СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цикл тематических классных часов посвященных Великой Отечественной войне

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час «Война, священная, навеки в  памяти людской».

Цель: воспитание милосердия, сострадания, отзывчивости.

Задачи:

  1. Через события Великой Отечественной войны показать национальные черты русского человека – сострадание,  милосердие.
  2. Вызвать эмоциональный отклик на историческую эпоху, связанную с Великой Отечественной войной.
  3. Воспитание чувства патриотизма.

Просмотр содержимого документа
«Цикл тематических классных часов посвященных Великой Отечественной войне»

Цикл классных часов посвященных Великой Отечественной войне

Классный час «Война, священная, навеки в памяти людской».

Цель: воспитание милосердия, сострадания, отзывчивости.

Задачи:

  1. Через события Великой Отечественной войны показать национальные черты русского человека – сострадание, милосердие.

  2. Вызвать эмоциональный отклик на историческую эпоху, связанную с Великой Отечественной войной.

  3. Воспитание чувства патриотизма.


Эпиграф и тема классного часа появятся после пролога.

И вечно тем сильна моя страна,

Что никого нигде не унижала.

Ведь доброта сильнее, чем война,

Как бескорыстье действеннее жала.

Э.Асадов.

Пролог.

Учитель. Совсем недавно, разбирая газетные вырезки, я нашла удивительный очерк, который тронул меня до глубины души. Хотелось бы поделиться с вами, услышать ваше мнение о произошедших в заметке событиях.

Чтение Очерка Д. Гранина «О Милосердии» до слов: «Раздумывая, вспоминал фронтовое время» …. (см. Приложение №1)

Учитель: Автор этого очерка – советский писатель, участник Великой Отечественной войны Даниил Гранин

Учитель: Скажите, какая главная проблема волнует писателя? (бездушие людей, равнодушие общества, безучастность к горю другого большинства современников, независимо от возраста и пола: проходили мимо и взрослые и дети, и молодые, и женщины, и мужчины)

Учитель: Какого человеческого качества не хватило людям, встретившим несчастного (сострадания, милосердия, отзывчивости).

Учитель: Как вы думаете, ситуация, произошедшая с писателем, исключительная?

Часто ли вы сталкиваетесь с равнодушием, отсутствием сострадания? (С такими ситуациями мы встречаемся зачастую)

Учитель: Судя по вашим ответам, тема милосердия актуальна и для нас. Именно о ней мы и поведем сегодня речь.

Завязка.

Учитель: Почему писатель «раздумывая, вспомнил фронтовое время»?

Какие ассоциации вызывает слово война?

(Ответы учащихся)

Давайте прикоснемся к этой эпохе.

После ответов обучающихся включается зрительный ряд «Ужасы войны». (боль, отчаяние, страдание, смерть, разруха, голод, страх)

Разработка темы.

Учитель: Мы много раз говорили о тех страшных событиях в истории нашей страны, событиях, потрясших весь мир.

Опять война,

Опять блокада…

А может нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне,

И о том горе прочитали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться: правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда – не права!


Эта война, самая народная и поистине самая священная из всех войн на земле, навсегда останется великим уроком человеческого мужества. Но еще большим уроком проявления милосердия и добра.

Кажется парадоксом, люди шли защищать свою родину, дом, детей, и шли убивать врага. А автор очерка, говоря о милосердии, вспоминает войну.

Почему? Было ли место на войне милосердию? Я знаю, что к этому классному часу многие из вас немало прочитали о тех страшных событиях. Можете ли вы привести примеры проявления милосердия на войне.

Дети отвечают примерами о милосердии (участвует весь класс, приводит заранее подготовленные эпизоды. Некоторые из них представлены в приложении № 2,3,4,)

Диалог и анализ этих сюжетов.

  1. Блокада и хлеб.

Вопросы к анализу стихотворения В. Лившица

Кто проявлял милосердие?

Почему отец отдает кусочек хлеба сыну, а не жене?

Почему мальчик отдает хлеб матери?

Почему мать передает подарок отцу, а не ребенку?

Вывод: каждый жертвует для близкого, а в целом для фронта и Победы - это и есть милосердие.

  1. Женщина, спасая раненого летчика, жертвует своими детьми.

  2. Рассказ о Матери Марии Скобцовой. Проявление милосердия в нечеловеческих условиях в плену у фашистов. Мать Мария в концлагере идет на смерть, спасая пленную женщину, у которой трое детей.

  3. Отношение к немецким военнопленным.

  4. Воинская дружба, взаимовыручка, поддержка, были на войне нужны не меньше чем патроны и снаряды. Давайте посмотрим фрагмент фильма «А зори здесь тихие» (фрагмент смерть Женьки Комельковой) и подумаем, как было проявлено милосердие.)

Вопросы к анализу фрагмента:

Кем было проявлено милосердие? Что вас особенно потрясло?

Только подумайте, девчонки,19-20 лет. Они еще и жизни- то толком не видели, а тут война, смерть самых близких.

Но не ожесточилось сердце не, стало равнодушным. Для Женьки иначе было невозможно, только пожертвовать собой ради подруги.

  1. Тема «Женщина и война – особая». Почему? Особые тяготы легли на их плечи: не только воевать наравне с мужчинами, но и оказывать помощь, спасать раненых – был их удел. Сестра, сестричка, так называли санитарок, или сестёр милосердия.

  2. О сестрах милосердия и стихи Друниной Ю. «Медсестра»

  3. Посмотрим фрагмент фильма «Они сражались за Родину», чтобы понять, почему их так звали.

Учитель: Такие люди не могли не победить! Они выстояли, выдержали войну, вынесли на своих плечах все ее тяготы и дошли до Берлина.

Страшные бои развернулись на улицах перед Рейхстагом. Во время боя на улице, примыкавшей к "Ландверканалу", сержант Масалов услышал детский крик. Двинувшись ему навстречу, солдат обнаружил в полуразрушенном здании трехлетнюю девочку и, прикрывая ее своим телом, под пулями вынес малышку в безопасное место. Что это, как не подвиг милосердия. Подумайте - немецкая девочка, возможно, дочь того, кто шел убивать русских детей, калечил их матерей, угонял в рабство сестер. Но перед советским солдатом был ребенок, ему необходима была помощь. Рискуя своей жизнью, не задумываясь ни на минуту, солдат спасает его.

Это потрясло даже немцев.

И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату
С девочкой, спасенной на руках.

В Берлине, в Трептов-парке стоит памятник Советскому воину-освободителю! Посмотрите на этот монумент. Это фигура советского солдата, в одной руке которого – меч, разрубающий фашистскую свастику, на другой – спасенная из развалин поверженного Берлина маленькая немецкая девочка.

Почему в руках у воина меч? Разве использовали такое оружие в великую Отечественную войну? (Нет, многие советовали скульптору поменять его на какое-нибудь современное оружие, к примеру, на автомат )

Почему Скульптор Евгений Вучетич изображает воина с мечом? (Показать историческую правду(традицию). От А. Невского до 1945 года так было, есть и будет: «Кто на Русь с мечом придет - от меча и погибнет!»)

Этот памятник – ответ на вопрос: «Хотят ли русские войны»

Да, мы умеем воевать, но Россия начиналась не с меча, и потому она непобедима.

Мы ответили на вопрос, почему Даниил Гранин в сложившейся ситуации вспоминал фронтовое время. «Когда в голодной окопной жизни …. Дочитать…

Это предложение автора, а какое у вас будет предложения, какие чувства возникли? (Дети делают записи в тетрадь)


Классный час «Никто не забыт, и ничто не забыто…»

Цель:

  • изучение истории Великой Отечественной войны, истории родного края;

  • развитие умения самостоятельно собирать и оформлять материал о жизни ветеранов, творчества учащихся.

  • воспитание чувства патриотизма, гражданственности.

  • создание книги «Победа в сердце каждого живет»

Оборудование:

  • карта России;

  • флажки с названиями великих сражений;

  • звездочки;

  • проигрыватель с грампластинками (или музыкальный центр) с заранее подготовленными фонограммами;

  • счетная таблица для жюри (листок учета баллов в конкурсах);

  • мультимедийная установка.


Форма: познавательная игра


Предварительная подготовка:

  • экскурсия учащихся к Мемориалу Вечный огонь в;

  • встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, детьми войны, сбор материалов о их жизненном пути;

  • творческие работы детей – сочинения-истории о жизни ветеранов, рисунки на военную тематику;

  • подбор музыкального содержания классного часа, песен о войне;

  • подготовка пригласительных билетов для ветеранов войны.


Ход классного часа

Звучит песня А. Розенбаума «А может, не было войны…» в исполнении П. Тиуновой, солистки ансамбля «Поющие сердца».

Ученик. Мы – внуки их, нам больше повезло,
Мы – будущее их, нас миновало…
Зато как после нам их не хватало
И как без них нам было тяжело!

Ученик Не ждут их больше матери назад,
Состарились их жёны и невесты.
Под мирным небом всходят повсеместно
Цветы и травы, где они лежат.

I. Вступительное слово классного руководителя.
Учитель. Ребята, в истории каждой страны есть даты, о которых нельзя забывать, которые через годы и через поколения останутся священными. Для нашей страны это годы Великой Отечественной войны. Прошло уже 75 лет с тех трагических событий, но они до сих пор болью отзываются в наших сердцах.

Ученик. Мы выросли, не зная потрясений,

Мы ваши дети, внуки и сыны.

От всех послевоенных поколений

Я обращаюсь к вам, участники войны,

Ученик. Спасибо вам за то, что видим небо,

За то, что дни безоблачно легки,

За то, что воздух пахнет спелым хлебом,

Спасибо вам, фронтовики!

Музыкальная заставка.

Классный руководитель. Великая Отечественная война – это важная страница в истории нашей страны, показавшая всему миру и нам самим, как мы сильны, и, прежде всего, духом. Для многих нынешних подростков эта война - далекая история.

Ученик. Но мы, готовясь к встречам с ветеранами, к этому классному часу постарались как можно больше узнать из истории Великой Отечественной войны, судьбах людей, наших земляков. Все собранные материалы мы оформили в творческие работы, которые хотим собрать в одну рукописную книгу с названием «Победа в сердце каждого живет». (Показывает будущую книгу). К будущим страничкам книги мы сделали рисунки на военную тематику, подобрали фотографии и копии фронтовых документов.

Классный руководитель. Ну что ж, ребята, начнем наш классный час в форме познавательной игры – конкурса, главной мыслью которой станут слова Ольги Берггольц: «Никто не забыт, ничто не забыто».

Настя. Итак, мы начинаем наш конкурс, членами жюри которого станут наши уважаемые гости – ветераны войны и труда.

Классный руководитель. Сегодня соревнуются две команды. Давайте с ними познакомимся. Слово команде №1.

«Визитная карточка» команды №1

Ученик. Слово команде №2.

«Визитная карточка» команды №2

Классный руководитель. Спасибо командам за приветствие.
(Звучит музыкальная заставка)
Ученик. Плескалось багровое знамя,
Горели багровые звезды,
Слепая пурга накрывала
Багровый от крови закат.
И слышалась поступь дивизий,
Великая поступь дивизий,
Железная поступь дивизий,
Точная поступь солдат!

А. Сурков
Классный руководитель. В великих сражениях решался исход войны, судьба Родины, судьба всего мира. Итак, первый конкурс «Великие битвы». В этом конкурсе капитаны команд выбирают по два флажка с названиями решающих битв Великой Отечественной войны; эти флажки нужно закрепить на карте на месте битвы, назвать дату этой битвы – за правильное выполнение задания дается по одному баллу, а за дополнительные сведения начисляются дополнительные 0,5 балла.

Ученик Ответ 1-ой команды. Спасибо.

Классный руководитель. Ответ 2-ой команды. Уважаемое жюри проставьте свои оценки в счетные таблицы.

1-й ведущий.

Герои не забудутся, поверьте,

Уж много лет, как кончилась война,

До сих пор на утренней поверке

Героев выкликают имена.


Классный руководитель. Наш второй конкурс называется «Герои Великой Отечественной войны». В этом конкурсе команды должны поочередно называть героев, чьи имена носят улицы нашего города. Та команда, которая не даст ответ в течение трех секунд, считается проигравшей. За каждый правильный ответ 1 балл.

Перекличка имен Героев Советского Союза.

Ученик Спасибо, ребята! Героями становились не только люди, но и города, поэтому наш третий конкурс называется «Города-герои». Для участия в этом конкурсе участники команд выходят по очереди к карте, называют и показывают города-герои, обозначают их звездочками.

Перекличка городов-героев

Ученик Я бы с песни начал свой рассказ,
Пусть узнают юные солдаты,
Как однажды, в предрассветный час,
Песни взяли в руки автоматы.

С этой песней первой бомбы свист,
Наша сила, мужество и горе,
И неслось, как лозунг, как призыв
Над страной в одном едином хоре.

Классный руководитель. Одной из первых песен времен Великой Отечественной войны была песня - призыв «Священная война». Эту песню знают все: известные певцы, ветераны, молодежь. Но в нашем конкурсе «Песни, опаленные войной» вы должны будете показать знания других военных песен. За каждый правильный ответ команды получают по одному баллу.

Команды называют песни.

Классный руководитель. Трудно найти семью, которую бы не обошла война. В моей семье тоже есть участник той великой войны.

Ученик. А я хочу рассказать о своем дедушке…

Классный руководитель. Ребята, вот и появились в нашей книге первые страницы, посвященные подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне. А сейчас наши команды расскажут о судьбах ветеранов и детей войны нашего города. Это наш следующий конкурс «Рассказ по воспоминаниям ветеранов». К этому конкурсу ребята готовились заранее, получив задание посетить ветеранов и расспросить их о тех памятных годах.

Ученик. Слово первой команде.

Выступление первой команды.

Ученик. Спасибо, ребята! А теперь слово второй команде.

Выступление второй команды. головой,

Ученик

Пусть не все герои –
те, кто погибли, –
павшим
вечная слава!
Вечная слава!
Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим…
Это нужно – не мертвым!
Это надо – живым!
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням, –
Никто не забыт, и ничто не забыто!
Преклоняем колена перед памятью павших.

И ложатся цветы на гранитные  плиты.
Да, никто не забыт, и ничто не забыто.


Классный руководитель. Друзья, мы с вами обязаны своей жизнью тем людям, которые отстояли победу, многих из них уже нет с нами, но мы свято будем хранить память о них. У нас есть лента памяти, рядом с которой мы можем зажечь свечи в память о тех, кто не вернулся с войны и тех, кто ушел из жизни после войны.

Минута молчания.

Ученик. Стихотворение «Рисует девочка войну».

Классный руководитель. Дорогие ребята, наши конкурсы закончены, слово уважаемому жюри.

Жюри. Все ребята выступали хорошо, показали знания по истории ВОВ, тепло и искренне рассказали о ветеранах и детях войны нашего города. Мы уверены, что то начало книги, которое вы сегодня сделали, будет успешно продолжено.

Итак, команда №1 набрала ______ баллов, команда №2 _______ баллов. Поздравляем вас, ребята.

Классный руководитель. Завершился наш конкурс. Мне кажется, ребята показали, что знают и помнят горькую, но славную страницу истории Родины – Великую Отечественную войну, помнят имена тех, кто сохранил мирное небо над потому что МИР - это Земля, мир - это люди, мир - это дети. Мир - это спокойная и радостная жизнь. Нет войны, нет горя и слез. Мир нужен всем!

Песня «Старый альбом


Классный час "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!"

Задачи:

  • познакомить учащихся с трагической страницей нашей истории - Великой Отечественной войной через судьбы детей;

  • воспитывать уважение к ветеранам войны;

  • прививать интерес к событиям истории, о которых нельзя забывать.

Учитель. 22 июня 1941 г. Фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Великая Отечественная война длилась 1418 дней, почти 4 года. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда.

Ученик:

В поход! В поход! Зовет Отчизна смелых

В поход! В поход! Священная война!

На боевое воинское дело

Зовет нас всех Советская страна.

Идем в поход неудержимой лавой

И не сдержать напора, нас – не счесть.

Идем в поход, и это наше право

И боевая воинская честь.

Долой фашизм! Мы натиск наш утроим.

Сплотимся все в работе и в бою,

И как в былом, опять народ героев

Идет на бой за Родину свою.

Мы в бой идем за жизнь и за свободу.

Страна отваги, родина труда

Сказала Красной Армии, народу:

«Враг должен быть разгромлен

Навсегда!»

(Александр Прокофьев)


Учитель: В военные годы не только взрослые ковали победу, но и тяготы военных лет легли на детские плечи.

Ученик:

Его я узнал не из книжки -
Жестокое слово-война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство врывалась она.
Смертельными стонами стали,
Сиреной тревоги ночной.
В те же дни мы в войну не играли -
Мы просто дышали войной. (А.Иоффе)

Учитель. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

Вот только некоторые строки из воспоминаний детей тех лет.

Ученик. "В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы"

(Т.С. Ивлева, полиграфист.)

Ученик. “Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было девять с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведку при штабе 4-й армии. Я выполнял задания по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел, был ранен, отправлении на лечение в тыл…..

(Ю.Г.Подтыкайлов, инженер-механник)

Учитель. Разными путями попадали дети на войну. Они не знали, как сложится их жизнь через год, месяц, день, через час.

Ученик: Зоя Космодемьянская. Родилась 13 сентября 1923 года. После окончания 9 классов московской школы Зоя по собственному желанию отправилась на фронт в партизанский отряд. Дважды направлялась в тыл противника. В конце ноября 1941 года в районе деревне Петрищево она была схвачена фашистами, которые её пытали. От неё требовали признания, кто и зачем ее послал. Мужественная девочка не ответила ни на один вопрос немцев. Она даже не назвала своего подлинного имени и фамилии. После долгих и мучительных истязаний Зою убили. Ей дали звание Героя Советского Союза за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецкими фашистами. Существует много памятников.

Ученик: Лёня Голиков. Рос в деревне Лукино. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд.  Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Но вскоре Леня погиб. 2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звание Героя Советского Союза

Ученик: Валя Котик. Родился 11 февраля 1930 года. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. После события доверили Вале быть разведчиком. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.  Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю.  Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.

Ученик: Зина Портнова. Война застала Зину в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Была создана подпольная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку. В декабре 1943 года девочку схватили фашисты и пытали. Ответом врагу было молчание Зины.   Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Ученик: Марат Казей...Война обрушилась на белорусскую землю В деревню, где жил Марат с мамой, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свой дом. После смерти мамы Марат ушел к партизанам и стал разведчиком. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял ценные сведения. Мальчик участвовал в боях и проявлял отвагу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Учитель: По – разному сложилась судьба детей и взрослых в годы войны. Максим, ученик нашего класса, знакомился с историей семьи и знает о том, какое участие принял его прадедушка в войне. Давайте его послушаем.

Учитель: Людские потери СССР — 6,8 млн военнослужащих убитыми и 4,4 млн попавшими в плен и пропавшими без вести. Общие демографические потери (включающие погибшее мирное население) — 26,6 млн человек;

Соотношение среднемесячной численности и потерь личного состава Красной Армии и Военно-Морского Флота по категориям военнослужащих

Среднемесячная численность              Все потери

Ученики: День Победы

Эдуард Асадов
***
День Победы. И на огнях салюта
Будто гром: - Запомните навек,
Что на сраженьях каждую минуту,
Да, буквально каждую минуту
Погибало десять человек!
***
Как понять и как осмыслить это:
Десять крепких, бодрых, молодых,
Полных веры, радости и света
И живых, отчаянно живых!
***
У любого где-то дом иль хата,
Где-то сад, река, знакомый смех,
Мать, жена... А если неженатый,
То девчонка - лучшая из всех.
***
На восьми фронтах моей отчизны
Уносил войны водоворот
Каждую минуту десять жизней,
Значит, каждый час уже шестьсот!..
***
И вот так четыре горьких года,
День за днем - невероятный счет!
Ради нашей чести и свободы
Все сумел и одолел потоп.
***
Мир пришел как дождь, как чудеса,
Яркой синью душу опаля...
В вешний вечер, на птичьи голоса,
Облаков вздымая паруса,
Как корабль плывет моя Земля.
***
И завтра мне обратиться хочется
К каждому, кто молод и горяч,
Кто б ты ни был: летчик или врач.
Педагог, студент или сверловщица...
***
Да, прекрасно думать о судьбе
Очень яркой, честной и красивой.
Но всегда ли мы к самим всем
Подлинно строги и справедливы?
***
Ведь, кружась меж планов и идей,
Мы нередко, честно говоря,
Тратим время попросту зазря
На десятки всяких мелочей.
***
На тряпье, на пустенькие книжки,
На раздоры, везде не прав никто,
На танцульки, выпивки, страстишки,
Господи, да мало ли на что!
***
И неплохо б каждому из нас,
А ведь есть душа, наверно, на каждом,
Вспомнить вдруг о чем-то очень важном,
Самом нужном, может быть, завтра.
***
И, сметя все мелкое, пустое,
Скинув скуку, черствость или лень,
Вспомнить вдруг о том, какой ценою
Куплен был наш каждый мирный день!
***
И, судьбу замешивая круто,
Чтоб любить, сражаться и мечтать,
Чем была оплачена минута,
Каждая - прекаждая минута,
Смеем ли мы вот это забывать?!
***
И, шагая за высокой новью,
Помните о том, что всякий час
Вечно смотрят с верой и любовью
Вслед вам те, кто жил во голос вас!
***

Учитель: На этом я хочу закончить наш классный час. Спасибо за внимание!