Цифровизация и дистанционное обучение, новые технологии и электронные образовательные ресурсы
Обучение в средней школе в дистанционном формате.
Д.В. Чистова (Москва, учитель математики, АНО «Школа «Премьер», dvch939@mail.ru)
В марте 2020 года в мире началась эпидемия Covid19, которая затронула и Россию тоже. Правительство страны приняло решение перевести обучающихся общеобразовательных школ на дистанционное обучение. Это был первый массовый опыт дистанционного обучения в России.
Дистанционное обучение это совокупность образовательных технологий, при использовании которых осуществляется обучение вне зависимости от места пребывания преподавателя и обучающихся. Дистанционное обучение предполагает использование информационных технологий, средств телекоммуникаций и телевидения.
Основная цель дистанционного обучения: возможность для обучающихся получения образовательных услуг без посещения учебного заведения.
Как добиться обучения школьника без посещения школы? Необходимо предоставлять в школе все необходимые условия для успешной реализации такого учебного процесса.
обеспечение каждого учителя персональным ноутбуком для работы из дома (по запросу преподавателя),
обеспечение каждого учащегося персональным ноутбуком для работы дома (по запросу родителей),
организация возможности связи учителя с классными руководителями, администрацией школы и родителями учащихся с целью корректировки процесса обучения,
организация непрерывного контроля со стороны учителей и родителей за процессом обучения ребёнка.
Для сохранения качества образования недостаточно формального проведения уроков учителем. Дистанционное обучение как раз даёт возможность повышения качества преподавания за счёт использования нескольких видов коммуникации. Например:
изучение нового материала на уроках-вебинарах, где можно в реальном времени задать вопрос преподавателю в текстовом чате и тут же получить ответ. Так же уроки можно пересматривать в записи.
выполнение домашней работы, проверочных и контрольных работ на интерактивной платформе.
Формы дистанционного образования:
онлайн-уроки,
занятия на интерактивной платформе,
онлайн-вебинары и записи вебинаров,
видеоконференции;
онлайн-консультации (индивидуальные и групповые)
аудиоконференции;
обратная связь: письма и фотографии в чатах, переписка по вотсапу, письма по электронной почте.
Достоинства и недостатки дистанционного обучения:
Достоинства:
возможность получать знания вне зависимости от места проживания;
полное осваивание программы (программа дистанционного школьного образование не отличается от очного);
бесплатный доступ к занятиям для школьников, проживающих в РФ;
массовость: возможность вместе учиться детям из разных городов и с разными жизненными ситуациями (просмотр вебинаров и т.д.);
шанс учиться дома, а не ездить в школу;
освоение новых технологий;
мобильность и оперативность образовательного процесса;
развитие самодисциплины и самообразования.
Недостатки:
вероятность нестабильного интернет-соединения «на удалёнке»;
малое количество качественных, адаптированных к использованию методических материалов;
вероятность низкой компьютерной грамотности некоторых учителей;
отрицательное отношение родителей к дистанционной форме обучения;
завышенные требования к администрированию дистанционной школы;
необходимый высокий уровень самоорганизации учеников, который встречается крайне редко;
высокая стоимость построения дистанционной системы образования на начальных этапах;
высокая трудоёмкость для учителей разработки интерактивных заданий.
Реалии современного мира показывают необходимость развития и совершенствования дистанционного образования в средней школе.