СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цветковые и хвойные растения

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК  Перспективная начальная школа.Первый урок в разделе " Разнообразие растений"

Просмотр содержимого документа
«Цветковые и хвойные растения»

Тема урока: «Цветковые и хвойные растения». Ознакомление с окружающим миром

УМК «Перспективная начальная школа»

«Цветковые и хвойные растения» - это первый урок в разделе «Разнообразие растений». По типу урок является изучение нового, так как включает в себя следующие этапы: проверка домашнего задания, повторение, изучение нового, закрепление, обобщение и систематизация знаний и умений.

Дидактические задачи:

- повторить материал о лиственных и хвойных растениях изученный в 1 классе, научиться отличать деревья, кустарники и травянистые растения;

- обсудить с детьми отличительные признаки цветковых и хвойных растений;

- ввести понятия хвойные и цветковые растения;

- выделить основные признаки хвойных и цветковых растений;

- продолжить учить детей работать с книгой, словарем, картами;

- продолжить формирование обще учебного умения высказывать свое мнение, суждение по результатам сравнения (на примере сравнения и выделения существенных признаков растений разных групп), формирование самостоятельности и активности, привитие интереса к изучаемому предмету, воспитание любви к родному краю.



Оборудование к уроку:

учебник, рабочая тетрадь, кроссворд, слайды, лупы, шишки, контурные карты, картаРБ















.

Этапы

урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат

1.Мотивация к учебной деятельности








2.Повторение пройденного материала


3.Формулировка темы урока, постановка цели


Р.Л.









К. П.

Л.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность и настрой на работу.








Почему растения с пыльными листьями гибнут?

Для чего растениям нужен углекислый газ?

Почему кислород на земле не иссякает?



- Откройте учебник на стр. 73.

- Какой новый раздел мы будем изучать?

- Какие знаете растения?

- Чем все растения похожи?


- Откройте учебники на с. 73.

– Назовите главу и тему сегодняшнего урока. (Глава: «Разнообразие растений». Тема: «Цветковые и хвойные растения».)

- Куда мы можем обратиться за помощью? (оглавление с.3 учебник)

- Кот сможет сформулировать цель урока? (познакомиться с цветковыми, хвойными растениями и знать отличительные признаки).


Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку






Работают с учебником.





С помощью учителя формулируют тему урока.

С помощью учителя ставят цель.


Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. Психологический настрой.




Повторение и закрепление пройденного материала.


Оценивание результата выполненного задания



Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.







4.Изучение нового



.






































5.Практическая работа в парах с лупой.





6.Проблем-

ный вопрос




7.Физ.минутка









8.Практическая работа с гербарием



















9. Работа по карте

10.Работа по хрестоматии


11.Работа в печатной тетради.с.30


12.Итог. Оценивание







.







13.Домашнее задание




14.Резерв






Р.










П. К.







Р.К.








Р. П.





















К. П.















обсудите свой ответ с товриР.Л.






























К. П. Р.






Р.





Л. К.

- Сейчас нам придется немного поразмыслить и вспомнить. На какие группы делятся растения? (деревья, кустарники, травянистые растения)

- Чем они различаются друг от друга? (ствол, стволики, стебли)

- Откройте учебники на с. 73.

- Сравните ответы, записанные на доске с ответами учебника.

-Что вы можете сказать? (верно)

- На что стоит обратить внимание? (выделено, синим цветом)

- Прочитайте (цветут, дают плоды и семена)



1.– А как предполагаете, как называют растения, которые цветут? (цветковые).

- Что обозначает значок*? (загляни в словарик)

– На какую букву будем искать? (ц)

- Прочитайте.



2.- О каких растениях говорят, что они цветковые? (деревья, кустарники, травы, у которых в результате развития получаются цветки).

– Что они образуют после цветения? (плод с семенами)



3- Откроем учебник на с.74.

- Что обозначает условный знак в левом углу? (выскажи предположение)

- Назови, какое дерево, какой кустарник и какая трава здесь изображены на рисунке? (дерево-груша, кустарник-шиповник, травянистое растение- горох)

Приведите свои примеры цветковых растений.



- Рассмотрите плоды груши.

-Можно ли назвать их плодами? (да)

- Почему?

- Докажите (см.учебник с. 127 словарь)

-А что у них внутри? (семена)

-Зачем семена спрятаны внутри? (плод защищает семена)





5. - Найдите последний абзац на с. 74 и продолжите чтение.

- Как называются такие растения? (хвойные)

- Прочитаем в словаре, что значит хвойные растения?

-У хвойных растений есть семена?

- Где они развиваются? (в шишках)



Рассмотреть с помощью лупы, где находятся семена у шишек. - А сейчас мы представим, что мы ученые – исследователи.

-Возьмите шишку расщепите её и найдите семена.

-Рассмотрите их с помощью лупы, помогите друг другу.

-Почему семена внутри шишки? (она защищает их)




Почему так красивы цветы и почему они так пахнут?

Каким образом семена выбираются из шишек?



И г р а «Дерево, кустарник, трава».

– Я произношу название дерева, вы поднимаете руки вверх; называю кустарник – хлопаете в ладоши; называю траву – приседаете.

Липа, дуб, малина, душица, берёза, шиповник, зверобой, мать-и-мачеха, осина, клевер, ель, сосна, ландыш, ива, смородина.



– По правую сторону станьте «цветковые растения», а по левую – «хвойные». У нас получилось скопление деревьев – это лес. Какой лес справа? (Лиственный.) Почему он так назван? (Потому что деревья состоят только из лиственных пород.)

– Какой лес слева? (Хвойный. Здесь собраны деревья, у которых вместо листьев хвоинки.)

– А что получится, если мы объединим эти два леса? (Смешанный лес.)

– Лес, где растут лиственные и хвойные растения, называют смешанным. Есть чисто сосновые, или чисто еловые, или лиственные леса. Отгадайте, какие деревья растут в этих лесах.

Березняк – … (березы); бор – … (сосны);

осинник – … (осины); дубравы – … (дубы);

ельник – … (ели); тайга – … (хвойные деревья).



Какие цветковые и хвойные растения есть в нашем крае?





Прочитайте рассказ в хрестоматии.

- Как узнать хвойные деревья?

- Какое хвойное дерево сбрасывает свою листву?

- Почему её так назвали?









1.- Назовите, отличительные признаки цветковых растений и хвойных растений.

- Как будем отличать цветочные растения от хвойных? (по листьям, стволу, цветкам, плодам). –

Какая была цель урока?

- Что нового для себя открыли на уроке?

- Пригодятся ли вам эти знания? Для чего?

- В чём затрудняетесь?

- Обратитесь к таблице. Какие общие признаки имеют цветковые и хвойные растения? Какие у них отличительные признаки?

2.Самооценка. Комментированное выставление оценок.

- Расскажите по схеме, чему научились на уроке.



знаю

Я запомнил

смог



Запись и пояснение домашнего задания. (Учебник с.73-75. Рабочая тетрадь с.30)



4.Игра «А верите ли вы?»

- Я буду задавать вопросы, а вы мне отвечать. Если верите, то показываете знак «+» над головой и встаете на носочки, а если нет, то знак « - » и приседаете.

- А верите ли вы, что есть растение, которое растёт вверх корнями? –

- А верите ли вы, что при питании зеленый лист усваивает из воздуха углекислый газ и выделяет в воздух кислород? +

- А верите ли вы, что банан – это тропическая трава? +

- А верите ли вы, что родиной груши является Древняя Греция? (за 1000 лет до н. э.) +

-- А верите ли вы, что растения служат пищей для человека? +

- А верите ли вы, что растения не служат пищей для животных? –

- А верите ли вы, что у хвойных растениях есть семена? +

- А верите ли вы, что у лиственных растениях нет семян? -



Группируют растения по группам, называют отличительные признаки.





Работают с учебником.

Сравнивают ответы учебника с ответами на доске.



Высказывают свое предположение.

Работают со словарем.

Работают по учебнику.






Опираясь на слайд и учебник, дают формулировку цветковым растениям.



Работают с учебником.







Высказывают свое предположение и доказывают.





Работают с раздаточным материалом. Ведут исследование. Высказывают свои предположения в паре. Формулируют выводы наблюдений.







Делают физические упражнения и показывают соответствующие знаки, которые являются ответами на вопрос учителя.




Проводят простейшую классификацию цветочных и хвойных растений на основе их существенных признаков.

















Работают с консультантами.



Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.


Формирование умения высказывать свое мнение, суждение по результатам сравнения.



Умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией слайда.


Формирование понятия «цветковые растения»


Умение работать с учебником, находить нужную информацию




Умение слушать и понимать смыл других.

















.


Закрепление ранее полученных знаний









Умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя словарь и учебник.

Формирование понятия «хвойные растения».



Умение работать в парах.








Умение работать с картами по предложенному учителем плану.










Умение анализировать оценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
















Р.- Регулятивные УУД К. -Коммуникативные УУД П. -Познавательные УУД Л. -Личностные УУД.

Литература:

  1. Королева Г.М. Урок окружающего мира в 3-м классе «рост и развитие растений»: [Электр. ресурс] – URL: [http://festival.1september.ru/articles/565873/].

  2. Гаврилова В.В. Урок окружающего мира УМК «Перспективная начальная школа»: «Цветковые и хвойные растения»: [Электр. ресурс] – URL: [http://festival.1september.ru/articles/417715/ ].