Тема. Цветение и опыление растений.
Тип урока: усвоение новых знаний
Задачи урока:
- обучающиеся должны знать понятие опыление, уметь различать растения с разным типом опыления, понимать биологическое значение опыления;
-показать практическую значимость изучения опыления;
-продолжить развитие общих учебных умений и способов деятельности -умений анализировать и выделять главное,
-обобщать и делать вывод, продолжить развитие умений осуществлять рефлексию своей деятельности.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
-знать характеристики видов опыления растений.
-уметь отличать ветроопыляемые растения от насекомоопыляемых растений.
Метапредметные:
Регулятивные: умение осуществлять самоконтроль, проводить самооценку.
Коммуникативные : умение непосредственного общения в группе
Личностные:
- развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению опыления растений.
Используемая технология : ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение, игровая технология,
Информационно-технологические ресурсы : учебник, компьютер, проектор, презентация к уроку, видеоматериал, раздаточный материал:, оценочные листы для работы в группах, макеты цветка тюльпана, яблони, пшеницы, редьки дикой, василька.
Основные понятия урока: опыление, самоопыление, перекрёстное опыление.
Действия учителя
Действия учащихся
I. Изучение нового материала на основе изученного.
Для того, чтобы начать изучение новой темы, давайте повторим некоторые вопросы, которые помогут нам перейти к изучению новой темы.
1) Какие части цветка являются главными?
2) Какую роль играет пестик?
3) Какую роль играют тычинки?
- Значит, для чего мы изучали строение цветка?
- Какие бы не были цветки – обоеполые или раздельнополые, однодомные или двудомные – обязательно образованию плодов и семян предшествует цветение и опыление.
- В тексте учебника найдите, что называют цветением.
- В период цветения у растений происходит опыление. Найдите в тексте учебника, что называют опылением?
- Существуют разные способы опыления. Рассмотрите рисунки-схемы. Чем отличаются разные способы опыления?
Перекрестное опыление. Самоопыление
Опыление происходит еще в не раскрывшемся цветке, т.е. в бутоне.
- Перекрестное опыление имеет преимущества перед самоопылением, т.к. потомство наследует признаки отцовского и материнского организма.
1) Как же пыльца с одного цветка попадает на другой?
2) Найдите на картинке насекомоопыляемые растения.
3) Почему вы так считаете? Какие части цветка красивые?
4) Что привлекает насекомых в цветках?
5)Что помогает насекомым быстро находить эти цветки?
6) А у черемухи цветки мелкие, но они опыляются насекомыми.
- Напишите признаки насекомоопыляемых растений
Все эти особенности цветков насекомоопыляемых растений выработались в процессе длительного исторического развития растительного мира – ЭВОЛЮЦИИ. С этим понятием уже вы знакомы, а ввожу еще один термин – КОЭВОЛЮЦИЯ – совместная эволюция цветков и насекомых-опылителей.
Есть цветки, у которых нектар и пыльца расположены совершенно открыто и доступны всем насекомым (ромашка, мак). Другие, например, львиный зев, опыляются только шмелями. Венчик у цветка сростнолистный, несколько похожий на звериную пасть. Он двугубый – два верхних лепестка образуют как будто верхнюю губу пасти, а три нижних – нижнюю. Обе губы плотно прилегают друг к другу спереди, а на некотором расстоянии срастаются в трубочку. Когда шмель садится на такой цветок. То под его тяжестью нижняя губа опускается, открывая узкую щель, куда и вползает насекомое.
Строение цветка и насекомое-опылитель соответствует друг другу по строению, т.е. приспособлены. Это приспособление возникло в процессе эволюции, а изменения в строении шло совместно, путем КОЭВОЛЮЦИИ – совместная эволюция цветков и животных опылителей. Например: удлинение трубки венчика у дурмана шло в тесной связи с удлинением хоботка опыляющих его ночных бабочек бражников.
Но у всех ли растений насекомоопыляемых приятный запах?
(сообщение о раффлезии Арнольди. «Книга для чтения по ботанике» с. 103-104)
Работа в группах
- Найдите среди гербарий растений насекомоопыляемые. Покажите, назовите и напишите примеры в схеме.
- Найдите на картинке ветроопыляемые растения. Почему вы выбрали именно их?
- Будут ли они опыляться насекомыми?
- Найдите в учебнике приспособления у этих растений к опылению ветром.
Приспособления
1. Крупные пыльники – много мелкой, легкой пыльцы
2. Рыльце пушистое, липкое
3. Цветут до распускания листьев
4. Мелкие цветки собраны в соцветия: неяркие, длинные, качающиеся
5. Растут скоплениями ( поля ржи, березовые рощи, ольховые заросли). Куда бы не подул ветер, на пути всегда встретятся цветки, которые должны опылиться.
- Эти сложные приспособления выработались в течение эволюции.
Работа в группах
- Сравните цветки насекомоопыляемых и ветроопыляемых. В чем сходство?
- Это главные части цветка, без которых не могут образоваться плоды и семена, а цветок – это орган семенного размножения.
- Мы уже не раз с вами отмечали, что те научные знания, которые вы получаете на уроках, имеют большое значение в практической деятельности людей. А я вам предлагаю посмотреть сказку.
Автор. Сидит старик, чай пьет. Не пустой пьет – молоком белит. Летит мимо сова.
Сова. Здорово, друг!
Старик. Какой я тебе друг?
Сова. Ладно – старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, сам лови!
Старик. Вишь, чем пугать вздумала! Улетай,
Сова. пока цела!
Автор. Улетела сова, никуда из дупла не летит. Ночь пришла.
Мыши. Погляди кума, не летит сова?
Мышь. Не видать совы, не слыхать сов,. Нынче нам на лугу приволье.
Сова. Старик, гляди. Как бы худо не вышло: мыши на охоту вышли.
Старик. А пускай идут, чай мыши не волки, не зарежут телки.
Автор. Мыши на лугу рыщут, пчелиные гнезда ищут, землю роют, шмелей ловят…
Сова. Старик, глянь, все шмели твои разлетелись.
Старик. А пускай летят. Что от них толку: ни меду, ни воску,- волдыри только.
Автор. Стоит клевер на лугу, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, цветень с цветка на цветок не носят. Не родиться клевер на лугу. Не по нраву это старику.
/ «Полет шмеля» Р Корсаков/
Сова. Старик. корова твоя мычит, клеверу просит.
Автор. Молчит старик, ничего не говорит. Была корова с клевера здорова, стала корова тощать, молока сбавлять.
Сова. Говорила я тебе, старик. Придешь ко мне кланяться.
Автор. Старик бранится, а дел то не клеится. Сова в дупле сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют. Клевер не родится. Корова без клевера тощает. Молока у коровы мало. Вот и чай белить нечем стало. Пошел старик к сове кланяться.
Старик. Уж ты, совушка-вдовушка, меня из беды выручай, нечем мне старому белить чай.
Сова. То - то, старый.
Автор. Простила сова старика, полетела на луг мышей пугать. Мыши со страху попрятались в норы. Шмели загудели над лугом, стали с цветка на цветок летать. Клевер красный на лугу наливается. Корова пошла на луг клевер жевать. Молока у коровы много. Стал старик молоком чай белить, сову хвалить, к себе в гости звать.
Демонстрация стола – молоко, хлеб, овощи, фрукты.
- Посмотрите на стол, зачем сегодня на уроке все эти продукты?
/Релаксация – демонстрация великолепия цветков под приятную музыку/
II. Рефлексия
Признаки
Насекомоопыляемые, Ветроопыляемые
1. Цветки мелкие, невзрачные
2.В цветках имеется нектар
3. Зацветает до распускания листьев
4. Пыльца сухая, мелкая
5. Цветки имеют сильный запах
6. В цветках нектар отсутствует
7. Цветки крупные, с ярким околоцветником
8. Цветки без запаха
9. Цветки мелкие, собраны в крупные, заметные соцветия
10. Растения растут группами, зарослями
- Для чего во время цветения плодовых растений в саду ставят улья с пчелами?
- Как объяснить, что особенно высокий урожай земляники получают на плантациях, расположенных рядом с пасекой?
- Во время цветения яблонь стояла дождливая погода. Объясните, почему это обстоятельство огорчало садоводов?
- Почему необходимо охранять шмелей и других насекомых?
III. Домашнее задание: П. 24, можно сочинить стихи об опылении или приготовить презентацию «Необыкновенное опыление»
Ответы на вопросы
- Пестик и тычинки
- Из него образуются плоды и семена
- В них созревает пыльца, в которой находятся мужские половые клетки. После оплодотворения образуется плод с семенами.
- Чтобы узнать, как происходит процесс образования плодов и семян.
Читают определение, что называют цветением
Читают определение, что называют опылением.
На втором рисунке пыльца с тычинки переносится на рыльце пестика в одном цветке, а на первом – пыльца с тычинки переносится на рыльце пестика другого цветка.
Птицы, насекомые, ветер и вода.
Астра, клевер и т.д.
Красивые цветки. Околоцветник
Они питаются нектаром и пыльцой
Цветки крупные, яркие, имеют приятный аромат
Мелкие цветки собраны в соцветие
1. Цветки крупные, яркие
2. Мелкие цветки собраны в соцветия
3. Приятный аромат
4. Наличие нектара и пыльцы
- Цветки мелкие, невзрачные, не имеют аромата
- Нет
Есть пестик и тычинки
- В конечном счете, все продукты, которые мы едим, будут зависеть от процесса опыления.
Тема урока: Цветение и опыление растений. Виды опыления (самоопыление, перекрёстное опыление ветром, насекомыми, водой, птицами, искусственное опыление).
Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления растений к различным способам опыления, возникшими в ходе эволюции; показать значения опыления в жизни растений.
Развивающие: сформировать умения выделять главное, сравнивать, систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником.
Воспитательные: способствовать этическому воспитанию детей, создавать ситуацию успеха у детей, прививать любовь к природе.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, самостоятельный, рассказ, беседа
Оборудование: учебник, рисунки учебника, презентация «Опыление цветковых растений».
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель. На Земле нет ничего прекраснее и нежнее цветов - этого хрупкого и драгоценного дара природы. Цветы - сама жизнь. Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен говорил: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”. Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, дне рождения и праздниках. Даже самая скромная комната будет выглядеть нарядной и уютной, если на столе стоит букет цветов. Цветы добрые посредники между людьми. Они помогают делать наши отношения более сердечными, доверительными.
Цветы, как люди, на любовь щедры,
И щедро нежность, людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
Цветы – эти прекрасные хрупкие творения природы, всегда были рядом с человеком.
Всю жизнь цветы не оставляют нас
Прекрасные наследники природы.
Они приходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо уходят.
Девиз урока
«На уроке, как в лесу:
Едва-едва отвлекся – все ушли вперед,
Пожалуйста, не теряйся»
(В.А. Шаталов)
3. Актуализация знаний.
Вопросы к учащимся:
Какие органы у растений называют вегетативными, а какие генеративными?
Какие растения называются цветковыми?
Что такое цветок?
Какого строение цветка?
Какие части цветка являются главными и почему?
Каково строение тычинки?
Каково строение пестика?
Какова основная функция цветка?
1. Образуют венчик
2. Окружён чашелистиками
3. Венчик + чашелистики = ?
4. Орган полового размножения
5. Завязь + столбик + рыльце = ?
6. Окружают венчик
7. Одна из главных частей цветка
8. Группа цветков, собранных вместе
9. Расширенная часть цветоножки
4. Изучение новой темы.
Таким образом мы выяснили, что цветок -- орган семенного размножения. Из цветка образуются плоды с семенами, но чтобы это произошло должно произойти опыление, а затем оплодотворение.
Наша задача сегодня познакомиться с процессом цветения, опыления, рассмотреть типы опыления, выяснить особенности самоопыляемых, перекрестноопыляемых растений, рассмотреть процесс осуществления искусственного опыления, выяснить с какой целью оно производится.
Цветение – опыление – оплодотворение – образование плода с семенами.
Цветение как состояние от раскрытия цветков до засыхания тычинок и лепестков или всего околоцветника. Продолжительность цветения разных растений.
Слово “опыление” многим из вас знакомо. Чаще всего мы его говорим, когда видим какое- либо насекомое на цветке -А что же такое опыление?
Опыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика (запись определения в тетрадь)
Цветковые растения в процессе длительной эволюции выработали различные приспособления для эффективного опыления. Существует несколько видов опыления.
Вопросы для беседы:
Что такое самоопыление?
Для каких растений оно характерно?
Ответить на эти вопросы нам поможет учебник (Одна группа учащихся ищет в тексте понятие “ самоопыление”, другая “перекрестное опыление”, затем определения записываются в тетрадь.)
Самоопыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика этого же цветка.
Самоопыление растений
Характерно для гороха, пшеницы, картофеля, томата.
Как мы уже говорили, самоопыление в природе встречается крайне редко.
Как вы думаете, для чего растениям необходимо самоопыления?
Предполагаемый ответ: самоопыление является гарантией того, что растение будет опылено.
Как вы думаете, какие приспособления к самоопылению могут встречаться у самоопыляемых растений?
Перекрестное опыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльца пестиков других цветков.
Перекрестное опыление
Характерно для клевера, березы, яблони и т.д.
В чем сущность перекрестного опыления?
Какое опыление встречается чаще?
Вопрос: Как вы думаете, при каком опылении потомство будет очень похоже на родительское растение, а при каком не совсем? Почему?
Предполагаемый ответ: при самоопылении потомство будет очень похоже на родительское растение, т.к. опыление происходит при участии одного цветка, а при перекрестном опылении будет несколько отличаться от родительского растения.
А какие приспособления могут быть у растений к перекрестному опылению?
При перекрестном опылении пыльца с тычинок с одного растения на другое растение переносится разными путями. В переносе могут принимать участие ветер, вода, насекомые, птицы и даже млекопитающие.
Кто или что чаще принимает участие в переносе пыльцы растений при перекрестном опылении?
Предполагаемый ответ: чаще всего принимают участие ветер и насекомые.
В зависимости от способа переноса пыльцы среди перекрестноопыляемых растений различают насекомоопыляемые и ветроопыляемые.
Вопрос:Какие признаки приспособленности появились в процессе эволюции у ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений?
Приспособления растений к опылению насекомыми: Слайд 10
Кроме того, у некоторых растений встречаются приспособления к опылению конкретными насекомыми. Например:
Львиный зев и клевер приспособлены к опылению шмелями. Нектар у этих растений находится очень глубоко, и пока шмель их доберется до него, он обязательно оставит пыльцу на пестиках цветка;
Цветок душистого табака имеет сростнолистный венчик, образующий глубокую воронку, поэтому нектар этих цветков доступен только для ночных бабочек- бражников, имеющий длинный хоботок
Но кто бы это ни был, шмели или пчелы, они совершают огромную работу.
Физкультминутка.
Растения опыляемые ветром называются ветроопыляемые. Как вы думаете, какими могут быть приспособления растений к опылению ветром?
Приспособления растений к опылению ветром:
Какие ветроопыляемые растения вы знаете?
Ответ: Береза, орешник, дуб, ольха, осина, рожь, кукуруза, пырей и другие.
Но в опылении растений могут принимать участие не только насекомые и ветер. Кто может быть опылителем?
Ответ: Птицы, млекопитающие.
В тропических лесах встречаются цветки, опыляемые птицами, например колибри, нектарницами, кускусами. Эти цветки обычно не пахнут, но имеют яркие околоцветники. Нектар у этих растений водянистый, зато выделяется очень много, что и привлекает птиц- опылителей.
Кроме птиц и насекомых в опылении растений могут участвовать млекопитающие, например, летучие мыши.
У некоторых водных и околоводных растений, таких как элодеи, роголистника перенос пыльцы осуществляется водой.
Помимо естественного опыления, происходящего в природе возможно и искусственное опыление. Искусственное опыление- опыление, которое осуществляет человек с целью выведения новых сортов и повышения урожайности растений. (Запись определения в тетрадь). Возможно искусственное самоопыление и перекрестное опыление.
Каким образом осуществляется искусственное опыление?
Рассказ учителя о способах искусственного опыления растений.
Растениям растущим в теплицах и парниках также необходимо искусственное опыление.
Почему?
Предполагаемый ответ: так как в закрытых помещениях нет насекомых, способствующих опылению.
Среди растений есть много таких, у которых развиваются и перекрестно- и самоопыляемые цветки.
Например: цветки кислицы, яснотки, сердечника, Иван – чая, седмичника, майника. Давайте прочитаем про них в учебнике.
5. Закрепление.
Вывод: в ходе урока мы выяснили, что опыление происходит в природе, и, кроме того, его может производить в своих целях человек. В зависимости от способа опыления растения приобретают целый ряд особенностей строения и приспособлений, способствующих опылению и, следовательно, оплодотворению.
( Вывод формулируют учащиеся)
2. Беседа по вопросам:
- Чем вы занимались на уроке?
- Какие типы опыления вы знаете?
- Для чего вы изучали различные типы опыления?
6. Итог урока
7. Домашнее задание
Урок биологии 6 класс. Тема: «Опыление покрытосеменных растений».
Урок биологии 6 класс.
Тема: «Опыление покрытосеменных растений».
Задачи урока:
познакомить учащихся с биологической сущностью опыления, различными приспособлениями цветковых растений к тому или иному типу опыления и, показать взаимосвязи организмов в природе, воспитание умения видеть научную картину мира.
развитие мышления, анализа, умения работать с учебником, формирование навыков самостоятельной работы;
воспитание интереса к предмету, коммуникативных способностей, бережного отношения к природе, чувства прекрасного, креативных способностей, создание ситуации успеха.
Предварительная работа: создание презентации к уроку, видео «Цветы – прекрасные творения природы», интерактивный тест.
Ход урока.
Организационный момент.
(актуализация)
1. Сейчас мы свами побываем в волшебном царстве растений в гостях у цветов. И мне бы хотелось, чтобы вы поделились своими чувствами и мыслями, которые у вас возникнут при просмотре видео о цветах.
На экране видео цветов. («Не рвите, цветы…»)1мин. 20 сек.
(мотивация)
2.Какие чувства, мысли у вас возникают, когда вы смотрите на цветы? (дети рассказывают о своих чувствах)
– И я с вами вполне согласна: цветы – потрясающие творения природы. Невольно рождаются вопросы. Трудно ли быть цветком? Как природа создаёт такие разные формы, линии, цвета, запахи? Зачем такое разнообразие? Пройдёт человек, сорвёт красивый цветок, зачем ему тогда рождаться красивым? Ведь природа мудра, в природе нет ничего лишнего.
(подвожу к формулировке темы)
Как по волшебству каждую весну в природе все оживает, и распускаются цветы.
3.Как вы думаете для кого или для чего эта красота? Зачем цветы, для кого? Не только же для человека? (насекомых, для опыления).
(тема)
4.Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. О чем сегодня пойдет речь? Опыление покрытосеменных или цветковых растений растений (слайд )
Исходя из темы
(цель урока)
5.Теперь, давайте сформулируем цель нашего сегодняшнего урока? Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке? Если тема урока «Опыление покрытосеменных растений», то (как происходит опыление, какое значение оно имеет для растений, какие способы опыления существуют)
6. Повторение пройденного материала.
7.Для того, чтобы добиться цели, которую мы поставили перед собой вспомним строение цветка. Ваша задача выполнить интерактивный тест. (слайд )у каждого на парте.
Изучение нового материала.
8. Мы с вами вспомнили строение цветка. И я хочу задать вам вопрос, как вы думаете, какие части цветка участвуют в опылении?(пестик, тычинки; А что именно в строении тычинок участвует в опылении? (пыльца). С пыльцой происходит действие, она опыляет –это глагол, которые нам говорит о действии, пестик.
9. А теперь попробуем вместе с вами ответить, что же такое опыление? (Опыление это перенос пыльцы).(слайд)
10.Откройте учебник. Прочитайте определение опыления по учебнику. стр. 195!
11. А для чего опыление цветковым растениям? значении опыления в жизни растений?Молодцы! (Опыление нужно, чтобы произошло оплодотворение, и образовались плоды с семенами). (запись в опорном конспекте).
12. А как же происходит опыление?
13.Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам решить биологическую задачу. Я её зачитаю, а вы следите по тексту опорного конспекта пункт 2.
Учёные провели эксперимент:
Цветки гороха и яблони, когда они находились в фазе бутона, накрыли марлевыми мешочками. После цветения у гороха образовались плоды, а у яблони нет. Почему? Выдвиньте научные гипотезы. По схематичному рисунку учебника стр. определите, какой тип опыления характерен для гороха, а какой для яблони. На обдумывание 1-2 минуты.
(Горох опылился своей пыльцой внутри бутона, а яблоне нужна другая пыльца, её переносят насекомые… Для гороха характерно самоопыление – схема А, а для яблони перекрёстное опыление схема Б). Запишите в конспект. (слайд1и2 схемы)
На экране растения, имеющие самоопыление, запишите в конспект примеры: фасоль пшеница, картофель, люпин.(слайды)
На экране растения, имеющие перекрёстное опыление, запишите примеры в конспект: дуб, ромашка, шиповник, ольха.(слайды)
14.Самоопыление и перекрёстное опыление встречаются в природе, поэтому их относят к естественному опылению.
15.Кроме естественного опыления выделяют ещё искусственное опыление, его проводит человек. (Искусственное опыление используется человеком для выведения новых сортов, для повышения урожайности растений).
16 При самоопылении цветку не нужны помощники, а при перекрестном опылении, помощники нужны, так как для опыления нужна пыльца с другого цветка. Кто или что переносит пыльцу с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка?(Насекомые, птицы, ветер, вода)
17. Растения с перекрестным опылением делят на 2 вида: ветроопыляемые и насекомоопыляемые.
18. Ребята, а как вы считаете, можно ли по внешним признакам отличить ветроопыляемые растения от насекомоопыляемых растений? В опорном конспекте таблица, которую вам нужно будет сейчас заполнить, работая с текстом учебника стр. 195-197. Найти в тексте и записать признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.(слайд)
название признаков | признаки цветов | |
ветроопыляемые растения | насекомоопыляемые растения | |
пыльца | лёгкая, мелкая, сухая, поверхность пылинки ровная, образуется очень много, | крупная, тяжёлая, липкая, на поверхности шипы, выросты, образуется мало |
нектар | - | + |
запах | - | + |
размер цветка | мелкие | крупный или соцветие |
окраска | невзрачные | яркая, заметная |
время цветения растений | до распускания листвы | во время распускания или после распускания листьев |
Проверка таблицы. Молодцы!
19.Эта таблица поможет вам при выполнении творческого задания. (задание 4)
Перед вами заготовки частей цветов, вам нужно по 2 человека, собрать цветок и определить тип и способ опыления (3-4 мин.)- ответы 1 мин.
20.У цветковых растений в ходе исторического развития выработались многочисленные приспособления к опылению. Запишите это как вывод.
21.Проверим усвоение материала, подведём итоги: в опорном конспекте составьте интеллект-карту по теме сегодняшнего урока. Проверка интеллект-карты (Интерактивная доска). Исправьте неточности, если они есть. Все молодцы справились с заданием.
Мы цель урока, разобрали типы опыления цветковых растений. Прекрасны цветы, сделанные вами. Давайте соберём их в букет. Очень красиво. Давайте сохраним вместе с вами красоту природы! Берегите природу.
Оцените, как вы усвоили тему, поднимите смайлики с улыбкой – усвоили тему, грустные – вам было сложно, тему не поняли.
Д.з. параграф 44.
Творческое задание: «Сказка о цветке и пчелке», «Сказка о цветке и ветре».
Спасибо за урок.