СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ценность рода и семьи

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учитель познакомил детей с понятиями семья,род.,подвел к значимости семьи для каждого человека,что важнейшими ценностями являются :забота, любовь,взаимопонимание,уважение к старшим,ответственность каждого за  доброе имя семьи.

На уроке обучающиеся рассакзывали о семейных традициях.

Просмотр содержимого документа
«Ценность рода и семьи»



Урок по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики»)

Учитель: Хромова Ирина Павловна

Тема урока: «Ценность рода и семьи.»

УМК: Школа 2100 Бунеев Р.Н. ,Данилов Д.Д, И.И.Кремлева Класс: 4

Цель урока:

  • познакомить учащихся с понятиями «семья», «род»;

  • подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого человека;

  • показать, что важнейшими ценностями семьи являются: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи;

  • воспитывать чувство любви и уважения к себе, своей семье.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из учебника

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3.Делать выводы на основе анализа объектов.

4. Определять ключевые слова текста.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

3. Договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.






Материалы и оборудование:

Компьютер, экран, колонки, презентация , раздаточный материал: вопросы по содержанию прочитанного, карточки с пословицами , учебники Р.Н. Бунеев, Д.Д.Данилов «Светская Этика».

ХОД УРОК

1.Организационный момент урока

Добрый день, ребята и уважаемые гости!

Давайте поприветствуем гостей , которые сегодня присутствуют на уроке.

Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, настроение.

2.Определение темы урока

А сейчас послушаем стихотворение и попытаемся сформулировать тему сегодняшнего урока.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «Родительский дом» (слайд 2)

- В семейном кругу мы с вами растём!

Основа основ – родительский дом!

В семейном кругу все корни твои!

И в жизнь ты выходишь из семьи

У меня есть мама (рисунок)

У меня есть папа, (рисунок)

У меня есть дедушка,(рисунок)

У меня есть бабушка,( рисунок)

А у них есть я.

Что это? (СЕМЬЯ) (слайд 3)

О чем сегодня пойдет речь на уроке?

Ученики:

Будем говорить о семье.

Учитель:

А точнее мы будем говорить о ценности семьи. (слайд 4)

(на экране Тема урока: «Ценность семьи»)

Как вы понимаете слово ЦЕННОСТИ?

А точное определение слова ЦЕННОСТЬ найдем в словаре, в конце учебника

ЦЕННОСТИ-мысли и правила, образцы поведения, которые очень важны для человека и всего общества, помогают нам выбирать поступки и оценивать их. Общепризнанные ценности: добро, истина, польза, красота, справедливость, совесть, честь, жизнь, свобода. (слайд 5)

3.Создание проблемной ситуации.

Давайте послушаем разговор известных нам героев Игоря и Оли.

Будьте внимательны!

Инсценировка диалога из учебника Р.Н. Бунеева , Д. Д. Данилова «Светская этика». Стр.42.)

– Оля, ты можешь мне в субботу свой фотоаппарат дать? – спросил Игорь. – Мы с ребятами хотим пойти на футбольный матч.

– Могу, конечно, – ответила Оля. – Только ты, кажется, забыл, что мы в субботу всей семьёй идём к бабушке на день рождения!

– Забыл... – расстроился Игорь. – Ну, бабушку я потом поздравлю, а на дне рождения вы и без меня обойдётесь.

– Да ты что?! – изумилась Оля. – Мы же к бабушке всегда в этот день приходим, сколько себя помним! И наши двоюродные сёстры приезжают, и дядя с тётей... А как бабушка радуется, когда мы все вместе собираемся! Она ещё приговаривает: "Какая хорошая у нас семейная традиция – мой день рождения!"

– И что с того? – буркнул Игорь. – Бабушку я очень люблю и обязательно её поздравлю, но в другой день. Потому что эта традиция мне сейчас только мешает! Почему я должен её соблюдать? Просто потому, что все так привыкли? Можешь мне объяснить?

– Наверно, не смогу, –растерялась Оля. – Но я точно знаю, что не уважать традиции – это плохо!

Сравните мнения ребят о семейных традициях: в чем они противоречат друг другу?

Какой можно задать вопрос ?

А теперь сравним свой вопрос с вопросом автора учебника на стр.77

ПОЧЕМУ НАДО УВАЖАТЬ СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ?(на экране) слайд 6

А что же такое семейные традиции?

Традиции-мысли, обычаи, образ действий,, унаследованные от предков.

А какие традиции в ваших семьях существуют?

Нужны ли семье семейные традиции?

Почему надо уважать семейные традиции? “

В чем же ценность семейных традиций?

Под влиянием семейных традиций складывается внутренний мир ребенка, развиваются его лучшие человеческие качества


А всегда ли люди жили семьями?

А как жили раньше люди?

Очень много у вас мнений разных, а проверить кто из вас прав нам поможет конечно же ……….. учебник

4.Изучение нового материала. Работа с учебником

Открываем учебник на стр.43

Работа в парах

Открываем учебник с.43 .Работать будете в парах.

Прочитайте текст на с. 43 и совместно найдите ответы на те вопросы, которые предложены вам на карточках

Ученики читают текст и затем, работая в парах, ищут в учебнике ответы на вопросы .

Вопросы в конвертах:

1.Как жили люди в далеком прошлом?

2.Какие действовали правила морали в родах ?

3. Что такое «род»?( дайте определение ).

4. Какую ценность унаследовали люди от родов?

5.Как появились семьи?(дайте определение, что такое «семья»).

6. Что такое «любовь»?

Проверка выполненного задания.

Учитель:

1.Как жили люди в далеком прошлом?

Ученики:

В далеком прошлом люди жили родами. Слайд 7

Учитель:

2.Расскажите подробно ,какие действовали в родах принципы морали.

Ученики:

Эти принципы морали разъясняли, что хорошо, а что плохо. Мужчине -охотнику нельзя было утаивать добычу. Но разрешалось свободно уходить от одной жены к другой, ведь о детях заботились всем родом.

А что такое мораль?

Мораль-это правила поведения, одобренные людьми и объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие -злыми

Учитель:

3.Дайте определение этому понятию.

Ученики , пользуясь словарем в конце учебника, дают ответ:

Род- это союз людей, которых объединяет родство, общий предок, помощь друг другу в борьбе с жизненными трудностями. Слайд 8


Учитель:

4.Какую ценность унаследовали люди из родов?

Ученики:

От древних родов Люди унаследовали главную ценность любого человеческого общества- готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких.

Всегда ли люди жили семьями?

Нет, раньше жили родами

Учитель:

Значит мы можем говорить не только о ценности семьи , но и рода

Уточняем тему урока Ценность рода и семьи!!!!! Слайд 9

Учитель:

5.Как появлялись семьи?

Ученики:

Люди научились обеспечивать себя пропитанием, стали сами выращивать растения и животных.

Учитель:

Новое понятие «семья». Дайте определение этому понятию.

Ученики:

Семья- это близкие родственники, которые живут вместе и дарят друг другу любовь и заботу.

На доске появляются слова « семья», «любовь».

Учитель:

6.А что такое любовь?

Ученики:

Любовь-это одно из самых сильных человеческих чувств , привязанность к другому человеку, желание жить для него, делать ему добро.

На экране слова «род», «семья», «любовь». слайд 10

Учитель:

Как же связаны между собой эти понятия?

Ученики:

На первое место поставим «род»

После рода появилась «семья».

Учитель:

А куда же мы поставим «любовь»?

Варианты ответов детей различные.

Учитель:

А может ли семья существовать без любви?

Что же является основой семьи? ЛЮБОВЬ

Давайте вспомним, что такое фундамент?

Ученики:

Фундамент есть у дома. Чем крепче фундамент, тем дольше простоит дом.

Ученики:

А что является основой семьи? Слайд 11

Та семья будет крепче, где есть ЛЮБОВЬ.(ставится ниже под домом слово ЛЮБОВЬ

Учитель:

Значит Любовь- это фундамент семьи.

А еще на чем основывается семья? Верность, доброта, взаимопонимание ,согласие, уважение, забота

ВЫВОД

Что является основой семьи?

Много существует легенд, притч о семье, вот одна из них.

Жил -был старик. Жил в доме у сына с невесткой, жили не тужили.. Только стал мешать старик невестке,то не там сядет,то не то услышит.Но вы сами знаете...А дальше стала она мужа,сына старика пилить-Пусть уходит от нас и всё..Дошло до такой степени,что в один хмурый день сказала она мужу-Выбирай или он,или я.Как тяжко человеку перед таким выбором ,кто б знал..Взял он большую корзину,посадил в неё отца,положил ему запас еды на несколько дней и отнёс далеко в горы.Высадил и уходить..только ему отец в спину и говорит- сынок а ты ничего не забыл? -Нет отец ничего ,прости если сможешь! А что?- Корзину ты забыл сынок!- Да зачем она мне теперь..- Как зачем? А твой сын в чём тебя в горы потащит?
Заплакал сын от печали, посадил обратно в корзину,да и отнёс отца домой.
Давно это было, да и единичный случай.

Какой вывод можно сделать из прочитанного?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА слайд 12

Работа в группах

Собрать пословицы в группах ( 3 группы)

1.В семье любовь да совет, так и нужды нет.

2.Не надобен и клад, коли в семье лад.

3.Когда семья вместе, и сердце на месте.

4.Семья сильна, когда крыша над ней одна.

5. Семья - печка: как холодно все к ней собираются.

6.В родной семье и каша гуще.

Проверка

5.Итог урока. Рефлексия.

Вспомним вопрос урока

Что такое семья?

ПОЧЕМУ НАДО УВАЖАТЬ СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ?

Почему семья ценность?(слайд 13)

А в чем ценность рода заключается?

( готовность помогать друг другу, поддерживать)

Мы смогли найти ответ на вопрос урока?

Прочитайте вывод автора на стр. 46 и сравните его со своим.

Семья – это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества.

Какие ценности являются общими для всех семей?

А дом, заставленный добром, – еще не дом.

И даже люстра над столом, – еще не дом.

И на окне с живым цветком – еще не дом.

И даже с чайника баском – еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста –

Что от ладоней до окна наполнен дом –

Твоим теплом.

А какие в нашей стране существуют праздники, посвященные семье?

15 мая отмечается международный день семьи слайд 14

В 2008 году утвержден президентом России Путиным всероссийский день семьи, любви и верности 8 июля. А какой цветок является символом праздника? Ромашка слайд 15

2016 год объявлен годом КИНО

Очень много фильмов посвящены семьям, и наверное у многих из вас есть традиция собираться около экрана телевизора, чтобы посмотреть интересный фильм всей семьей

6. Задание на дом. Слайд 16

– Хотите ли вы осуществить какой-нибудь проект (творческое дело) по данной теме? Если да, то выберите один из предложенных или придумайте свой.

1. Фотоальбом с подписями "Добрые традиции нашей семьи".

2. Рисунок с подписью "Моя любимая семейная традиция".

3. Сочинение-размышление "Каким добрым правилам меня научила моя семья?".

У каждого на парте карандаши и лист бумаги

Какой вы видите свою семью в будущем , напишите на лепестках ромашки

Песня Слайд 17

Дети рисунки вывешивают на доску и дарят гостям ромашки

-Хочу пожелать вам, вашим родителям и представителям старшего поколения здоровья, успехов в любых начинаниях. Пусть в ваших семьях чаще улыбаются, встречаются. Дарите свое тепло и заботу родителям.

Спасибо за урок