ЦЕПОЧКА – ОДНА ИЗ ФОРМ УСТНОЙ РАБОТЫ
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски таких методов и приемов обучения, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Устная работа является одним из важнейших этапов урока. Она имеет немаловажное значение как для учителя, так и для учащихся. И это понятно: во-первых, во время устной работы можно выяснить, хорошо ли усвоен теоретический материал; во-вторых, соответствующий подбор вопросов позволяет подготовить к восприятию нового; в-третьих, это одна из удобных форм организации повторения. Кроме того, во время устной работы можно задействовать большое количество учеников, что позволяет значительно оживить урок, сделать его более динамичным и эмоциональным. В зависимости от формы организации устной работы мы можем отследить, как хорошо учащиеся владеют определенными навыками, насколько грамотно они строят предложения.
Но сосредоточимся на одной из перечисленных целей – проверке знаний и умений учащихся.
Задача учителя – определить за короткое время, что учащимися усвоено хорошо, а что из изученного ранее требует дополнительной проработки.
После того как определена цель осуществляется подбор соответствующих заданий. Например, в начале VI класса необходимо проверить следующее:
нахождение части от числа и числа по части;
вычисления с процентами;
округление чисел;
умножение на 10, 100, …, на 0,1, 0,01, … и т.п.
Форма организации работы с учащимися может выглядеть следующим образом.
Сначала учитель называет учащимся число, а они записывают его у себя в тетрадях. Далее он диктует действие, которое учащиеся должны устно произвести с данным числом. Полученный результат они записывают в столбик под первым числом. Следующую операцию, продиктованную учителем, учащиеся проводят с тем числом, которое у них получилось, и т.д. Получается «цепочка» результатов (см., например, таблицу).
После того как продиктованы задания (естественно, наблюдая за тем, чтобы было достаточно времени для его выполнения), можно предложить осуществить проверку.
Проверку можно организовать следующим образом. Класс встает, и учитель начинает по очереди спрашивать у ребят, какие у них получились промежуточные результаты.
Задание, которое диктует учитель | Записи в тетрадях учащихся |
325 | 325 |
Увеличить на 10 | 335 |
Округлить до десятков | 340 |
Отнять количество десятков | 306 |
Записать ближайшее следующее число, кратное 4 | 308 |
Найти 25% | 77 |
Записать остаток от деления на 9 | 5 |
Увеличить на 50% | 7,5 |
Прибавить третью часть | 10 |
Это 25% ответа | 40 |
Если у ученика промежуточный результат верный, он продолжает стоя участвовать в проверке полученных заданий. Но если в его вычислениях обнаружится промах, ученик садится и приступает к исправлению ошибок.
Для учителя особенно важно обратить внимание, в каком месте стали испытывать затруднения и прекратили участвовать в общем устном счете большинство учащихся.
Те ребята, которые дошли до конечного результата, не допустив ошибок, получают оценки.
Понятно, что предложенная форма устной работы не всегда приемлема, так как она, во-первых, фиксирует только одно слабое место в навыках и умениях, а во-вторых, вскрывает ошибку, присущую большинству учащихся класса. Но тем не менее цель, поставленная учителем, будет достигнута.
Начинать устную работу следует с более легкого задания (одноступенчатой операции), постепенно их усложняя. Это делается, с одной стороны, для того, чтобы учащиеся постепенно втянулись в относительно быстрый ритм устной работы, а с другой – чтобы не подавить уверенность в своих силах у слабых учеников.
Вывод: Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка. Вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это - важнейшее условие сознательного усвоения материала.