Но они еще отказались от церковной иерархии, почему? Раз, путем платы симонии (мзды) за духовный сан, что приводило к повышению по иерархической-внутрицерковной лестнице, мог прийти любой человек у кого есть деньги. Именно против этого выступали стригольники.


Другое движение, названное «ересь жидовствующих», запишите их стразу.



- Посмотрите на стр. 187 учебника. Против чего выступили жидовствующие? Докажите, что движение жидовствующих – это ересь.





- Да, правильно. Выступали они и против симонии. Хотели изменить основы Русской Православной Церкви, навязать западноевропейские порядки.

И стригольники, и жидовствующие вызвали неприятие церкви и были подвергнуты гонениям. Дьякона Карпа, создателя стригольничества осудили на смерть. Ересь жидовствующих была осуждена на Церковном соборе 1490 г., первые последователи заточены в тюрьмы. А на Соборе 1504 г. московские и новгородские жидовствующие были так же осуждены на смерть.

- Что мы видим? Происходило ли что-либо похожее в Европе? Вспомните.


- Так что же такое ересь? Какое определение мы можем найти? Ересь - это отступление от церковного учения, обрядов и организации церкви. Запишите в тетрадь.


3. Нестяжатели и иосифляне.

- Затем внутри церковный спор вылился в

противостояние нестяжателей и иосифлян.

- Откроем учебники на с.188-189 и по прочтении

текста сравним их.

- А теперь заполним таблицу, на основании прочитанного:


критерии

Нестяжатели

Иосифляне

Лидер, сторонники

Нил Сорский

Иосиф Волоцкий

Отношение к церковным землям и собственности

Отказ от землевладения

Сохранение земли и богатств

Отношения с государством

Независимость от гражданской власти


Власть от бога

Сторонники

Монах Вассиан,

Максим Грек

Митрополит Зосима,

Филофей,

Василий III

Рис.2 Сравнение нестяжателей и иосифлян.


- Как вы думайте, кого поддержало гос-во?


- Почему? Потому что: они поддержали гос-во, которому не нужна была независимая церковь, за которую боролись нестяжатели, т.к. гос-во того времени – феодальное, власть собственников земли и богатств, которым не нужна была нищая церковь, в которых гос-во не нашло поддержки для себя. Ведь в чем схожесть нестяжателей со стригольниками и жидовствующими? А в том, что все они пытались возвратиться к первоначальной церкви. Помните? Когда во времена Древнего Рима христианство – это религия рабов. Тогда не было ни чего, ни монастырей, ни роскошных церквей, не было ни какой внутрицерковной иерархии, а христиане скармливались на арене Колизея тиграм и львам, христианами были рабы и бедняки – такой и была первоначальной церковь, к ней и призывали вернуться…. Бедная церковь – независима от государства.

- Раз нестяжатели отступали от учения церкви, ее организации – они еретики?


- Они и были объявлены ими, подвергнуты гонениям.

4. «Москва – Третий Рим». (монах Филофей)

Государство, получив поддержку иосифлян, получает в ней проводника своих интересов. Из иосифлян вышел и монах псковского монастыря Филофей, известного разработкой теории «Москва – Третий Рим».

- Что бы легче запомнить можете нарисовать схемку:

Р им 476 Константинополь 1453 Москва

Филофей переработал более раннюю работу, митрополита Зосимы.

На основании этой работ монах Филофей вывел и сформулировал теорию «Москва – Третий Рим».


Итог: победа над ересями привела церковь к тесному сотрудничеству с государством.





Записывают указанную тему,

…и вопрос.

Внимательно слушают. Развитие произвольной и слуховой памяти.


Записывают «автокефалия» в тетрадь





- самостоятельность, независимость.
















Ученики работают с учебником, ищут ответ на поставленный вопрос


- десятина

- пожертвования

- плата за обряды












- монастырские.

- монастырские крестьяне приносят доход.

Запись схемы в тетрадь





Ученики записывают в тетрадь пункт плана и новый термин

«стригольники»










Чтение текста учебника

- симонии

- отступление от Св.писания








Записывают в тетрадь новый термин «жидовствующие»




- против поклонения иконам и крестам.

- против церковной иерархии

- монахов














- Церковный суд. Инквизиция.


Записываю в тетрадь значение термина «ересь»



Запись вопроса.



Чтение текста учебника



Совместное заполнение таблицы с обсуждением.



















- Иосифлян






















- да, еретики.



Запись следующего вопроса.






Перерисовывают указанную схему в тетрадь






Записывают в тетрадь

5.Сообщение задания на дом

t = 3-5 мин.







Новые термины: афтокефалия, ересь, стригольники, жидовствующие, нестяжатели, иосифляне, Москва – Третий Рим;

Новые лица: Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Феофил.
























Работа в тетради:


Церковь и государство в конце XV – начале XVI века


1. Церковь на Руси:

(а) «автокефалия» - самостоятельность церкви.

(б) Источники доходов церкви

ростовщичество

торговля

2. Ереси на Руси.

«стригольники», «жидовствующие»

Ересь - это отступление от церковного учения, обрядов и организации церкви.


3. Нестяжатели и иосифляне


критерии

Нестяжатели

Иосифляне

Лидер, сторонники

Нил Сорский

Иосиф Волоцкий

Отношение к церковным землям и собственности

Отказ от землевладения

Сохранение земли и богатств

Отношения с государством

Независимость от гражданской власти


Власть от Бога

Сторонники

Вассиан Патрикеев,

Максим Грек

Митрополит Зосима,

Филофей,

Василий III
















4 . «Москва – Третий Рим». (монах Филофей)

Автор теории монах Филофей

Р им 476 Константинополь 1453 Москва


Итог: победа над ересями привела церковь к тесному сотрудничеству с государством.

















Вариант I

1. В годы ордынского ига, великим князем становился только лишь тот князь, который…:

А) получал по наследству титул великого князя; В) получал ярлык на княжение у хана;

Б) завоевывал великокняжеский город (Тверь, Москва); Г) избирался народом на вече.

2. С XV в., какой административный орган при дворе заведовал внешней политикой:

А) Дворец; В) боярская дума;

Б) наместник; Г) казна.

3. Расставьте последовательность событий (АГБВ):

А) битва на реке Воже; В) присоединение Твери к Москве;

Б) Стояние на рекеУгре. Г) Куликовская битва.

4. Высший совещательный орган при Великом князе:

А) Дворец В) ближайшее окружение Великого князя;

Б) боярская дума; Г) народное вече.

5. После присоединения Твери к Москве изменяется титул Великого князя Московского, как он отныне назывался?

А) Великий князь Московский и Тверской; В) Государь всея Руси;

Б) Царь всея Руси; Г) император.

6. Соотнесите имена правителей и события, произошедшие в их правление:

А ) Иван III 1. Феодальная война 1425-1453 годы

Б ) Дмитрий Донской 2. Первый Великий князь из династии московских князей

В) Иван Калита 3. Судебник 1497 года

Г) Василий II Темный 4. Куликовская битва

7. Прочитайте текст. О каком Великом князе идет речь?

Этот великий князь женат был на Софье Палеолог - племяннице последнего византийского императора. При этом же князе Великое княжество Московское приняло в качестве герба двуглавого орла, который поныне является государственным символом современной России. При нём изменился и его статус - отныне его звали не просто Великий князь, а Государь всея Руси. Такой титул он принял по праву, ведь именно он покончил с 240-летнетним ордынским игом на Руси.


Вариант II

1. В каком году произошла Куликовская битва:

А) 1380 г.; В) 1480 г.;

Б) 1378 г.; Г) 1382 г.

2. Вместо удельных княжеств, государство делилось на…:

А) провинции; В) губернии и уезды;

Б) уезды, волости и станы; Г) края.

3. Согласно Судебнику Ивана III (1497 г.) крестьяне могли уходить к другому господину…:

А) в любое время года В) после уборки урожая в Юрьев день;

Б) никогда уже не могли сменить господина; Г) до начала с/х работ, ранней весной.

4. Стояние на реке Угре привело к…:

А) освобождению Руси от ордынского ига; В) объединению Руси Иваном III;

Б) взятию Твери; Г) победе и присоединению Новгорода.

5. Процесс объединения русских земель был закончен князьями…:

А) Иваном Калитой и Дмитрием Донским; В) Иваном III и Василием III;

Б) Василием I и Василием II Темным; Г) Ярославом Великим.

6. Расположите события в хронологической последовательности (4213):

1. Война за московский престол при Василии II Темном

2. Нашествие Тохтамыша на Русь

3. Присоединение Новгорода

4. Княжение Ивана Калиты

7. Прочитайте текст. О каком великом князе идет речь?

На эту битву великого князя благословил Сергий Радонежский, отправив вместе с ним двух монахов-воинов Пересвета и Ослябю. После знаменательной победы на берегах реки Непрядвы, когда казалось объединились все князья для борьбы с Мамаем, на Руси поняли, что победа и свержение ига возможно. Однако, вскоре (или - через два года) после этой победы Русь подверглась нашествию Тохтамыша, тем самым вновь попав под ордынское иго.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!