Урок по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики»)
Учитель: Хромова Ирина Павловна
Тема урока: «Ценность рода и семьи.»
УМК: Школа 2100 Бунеев Р.Н. ,Данилов Д.Д, И.И.Кремлева Класс: 4
Цель урока:
познакомить учащихся с понятиями «семья», «род»;
подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого человека;
показать, что важнейшими ценностями семьи являются: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи;
воспитывать чувство любви и уважения к себе, своей семье.
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из учебника
2. Строить речевое высказывание в устной форме.
3.Делать выводы на основе анализа объектов.
4. Определять ключевые слова текста.
Регулятивные УУД
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Оформлять свои мысли в устной форме.
3. Договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные результаты
1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
Материалы и оборудование:
Компьютер, экран, колонки, презентация , раздаточный материал: вопросы по содержанию прочитанного, карточки с пословицами , учебники Р.Н. Бунеев, Д.Д.Данилов «Светская Этика».
ХОД УРОК
1.Организационный момент урока
Добрый день, ребята и уважаемые гости!
Давайте поприветствуем гостей , которые сегодня присутствуют на уроке.
Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, настроение.
2.Определение темы урока
А сейчас послушаем стихотворение и попытаемся сформулировать тему сегодняшнего урока.
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «Родительский дом» (слайд 2)
- В семейном кругу мы с вами растём!
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи
У меня есть мама (рисунок)
У меня есть папа, (рисунок)
У меня есть дедушка,(рисунок)
У меня есть бабушка,( рисунок)
А у них есть я.
Что это? (СЕМЬЯ) (слайд 3)
О чем сегодня пойдет речь на уроке?
Ученики:
Будем говорить о семье.
Учитель:
А точнее мы будем говорить о ценности семьи. (слайд 4)
(на экране Тема урока: «Ценность семьи»)
Как вы понимаете слово ЦЕННОСТИ?
А точное определение слова ЦЕННОСТЬ найдем в словаре, в конце учебника
ЦЕННОСТИ-мысли и правила, образцы поведения, которые очень важны для человека и всего общества, помогают нам выбирать поступки и оценивать их. Общепризнанные ценности: добро, истина, польза, красота, справедливость, совесть, честь, жизнь, свобода. (слайд 5)
3.Создание проблемной ситуации.
Давайте послушаем разговор известных нам героев Игоря и Оли.
Будьте внимательны!
Инсценировка диалога из учебника Р.Н. Бунеева , Д. Д. Данилова «Светская этика». Стр.42.)
– Оля, ты можешь мне в субботу свой фотоаппарат дать? – спросил Игорь. – Мы с ребятами хотим пойти на футбольный матч.
– Могу, конечно, – ответила Оля. – Только ты, кажется, забыл, что мы в субботу всей семьёй идём к бабушке на день рождения!
– Забыл... – расстроился Игорь. – Ну, бабушку я потом поздравлю, а на дне рождения вы и без меня обойдётесь.
– Да ты что?! – изумилась Оля. – Мы же к бабушке всегда в этот день приходим, сколько себя помним! И наши двоюродные сёстры приезжают, и дядя с тётей... А как бабушка радуется, когда мы все вместе собираемся! Она ещё приговаривает: "Какая хорошая у нас семейная традиция – мой день рождения!"
– И что с того? – буркнул Игорь. – Бабушку я очень люблю и обязательно её поздравлю, но в другой день. Потому что эта традиция мне сейчас только мешает! Почему я должен её соблюдать? Просто потому, что все так привыкли? Можешь мне объяснить?
– Наверно, не смогу, –растерялась Оля. – Но я точно знаю, что не уважать традиции – это плохо!
Сравните мнения ребят о семейных традициях: в чем они противоречат друг другу?
Какой можно задать вопрос ?
А теперь сравним свой вопрос с вопросом автора учебника на стр.77
ПОЧЕМУ НАДО УВАЖАТЬ СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ?(на экране) слайд 6
А что же такое семейные традиции?
Традиции-мысли, обычаи, образ действий,, унаследованные от предков.
А какие традиции в ваших семьях существуют?
Нужны ли семье семейные традиции?
Почему надо уважать семейные традиции? “
В чем же ценность семейных традиций?
Под влиянием семейных традиций складывается внутренний мир ребенка, развиваются его лучшие человеческие качества
А всегда ли люди жили семьями?
А как жили раньше люди?
Очень много у вас мнений разных, а проверить кто из вас прав нам поможет конечно же ……….. учебник
4.Изучение нового материала. Работа с учебником
Открываем учебник на стр.43
Работа в парах
Открываем учебник с.43 .Работать будете в парах.
Прочитайте текст на с. 43 и совместно найдите ответы на те вопросы, которые предложены вам на карточках
Ученики читают текст и затем, работая в парах, ищут в учебнике ответы на вопросы .
Вопросы в конвертах:
1.Как жили люди в далеком прошлом?
2.Какие действовали правила морали в родах ?
3. Что такое «род»?( дайте определение ).
4. Какую ценность унаследовали люди от родов?
5.Как появились семьи?(дайте определение, что такое «семья»).
6. Что такое «любовь»?
Проверка выполненного задания.
Учитель:
1.Как жили люди в далеком прошлом?
Ученики:
В далеком прошлом люди жили родами. Слайд 7
Учитель:
2.Расскажите подробно ,какие действовали в родах принципы морали.
Ученики:
Эти принципы морали разъясняли, что хорошо, а что плохо. Мужчине -охотнику нельзя было утаивать добычу. Но разрешалось свободно уходить от одной жены к другой, ведь о детях заботились всем родом.
А что такое мораль?
Мораль-это правила поведения, одобренные людьми и объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие -злыми
Учитель:
3.Дайте определение этому понятию.
Ученики , пользуясь словарем в конце учебника, дают ответ:
Род- это союз людей, которых объединяет родство, общий предок, помощь друг другу в борьбе с жизненными трудностями. Слайд 8
Учитель:
4.Какую ценность унаследовали люди из родов?
Ученики:
От древних родов Люди унаследовали главную ценность любого человеческого общества- готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких.
Всегда ли люди жили семьями?
Нет, раньше жили родами
Учитель:
Значит мы можем говорить не только о ценности семьи , но и рода
Уточняем тему урока Ценность рода и семьи!!!!! Слайд 9
Учитель:
5.Как появлялись семьи?
Ученики:
Люди научились обеспечивать себя пропитанием, стали сами выращивать растения и животных.
Учитель:
Новое понятие «семья». Дайте определение этому понятию.
Ученики:
Семья- это близкие родственники, которые живут вместе и дарят друг другу любовь и заботу.
На доске появляются слова « семья», «любовь».
Учитель:
6.А что такое любовь?
Ученики:
Любовь-это одно из самых сильных человеческих чувств , привязанность к другому человеку, желание жить для него, делать ему добро.
На экране слова «род», «семья», «любовь». слайд 10
Учитель:
Как же связаны между собой эти понятия?
Ученики:
На первое место поставим «род»
После рода появилась «семья».
Учитель:
А куда же мы поставим «любовь»?
Варианты ответов детей различные.
Учитель:
А может ли семья существовать без любви?
Что же является основой семьи? ЛЮБОВЬ
Давайте вспомним, что такое фундамент?
Ученики:
Фундамент есть у дома. Чем крепче фундамент, тем дольше простоит дом.
Ученики:
А что является основой семьи? Слайд 11
Та семья будет крепче, где есть ЛЮБОВЬ.(ставится ниже под домом слово ЛЮБОВЬ
Учитель:
Значит Любовь- это фундамент семьи.
А еще на чем основывается семья? Верность, доброта, взаимопонимание ,согласие, уважение, забота
ВЫВОД
Что является основой семьи?
Много существует легенд, притч о семье, вот одна из них.
Жил -был старик. Жил в доме у сына с невесткой, жили не тужили.. Только стал мешать старик невестке,то не там сядет,то не то услышит.Но вы сами знаете...А дальше стала она мужа,сына старика пилить-Пусть уходит от нас и всё..Дошло до такой степени,что в один хмурый день сказала она мужу-Выбирай или он,или я.Как тяжко человеку перед таким выбором ,кто б знал..Взял он большую корзину,посадил в неё отца,положил ему запас еды на несколько дней и отнёс далеко в горы.Высадил и уходить..только ему отец в спину и говорит- сынок а ты ничего не забыл? -Нет отец ничего ,прости если сможешь! А что?- Корзину ты забыл сынок!- Да зачем она мне теперь..- Как зачем? А твой сын в чём тебя в горы потащит?
Заплакал сын от печали, посадил обратно в корзину,да и отнёс отца домой.
Давно это было, да и единичный случай.
Какой вывод можно сделать из прочитанного?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА слайд 12
Работа в группах
Собрать пословицы в группах ( 3 группы)
1.В семье любовь да совет, так и нужды нет.
2.Не надобен и клад, коли в семье лад.
3.Когда семья вместе, и сердце на месте.
4.Семья сильна, когда крыша над ней одна.
5. Семья - печка: как холодно все к ней собираются.
6.В родной семье и каша гуще.
Проверка
5.Итог урока. Рефлексия.
Вспомним вопрос урока
Что такое семья?
ПОЧЕМУ НАДО УВАЖАТЬ СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ?
Почему семья ценность?(слайд 13)
А в чем ценность рода заключается?
( готовность помогать друг другу, поддерживать)
Мы смогли найти ответ на вопрос урока?
Прочитайте вывод автора на стр. 46 и сравните его со своим.
Семья – это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества.
Какие ценности являются общими для всех семей?
А дом, заставленный добром, – еще не дом.
И даже люстра над столом, – еще не дом.
И на окне с живым цветком – еще не дом.
И даже с чайника баском – еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста –
Что от ладоней до окна наполнен дом –
Твоим теплом.
А какие в нашей стране существуют праздники, посвященные семье?
15 мая отмечается международный день семьи слайд 14
В 2008 году утвержден президентом России Путиным всероссийский день семьи, любви и верности 8 июля. А какой цветок является символом праздника? Ромашка слайд 15
2016 год объявлен годом КИНО
Очень много фильмов посвящены семьям, и наверное у многих из вас есть традиция собираться около экрана телевизора, чтобы посмотреть интересный фильм всей семьей
6. Задание на дом. Слайд 16
– Хотите ли вы осуществить какой-нибудь проект (творческое дело) по данной теме? Если да, то выберите один из предложенных или придумайте свой.
1. Фотоальбом с подписями "Добрые традиции нашей семьи".
2. Рисунок с подписью "Моя любимая семейная традиция".
3. Сочинение-размышление "Каким добрым правилам меня научила моя семья?".
У каждого на парте карандаши и лист бумаги
Какой вы видите свою семью в будущем , напишите на лепестках ромашки
Песня Слайд 17
Дети рисунки вывешивают на доску и дарят гостям ромашки
-Хочу пожелать вам, вашим родителям и представителям старшего поколения здоровья, успехов в любых начинаниях. Пусть в ваших семьях чаще улыбаются, встречаются. Дарите свое тепло и заботу родителям.
Спасибо за урок