Здравствуйте, ребята и преподаватели школы. Сегодня, на заключительном открытом уроке по предмету композиция, мы с вами вспомним пройденное, закрепим новое, и выполним интересное, на мой взгляд, творческое задание по декоративное композиции. Тема нашего урока – «Декоративная композиция». В декоративной композиции важную роль играет то, насколько творчески художник может переработать окружающую действительность и внести в не свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки. Это и называется стилизацией. Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений. В декоративном искусстве стилизация – метод ритмичной организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности. Прежде чем говорить о различных способах стилизации, имеет смысл обратиться к терминам: «Стиль». В каждом происходящем историческом процессе присутствуют определенные черты, свойственные только этой эпохе, тому поколению людей, живущим в нем. Таким образом, за многие тысячелетия жизни на земле возникло множество исторических стилей. Стиль – наиболее общая категория художественного мышления, характерная для определенного этапа исторического развития. Стиль выражает суть, уникальность художественного творчества в единстве всех его компонентов, содержания и выражения, личности и эпохи. Художник А. Дерен считал, что «Стиль – это постепенный переход от человека к действительности и обратно» (А. Дерен). Чаще всего стиль определяют как систему внутренних связей между компонентами Творческого процесса: Содержание-Форма-Колорит-Техника выполнения - Пространственное построение. Если сравнить стиль и манеру, то Манера – это особенные черты творческого процесса, а стиль – его конечный результат, обязательный синтез, целостность всех компонентов художественного произведения. Такие изобразительные средства композиции, как пространственный объем, цвет, линия, фактура, благодаря определенной организации художником, приобретают индивидуальный характер и следовательно, стилевую окраску. Искусствовед Б. Винер писал: «Метод и манера есть у каждого художника, а стиль может не состояться» . Стиль произведения несет в себе стиль эпохи, которые трансформируются на индивидуальном уровне творчества конкретного человека. Порой произведения великих творцов выходят за рамки конкретного стиля, и тогда можно вспомнить о стиле Пикассо, Матисса, Модильяни и т.д. Декоративная композиция отличается от стилизации своей связью с пространственной средой. Поэтому для полной ясности вопроса рассмотрим понятие декоративности. Под декоративностью принято понимать художественное качество произведения. Которое возникает в результате осмысления автором связи его произведения с предметно-пространственной средой. Можно сказать, что стиль – это художественное переживание времени, а декоративная композиция – художественное переживание пространства. В практической части урока мы выполним декоративную композицию в стиле известного художника, стараясь передать творческую индивидуальность и манеру письма, внося и свои творческие разработки. Для стилистической переработки можно использовать конкретную работу автора, ориентируясь на собирательный образ. Цветовое решение может быть частично в стиле мастера, частично авторское. Следует избегать простого копирования, надо выполнить свою композицию, лишь вводя какие-то детали из произведения художников. Желаю успехов в работе. Итог урока. Перед тем, как просмотреть ваши работы, давайте, вспомним и закрепим следующие понятия: Принципы организации декоративной композиции, Стилизация, Составляющие творческого процесса. Анализ полученных работ, выставление оценок. Д\Задание: Выполнить аналогичную работу в графической технике художника-графика. |