Целеполагание и рефлексия на уроках географии, как этапы урока, активизирующие познавательной деятельности учащихся. Подготовила учитель географии – Харченко Е.Л.
3/9/18
3/9/18
Задыхается ли урок без цели?
3/9/18
Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.
3/9/18
Приёмы целеполагания
Тема-вопрос
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа.
3/9/18
Работа над понятием
Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока и просьба объяснить значение каждого слова или отыскать в словаре.
3/9/18
Тема урока - Части Мирового океана. Свойства вод океана.
Часть - ???
Мировой океан - ????
Свойства - ???
ЦЕЛЬ УРОКА
3/9/18
Ассоциативный ряд
Учащимся предлагается ассоциативный ряд картинок, изображения которого связаны между собой темой урока. Таким образом учащиеся находят взаимосвязь и приходят к постановке цели.
3/9/18
Рельеф и полезные ископаемые Африки.
3/9/18
Тема урока – Географическое положение. Исследование Африки .
3/9/18
Задыхается ли урок без цели?
3/9/18
Если человек осуществляет целеполагание, то он обладает «образом Я». Если целеполагания нет – нет и «Я».
3/9/18
Рефлексия
Рефлексия тесно связана с целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей.
При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.
3/9/18
Прием «АКРОСЛОВО»
АКРОСЛОВО – слова-оргументы (словосочетания или предложения), начинающиеся на буквы ключевого слова, расположенные по вертикали.
Тема урока – Рельеф суши. Горы.
Г - ?
О - ?
Р - ?
А - ?
3/9/18
Прием «ИНСЕРТ»
При чтении текста учащиеся на полях расставляю следующие пометки:
«V» – то, что я читаю соответствует тому, что я знаю;
«-» – то, что я читаю, противоречит тому, что я знал, или думал, что знал;
«+» – то, что я читаю, является для меня новым;
«?» – то, что я читаю, непонятно, я бы хотел получить более подробные сведения по данному вопросу.
3/9/18
После чтения текста с маркировкой, учащиеся заполняют маркировочную таблицу.
«V» - знаю
«+» - новое
«?» - вопросы
3/9/18
Музыкальная рефлексия.
Доказано, что музыка способствует лучшему формированию географического образа объекта или явления окружающей действительности, обогащает географическое восприятие учащихся.
Музыкальные произведения в зависимости от их назначения могут применятся на любом этапе урока географии.