СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Циклические алгоритмы

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Составление циклических алгоритмов" для студентов 1 курса техникума

Просмотр содержимого документа
«Циклические алгоритмы»

Тема: «Составление программ с циклической структурой»

Вид занятия: практическое

Тип урока: урок усвоения знаний, умений, навыков

Цели урока:

  • Образовательная: Дать понятия циклических алгоритмов: цикл с предусловием; цикл с постусловием; цикл с параметром Рассмотреть структуры  циклических алгоритмов и  их  блок – схемы; научиться разрабатывать простейшие циклические алгоритмы, записывать их в графическом представлении, реализовать алгоритмы в виде программ на языке Турбо Паскаль.

  1. Развивающая: Способствовать развитию познавательного интереса к изучаемой дисциплине, любознательности студентов, развитие мыслительных способностей, памяти, внимания, умения сравнивать и анализировать.

  2. Воспитательная: Воспитание внимательности, собранности; привитие навыков самостоятельной работы.

Методы обучения: информационно-развивающий (беседа, объяснение), наглядно-иллюстративный (демонстрация слайдов), репродуктивный (решение задач).

Межпредметные связи: дисциплины «Математика», «Программирование»

Внутрипредметные связи:

темы «Алгоритмы и способы их описания», «Составление линейных, разветвляющихся алгоритмов».

Обеспечение урока:

  1. Наглядные пособия:

  • Слайды с учебно-методическим материалом урока, тестирование в программе Power Point;

  1. Раздаточный материал:

  • Инструкционные карты для выполнения практической работы

  1. ТСО:

  • Персональные компьютеры IBM PC

  • Мультимедийный проектор и экран




Ход урока

  1. Организационный момент (1 – 2 мин):

  • Приветствие

  • Определение отсутствующих студентов

  • Организация внимания студентов

2. Проверка знаний по пройденному материалу (10-15 мин)

Тестирование, проверка блок-схем (домашнее задание).

Повторить понятие алгоритма, основные конструкции алгоритмического языка.

    • Уметь разрабатывать математическую модель, алгоритм и блок схему решения задачи.

    • Иметь понятие о языках программирования и их назначении.

    • Уметь работать в среде программирования.

    • Знать структуры программы.

    • Уметь записывать выражения, содержащие числовые и символьные величины.

    • Знать структуры операторов и особенности их работы.

    • Уметь применять операторы при написании программ с линейными и ветвящимися структурами.

    • Уметь на компьютере создавать и запускать программы на отладку.

3. Сообщение темы, цели и плана урока (3 - 5 мин)

4. Актуализация опорных знаний (5 мин.)

Устная работа с презентацией (сл. 2-6)

5. Изучение и освоение нового материала (35 -40 мин)






Большинство практических задач требует многократного повторения одних и тех же действий, т. е. повторного использования одного или нескольких операторов.

Пусть требуется ввести и обработать последовательность чисел. Если чисел всего пять, можно составить линейный алгоритм. Если их тысяча, записать линейный алгоритм можно, но очень утомительно и нерационально. Если количество чисел к моменту разработки алгоритма неизвестно, то линейный алгоритм принципиально невозможен.

Другой пример. Чтобы найти фамилию человека в списке, надо проверить первую фамилию списка, затем вторую, третью и т.д. до тех пор, пока не будет найдена нужная или не будет достигнут конец списка. Преодолеть подобные трудности можно с помощью циклов.

Циклом называется многократно исполняемый участок алгоритма (программы). Соответственно циклический алгоритм — это алгоритм, содержащий циклы.

Различают два типа циклов: с известным числом повторений и с неизвестным числом повторений. При этом в обоих случаях имеется в виду число повторений на стадии разработки алгоритма.

Существует 3 типа циклических структур:

  • Цикл с предусловием;

  • Цикл с постусловием;

  • Цикл с параметром;

Иначе данные структуры называют циклами типа «Пока», «До», «Для».

Графическая форма записи данных алгоритмических структур:


Цикл с предусловием (иначе цикл пока) имеет вид:


Форматы записи операторов алгоритма

Блок-схема

Форматы записи операторов на Паскале

Пока (условие)

нц

серия команд

кц


while условие do

begin

серия команд;

end;



где

условие – выражение логического типа.

Цикл может не выполняться ни разу, если значение логического выражения сразу же оказывается ложь.

Студент в первый день выучил 5 английских слов. В каждый следующий день он выучивал на 2 слова больше, чем в предыдущий. Сколько английских слов.

Program slova;

Var a,d,s:integer;

Begin

A:=5; d:=1; s:=5;

While d

Begin

D:=d+1;

A:=a+2;

S:=s+a;

end;

Writeln(‘ В 10 день ученик выучил ‘,a);

Writeln(‘За 10 дней ученик выучил ‘,s);

Readln

End.


Серия команд, находящихся между begin и end, выполняются до тех пор, пока условие истинно.

Для того чтобы цикл завершился, необходимо, чтобы последовательность инструкций между BEGIN и END изменяла значение переменных, входящих в условие.

Цикл с параметром (иначе цикл для) имеет вид:


Форматы записи операторов алгоритма

Блок-схема

Форматы записи операторов на Паскале

Для i от а до b шаг h делай

Нц

Серия команд

кц


h = +1

for i:= a to b do

begin

серия команд

end;

h = -1

for i:= b downto a do

begin

Cерия команд;

end;

где

i- параметр цикла;

a – начальное значение цикла;

b- конечное значение цикла;

h-шаг изменения параметра.

Структура данного цикла иначе называют циклом i раз.

Эта команда выполняется таким образом: параметру i присваивается начальное значение а, сравнивается с конечным значением b и, если оно меньше или равно конечному значению b, выполняется серия команд. Параметру присваивается значение предыдущего, увеличенного на величину h - шага изменения параметра и вновь сравнивается с конечным значением b.








Пример.

Вычислить произведение чисел от 1 до 5 используя различные варианты цикла

Математическая модель:

Р= 1· 2· 3· 4· 5=120

Составим алгоритм в виде блок-схемы.


Проверка условия происходит в несколько шагов: проверка условия и выполнение команд на одной из ветвей. Поэтому в трассировочной таблице записываются не команды алгоритма, а отдельные операции, выполняемые компьютером на каждом шаге.

Шаг первый: Р присваивается значение один.

Шаг второй: i присваивается значение один.

Шаг третий: при i равном единице проверяем условие один меньше или равен пяти, да, условие истинно, значит Р присваивается значение один умноженное на один, будет два. Для i: один плюс один, будет два.

Шаг четвертый: при i равном двум проверяем условие два меньше или равен пяти, да, условие истинно, значит Р присваивается значение 2 умноженное на один, будет 2. Для i: два плюс один, будет три.

Шаг пятый: при i равном трем проверяем условие три меньше или равен пяти, да, условие истинно, значит Р присваивается значение два умноженное на три, будет шесть. Для i: три плюс один, будет четыре.

Шаг шестой: при i равном четырем проверяем условие четыре меньше или равен пяти, да, условие истинно, значит Р присваивается значение шесть умноженное на четыре, будет двадцать четыре. Для i: четыре плюс один, будет пять.

Шаг седьмой: при i равном пяти проверяем условие пять меньше или равен пяти, да ,условие истинно, значит Р присваивается значение двадцать четыре умноженное на пять, будет сто двадцать. Для i: пять плюс один, будет шесть.

Шаг восьмой: при i равном шести проверяем условие шесть меньше или равен пяти, нет, условие ложно, тогда мы выходим из цикла, а в результате получаем последнее значение равное сто двадцати.

Program Pr1;

Var i: integer;

Begin

P:=1;

i:=1;

While i

begin

P:=P*i;

i:=i+1;

end;

Write (‘P=’, P);

end.








Одноклеточная амеба каждые 3 часа делится на 2 клетки. Определить, сколько амеб будет через 3, 6, 9, 12,..., 24 часа.




























Program Ameba;

Var K, n, s: integer;

Begin

S:=1;

For k:=1 to 8 do begin

n:=k*3;

S:=s*2;

Writeln(n,' ч.', 'кол-во амеб -',s); end;

End.












Начав тренировки, спортсмен в первый день пробежал 10 км. Каждый день он увеличивал дневную норму на 10% нормы предыдущего дня. Какой суммарный путь пробежит спортсмен за 7 дней?







Var

S, x: real;

k: integer;

Begin

X:=10; S:=0;

For k:=1 to 7 do begin

S:=S+x;

X:=x+x*0.1;

End;

Writeln('S=', S:7:3);

End.


На языке программирования Паскаль шаг изменения параметра может быть равным одному или минус одному.

Если между begin и end находится только один оператор, то операторные скобки можно не писать. Это правило работает для цикла типа «Пока» и «Для».

Рассмотрим пример решения задач с использованием данных структур


Для цикла с постусловием построим блок-схему и трассировочную таблицу. (слайд16)

В результате получаем последнее значение равное сто двадцати на седьмом шаге


И для Цикла с параметром построим блок-схему и трассировочную таблицу.

В результате получаем последнее значение равное сто двадцати на шестом шаге


Задача:

Вывести на экран числа от 1 до 5 в:

a) прямом порядке;

b) обратном порядке.

Математическая модель:

a) 1 2 3 4 5;

b) 5 4 3 2 1.


Блок-схема и программа решения задачи представлена для чисел в прямом порядке и обратном порядке.


Запишем рассмотренные алгоритмы на языке программирования Паскаль.

6. Практическая работа ( 20 мин)

«Составление программ с циклической структурой на языке Турбо Паскаль»

Задание

Алгоритм решения на Паскале

Студент в первый день выучил 5 английских слов. В каждый следующий день он выучивал на 2 слова больше, чем в предыдущий. Сколько английских слов.



В рабочей тетради записать сколько слов выучил студент в 10 день.

Program slova;

Var a,d,s:integer;

Begin

A:=5; d:=1; s:=5;

While d

Begin

D:=d+1;

A:=a+2;

S:=s+a;

end;

Writeln(‘ В 10 день ученик выучил ‘,a);

Writeln(‘За 10 дней ученик выучил ‘,s);

Readln

End.


Вычислить произведение чисел от 1 до 5 используя различные варианты цикла.





В рабочую тетрадь записать результат

Program Pr1;

Var i: integer;

Begin

P:=1;

i:=1;

While i

begin

P:=P*i;

i:=i+1;

end;

Write (‘P=’, P);

end.


Одноклеточная амеба каждые 3 часа делится на 2 клетки. Определить, сколько амеб будет через 3, 6, 9, 12,..., 24 часа.


В тетрадь записать количество амеб.

Program Ameba;

Var K, n, s: integer;

Begin

S:=1;

For k:=1 to 8 do begin

n:=k*3;

S:=s*2;

Writeln(n,' ч.', 'кол-во амеб -',s); end;

End.


Начав тренировки, спортсмен в первый день пробежал 10 км. Каждый день он увеличивал дневную норму на 10% нормы предыдущего дня. Какой суммарный путь пробежит спортсмен за 7 дней?



В тетрадь записать сколько км пробежит спортсмен за 7 дней.

Program Sportsmen;

Var S, x: real;

k: integer;

Begin

X:=10; S:=0;

For k:=1 to 7 do begin

S:=S+x;

X:=x+x*0.1;

End;

Writeln('S=', S:7:3);

End.




Дополнительные задания

Написать программу, которая нарисует пингвина

Написать программу с помощью цикла, которая выводит таблицу квадратов первых десяти целых положительных чисел. Ниже представлен рекомендуемый вид экрана во время работы программы: 
Таблица квадратов 
------------------------------------
Число Квадрат 
1 1 
2 4 
3 9 
… … 
10 100

Program exemple; 
Var a:integer; 
Begin 
Writeln(‘таблица квадратов’); 
Writeln(‘________________’); 
Writeln(‘число квадрат’); 
Writeln(‘________________’); 
For a:=1 to 10 do 
Writeln(a,’ ‘,sqr(a)); 
Readln 
End.

Сто раз написать свое имя на экране в строчку


Program Z_1;

Var i: integer;

Begin

For i: = 1 to 100 do

Write (‘Имя     ’);

Readln

End.



7. Подведение итогов занятия (2 мин.)

И так мы рассмотрели следующие вопросы:

  1. Алгоритмическая структура цикл;

  2. Виды алгоритмических структур:

    1. Цикл с предусловием;

    2. Цикл с послеусловием;

    3. Цикл с параметром;

  3. Рассмотрели способы записи данных структур;

  4. Разобрали примеры решения задач с помощью этих структур.



8. Сообщение домашнего задания (2 – 3 мин.)














Оценочный лист

Фамилия студента

Тестирование

Блок-схема

Устная работа

Работа на уроке

Практическая работа

Итог

Арсентьева Юлия







Бижанова Алина







Габдуллина Диана







Гафурова Анна







Григорьева Надежда







Дмитриева Анастасия







Есболова Аяужан







Кадыров Чингиз







Карагушина Альбина







Кочанова Яна







Лебедева Анастасия







Милкин Григорий







Смагина Любовь







Чупахин Антон







Шалабаева Алсу







Щербакова Елена















Список использованной литературы

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика 2-11 класс. / Составитель М. Н. Бородин. – 2-е изд., М. Бином. Лаборатория знаний, 2007.- 463 с.: ил.

  2. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова.-3-е изд.- 2-е изд., М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007.- 359 с.: ил.

  3. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие / И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина. – 2-е изд., исп. И доп.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2004.- 540 с.: ил.

  4. Задачник-практикум. Том 1. под ред. И. Г. Семакина - М. Бином. Лаборатория знаний, 2007.- 309 с.: ил.

  5. Задачник-практикум. Том 2. под ред. И. Г. Семакина М. Бином. Лаборатория знаний, 2007.- 294 с.: ил.

  6. http://pas1.ru/file Программирование для начинающих.

  7. http://www.pascal7.ru/ Все о языке программирования Turbo Pascal.

  8. http://tp7.info/ Сайт о языке программирования Turbo Pascal.

15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!