СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цвет в декоративной композиции

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цвет в декоративной композиции (краткие теоретические сведения)

Просмотр содержимого документа
«Цвет в декоративной композиции»

Цвет в декоративной композиции Краткие теоретические сведения Преподаватель Солнцева Е.В.

Цвет в декоративной композиции

Краткие теоретические сведения

Преподаватель Солнцева Е.В.

Ц в е т а ХРОМАТИЧЕСКИЕ (ЦВЕТНЫЕ) АХРОМАТИЧЕСКИЕ (БЕСЦВЕТНЫЕ) все цвета радуги (спектра) а также не входящие в спектр: бирюзовый, табачные и некоторые коричневые цвета. Эти цвета обладают тремя основными параметрами: цветовым тоном, насыщенностью, яркостью (или светлотой). так условно называют белые, черные, серые цвета. Ахроматические цвета различаются только яркостью (светлотой).

Ц в е т а

ХРОМАТИЧЕСКИЕ (ЦВЕТНЫЕ)

АХРОМАТИЧЕСКИЕ (БЕСЦВЕТНЫЕ)

все цвета радуги (спектра) а также не входящие в спектр: бирюзовый, табачные и некоторые коричневые цвета.

Эти цвета обладают тремя основными параметрами: цветовым тоном, насыщенностью, яркостью (или светлотой).

так условно называют белые, черные, серые цвета. Ахроматические цвета различаются только яркостью (светлотой).

ЦВЕТОВОЙ ТОН - основная характеристика цвета, которая позволяет называть его зеленым, красным, желтым и т. д. НАСЫЩЕННОСТЬ - это степень выраженности цветового тона. Самые насыщенные цвета - цвета спектра (радуги). Чем меньше насыщеность, тем цвет меньше отличается от серого (ахроматического). Например, можно к чистому красному добавить немного белой или черной краски. Цветовой тон от этого не изменяется, так как добавленный ахроматический цвет не имеет цветового тона. Но полученный новый цвет будет менее насыщенным и станет либо более блеклым, либо более темным. ЯРКОСТЬ (СВЕТЛОТА) - это степень приближения цветов к белому. По яркости мы можем определить, с какой силой предметы освещены, выделить одни как светлые, а другие, наоборот, как темные. Любой хроматический можно сравнить по яркости (светлоте) с каком-либо другим цветом. Он может быть светлее, равен или темнее его. Например, желтый цвет и его оттенки светлее красных, коричневых, фиолетовых, синих цветов. Яркость хроматического цвета можно сравнить с яркостью ахроматического (красный равен по светлоте темно-серому, а желтый - светло-серому). Яркость может зависеть и от цветовой насыщенности (например, темно-красный ярче, чем светло-красный).

Цветовой круг как замкнутый спектр. Первым систематизировал цвета И. Ньютон, когда, пропуская солнечный луч через трехгранную призму, наблюдал образование спектральной полоски, состоящей из гаммы различных цветов. Замкнув ее, он получил круг из 7 цветов. На стыке красного с фиолетовым получается восьмой – пурпурный цвет (неспектральный).

Цветовой круг как замкнутый спектр.

Первым систематизировал цвета И. Ньютон, когда, пропуская солнечный луч через трехгранную призму, наблюдал образование спектральной полоски, состоящей из гаммы различных цветов. Замкнув ее, он получил круг из 7 цветов. На стыке красного с фиолетовым получается восьмой – пурпурный цвет (неспектральный).

Цветовой круг как замкнутый спектр. В основе теории о цвете В.Н. Козлова лежит цветовой круг из 24 цветовых секторов, 4 основных цвета: желтый, красный, синий, зеленый. Между ними существуют промежуточные цвета, которые мы воспринимаем как результат смешения основных цветов спектра.

Цветовой круг как замкнутый спектр.

В основе теории о цвете В.Н. Козлова лежит цветовой круг из 24 цветовых секторов, 4 основных цвета: желтый, красный, синий, зеленый. Между ними существуют промежуточные цвета, которые мы воспринимаем как результат смешения основных цветов спектра.

 Цветовой круг можно разделить на тёплые и холодные цвета. В теплой части этого спектра расположились цвета от зеленого до красного (здесь преобладают в основном желтые и красные тона), а в холодной части расположились цвета от зеленого до фиолетового (преобладание синих и зеленых тонов).

Цветовой круг можно разделить на тёплые и холодные цвета. В теплой части этого спектра расположились цвета от зеленого до красного (здесь преобладают в основном желтые и красные тона), а в холодной части расположились цвета от зеленого до фиолетового (преобладание синих и зеленых тонов).

Цвет — это один из главных компонентов декоративного образа.

В декоративной работе художник стремится к гармоническому соотношению цветов. Основой при составлении разных цветовых сочетаний является использование различия цветов по цветовому тону, насыщенности и светлоте. Эти три характеристики цвета дают возможность построить множество цветовых гармоний.

В цветовом круге, разделенном на четыре четверти (рис. 5.19) на концах взаимно перпендикулярных диаметров, располагаются соответственно цвета: желтый и синий, красный и зеленый. По гармоничному сочетанию в нем выделяют родственные, контрастные и родственно-контрастные цвета.

Родственные цвета располагаются в одной четверти цветового круга и содержат в своем составе хотя бы один общий (главный) цвет, например: желтый, желто-красный, желтовато-красный. Существует четыре группы родственных цветов: желто-красные, красно-синие, сине-зеленые и зелено-желтые.

Родственно-контрастные цвета

располагаются в двух соседних четвертях цветового круга, имеют один общий (главный) цвет и содержат в себе контрастные цвета. Существует четыре группы родственно-контрастных цветов:

желто-красные и красно-синие;

красно-синие и сине-желтые;

сине-зеленые и зелено-желтые;

зелено-желтые и желто-красные.

Цветовая композиция будет понятной и выразительной, когда будет построена на ограниченном числе цветовых сочетаний. Цветовые сочетания должны составлять гармоничное единство, производящее впечатление колористической цельности, взаимосвязи между цветами, цветовой уравновешенности, цветового единства.    Выделяют четыре группы цветовых гармоний:   однотоновые гармонии;   гармонии родственных цветов;   гармонии родственно-контрастных цветов;   гармонии контрастных и контрастно-дополнительных цветов.

Цветовая композиция будет понятной и выразительной, когда будет построена на ограниченном числе цветовых сочетаний. Цветовые сочетания должны составлять гармоничное единство, производящее впечатление колористической цельности, взаимосвязи между цветами, цветовой уравновешенности, цветового единства. Выделяют четыре группы цветовых гармоний: однотоновые гармонии; гармонии родственных цветов; гармонии родственно-контрастных цветов; гармонии контрастных и контрастно-дополнительных цветов.

Однотоновые гармонии цветов в своей основе имеют какой-либо один цветовой тон, который в том или ином количестве присутствует в каждом из сочетаемых цветов. Цвета различаются между собой лишь по насыщенности и светлоте. В таких сочетаниях используют и ахроматические цвета. Однотоновые гармонии создают колорит, имеющий спокойный уравновешенный характер. Его можно определить как нюансный, хотя не исключен и контраст в противопоставлении темного и светлого цветов.

Однотоновые гармонии цветов в своей основе имеют какой-либо один цветовой тон, который в том или ином количестве присутствует в каждом из сочетаемых цветов. Цвета различаются между собой лишь по насыщенности и светлоте. В таких сочетаниях используют и ахроматические цвета. Однотоновые гармонии создают колорит, имеющий спокойный уравновешенный характер. Его можно определить как нюансный, хотя не исключен и контраст в противопоставлении темного и светлого цветов.

Гармоничные сочетания родственных цветов основываются на наличии в них примесей одних и тех же главных цветов. Сочетания родственных цветов представляют собой сдержанную, спокойную колористическую гамму. Для того чтобы колорит не был однообразным, используют введение ахроматических примесей, т. е. затемнение или высветление некоторых цветов, что привносит в композицию светлотный контраст и тем самым способствует ее выразительности.

Гармоничные сочетания родственных цветов основываются на наличии в них примесей одних и тех же главных цветов. Сочетания родственных цветов представляют собой сдержанную, спокойную колористическую гамму. Для того чтобы колорит не был однообразным, используют введение ахроматических примесей, т. е. затемнение или высветление некоторых цветов, что привносит в композицию светлотный контраст и тем самым способствует ее выразительности.

Наиболее богатый в отношении колористических возможностей вид цветовой гармонии — это гармоничное сочетание родственно-контрастных цветов. Однако не все сочетания родственно-контрастных цветов способны составлять удачную цветовую композицию.   Родственно-контрастные цвета будут гармонировать друг с другом, если Количество объединяющего их главного цвета и количество контрастирующих главных цветов в них одинаковы. На этом принципе строятся гармоничные сочетания двух, трех и четырех родственно-контрастных цветов.

Наиболее богатый в отношении колористических возможностей вид цветовой гармонии — это гармоничное сочетание родственно-контрастных цветов. Однако не все сочетания родственно-контрастных цветов способны составлять удачную цветовую композицию. Родственно-контрастные цвета будут гармонировать друг с другом, если Количество объединяющего их главного цвета и количество контрастирующих главных цветов в них одинаковы. На этом принципе строятся гармоничные сочетания двух, трех и четырех родственно-контрастных цветов.

На рисунке представлены схемы построения двухцветных и многоцветных гармоничных сочетаний родственно-контрастных цветов. Из схем видно, что удачно будут сочетаться два родственно-контрастных цвета, если их положение в цветовом круге определяется концами строго вертикальных или горизонтальных хорд (рис. а). При сочетании трех цветовых тонов возможны следующие варианты: если в круг вписать прямоугольный треугольник, гипотенуза которого при этом совпадет с диаметром круга, а катеты примут в круге горизонтальное и вертикальное положения, то вершины этого треугольника укажут на три гармонично сочетающихся цвета (рис. б); если в круг вписать равносторонний треугольник так, чтобы одна из его сторон являлась горизонтальной или вертикальной хордой, то вершина угла, противоположного хорде, укажет на главный цвет, объединяющий два других, расположенных на концах хорды (рис. в). Таким образом, вершины вписанных в круг равносторонних треугольников укажут на цвета, образующие гармоничные триады; гармоничным будет также сочетание цветов, находящихся в вершинах тупоугольных треугольников: вершина тупого угла указывает на главный цвет, а противоположная сторона будет являться горизонтальной или вертикальной хордой круга, концы которой указывают на цвета, составляющие с главным гармоничную триаду (рис.г). Углы вписанных в круг прямоугольников отметят гармоничные сочетания четырех родственно-контрастных цветов. Вершины квадрата укажут на самый устойчивый вариант цветовых сочетаний, хотя и отличающийся повышенной цветовой активностью и контрастом (рис. д). Цвета, расположенные на концах диаметров цветового круга, обладают полярными свойствами. Их сочетания придают цветовой комбинации напряженность и динамичность. Гармоничные сочетания контрастных цветов представлены на рис. е.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!