СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цитата. Пунктуация при цитировании

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит технологическую карту урока

Просмотр содержимого документа
«Цитата. Пунктуация при цитировании»

Тема: Цитата. Пунктуация при цитировании

Задачи: формирование новых знаний о способах передачи чужой речи, повторение пунктуации при введении цитаты в текст.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя

2

Актуализация опорных знаний

  1. Самостоятельная работа (приложение 1)

  2. Упражнение на повторение прямой речи:

Укажите предложения, где знаки препинания расставлены верно (слайд 1):

А) Полный вперед!: «Скомандовал капитан»

Б) Я просил: «Откуда ты?»

В) Он говорил о том: «Что все должны быть очень внимательны»

Г) Он спросил соседа о том, далеко ли до города

3) Упражнение на повторение диалога

Составить диалог (слайд 2)

«Мне хотелось бы поведать тебе свою историю» сказал я загадочно. Мой слушатель заинтересованно кивнул «пожалуйста»


3

Мотивация

- Обратите внимание на доску (слайд 3)

Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.

Из сказки Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" (1943).



А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Из стихотворения М.Ю. Лермонтова "Парус" (1841).



Береги честь смолоду, а рубаху снову.

Русская народная пословица.



А вы ,друзья, как ни садитесь,

Всё с музыканты не годитесь.

Из басни И.А. Крылова "Квартет" (1811).



Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык.

Из стихотворения в прозе И.С. Тургенева "Русский язык" (1882).



- Как вы определили из каких это произведений?

- А как называется дословная выдержка из произведения? Подумайте.

Запись темы урока.

Эпиграф к уроку (слайд 4)

«Чужая речь, как понятие грамматическое, выявляется в способах ее передачи». Эти строки принадлежат Виталию Ивановичу Кодухову, известному лингвисту.


4

Работа по теме урока

  1. Знакомство с определением на с.237 и примерами в упр.421

  2. Способы цитирования (слайд 5)

    С помощью прямой речи.

    В книге «Путь жизни» Л. Н. Толстой писал: «Наказывать – по-русски значит поучать. Поучать можно только добрым словом и добрым примером».

    С помощью косвенной речи.

    В книге «Путь жизни» Толстой писал о том, что «наказывать – по-русски значит поучать».

    С помощью вводных слов.

    По словам Толстого, «наказывать – значит поучать».

  3. Предлагает выполнить задание (слайд 6)

Чтение – лучшее учение (А.С. Пушкин):

- сделать прямую речь;

- сделать косвенную речь;

- применить один из способов цитирования.

4. Исключения (слайд 7)

Рассмотрите предложение и обратите внимание, что в этой цитате отсутствует тире между подлежащим и сказуемым. Пунктуационные правила в XIX веке отличались от современных, и при цитировании надо сохранить ту пунктуацию, которой пользовался автор:

А. С. Пушкин писал Нащокину в 1834 году: «Говорят, что несчастье хорошая школа, может быть. Но счастие есть лучший университет».

Вы заметили, что во всех трёх случаях выдержки из чужих высказываний заключается в кавычки, но если в качестве цитаты приводятся стихотворные строки, то кавычки не ставятся:

А. С. Пушкин так характеризует первого русского императора в стихотворении «Стансы»:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Если цитата приводится не полностью, то на месте пропуска ставится многоточие. В следующем примере предложение из письма Пушкина приведено не с начала:

Пушкин писал Чаадаеву в 1836 году: «… клянусь честью, что ни за что на свете, я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам бог её дал».



5

Закрепление полученных знаний и навыков

Выполнений упражнений 424, 426 и упражнения с доски (слайд 8)


6

Домашнее задание

Упражнение из приложения 2




Приложение 1. Самостоятельная работа

Задание 1. Найдите предложение с обособленным обстоятельством. Подчеркните найденное обстоятельство

А там неглубоко было. Оттолкнула она молча лыжу и, хватаясь за корни, ловко выбралась на берег. Синяя вся, зубы лязгают. Молча взяла у меня лыжу из рук, другую подняла и побежала по тропке к дому, а сама шатается: трудно в намокшей одежде бежать.

Задание 2. Расставьте знаки препинания только при вводных словах или конструкциях.

Новенькая видно из приехавших. Как добрый а! Значит любовь и забота не сделали тебя эгоистом. Он должно быть тяготится этой вынужденной ролью свадебного генерала но виду не подает.

Приложение 2. Домашнее задание.

Расставьте знаки препинания, зачеркните ненужные буквы, постройте схемы фраз с цитатой.

1. «Мой дед землю пахал» (Н, н)е без гордости заявляет Базаров.

2. «Патриот – это тот (У, у)тверждал В. Быков (К,к)оторый любил своих, националист – это тот, кто не любит чужих».

3. В одной из литературоведческих статей отмечается что «(О, о) Цветаевой Бродским были написаны две прекрасные статьи».

4. По словам Пушкина «Чацкий совсем не умный человек».

5. Белинский писал что публика видит «в писателях своих единственных вождей…»















Задание 1. Найдите предложение с обособленным обстоятельством. Подчеркните найденное обстоятельство

А там неглубоко было. Оттолкнула она молча лыжу и, хватаясь за корни, ловко выбралась на берег. Синяя вся, зубы лязгают. Молча взяла у меня лыжу из рук, другую подняла и побежала по тропке к дому, а сама шатается: трудно в намокшей одежде бежать.

Задание 2. Расставьте знаки препинания только при вводных словах или конструкциях.

Новенькая видно из приехавших. Как добрый а! Значит любовь и забота не сделали тебя эгоистом. Он должно быть тяготится этой вынужденной ролью свадебного генерала но виду не подает.

Задание 1. Найдите предложение с обособленным обстоятельством. Подчеркните найденное обстоятельство

А там неглубоко было. Оттолкнула она молча лыжу и, хватаясь за корни, ловко выбралась на берег. Синяя вся, зубы лязгают. Молча взяла у меня лыжу из рук, другую подняла и побежала по тропке к дому, а сама шатается: трудно в намокшей одежде бежать.

Задание 2. Расставьте знаки препинания только при вводных словах или конструкциях.

Новенькая видно из приехавших. Как добрый а! Значит любовь и забота не сделали тебя эгоистом. Он должно быть тяготится этой вынужденной ролью свадебного генерала но виду не подает.

Задание 1. Найдите предложение с обособленным обстоятельством. Подчеркните найденное обстоятельство

А там неглубоко было. Оттолкнула она молча лыжу и, хватаясь за корни, ловко выбралась на берег. Синяя вся, зубы лязгают. Молча взяла у меня лыжу из рук, другую подняла и побежала по тропке к дому, а сама шатается: трудно в намокшей одежде бежать.

Задание 2. Расставьте знаки препинания только при вводных словах или конструкциях.

Новенькая видно из приехавших. Как добрый а! Значит любовь и забота не сделали тебя эгоистом. Он должно быть тяготится этой вынужденной ролью свадебного генерала но виду не подает.

Задание 1. Найдите предложение с обособленным обстоятельством. Подчеркните найденное обстоятельство

А там неглубоко было. Оттолкнула она молча лыжу и, хватаясь за корни, ловко выбралась на берег. Синяя вся, зубы лязгают. Молча взяла у меня лыжу из рук, другую подняла и побежала по тропке к дому, а сама шатается: трудно в намокшей одежде бежать.

Задание 2. Расставьте знаки препинания только при вводных словах или конструкциях.

Новенькая видно из приехавших. Как добрый а! Значит любовь и забота не сделали тебя эгоистом. Он должно быть тяготится этой вынужденной ролью свадебного генерала но виду не подает.

Задание 1. Найдите предложение с обособленным обстоятельством. Подчеркните найденное обстоятельство

А там неглубоко было. Оттолкнула она молча лыжу и, хватаясь за корни, ловко выбралась на берег. Синяя вся, зубы лязгают. Молча взяла у меня лыжу из рук, другую подняла и побежала по тропке к дому, а сама шатается: трудно в намокшей одежде бежать.

Задание 2. Расставьте знаки препинания только при вводных словах или конструкциях.

Новенькая видно из приехавших. Как добрый а! Значит любовь и забота не сделали тебя эгоистом. Он должно быть тяготится этой вынужденной ролью свадебного генерала но виду не подает.

Задание 1. Найдите предложение с обособленным обстоятельством. Подчеркните найденное обстоятельство

А там неглубоко было. Оттолкнула она молча лыжу и, хватаясь за корни, ловко выбралась на берег. Синяя вся, зубы лязгают. Молча взяла у меня лыжу из рук, другую подняла и побежала по тропке к дому, а сама шатается: трудно в намокшей одежде бежать.

Задание 2. Расставьте знаки препинания только при вводных словах или конструкциях.

Новенькая видно из приехавших. Как добрый а! Значит любовь и забота не сделали тебя эгоистом. Он должно быть тяготится этой вынужденной ролью свадебного генерала но виду не подает.



Расставьте знаки препинания, зачеркните ненужные буквы, постройте схемы фраз с цитатой.

1. «Мой дед землю пахал» (Н, н)е без гордости заявляет Базаров.

2. «Патриот – это тот (У, у)тверждал В. Быков (К,к)оторый любил своих, националист – это тот, кто не любит чужих».

3. В одной из литературоведческих статей отмечается что «(О, о) Цветаевой Бродским были написаны две прекрасные статьи».

4. По словам Пушкина «Чацкий совсем не умный человек».

5. Белинский писал что публика видит «в писателях своих единственных вождей…»

Расставьте знаки препинания, зачеркните ненужные буквы, постройте схемы фраз с цитатой.

1. «Мой дед землю пахал» (Н, н)е без гордости заявляет Базаров.

2. «Патриот – это тот (У, у)тверждал В. Быков (К,к)оторый любил своих, националист – это тот, кто не любит чужих».

3. В одной из литературоведческих статей отмечается что «(О, о) Цветаевой Бродским были написаны две прекрасные статьи».

4. По словам Пушкина «Чацкий совсем не умный человек».

5. Белинский писал что публика видит «в писателях своих единственных вождей…»

Расставьте знаки препинания, зачеркните ненужные буквы, постройте схемы фраз с цитатой.

1. «Мой дед землю пахал» (Н, н)е без гордости заявляет Базаров.

2. «Патриот – это тот (У, у)тверждал В. Быков (К,к)оторый любил своих, националист – это тот, кто не любит чужих».

3. В одной из литературоведческих статей отмечается что «(О, о) Цветаевой Бродским были написаны две прекрасные статьи».

4. По словам Пушкина «Чацкий совсем не умный человек».

5. Белинский писал что публика видит «в писателях своих единственных вождей…»

Расставьте знаки препинания, зачеркните ненужные буквы, постройте схемы фраз с цитатой.

1. «Мой дед землю пахал» (Н, н)е без гордости заявляет Базаров.

2. «Патриот – это тот (У, у)тверждал В. Быков (К,к)оторый любил своих, националист – это тот, кто не любит чужих».

3. В одной из литературоведческих статей отмечается что «(О, о) Цветаевой Бродским были написаны две прекрасные статьи».

4. По словам Пушкина «Чацкий совсем не умный человек».

5. Белинский писал что публика видит «в писателях своих единственных вождей…»

Расставьте знаки препинания, зачеркните ненужные буквы, постройте схемы фраз с цитатой.

1. «Мой дед землю пахал» (Н, н)е без гордости заявляет Базаров.

2. «Патриот – это тот (У, у)тверждал В. Быков (К,к)оторый любил своих, националист – это тот, кто не любит чужих».

3. В одной из литературоведческих статей отмечается что «(О, о) Цветаевой Бродским были написаны две прекрасные статьи».

4. По словам Пушкина «Чацкий совсем не умный человек».

5. Белинский писал что публика видит «в писателях своих единственных вождей…»

Расставьте знаки препинания, зачеркните ненужные буквы, постройте схемы фраз с цитатой.

1. «Мой дед землю пахал» (Н, н)е без гордости заявляет Базаров.

2. «Патриот – это тот (У, у)тверждал В. Быков (К,к)оторый любил своих, националист – это тот, кто не любит чужих».

3. В одной из литературоведческих статей отмечается что «(О, о) Цветаевой Бродским были написаны две прекрасные статьи».

4. По словам Пушкина «Чацкий совсем не умный человек».

5. Белинский писал что публика видит «в писателях своих единственных вождей…»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!