10 класс Федорова Н.Н.
Тема урока: «Циклические алгоритмы».
Основная цель: научить сознательно и рационально использовать возможности ПК для решения поставленных задач.
Образовательные задачи:
Познакомить с блок-схемами алгоритмов циклических структур.
Освоить приёмы построения алгоритмических структур на практике.
Научить использовать простейшие приёмы отладки программ.
Развивающие задачи:
Формировать системно—информационный подход к анализу поставленных задач.
Развивать способность независимо находить пути решения проблемных ситуаций.
Научить исследовать динамику процесса.
Развивать интерес к программированию, предмету в целом.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к учёбе, готовность работать в группе, выстраивать партнёрские связи, желание получить правильный результат через мотивацию успеха.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, офисное и инструментальное программное обеспечение.
Структура урока
Этапы урока | Действия учителя | Действия ученика |
Организационный момент | Вступительное слово | Беседа |
Постановка задачи Актуализация опорных знаний | Представляет презентацию опорных знаний. Является координатором фронтального опроса учащихся | Работа с презентацией |
Новый материал | Представляет демонстрационные слайды, которые концентрируют внимание учащихся на поставленной теме | Работа с конспектом, презентацией, доской |
Закрепление материала | Ставит проблему. Является координатором обсуждений | Практическая работа. Компьютер, исследование, анализ |
Обобщение материала | Диалог учитель — класс. Диспетчер закрепления теоретических знаний и практических навыков всех учащихся | Практика плюс устные выступления |
Домашнее задание | Представляет презентацию, включающую задачи для домашнего выполнения | Копирование на внешний носитель |
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Добрый день, ребята. Я очень рада вас всех видеть. Садитесь. Дежурный, сообщите, пожалуйста, все ли в классе?
Ученик: В классе отсутствующих нет.
Учитель: Спасибо, садитесь. Для сегодняшнего урока вам необходимо подготовить тетради, ручки, электронные носители и дневники. Положите все эти предметы на стол.
2. Постановка образовательной задачи. Актуализация опорных знаний
Учитель: Эпиграфом нашего урока я взяла слова известного французского писателя – лингвиста Гюстава Гийома “Дорогу осилит идущий, а информатику – мыслящий”
Выделила основную цель: научить сознательно и рационально использовать возможности ПК для решения поставленных задач.
«Мозговой штурм» (блиц-вопросы):
Понятие «алгоритма»
Понятие «исполнителя алгоритма»
Свойства алгоритма
Алгоритм линейной структуры
Алгоритм структуры «ветвление»
Алгоритм структуры «выбор»
Определить по представленным на слайдах блок-схемам вид алгоритма
Учитель—ученик, но акцент на учителя. Напомнить учащимся на конкретных примерах основные структуры программирования, с которыми мы уже познакомились. (Приложение 1)
-Алгоритмы, которые мы составляли на предыдущих уроках, обладали одним общим свойством: при их выполнении каждое действие совершается только один раз или не совершается вовсе. В жизни, однако, часто встречаются инструкции, в которых требуется один и тот же набор действий выполняется много раз подряд: "Иди, пока не придешь", "пиши, пока не закончится лист" и т.п. Используя только ветвление, такие алгоритмы не запишешь. Нужна новая форма организация действий. Поэтому урок сегодня мы посвятим новой теме "Алгоритм структуры цикла".
3. Изучение нового материала.
- А как вы понимаете смысл слова "цикл"?
- Т.е. цикл - это повторение.
Цикл - это такая организация действий, при которой некоторое действие называемые телом цикла могут повториться несколько раз (ни разу).
Циклы бывают различных видов. Посмотрите на экран.
- Циклы бывают: конечные - когда есть завершение действия, как в нашем примере. Закончится листок - закончится и выполнение действия.
Бесконечные: пример- Дойти до линии горизонта; Идти по кругу.
Конечные делятся на циклы с известным количеством повторений- Покрасить 10 палочек забора.
Циклы с неизвестным количеством повторение, например - Покрасить забор до обеда. Они в свою очередь делятся на циклы с предусловием и постусловием. Что это такое рассмотрим подробнее на примерах.(Приложение 1)
- Но на сегодняшнем уроке мы будем изучать циклы с параметром, т. е. с известным количеством повторений (циклы типа для).
На языке Pascal задачи такого типа решаются с помощью оператора: For.
Он бывает двух видов в зависимости от условия, которое заданно.
1) Bид прямой: For :=А to В do , где, (аb).
F
program p1;
or i:=1 to 5 do Написать программу вывода чисел от 1 до 9.
var i: integer;
begin
for i:=1 to 10 do
writeln (i);
end.
2) Вид: (обратный) For А down to В do, где ab
For i:= 5 down to 1
Пример. Напишите программу вывода N чисел от 1 до 9 в обратном порядке.
begin
var i: integer;
for i:=9 dowto 1 do
writeln (i);
end.
4. Закрепление. Решение задач.
Определить какую задачу решает программа (6 вариантов) (Приложение 2)
1) Работа по группам (6 вариантов) (Приложение 2)
2) работа фронтально
p
Построить таблицу значений функции
Y(x)=2x2+4x+1
для первых 10 натуральных значений x
rogram
z3; var
x,y:integer;
begin
writeln ('----------');
writeln ('x y');
writeln ('----------');
for x:=1 to 10 do
begin
y:=2*x*x+4*x+1;
writeln (x:3,y:7);
end;
readln
end.
Практическая работа. Индивидуально по вариантам (12 вариантов Приложение 3)
Например: Построить таблицу значений функции Y(x)=9x2+2x+13
для натуральных значений x от 1 до 12
Дети садятся за компьютеры и составляют программы.
- Будьте внимательны и не торопитесь, проставляя все знаки препинания.
5. Подведение итогов.
- На сегодня наш урок закончен. Мы хорошо потрудились. Познакомились с новой структурой алгоритма - цикл, потренировались в составлении программ на языке Pascal. Ну а теперь давайте выставим оценки, которые вы заслужили.
6
1. Написать программу, которая 10 раз выводит на экран имя и фамилию.
Творческое
2. Написать программу, которая вычисляет сумму N первых целых положительных чисел. N должно вводиться во время работы программы.
. Домашнее задание.