Негру Вероника Егоровна
Преподаватель информатики
Ценность цифровой образовательной среды в том, что она способствует формированию у обучающихся многих важнейших качеств и умений, востребованных обществом XXI века и определяющих личностный и социальный статус современного человека: информационная активность и медиаграмотность, умение мыслить глобально, способность к непрерывному образованию и решению творческих задач, готовность работать в команде, коммуникативность и профессиональная мобильность, воспитываются гражданское сознание и правовая этика.
Использование современных интернет технологий дает преподавателю возможность провести любой урок на более высоком техническом уровне, насыщают урок информацией, помогают быстро осуществить комплексную проверку усвоения знаний. Учащиеся более глубоко и осознанно воспринимают информацию, поданную ярко, необычно, что облегчает им усвоение сложных тем.
Применение на уроках инструментов цифровой образовательной среды позволяет организовать самостоятельную исследовательскую деятельность, что:
способствует достижению более высоких качественных результатов обучения;
усиливает практическую направленность уроков;
активизирует познавательную, творческую деятельность обучающихся;
формирует у учеников компетенции, необходимые для продолжения образования
Основные педагогические цели цифровых информационных технологий на занятиях состоят в:
развитии личности обучающегося, включающее в себя: развитие творческого, конструктивно-поискового мышления, развитие коммуникативных способностей;
развитии умения принимать неординарные решения в сложных ролевых ситуациях;
• совершенствовании навыков исследовательской деятельности.
развитии умения принимать неординарные решения в сложных ролевых ситуациях;
совершенствовании навыков исследовательской деятельности .
Педагоги создают и внедряют авторские педагогические программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология её изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Чтобы эти потенциалы были реализованы на достаточно высоком уровне, необходима педагогическая компетентность в области владения информационными образовательными технологиями (ИКТ – компетентность)
Таким образом, информатизация образования объективно влечет за собой реорганизацию учебно-методической работы;
- повышение требований к преподавателю и изменение его роли;
- возрастание роли личности обучающегося и его индивидуальных особенностей;
- резкое увеличение объема доступных информационных ресурсов.
- информационные и телекоммуникационные технологии, в свою очередь, позволяют модифицировать характер развития, приобретения и распространения знаний;
- открыть возможности для обновления содержания обучения и методов преподавания; расширить доступ к общему и профессиональному образованию;
В информационно-образовательной среде уроки (занятия) приобретают свои особенности:
- изменяется позиция учителя на уроке, учебный процесс индивидуализируется, в связи с чем активизируется познавательная деятельность обучающихся, возможность сочетания различных форм познавательной деятельности вне рамок одной образовательной организации, совместная интерактивная деятельность не только педагогов и специалистов в различных областях знаний с целью повышения научного уровня урока. Все это требует от педагога высокого уровня владения ИКТ и побуждает постоянно совершенствоваться в этом направлении.
Одним из основных трендов современного образования являются сетевые активности, использование социальных сетей в качестве образовательных ресурсов и проведение удаленных мастер-классов, тренингов. Характерными особенностями цифрового образования с использованием сетевых технологий являются гибкость, мобильность, технологичность, диалогичность и интерактивность, ориентация на восприятие медиапотоков.
На сегодняшний день преподаватель должен уметь хорошо ориентироваться и в огромном количестве Интернет-ресурсов, которые, обеспечивают овладение предметом в единстве с культурой его носителей, а также в значительной степени облегчают работу преподавателя, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.
Меняется система образования: растет доступность образовательных ресурсов, расширяются возможности для людей разных возрастов, появляются новые педагогические инструменты, формируется цифровая образовательная среда - новая виртуальная реальность, в которой взаимодействуют все элементы системы образования, появляется цифровая педагогика, позволяющая формировать персональные образовательные траектории в онлайн-среде.
Вашему вниманию представлены некоторые современные платформы онлайн-обучения, которые может использовать современный педагог для саморазвития и повышения профессиональной компетентности.
http://www.yaklass.ru/ - ЯКласс. Ресурс ориентирован на педагогов, учащихся и родителей. ЯКласс интегрирован с электронными журналами, сотрудничает с популярными издательствами. Платформа представляет собой сборник интерактивных задач и видеоуроков по широкому спектру предметов и классов. Включает более 30 тысяч заданий. Сервис используется педагогами, обучающимися и родителями.
https://learningapps.org - портал для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Это сайт, на котором есть множество упражнений для любого урока. Сервис предлагает большой выбор готовых шаблонов. Также можно создавать тесты на различные темы.
https://foxford.ru/ - Онлайн школа Фоксфорд. Платформа с дистанционными (групповыми) курсами по большинству предметов школьной программы Целевая аудитория платформы — ученики, В состав курсов также входят видеозаписи уроков, конспекты и задания. В учебном процессе действует учитель. Часть заданий проверяется автоматически, а часть — педагогом, который дает обратную связь. Можно использовать этот сервис в качестве источника видеоуроков с интерактивными упражнениями.
https://moodle.org/ - Moodle — система управления знаниями, позволяющая организовать процесс электронного обучения от разработки онлайн курса до его реализации.
Мобильное электронное образование (МЭО).
П латформа, интерактивные онлайн-курсы которой подходят как для самостоятельного изучения, так и для работы с классом в дистанционном режиме, охватывает почти все предметные области и классы. Целевая аудитория — школы, колледжи, а также региональные министерства образования.
https://stepik.org/invitation/cef1985369bdf3b104c0e388927bcf800e318428/
Stepik — образовательная платформа и конструктор онлайн-курсов, которая дает возможность бесплатно учиться на Stepik, а также создавать свои курсы и обучать, открыта всем желающим. Учиться на Stepik удобно на сайте Stepik.org или в мобильных приложениях для iOS и Android , где есть открытый доступ к онлайн-курсам и возможность создания собственного образовательного материала.
Коммуникационные сервисы социальной сети «ВКонтакте» - Эффективный инструмент проведения дистанционных уроков. Это групповые чаты, видео - и прямые трансляции, статьи, сообщества, куда можно загрузить необходимые файлы разных форматов – от презентаций и текстов до аудио и видео.
Мессенджеры (Skype, Viber, WhatsApp)
Облачные сервисы Яндекс, Mail, Google .
Вывод: Цифровая образовательная среда – современный вызов образования.