СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ценности, которым нет цены

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературная гостиная. Может быть полезна при проведении общешкольного мероприятия

Просмотр содержимого документа
«Ценности, которым нет цены»

Литературная гостиная


«Ценности, которым нет цены»


Читает ученик ( под музыку)

Тихая моя родина… Ласковый светлый ручей. Луг с пасущимся стадом. За лугом зеленые стаи берез. Гладя землю растрепанно рыжими волосами, спускается солнце. Полет бабочки над ручьем.

Куда ни посмотришь – всюду родимая Русь. С чем ее можно сравнить? Разве только с сокровищем, самым роскошным и дорогим, которому нет и не будет оценки. И еще ее можно сравнить с наследством, перешедшим к нам от наших отцов.

Родина. Дорогая зеленая Русь. Не случайно сказал поэт, что ее не умом, а лишь сердцем можно постигнуть. Для того и постигнуть, чтоб крепче любить, заслоняя, как мать, от всех метелей и потрясений.


Читает ученик (стихотворение Г.Дейниченко «Русь – Россия»)

Мы не Европа, мы другие,

Наш глас другой, иная стать,

И наше имя Русь – Россия

Лишь сердцем можно воспринять.

Оно и в малом, и в великом,

В Христе и в хлебном колоске,

И в том Левше, не лыком шитым,

Простом российском мужике.

Россия-Русь, твои просторы

И голубые небеса,

И поколений новых споры,

И предков мудрых голоса.

Все в твоих муках и молитвах,

И в пробах нового пути,

Что наведен опасной бритвой,

И лишь тебе его пройти.


Ведущий. Время несется стремительно. События громоздятся одно на другое. Жизнь становится непредсказуемой. Сложно человеку в этом мире. Как жить? Во что верить? Чему служить? Что ценить?

Раньше да и сейчас люди думают, что ценность жизни в том, чтобы больше взять от нее – получить больше образования, признания, успеха, заработать больше денег. Но это не ценность жизни. Ценность жизни совсем в другом. Жизнь сама по себе – это уже ценность. Можно приобрести любые воображаемые материальные блага, даже запастись ими на будущее, но если душа не наполнена, у вас нет ничего! Человечество не может существовать без чего-то для нет святого, а значит, ценного. Каждый сам определяет, что для него свято и дорого. Однако многие святыни одинаковы для всех. Ценности сформировались в истории человечества как некие духовные опоры.

Ученики читают (на фоне музыки); слайдовый ряд (по содержанию стих-я Р.Гамзатова «Есть ценности, которым нет цены»)


В веках искали люди счастья

В почете, славе и богатстве.

Хоть аргументы те сильны,

Есть ценности, которым нет цены.

Есть Рембрандт, Рафаэль и Айвазовский.

Творенья их в веках оценены.

Не гением не правит доллар жесткий!

Есть ценности, которым нет цены!

Есть Цвингер, Эрмитаж и Эйфелева башня,

И башня Спасская у зубчатой стены.

Есть лес и степь, луга, поля и пашня –

Есть ценности, которым нет цены!


И всех богатств ценней на свете –

Лишь сон ребенка на рассвете,

И годы мирной тишины…

Есть ценности, которым нет цены!


Есть Родина, великая Отчизна,

Которой не убить, и не отнять.

Сыны ее своей ценою жизни

Сумели защитить и отстоять.

И мы их памяти верны.

Есть ценности, которым нет цены!


Есть Честь и Долг. И Силы Здравой мера,

Есть Родины Великие Сыны.

Святая Русь. И Нравственность, И Вера.

Есть ценности, которым нет цены!



Читает ученик ( на фоне музыки; «Слово о малой родине» В.Шукшин)

Редко кому завидую, а завидую моим далеким предкам – их упорству, силе огромной. Склоняюсь перед их памятью, благодарю их самым дорогим словом, какое только удалось сберечь у сердца: они обрели – себе и нам, и после нас – прекрасную родину. Красота ее, ясность ее поднебесная – редкая на земле. Нет, это, пожалуй, легко сказалось: красивого на земле много, вся земля красивая… Дело не в красоте, дело в том, что дает родина – каждому из нас. Я сказал «ясность поднебесная», но и поднебесная, и земная, распахнутая, - ясность пашни и ясность людей, которых люблю и помню… Я запомнил образ жизни русского крестьянства, нравственный уклад этой жизни, больше того, у меня с годами окрепло убеждение, что он, этот уклад, прекрасен, начиная с языка, с жилья… Расскажу, каким я запомнил дом деда моего, крестьянина… Я помню, что там говорили правильным, свободным, правдивым языком, сильным, точным, там жила

шутка, песня по праздникам, там много, очень много работали… Собственно, вокруг работы и вращалась вся жизнь. Она начиналась рано утром и затихала поздно вечером, но она как-то не угнетала людей, не озлобляла – с ней засыпали, к ней просыпались. Никто не хвастался сделанным, не оскорбляли за промах, но – учили… Отсюда, от такого устройства и самочувствия в мире, очень близко к самым высоким понятиям о чести, достоинстве и прочим мерилам нравственного роста человека: неужели в том только и беда, что слов этих «честь», «достоинство» там не знали? Но там знали все, чем жив и крепок человек и чем он – нищий: ложь есть ложь, корысть есть корысть, праздность и суесловие… Ни в чем там не заблуждались, больше того, мало-мальски заметные недостатки в человеке, еще в маленьком, губились на корню. Если в человечке обнаруживалась склонность к лени, то она никак не выгораживалась, не объяснялась никакими редкими способностями ребенка – она была просто лень, потому высмеивалась, истреблялась. Зазнайство, хвастливость, завистливость – все было на виду в людях, никак нельзя было спрятаться ни за слова, ни за фокусы… Коренное русло жизни всегда оставалось – правда, справедливость. Только с этим чувством люди живут значительно…

Родина… Какая-то огромная мощь чудится мне там, какая-то животворная сила, которой нужно коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа, какую принесли туда наши предки, живет там с людьми и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу.

Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив.


Читает ученик (отрывок из стих-я «Родина» Г.Дейниченко)

Лежу в траве, раскинув руки,

На теплой матушке-земле,

Ее таинственные звуки

Тревожат сладко душу мне.

А с неба солнце золотое

Мне льется ласково в глаза,

Все это – счастие простое,

Все это – родина моя.

Читает ученик ( под музыку). Среди весны, когда радостно поют птицы, а земля, омытая талой водой, дымится зеленью молодого хлеба, наступает святой для нашей родины день, когда мы вспоминаем тех, кто победил фашизм и внес свой вклад в нашу Победу, вспоминаем живых и усопших. И среди уже немногочисленных фронтовиков, награжденных боевыми наградами, мы видим женщин, которые, на первый взгляд, никакого отношения к прошедшей войне не имеют. И в то же время без них не было бы этой Победы. Это женщины войны, женщины тыла. И они, взвалив на себя всю тяжесть мужской работы, тоже приближали нашу Победу. Сейчас выросли их дети, внуки; у многих ушли из жизни вернувшиеся с фронта мужья. И все чаще и чаще память возвращает их к войне, к испытаниям, через которые они прошли.

Читает ученик. А говорили: все проходит

И позабудется в свой срок.

Но боль войны жива в народе

И бродит, как в березе сок.

Художественное чтение по лицам. Отрывок из рассказа Б.Екимова «Ночь исцеления». Внук приехал и убежал с ребятами на лыжах кататься. А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты и поглядывала в окошко, не бежит ли Гриша.

С Гришиным приездом она про хвори забыла. День летел в суете и заботах. Не успела оглянуться, а уж засинело за окном, подступал вечер.

Укладывались спать. Баба Дуня, совестясь, сказала:

- Ночью, може, я шуметь буду. Так ты разбуди.

Гриша отмахивался:

- Я, бабаня, ничего не слышу. Сплю мертвым сном.

- Ну и слава Богу. А то я шумлю, дура старая. Ничего поделать не могу.

Заснули быстро. Но среди ночи Гриша проснулся от крика:

- Помогите! Помогите, люди добрые! Карточки потеряла! Карточки в синем платочке завязаны! Может, кто поднял? – И смолкла.

Гриша уразумел. Это кричала баба Дуня.

Во тьме, в тишине так ясно слышалось тяжелое бабушкино дыхание. Она словно сил набиралась. И снова запричитала, пока не в голос:

- Карточки… Где карточки… В синем платочке… Люди добрые. Ребятишки… Петуня, Шурик, Таечка… Домой приду, они исть попросят… Хлебец дай, мамушка! А мамушка ихняя… - Баба Дуня запнулась, словно ошеломленная, и закричала: - Люди добрые! Не дайте помереть! Петяня! Шура! Таечка! – Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно.

Гриша не выдержал, поднялся с постели, прошел в бабушкину комнату.

- Бабаня! Бабаня! – позвал он.- Проснись…

Она проснулась, заворочалась:

- Гриша, ты? Разбудила тебя. Прости, Христа ради.

Гриша вернулся к себе, лег в постель.

Баба Дуня ворочалась, вздыхала. Не сразу отступало то, что пришло во сне.

Внук тоже не спал, лежал, угреваясь. Про карточки он знал. На них давали хлеб. Давно, в войну и после. А Петяня, о котором горевала бабушка, - это отец.

В полудреме Гриша услыхал бабушкино бормотание:

- Зима находит… Желудков напастись… Ребятишкам, детишкам.. Хлебца не хватает, и желудками обойдемся. Не отымайте, Христа ради… Не отымайте! – закричала она. – И рыдания оборвали крик.

Гриша вскочил с постели.

- Бабаня! – кричал он и свет зажег в кухне. – Бабаня, проснись!

Баба Дуня проснулась. Гриша наклонился над ней. В свете электрической лампочки засияли на бабушкином лице слезы.

- Бабаня…- охнул Гриша. – Ты вправду плачешь? Так ведь это все сон.

- Плачу, дура старая. Во сне, во сне…

- Но слезы-то зачем настоящие? Ведь сон – неправда. Ты вот проснулась, и все.

- Да это сейчас проснулась. А там…

- А чего тебе снилось?

- Снилось? Да нехорошее. Будто за желудями я ходила за Дон, на горы. Набрала в два мешка. А лесники на пароме отнимают. Вроде не положено.

- А зачем тебе желуди?

- Кормиться. Мы их толкли, мучки с чуток добавляли и чуреки пекли, ели.

- Бабаня, тебе это только снится или это было? – спросил Гриша.

- Снится – и было. Не приведи, Господи. Не приведи…

Гриша ушел, и крепкий сон свалил его и до позднего утра он ничего не слышал.

На другой день он ходил на почту, в город звонить. В разговоре мать спросила:

- Спать тебе баба Дуня дает? – И посоветовала: - Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: «Молчать!» Она перестает. Мы пробовали.

По пути домой стало думаться о бабушке. Она казалась такой слабой и одинокой. А тут еще эти ночи в слезах, словно наказание. Про старые годы вспоминал отец. Но для него они прошли. А для бабушки – нет. И с какой, верно, тягостью ждет она ночи. Все люди прожили горькое и забыли. А у нее оно снова и снова. Про бабушку думать было больно. Как помочь ей? Как мать советовала? Говорит, помогает. Вполне может и быть. Это ведь психика.

Весь вечер за ужином, а потом за книгой, у телевизора Гриша нет-нет да и вспоминал о прошедшем. Вспоминал и глядел на бабушку, думал: «Лишь бы не заснуть».

И пришла ночь. Гриша ждал. И когда наконец из комнаты бабушки донеслось еще невнятное бормотание, он поднялся и пошел. Свет в кухне зажег, встал возле кровати, чувствуя, как охватывает его невольная дрожь.

- Потеряла…Нет… нету карточек… Карточки… Где… Карточки… – И слезы, слезы подкатывали.

Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково:

- Вот ваши карточки, бабаня… В синем платочке, да? Ваши в синем платочке? Это ваши, вы обронили. А я поднял. Вот видите, возьмите, - настойчиво повторял он. – Все целые, берите…

Баба Дуня смолкла. Видимо, там, во сне, она слышала и понимала. Не сразу пришли слова. Но пришли:

- Мои, мои… Платочек мой, синий. Люди скажут. Мои карточки, я обронила. Спаси Христос, добрый человек…

По голосу ее Гриша понял, что сейчас она заплачет.

- Не надо плакать, - громко сказал он.- Карточки целые. Зачем же плакать? Возьмите хлеба и несите детишкам. Несите, поужинайте и ложитесь спать. И спите спокойно. Спите.

Баба Дуня смолкла.

Гриша подождал, послушал ровное бабушкино дыхание, поднялся. Его бил озноб. Какой-то холод пронизывал до костей. И нельзя было согреться. Он сидел у печки и плакал. Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще…. Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, и виделось ему там такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. И он плакал, вытирая слезы кулаком.

Но как баба Дуня заговорила, он забыл обо всем и подошел вовремя.

- Документ есть, есть документ… вот он… -дрожащим голосом говорила она. – К мужу в госпиталь пробираюсь. А ночь на дворе. Пустите переночевать.

- Конечно, пустим. Проходите, пожалуйста. Проходите… Так…Ясно… Очень хороший документ. Правильный. С фотокарточкой, с печатью.

- Правильный… - облегченно вздохнула баба Дуня. – Мне бы на полу. Лишь до утра. Переждать.

- Никакого пола. Вот кровать. Спите спокойно. Спите. На бочок и спите.

Баба Дуня послушно повернулась на правый бок, положила под голову ладошку и заснула. Теперь уже до утра. Гриша посидел над ней, поднялся, потушил в кухне свет.

Гриша лег в постель, предвкушая, как завтра расскажет бабушке и как они вместе… Но вдруг обожгло его ясной мыслью: нельзя говорить. Он отчетливо понял – ни слова, ни даже намека. Это должно остаться и умереть в нем. Нужно делать и молчать. Завтрашнюю ночь и ту, что будет за ней. Нужно делать и молчать. И придет исцеление.


Читает ученик (на фоне музыки В.Гаврилина «Перезвоны» - фрагмент «Молитва») стих-е «Не за себя прошу…»

Не за себя прошу, поднять не смея взора:

И в нынешние дни, и в завтрашние дни

От дьявольской войны, от мора, от террора

Беспечный мой народ спаси и сохрани.

Прости его за то, что в этой жизни грешной

Доверчив он и смел, талантлив и велик.

Спаси и сохрани его могучий, нежный,

Вобравший шепот трав и гром небес, язык.

В решающий момент

Не дрогнет он и бровью,

И встанет за Тебя под гибельной пургой.

К Твоим стопам, Господь,

Он припадет с любовью

Как никакой другой, как никакой другой.

Будь милостив к нему и не карай сурово,

Из всемогущих рук его не оброни.

Во имя всех святых и для всего благого

Спаси и сохрани, спаси и сохрани…


Ведущий (взрослый). В наше быстротечное время, время компьютеров и немыслимых скоростей, когда мы не хотим остановиться, подумать, автор небольшого рассказа «Ночь исцеления» Борис Екимов заставляет нас оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь, понимание, поддержка, чтобы и мы исцелились благодаря нашей доброте и участию. О чьем исцелении рассказывает писатель? Бабушкином, она перестает кричать, ей все меньше снятся страшные сны. Произошло исцеление и внука, он повзрослел, сам нашел способ помочь бабе Дуне. Его чуткость, внимательность, милосердие, забота сделали то, чего не смогли сделать врачи и взрослые. Может быть, под влиянием рассказа Б.Екимова исцелится кто-нибудь из нас – от черствости, равнодушия. Человек, который научился помогать нуждающимся, становится лучше, чище, сердечнее. Вот эти ценности, которым поистине нет цены. И еще: не забыть – значит не дать повториться. Война не только убивает, калечит физически, в большей степени калечит духовно. И кровоточат всю жизнь раны даже у тех, кто только прикоснулся к ней, почувствовал ее дыхание. Не пожалейте ласкового слова, теплого взгляда для этих людей. Они заслужили это.


Читает ученик (стихотворение «Как важно вовремя успеть…» . А.Д.Дементьев)

Как важно вовремя успеть

Сказать кому-то слово доброе,

Чтоб от волненья сердце дрогнуло! –

Ведь все порушить может смерть.

Как важно вовремя успеть

Похлопотать или поздравить,

Плечо надежное подставить!

И знать, что будет так и впредь.

Но забываем мы подчас

Исполнить чью-то просьбу вовремя,

Не замечая, как обида кровная

Незримо отчуждает нас.

И запоздалая вина

Потом терзает души.

Всего-то надо – научиться слушать

Того, чья жизнь обнажена.


Ведущий (взрослый). Что же самое ценное в жизни? У меня в руках сосуд, который я заполнила доверху крупными камнями. Сосуд полный.

А я насыплю в этот же сосуд мелкие камешки, которые заполнят пространство между крупными камнями. И еще песок, который заполнит свободные места между мелкими камешками. Налью воды в этот же сосуд.

Посмотрите, наша жизнь – как этот заполненный сосуд – сосуд жизни, - в котором находятся разные по величине и значению ценности жизни!

Крупные камни – это самые важные, главные ценности в нашей жизни – наша семья, наши дети, наши друзья, наше здоровье, наши любовь, совесть, честь, доброта. Если даже все остальное будет утрачено, но останутся только они – наша жизнь все равно будет все еще полной.

Мелкие камешки – это другие ценности, которые также имеют значение в нашей жизни – наш дом, наша работа, наш автомобиль, деньги для обеспечения наших основных – главных ценностей жизни.

Песок и вода – все остальное: слава, карьера, наслаждения, пустое накопительство – это просто мелочи жизни!

Если мы наш сосуд жизни сначала заполним песком и водой, то не будет места ни мелким, ни тем более крупным камням!

Если мы тратим все наше время и энергию на мелочи, - у нас никогда не будет места для самых важных – главных ценностей в нашей жизни, которые как раз и являются основой нашего счастья!


Читает ученик ( под музыку)

Кто понял жизнь, тот больше не спешит,

Смакует каждый миг и наблюдает,

Как спит ребенок, молится старик,

Как дождь идет и как снежинки тают.

В обыкновенном видит красоту,

В запутанном простейшее решенье,

Он знает, как осуществить мечту,

Он любит жизнь и верит в воскресенье.

Ведущий (взрослый). Завершается наша встреча в литературной гостиной, подходит к концу наша встреча со светлым, искренним словом, за которым многое видится, с которым много думается о жизни, о ее глубине, о смысле своего призвания на Земле, о ценностях, которым нет цены.