4. Этап сообщения новых знаний t = 25-30 мин. Ведущий метод – рассказ Продолжение повествования Метод – работа с печатно-словесным текстом (учебник) Метод – работа с условно-графической наглядностью (тетрадь, доска) Повествование Метод – работа с печатно-словесным текстом (учебника) Метод - Аналитическая беседа Пояснение Метод – работа с печатно-словесным текстом (учебника) Метод - Аналитическая беседа Метод – работа с печатно-словесным текстом (учебника) Метод – работа с условно-графической наглядностью (тетрадь, доска) Метод - Аналитическая беседа Метод – рассказ Метод – работа с условно-графической наглядностью (тетрадь, доска) | Записываем тему урока: Церковь и государство в конце XV – начале XVI века. И первый вопрос который мы рассматриваем: 1. (а) Положение РПЦ на Руси. В 1448 г. митрополитом, т.е. ее главой, Русской православной церкви избирается рязанский епископ Иона, что приводит к получению РПЦ статуса автокефалии – запишите термин в тетрадь, -отныне независимой от Константинопольского патриархата. Это событие увеличило авторитет церкви на Руси. Итог: РПЦ становится одним из центров мирового православия, что способствовало духовному объединению и развитию Руси. - Так что же означает термин «автокефалия»?. (б) Монастыри. В это время появляются множество монастырей. Однако, весьма распространены были небольшие монастыри на 3-5 монахов – скиты, которые основывались в дали от обжитых мест, в глухих местах. В это время возникают многие из известных ныне монастыри, включая и Троице-Сергиев с Иосифо-Волоколамским монастырям, которые в то время являлись самыми богатыми. Монастыри стремились привлечь к себе богатых людей, которые, становясь монахами, отказывались от своих богатств, отходившие монастырю. Каким же еще образом церковь могла получать доходы? Откройте учебники на странице 184 (в эл. виде у меня они не обозначены, поэтому не указал страницы), прочитайте последний абзац. - Так какие существовали источники обогащения, каким путем поступали средства в церковь? Читаем и заполняем пропуски в схеме. торговля Рис.1 Источники доходов церкви - Обряды, десятина, пожертвования. Мы забыли указать еще один источник дохода. На прошлом уроке вы проходили сословия, одними из них были крестьяне, состав которых был разным. - От части правильно, но нам надо обобщить. Монастырские крестьяне принадлежали монастырям, значит они работали на монастырской земле. Отсюда делаем вывод, что еще один источник дохода – земля. - Правильно, нарисуем теперь схему в тетради. 2. Ереси на Руси. – Запишите вопрос. Обогащение церкви, погоня за наживой, задирание цен на услуги, послужило появлению ересей на Руси. Первой из них получила свое существование еще в XIV в. в Пскове и Новгороде, когда псковский дьякон Карп выступил против того, что…. симонии… - то были стригольники (Название происходило от мирской профессии дьякона Карпа – стригольник: по одним данным это некто иной, как цирюльник, по другим стригаль сукна.) Давайте посмотрим, что же осуждали стригольники? Откройте с.186-187 учебника. Правильно. Но они еще отказались от церковной иерархии, почему? Раз, путем платы симонии (мзды) за духовный сан, что приводило к повышению по иерархической-внутрицерковной лестнице, мог прийти любой человек у кого есть деньги. Именно против этого выступали стригольники. Другое движение, названное «ересь жидовствующих», запишите их стразу. - Посмотрите на стр. 187 учебника. Против чего выступили жидовствующие? Докажите, что движение жидовствующих – это ересь. - Да, правильно. Выступали они и против симонии. Хотели изменить основы Русской Православной Церкви, навязать западноевропейские порядки. И стригольники, и жидовствующие вызвали неприятие церкви и были подвергнуты гонениям. Дьякона Карпа, создателя стригольничества осудили на смерть. Ересь жидовствующих была осуждена на Церковном соборе 1490 г., первые последователи заточены в тюрьмы. А на Соборе 1504 г. московские и новгородские жидовствующие были так же осуждены на смерть. - Что мы видим? Происходило ли что-либо похожее в Европе? Вспомните. - Так что же такое ересь? Какое определение мы можем найти? Ересь - это отступление от церковного учения, обрядов и организации церкви. Запишите в тетрадь. 3. Нестяжатели и иосифляне. - Затем внутри церковный спор вылился в противостояние нестяжателей и иосифлян. - Откроем учебники на с.188-189 и по прочтении текста сравним их. - А теперь заполним таблицу, на основании прочитанного: критерии | Нестяжатели | Иосифляне | Лидер, сторонники | Нил Сорский | Иосиф Волоцкий | Отношение к церковным землям и собственности | Отказ от землевладения | Сохранение земли и богатств | Отношения с государством | Независимость от гражданской власти | Власть от бога | Сторонники | Монах Вассиан, Максим Грек | Митрополит Зосима, Филофей, Василий III | Рис.2 Сравнение нестяжателей и иосифлян. - Как вы думайте, кого поддержало гос-во? - Почему? Потому что: они поддержали гос-во, которому не нужна была независимая церковь, за которую боролись нестяжатели, т.к. гос-во того времени – феодальное, власть собственников земли и богатств, которым не нужна была нищая церковь, в которых гос-во не нашло поддержки для себя. Ведь в чем схожесть нестяжателей со стригольниками и жидовствующими? А в том, что все они пытались возвратиться к первоначальной церкви. Помните? Когда во времена Древнего Рима христианство – это религия рабов. Тогда не было ни чего, ни монастырей, ни роскошных церквей, не было ни какой внутрицерковной иерархии, а христиане скармливались на арене Колизея тиграм и львам, христианами были рабы и бедняки – такой и была первоначальной церковь, к ней и призывали вернуться…. Бедная церковь – независима от государства. - Раз нестяжатели отступали от учения церкви, ее организации – они еретики? - Они и были объявлены ими, подвергнуты гонениям. 4. «Москва – Третий Рим». (монах Филофей) Государство, получив поддержку иосифлян, получает в ней проводника своих интересов. Из иосифлян вышел и монах псковского монастыря Филофей, известного разработкой теории «Москва – Третий Рим». - Что бы легче запомнить можете нарисовать схемку: Р им 476 Константинополь 1453 Москва Филофей переработал более раннюю работу, митрополита Зосимы. На основании этой работ монах Филофей вывел и сформулировал теорию «Москва – Третий Рим». Итог: победа над ересями привела церковь к тесному сотрудничеству с государством. | Записывают указанную тему, …и вопрос. Внимательно слушают. Развитие произвольной и слуховой памяти. Записывают «автокефалия» в тетрадь - самостоятельность, независимость. Ученики работают с учебником, ищут ответ на поставленный вопрос - десятина - пожертвования - плата за обряды - монастырские. - монастырские крестьяне приносят доход. Запись схемы в тетрадь Ученики записывают в тетрадь пункт плана и новый термин «стригольники» Чтение текста учебника - симонии - отступление от Св.писания … Записывают в тетрадь новый термин «жидовствующие» - против поклонения иконам и крестам. - против церковной иерархии - монахов - Церковный суд. Инквизиция. Записываю в тетрадь значение термина «ересь» Запись вопроса. Чтение текста учебника Совместное заполнение таблицы с обсуждением. - Иосифлян - да, еретики. Запись следующего вопроса. Перерисовывают указанную схему в тетрадь Записывают в тетрадь |