ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА .
Длительное время книга оставалась не только основным источником знаний, но, можно сказать, и единственным. Постоянно развиваясь и совершенствуя технологии, человек стал больше опираться на новые технические средства. Однако информационные потоки усиливаются с каждым днем, электронные средства ускоряют движение информации, она устремляется в космическое пространство. Сегодня происходит глобальная информатизация общества, когда человек имеет дело с большим объемом информации, которая год от года только возрастает. Современные цифровые технологии совершенно изменили нашу жизнь и жизнь наших детей. Если мы, взрослые, лишь приспосабливаем свою жизнь к этим изменениям, то наши дети, зачастую растут и живут, ни на минуту не расставаясь с мобильными телефонами или планшетами, погрузившись в виртуальный мир. Такой образ жизни полностью меняет у ребенка восприятие школьного обучения, чаще всего вызывая негативное отношение к учебе. Но мы не можем винить в этом только компьютерную технику, т.к. жизнь современного общества уже не будет полноценной и, можно сказать спокойной, если человек не будет использовать цифровые технологии. Если говорить о мобильном телефоне, то примерно 15 лет назад родителям можно было не контролировать ребенка в том, как он добрался из школы до дома после занятий. Сейчас, с увеличением преступности по отношению к детям, мобильные телефоны являются помощниками в заботе о детях. Другой вопрос возникает, если ребенок целый день пользуется мобильным телефоном для игр или выхода в социальные сети. После 11 лет дети практически н е р а с с т а ю т с я с компьютерными играми и социальными сетями, причем большую часть времени. Перед родителями и учителями встает проблема, как уберечь ребенка от лишней информации и как увеличить интерес к обучению. Сейчас, подключившись к интернету, ребята получают множество очень разнообразной и зачастую неструктурированной информации. Кроме того, общение в сети, зачастую, сводится к обмену картинками, а слова могут быть сокращены, вообще исключены из текста сообщения или переведены в форму смайликов. Общение в интернете, можно сказать, объединяет разговорную и письменную речь. По сути, мы пишем так же, как и говорим. Порой, такое общение бывает недоступным для понимания. Сокращения, имя со строчной буквы, отсутствие знаков препинания, плохо сказываются на грамотности ребят и умении выражать свои мысли. Источником проблем, связанных с безграмотностью и несерьезностью современной молодежи, можно назвать клиповую культуру. В настоящее время СМИ активно используют слово «клип» в контексте мышления. Произошло это явление не одномоментно, сам термин «клиповое мышление» в философско-психологической литературе появился еще в конце 90-х г.г. ХХ в. и обозначал особенность человека воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме либо видеоклипа (отсюда и название), либо теленовости. Термин «клиповое мышление» соотносится со значением «отрывок, нарезка» и отсылает к принципам построения музыкальных клипов. При клиповом мышлении – окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и постоянно требует новых. Внешне это проявляется в том, что ребенок не может долго сосредотачиваться на какой-либо информации, у него снижается способность к анализу, происходит ослабление чувства сопереживания, ответственности, ребенок становится простым потребителем информации. Некоторые школьники не владеют навыками устного счета, не зная даже таблицы умножения (под рукой ведь всегда калькулятор в мобильном телефоне), с трудом, по слогам читают печатный текст, большую сложность вызывает прочтение классических произведений (ведь всегда можно скачать фильм, созданный по мотивам известного произведения). Ещё одной немаловажной проблемой является «компьютерная зависимость». Медики однозначно считают, что это болезнь, и она тяжело лечится. Вначале болезнь развивается незаметно: ребенок проводит много времени у компьютера, играет в компьютерные игры, что в итоге переходит в неуемную потребность проводить за компьютером все больше времени. Согласно моему исследованию, дети до 13-14 л е т большей ч а с т ь ю используют компьютеры, планшеты и телефоны для игр. Многие дети старше 11 лет предпочитают ужинать (обедать) возле компьютера, компьютер (планшет, телефон) в их жизни играет главную роль. Это является одним из признаков компьютерной зависимости. Практика показывает, что дети с легкостью учатся управляться с клавиатурой и мышкой даже в том случае, если впервые увидели компьютер гораздо позже, чем все остальные в классе. К сожалению, помимо подстерегающей детей компьютеромании, существует ряд других побочных эффектов от долгого общения с компьютером и другими средствами цифровой электроники. Дети быстро приспосабливаются к окружающему миру, и к миру цифровых технологий тоже. Многие изменения можно не заметить невооруженным глазом (их сможет определить только опытный педагог или психолог). Например, это может отражаться на их эмоциональном состоянии — может наблюдаться повышенная агрессивность, вспышки насилия. Другое наблюдение — дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей. У так называемого планшетного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность. Некоторые ученые высказывают мнение, что чрезмерное развитие визуального восприятия у детей может нанести значимый ущерб осязанию и слуху. Сами ребята так же выделяют недостатки в работе с цифровыми электронными устройствами: потеря счету времени, головные боли, ухудшение зрения. Несмотря на это, современный школьник решает непростые задачи. Можно сказать, что положительной стороной такого стиля мышления является способность к многозадачности, способность мгновенно вычленять главное в потоке разрозненной информации. Сейчас школьник одновременно может слушать музыку, общаться в социальной сети, писать блог и делать уроки. Гиперактивность и неспособность к концентрации внимания – это результат не только «клипового мышления», но и нарушения «информационной гигиены» детей и подростков. Родителям стоит сознательно ограничивать присутствие детей в информационном пространстве. Для того чтобы ограничивать, родителям нужно самим разбираться в современных информационных технологиях, но, к сожалению, многие родители умеют только включать и выключать компьютер. При правильной организации работы детей с компьютерами и гаджетами, их можно использовать как обучающее и развивающее средство. Есть много обучающих программ, с помощью которых ребёнок во время игры учится считать, развивает логическое мышление и внимательность. Такие приложения могут заинтересовать ребёнка музыкой или математикой, упрощают подготовку к школе. У всех детских компьютеров есть функция родительского контроля. Родители сами решают, к каким играм и сайтам будет доступ у их ребенка. Тогда можно быть уверенным, что ребёнок надёжно защищён от нежелательной информации. Ещё одним плюсом этой функции является возможность устанавливать время использования ребёнком гаджета. На родителей и учителей возлагается формирование «информационной культуры» детей. Я считаю, и учителя, и родители должны исполнять роль наставников, формирующих информационную культуру. Из всего вышесказанного, можно сделать вывод:
Действительно, в век информации, нельзя прожить школьникам без информационных технологий.