СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Церковный раскол

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Церковный раскол»

Церковный раскол - отделение от Русской православной части верующих , не признавших церковных реформ патриарха Никона (вводились нововведения, направленные на внесение изменений в богослужебные книги и обряды с целью их унификации)

Церковный раскол

- отделение от Русской православной части верующих , не признавших церковных реформ патриарха Никона (вводились нововведения, направленные на внесение изменений в богослужебные книги и обряды с целью их унификации)

Во времена раскола. Художник С.В. Иванов

Во времена раскола. Художник С.В. Иванов

Сожжение протопопа Аввакума. Художник Г. Мясоедов  Протопоп Аввакум – лидер старообрядцев, выступал против церковной реформы. Сожжен на костре по царскому указу в 1682 году.  Миниатюра. XVII век

Сожжение протопопа Аввакума. Художник Г. Мясоедов

Протопоп Аввакум – лидер старообрядцев, выступал против церковной реформы. Сожжен на костре по царскому указу в 1682 году.

Миниатюра. XVII век

Боярыня Морозова . Художник В.И. Суриков Перед нами одна из самых богатых и знатных женщин Москвы XVII века – боярыня Морозова. Художник изобразил ее закованной в цепи в сопровождении стражи; с гневом обращается она к собравшимся. Единственный, кто открыто осмеливается поддержать боярыню, - юродивый, сидящий в лохмотьях прямо на снегу.   В толпе одни откровенно плачут, другие смеются и ликуют. Судьба этой женщины будет страшной – посаженная в земляную тюрьму, она умрет мучительной смертью. 

Боярыня Морозова . Художник В.И. Суриков

Перед нами одна из самых богатых и знатных женщин Москвы XVII века – боярыня Морозова. Художник изобразил ее закованной в цепи в сопровождении стражи; с гневом обращается она к собравшимся. Единственный, кто открыто осмеливается поддержать боярыню, - юродивый, сидящий в лохмотьях прямо на снегу.  В толпе одни откровенно плачут, другие смеются и ликуют. Судьба этой женщины будет страшной – посаженная в земляную тюрьму, она умрет мучительной смертью. 

Суд над патриархом Никоном. Художник С.Д. Милорадович Почему инициатор церковной реформы – Никон сам будет осуждён и отправлен в ссылку?

Суд над патриархом Никоном. Художник С.Д. Милорадович

Почему инициатор церковной реформы – Никон сам будет осуждён и отправлен в ссылку?

  Задание I   А) Отметьте положения, характеризующие церковный раскол: Охватил все слои населения Охватил только духовенство Затронул вопрос унификации церковных книг и обрядов Связан с именем патриарха Никона Проходил бескровно   Б) Предположите, почему церковный раскол охватил все слои населения / охватил только духовенство.

Задание I

А) Отметьте положения, характеризующие церковный раскол:

  • Охватил все слои населения
  • Охватил только духовенство
  • Затронул вопрос унификации церковных книг и обрядов
  • Связан с именем патриарха Никона
  • Проходил бескровно

Б) Предположите, почему церковный раскол охватил все слои населения / охватил только духовенство.

1) Какой подобный процесс, начавшийся в Европе в XVI веке, Вам уже знаком? 2) Как вы думаете, могли ли у этих двух процессов быть общие причины?

1) Какой подобный процесс, начавшийся в Европе в XVI веке, Вам уже знаком?

2) Как вы думаете, могли ли у этих двух процессов быть общие причины?

Католическая церковь накануне Реформации  Господство религиозного сознания, влияние церкви на умы населения. Сосредоточение в руках церкви огромных богатств. Хорошо организованная структура церкви. Падение нравов и авторитета церкви (торговля индульгенциями, дороговизна церковных обрядов, ведение светского образа жизни священнослужителями и пр.)  Основные причины Реформации: Недовольство роскошью церкви, продажей должностей, индульгенций и пр. Падение авторитета католической церкви Королей и князей не устраивало вмешательство папы римского в светские дела и пр. КАТОЛИКИ  ПРОТЕСТАНТЫ (гонимы)  Реформация – движение за реформирование, очищение церкви

Католическая церковь накануне Реформации

  • Господство религиозного сознания, влияние церкви на умы населения.
  • Сосредоточение в руках церкви огромных богатств.
  • Хорошо организованная структура церкви.
  • Падение нравов и авторитета церкви (торговля индульгенциями, дороговизна церковных обрядов, ведение светского образа жизни священнослужителями и пр.)

Основные причины Реформации:

  • Недовольство роскошью церкви, продажей должностей, индульгенций и пр.
  • Падение авторитета католической церкви
  • Королей и князей не устраивало вмешательство папы римского в светские дела и пр.

КАТОЛИКИ

ПРОТЕСТАНТЫ (гонимы)

Реформация – движение за реформирование, очищение церкви

Русская православная церковь накануне Раскола  Господство религиозного сознания, влияние церкви на умы населения. Сосредоточение в руках церкви огромных богатств. Хорошо организованная структура церкви. Во времена Смуты церковь проявила образцы высокого служения своей стране.  Причины Раскола русской православной церкви ?  Никониане: приняли церковную реформу  Старообрядцы Раскольники: не приняли церковную реформу (гонимы)

Русская православная церковь накануне Раскола

  • Господство религиозного сознания, влияние церкви на умы населения.
  • Сосредоточение в руках церкви огромных богатств.
  • Хорошо организованная структура церкви.
  • Во времена Смуты церковь проявила образцы высокого служения своей стране.

Причины Раскола русской православной церкви

?

Никониане: приняли церковную реформу

Старообрядцы

Раскольники: не приняли церковную реформу

(гонимы)

Реформы Никона  В церковной литературе накопилось множество ошибок и разночтений в связи с рукописным характером книг. Также существовали различия в совершении церковных обрядов) До реформы После реформы (по греческим образцам) Крестное знамение двумя перстами Крестное знамение тремя перстами Двоекратное пение «аллилуйя» Троекратное пение «аллилуйя» Движение по солнцу во время крестного хода Движение против солнца во время крестного хода Написание имени Христа как Исус Написание имени Христа как Иисус Разночтения в богослужебных книгах Унификация текстов богослужебных книг по греческим образцам Использование в иконописи некоторых канонов католической живописи Написание икон по греческим образцам , уничтожение старых икон

Реформы Никона В церковной литературе накопилось множество ошибок и разночтений в связи с рукописным характером книг. Также существовали различия в совершении церковных обрядов)

До реформы

После реформы (по греческим образцам)

Крестное знамение двумя перстами

Крестное знамение тремя перстами

Двоекратное пение «аллилуйя»

Троекратное пение «аллилуйя»

Движение по солнцу во время крестного хода

Движение против солнца во время крестного хода

Написание имени Христа как Исус

Написание имени Христа как Иисус

Разночтения в богослужебных книгах

Унификация текстов богослужебных книг по греческим образцам

Использование в иконописи некоторых канонов католической живописи

Написание икон по греческим образцам , уничтожение старых икон

Мнения историков о причинах раскола:  Каптарев Н.Ф. В лице старообрядцев выступала на сцену старая Русь, чуждая новейшим московским культурным движениям. Это была Русь, прочно державшаяся всех дедовских верований, обычаев и традиций, крайне неподатливая на всякую новизну… Старое и новое направления в русской жизни враждебно столкнулись в Москве и между ними произошла ожесточенная борьба за право дальнейшего существования.  Ключевский В.О. Раскол как религиозное настроение и как протест против западного влияния произошел от встречи преобразовательного движения в государстве и церкви с национальным взглядом на положение русской церкви в христианском мире.  Никольский И.М. Со стороны организации Никон хотел исправить церковь посредством проведения в ней строго единовластия патриарха , не зависевшего от царя, и посредством возвышения священства над царством.

Мнения историков о причинах раскола:

Каптарев Н.Ф.

В лице старообрядцев выступала на сцену старая Русь, чуждая новейшим московским культурным движениям. Это была Русь, прочно державшаяся всех дедовских верований, обычаев и традиций, крайне неподатливая на всякую новизну…

Старое и новое направления в русской жизни враждебно столкнулись в Москве и между ними произошла ожесточенная борьба за право дальнейшего существования.

Ключевский В.О.

Раскол как религиозное настроение и как протест против западного влияния произошел от встречи преобразовательного движения в государстве и церкви с национальным взглядом на положение русской церкви в христианском мире.

Никольский И.М.

Со стороны организации Никон хотел исправить церковь посредством проведения в ней строго единовластия патриарха , не зависевшего от царя, и посредством возвышения священства над царством.

Задание II А) Найдите в каждом тексте и подчеркните главную мысль. Б) Прочитайте тексты и соотнесите: 1)Каптерев Н.Ф. А)Особенности русского религиозного сознания, боязнь западных влияний 2)Ключевский В.О. Б)Причины раскола в разнице статуса церковных служителей, стремление к очищению 3)Никольский Н.М. В)Консерватизм русского общества 1 2 3

Задание II

А) Найдите в каждом тексте и подчеркните главную мысль.

Б) Прочитайте тексты и соотнесите:

1)Каптерев Н.Ф.

А)Особенности русского религиозного сознания, боязнь западных влияний

2)Ключевский В.О.

Б)Причины раскола в разнице статуса церковных служителей, стремление к очищению

3)Никольский Н.М.

В)Консерватизм русского общества

1

2

3

Задание III  А) Отметьте причины церковного раскола: (стр. 50 в р.т.) Проникновение на Русь протестантского мировоззрения Исправление религиозных книг Ослабление царской власти Изменение некоторых церковных обрядов Усиление власти патриарха Создание религиозных сект на Руси (учитывая, что старообрядцы – это не секта) Закрепощение крестьян Введение троеперстного крестного знамения  Б) Как вы думаете, почему с патриархом Никоном оказался Арсений Грек – иностранец, переводчик и правщик богослужебных книг?

Задание III

А) Отметьте причины церковного раскола: (стр. 50 в р.т.)

  • Проникновение на Русь протестантского мировоззрения
  • Исправление религиозных книг
  • Ослабление царской власти
  • Изменение некоторых церковных обрядов
  • Усиление власти патриарха
  • Создание религиозных сект на Руси (учитывая, что старообрядцы – это не секта)
  • Закрепощение крестьян
  • Введение троеперстного крестного знамения

Б) Как вы думаете, почему с патриархом Никоном оказался Арсений Грек – иностранец, переводчик и правщик богослужебных книг?

Задание IV   В.О. Ключевский писал «Старообрядцы – такие же православные христиане, ведь они не расходятся с нами ни в одном догмате веры. Поэтому мы не считаем их еретиками, а только раскольниками».   А) Согласны ли с таким объяснением сущности старообрядчества? Аргументируйте словами из цитаты.   Б) Как вы думаете, можно ли было преследовать людей за то, что они хотели верить «по-старому»? Ответ поясните.

Задание IV

В.О. Ключевский писал «Старообрядцы – такие же православные христиане, ведь они не расходятся с нами ни в одном догмате веры. Поэтому мы не считаем их еретиками, а только раскольниками».

А) Согласны ли с таким объяснением сущности старообрядчества? Аргументируйте словами из цитаты.

Б) Как вы думаете, можно ли было преследовать людей за то, что они хотели верить «по-старому»? Ответ поясните.

Задание V    Известно, что российские старообрядцы, как и западноевропейские протестанты, отличались религиозностью, высоко ценили честный труд. Старообрядцы, как и протестанты, отвергали церковную иерархию. Почему же многие ученые считают, что устремления старообрядчества и протестантизма противоположны?

Задание V

Известно, что российские старообрядцы, как и западноевропейские протестанты, отличались религиозностью, высоко ценили честный труд. Старообрядцы, как и протестанты, отвергали церковную иерархию. Почему же многие ученые считают, что устремления старообрядчества и протестантизма противоположны?

  Гонения на раскольников со стороны власти: ссылки, тюрьмы, преследования и пр.   Ответ старообрядцев на действия официальной церкви: бегство, отказ принимать новонапечатанные книги, восстания (например, в Соловецком монастыре 1668 – 1676 гг.), и даже самосожжение!   Фрагмент из книги историка А.П. Богданова:   Духовный вождь, выдающийся русский писатель (протопоп Аввакум) простирал перо, направляя десятки, сотни и тысячи людей в огонь, утверждая своим высоким авторитетом самоубийство мужчин, женщин и малых детей… «Да еще бы в огонь христианин не шёл! – восклицает Аввакум, описав «дьявольские» обычаи никониан. Сгорятсу все о Христе Исусе, а вас, собак, не послушают». Если святы те правоверные, кого сожгли никониане, то святы и те, кто по своей воле уходит от никониан в огонь.  Устно: Как оправдывает и даже поощряет самосожжение Аввакум? Вспомните, как христианская церковь относится к самоубийству. Не идет ли это вразрез с призывами Аввакума?

Гонения на раскольников со стороны власти: ссылки, тюрьмы, преследования и пр.

Ответ старообрядцев на действия официальной церкви: бегство, отказ принимать новонапечатанные книги, восстания (например, в Соловецком монастыре 1668 – 1676 гг.), и даже самосожжение!

Фрагмент из книги историка А.П. Богданова:

Духовный вождь, выдающийся русский писатель (протопоп Аввакум) простирал перо, направляя десятки, сотни и тысячи людей в огонь, утверждая своим высоким авторитетом самоубийство мужчин, женщин и малых детей… «Да еще бы в огонь христианин не шёл! – восклицает Аввакум, описав «дьявольские» обычаи никониан. Сгорятсу все о Христе Исусе, а вас, собак, не послушают». Если святы те правоверные, кого сожгли никониане, то святы и те, кто по своей воле уходит от никониан в огонь.

Устно:

  • Как оправдывает и даже поощряет самосожжение Аввакум?
  • Вспомните, как христианская церковь относится к самоубийству. Не идет ли это вразрез с призывами Аввакума?

Церковь Спаса-Преображения – старообрядческий храм в Костроме

Церковь Спаса-Преображения – старообрядческий храм в Костроме

Патриарх Филарет   Федор Никитич Романов, отец царя Михаила Федоровича Романова. Во времена правления Б.Годунова был пострижен в монахи с именем Филарет. В 1608 г. провозглашен Лжедмитрием патриархом всея Руси. После 8-летнего пребывания в польском плену в 1619 г. возвратился в Москву. С этого времени и до своей кончины был не только главой русской православной церкви, но и фактическим правителем страны.   Как отец нового царя, он стремился к укреплению самодержавной власти, как патриарх, он выражал интересы православной церкви. Филарет способствовал увеличению земельных владений церкви.   Государственные документы того времени подписывались совместно царем и патриархом. Подобное единение светской и духовной власти сыграло свою роль в стабилизации обстановке в стране после Смуты.   В результате складывается особое положение патриарха в государстве – как «великого государя».

Патриарх Филарет

Федор Никитич Романов, отец царя Михаила Федоровича Романова. Во времена правления Б.Годунова был пострижен в монахи с именем Филарет. В 1608 г. провозглашен Лжедмитрием патриархом всея Руси. После 8-летнего пребывания в польском плену в 1619 г. возвратился в Москву. С этого времени и до своей кончины был не только главой русской православной церкви, но и фактическим правителем страны.

Как отец нового царя, он стремился к укреплению самодержавной власти, как патриарх, он выражал интересы православной церкви. Филарет способствовал увеличению земельных владений церкви.

Государственные документы того времени подписывались совместно царем и патриархом. Подобное единение светской и духовной власти сыграло свою роль в стабилизации обстановке в стране после Смуты.

В результате складывается особое положение патриарха в государстве – как «великого государя».

Единение светской и духовной власти  (царь Михаил Романов и патриарх Филарет)

Единение светской и духовной власти (царь Михаил Романов и патриарх Филарет)

Патриарх Никон   Патриарх Никон носил титул «великого государя». Когда царь уезжал на войну с Речью Посполитой (1654), то поручил Никону все управление государством.   Однако Никон выдвинул идею приоритета духовной власти над светской.   Никон организовал перенос мощей канонизированного митрополита Филиппа, убитого по распоряжению И. Грозного. В связи с этой акцией он добился от Алексея Михайловича «молебной» грамоты, в которой царь признал вину своего предка – Ивана Грозного перед церковью и «молил»о прощении.   Второй яркий случай демонстрации первенства духовной власти над светской произошел при избрании Никона патриархом. Вдень посвящения Никон не явился в назначенный час в Успенский собор, где ждали царь с семьей и высшие сановники государства. Он пришел в собор только после посылки к нему специальной делегации от царя с «молением», которое содержало обязательство слушаться патриарха «как начальника и отца».

Патриарх Никон

Патриарх Никон носил титул «великого государя». Когда царь уезжал на войну с Речью Посполитой (1654), то поручил Никону все управление государством.

Однако Никон выдвинул идею приоритета духовной власти над светской.

Никон организовал перенос мощей канонизированного митрополита Филиппа, убитого по распоряжению И. Грозного. В связи с этой акцией он добился от Алексея Михайловича «молебной» грамоты, в которой царь признал вину своего предка – Ивана Грозного перед церковью и «молил»о прощении.

Второй яркий случай демонстрации первенства духовной власти над светской произошел при избрании Никона патриархом. Вдень посвящения Никон не явился в назначенный час в Успенский собор, где ждали царь с семьей и высшие сановники государства. Он пришел в собор только после посылки к нему специальной делегации от царя с «молением», которое содержало обязательство слушаться патриарха «как начальника и отца».

Соперничество светской и духовной власти  (царь Алексей Михайлович и патриарх Никон)

Соперничество светской и духовной власти (царь Алексей Михайлович и патриарх Никон)

  Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы: В 1658 г. патриарх Никон покинул патриарший престол и удалился в им же основанный Воскресенский монастырь под Москвой (Новый Иерусалим). Возможно, он рассчитывал, что его будут молить вернуться. Но собор 1666-1667 гг., предавший анафеме староверов, также лишил сана Никона. Царь Алексей Михайлович поддержал это решение. Никона сослали на север в Ферапонтов монастырь. Некогда всесильный патриарх, бывший

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы: В 1658 г. патриарх Никон покинул патриарший престол и удалился в им же основанный Воскресенский монастырь под Москвой (Новый Иерусалим). Возможно, он рассчитывал, что его будут молить вернуться. Но собор 1666-1667 гг., предавший анафеме староверов, также лишил сана Никона. Царь Алексей Михайлович поддержал это решение. Никона сослали на север в Ферапонтов монастырь. Некогда всесильный патриарх, бывший "собинный друг" царя, его соправитель, привыкший повелевать, а не повиноваться, последние 15 лет жизни провел в заточении.

1.В чем заключались противоречия между царем и патриархом?

2.Почему стало возможным отстранение Никона от власти?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!