СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога и качество организации дистанционного обучения

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на заседание методического объединения учителей математики об организации дистанционного обучения 

Просмотр содержимого документа
«Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога и качество организации дистанционного обучения»

Доклад на МО учителей математики по теме

«Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога и качество организации дистанционного обучения»

учителя математики МБОУ Новодмитриевская СОШ

Сиволапова Николая Николаевича

Хотим мы этого или не хотим, но объективная реальность сегодня такова, что большинство учащихся своё свободное от школы время проводит в сети Интернет. И та виртуальная «жизнь», которую они там видят, для них становится вполне осязаемой «реальностью». И если несколько лет назад Интернет ассоциировался у детей почти исключительно с социальными сетями, то сейчас дети всё чаще стали интересоваться возможностями получения образования в сети. Вовлечь в процесс обучения ребёнка сейчас без привлечения сети Интернет становится всё сложнее. Но учитель, как никто другой понимает, что самое эффективное обучение – это обучение на основе реального жизненного опыта ребёнка. Поэтому развитие современной цифровой образовательной среды становится очень актуальным, так как оно имеет огромные возможности для повышения качества обучения в современной школе. Пришло время цифровых технологий в школе. Мы должны давать знания не только по своему предмету, но и учить детей жить в динамичном мире, учить детей шагать в ногу со временем, отслеживать и осваивать новые технологии получения знаний в том числе дистанционно. Одной из таких технологий является использование цифровых инструментов (образовательных платформ, сервисов и приложений) в образовательном процессе. Интернет предоставляет такое огромное количество программных и коммуникационных возможностей, что в их разнообразии очень трудно разобраться. Вот лишь некоторые из них: LESTA – образовательная платформа для педагогов, учеников и родителей с мультимедийными ресурсами, электронными учебниками и тренажерами с автоматической проверкой; LearningApps.org – приложение для создания викторин, кроссвордов и т.п.; «ЯКласс» - платформа для создания тренировочных работ и домашних заданий; Kahoot и Quizizz – сервисы, позволяющие создавать викторины и опросы в игровой форме; Googl Forms – инструмент для создания тестов, опросов, викторин;

У каждой образовательной платформы есть свои плюсы и минусы, и работа с какой-то одной не даст какого-либо ощутимого прорыва в обучении, но безусловно помогает индивидуализировать образовательный процесс, развивать творчество детей, развивает учебную самостоятельность и ответственность учащихся, предоставляет разнообразные инструменты для продуктивной деятельности. А в перспективе предлагаемый сегодня интернетом образовательный контент даст учащимся возможность завтра быть востребованными на рынке труда, что в сегодняшних реалиях очень актуально.

Конечно же, речь идёт по большому счёту о городах и крупных населённых пунктах, где есть стабильный доступный высокоскоростной Интернет в школах, у учителей и учащихся. В сельской местности, к сожалению, этого пока нет. А дистанционное обучение как-то организовывать нужно. И здесь уж в ход идут все доступные социальные сети и сервисы телефонных операторов. Но реально организовать некое подобие учебного процесса практически невозможно. Причин великое множество: отсутствие подключений к сети Интернет; низкая скорость соединений; отсутствие даже телефонной связи, невозможность организации даже подобия видеоконференции (или телефонной конференции) и т.д. и т.п. При этом далеко не каждый учитель владеет даже элементарными навыками работы в режиме конференции. Каждый учитель выходит из создавшегося положения по-разному. Ниже на примере организации дистанционного обучения в 10-м классе я изложу свою систему дистанционного обучения, в основе которой лежит самостоятельное обучение с помощью учебника, сети Интернет и других источников для получения знаний (На моих страницах на «Мультиуроке» и Инфоуроке» я выложил разработки уроков на IV четверть по алгебре – 10; геометрии – 10; алгебре – 8; геометрии – 8) . Эту же систему можно использовать в 7 и 8 классах (Работа с выпускными 9 и 11 классами мною подробно описана в статьях на моих страничках на «Инфоуроке» и «Мультиуроке»). Моя роль, как учителя – объяснить индивидуально материал, который вызвал затруднения. Организацию дистанционного обучения я начал с создания «Папки для дистанционного обучения» для каждого ученика. Сделать это не составило особого труда, так как наполняемость классов в нашей школе (как и в большинстве школ района) небольшая. Эта папка нужна для связи учитель – ученик. Она содержит материал для работы на неделю (как правило - разработка трёх уроков алгебры и двух геометрии). Я определяю день для выдачи папок ученикам. Например, в четверг я оставляю на вахте в школе папки с заданием на неделю, дети их забирают, выполняют задания и возвращают на вахту не позже среды следующей недели. На следующий четверг я в этих папках забираю выполненное задание на вахте, меняю задание на следующую неделю и выставляю в папки оценки за прошлую неделю в таблице выполнения заданий и т.д. Задание на неделю – это разработка урока, которая (чаще всего) построена по единой схеме, включающей в себя тему урока, порядковый номер урока, номер урока в календарно – тематическом плане, дату проведения урока по календарно – тематическому плану, план конспект урока с указанием источника получения ответа на вопрос конспекта, задание из учебника для выполнения в рабочей тетради, обратная связь в виде тестов, задач, вопросов и т.д.

Оценки за выполнение заданий выставляются в










«Таблицу выполнения заданий» и вкладываются в папки вместе с новым заданием. При выполнении контрольных работ в папки вкладываю контрольные тетради.

Параллельно с созданием папок для учеников создаю для себя «Папку контроля выполнения домашнего задания по предмету».

В папке находится сводная таблица выполнения заданий и выполненные задания за каждую неделю дистанционного обучения. На основании сводной таблицы я заполняю классный журнал, а эту же таблицу и «отработанные» задания я буду использовать при организации вводного повторения (прекрасно видно, какие темы «западают» у большинства учащихся и на что следует обратить внимание при индивидуальной работе с учащимися). Особого внимания требует справедливая оценка работ.

Конечно, не все оценки, полученные за задания автоматически выставляются в классный журнал. Требуется индивидуальный дифференцированный подход к каждому ученику. Приходится работать индивидуально с использованием всех доступных каждому отдельному ученику средств связи. Конечно, данная система далеко не идеальна, но она хороша уже тем, что:

  1. Связь учитель – ученик не прервалась с введением дистанционного обучения.

  2. На основании полученных материалов можно системно организовать вводное повторение и ликвидацию пробелов в знаниях;

  3. Позволяет индивидуально работать с каждым учащимся и уровнево дифференцировать домашние задания;

  4. Позволяет использовать Интернет ресурсы при выполнении домашних заданий.

В заключение хотелось бы сказать о том, что организацию дистанционного обучения нельзя сваливать только лишь на одного учителя – если мы хотим качественного дистанционного обучения, то оно возможно только при совместной работе методического кабинета Отдела образования, учителя и администрации школы. Пока что учителя «выплывают» сами. И ещё. Учителей тоже надо учить. Учителя должны быть по крайней мере на уровне (а лучше выше) своих учеников, «рождённых в цифре». На сегодняшний день это одна из самых насущных проблем, требующая немедленного решения.

P.S. Поздравляю всех коллег с новым 2020 – 2021 учебным годом! Желаю провести его без дистанционки и прочих потрясений!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!