СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цикл уроков по литературе для 6 класса "Русская басня"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный файл содержит презентацию к трем урокам по данной теме. В презентацию включен аудиофайл басни "Осел и соловей", который дети с удовольствием слушают как образец чтения. Также интересны задания по биографии писателей. НА уроке предполагается парная, групповая работа и индивидуальная.

Просмотр содержимого презентации
«Русские басни - цикл из 3 ур»

Артикуляционная разминка

Артикуляционная разминка

Понятие «Басня»

Понятие «Басня»

  • Какова основная цель басни?
  • Назовите характерные черты жанра басни.
Характерные черты басни

Характерные черты басни

  • Герои – животные
  • Построена как диалог
  • Афористичность языка
  • Использование просторечной лексики
  • Аллегория, эпитеты, олицетворение
  • Особая композиция - есть мораль
Мораль -

Мораль -

Эзопов язык

Эзопов язык

Иван Иванович Дмитриев

Иван Иванович Дмитриев

  • Чем интересна судьба этого баснописца?
  • Что еще, кроме басен, писал Дмитриев?
  • Какую роль сыграл Дмитриев в судьбах наших прославленных великих поэтов?
«Муха»

«Муха»

  • Благодаря каким словам мы узнаем, что трудился только Бык, а не Муха?
  • Является ли выражение «Мы пахали!» многозначным?
  • Какое выражение из басни можно использовать в своей речи как поговорку?
Работа со ст.В.И.Коровина

Работа со ст.В.И.Коровина

  • Стр.29-30 – прочитать
  • Стр.30 зад 5
Домашнее задание

Домашнее задание

  • Стр.31-33 – прочитать
  • Составить план
Басни И.А.Крылова «Осел и Соловей», «Листы и Корни», «Ларчик»

Басни И.А.Крылова

«Осел и Соловей», «Листы и Корни», «Ларчик»

Я хочу рассказать о баснописце Крылове

Я хочу рассказать о баснописце Крылове

  • Родился И.А.Крылов в ......году. У него рано....отец. Отец научил Крылова …. . После своей смерти он оставил сыну.......... Учение Крылову давалось … . С детства он обладал способностями …….. . Когда Крылову становилось плохо, на помощь всегда приходила …. . Любопытны педагогические методы воспитания …. .
  • В 1809 году вышла...... .В ней было 23 басни. Признавая заслуги Крылова, как баснописца, его избрали членом ...................... .
  • Всю свою жизнь Крылов ненавидел...,.......,......,.........,.....,...... , что и высмеивал в своих баснях.
«Осел и Соловей»

«Осел и Соловей»

Докажите, что это басня

Докажите, что это басня

  • Это произведение можно отнести к жанру басни, потому что в нем есть явные признаки этого жанра литературы.
  • Во-первых, …
  • Во- вторых, …
  • В- третьих, …
  • Итак, «Осел и Соловей» – это басня.
Работаем с текстом

Работаем с текстом

  • Как вы понимаете выражение «любимцу и певцу Авроры»?
  • Найдите в басне фразеологизм (устойчивое сочетание слов в переносном значении). Объясните его особенность.
Работа со статьей

Работа со статьей

  • Стр.35-37 – прочитать
  • Рассказать, какой эпизод лег в основу этой басни.
  • Что восхитило современников в басне Крылова?
  • Какую аллегорию использует баснописец, говоря о Соловье? Об Осле?
  • Какова мораль этой басни?
Домашнее задание

Домашнее задание

  • Стр.34-35 – выраз.чт
  • Прочитать басни «Листы и Корни», «Ларчик»
  • По вариантам: 1 в – стр.39-40 ,прочитать, составить вопросы; 2в – стр.42-43, прочитать, составить вопросы
Артикуляционная разминка

Артикуляционная разминка

Выразительное чтение басни «Осел и Соловей»

Выразительное чтение басни

«Осел и Соловей»

Знакомство с баснями «Листы и корни»

Знакомство с баснями

«Листы и корни»

  • Что хотел сказать этой басней Крылов?
Знакомство с баснями « Ларчик»

Знакомство с баснями

« Ларчик»

  • Над чем смеется баснописец в этой басне?
Работа по вариантам

Работа по вариантам

  • Вариант – чтение статьи стр.42-43
  • Вариант – чтение статьи стр.39-40
  • Задайте друг другу составленные дома вопросы
Составление таблицы  (самостоятельно) Басня Герои «Осел и Соловей» Мораль «Листы и Корни» Что высмеивает (какие пороки) «Ларчик»

Составление таблицы (самостоятельно)

Басня

Герои

«Осел и Соловей»

Мораль

«Листы и Корни»

Что высмеивает (какие пороки)

«Ларчик»

самопроверка Басня Герои «Осел и Соловей» Осел, соловей Мораль «Листы и Корни» «Ларчик» Что высмеивает (какие пороки) Избави бог от этаких судей Листы, корни Ларец, механики мудрец Автор высмеивает невежество Да только помните ту разницу меж нас: что с новою весной лист новый народится, а если корень иссушится, - не станет дерева, ни вас» Осуждает хвастовство, неумение ценить тяжелый труд других Случается нередко нам и труд и мудрость видеть там, где стоит только… Осуждает неопытность, пустое мудрствование, неумение сделать что-то самому

самопроверка

Басня

Герои

«Осел и Соловей»

Осел, соловей

Мораль

«Листы и Корни»

«Ларчик»

Что высмеивает (какие пороки)

Избави бог от этаких судей

Листы, корни

Ларец, механики мудрец

Автор высмеивает невежество

Да только помните ту разницу меж нас: что с новою весной лист новый народится, а если корень иссушится, - не станет дерева, ни вас»

Осуждает хвастовство, неумение ценить тяжелый труд других

Случается нередко нам и труд и мудрость видеть там, где стоит только…

Осуждает неопытность, пустое мудрствование, неумение сделать что-то самому

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Стр.44 зад. 2,3,6