СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Туристско – краеведческая деятельность как форма организации досуга обучающихся в летний период в пришкольном лагере с дневным пребыванием

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка для организации летнего досуга детей в пришкольном лагере.

Просмотр содержимого документа
«Туристско – краеведческая деятельность как форма организации досуга обучающихся в летний период в пришкольном лагере с дневным пребыванием»










Методическая разработка



Туристско – краеведческая деятельность

как форма организации досуга обучающихся в летний период

в пришкольном лагере с дневным пребыванием

































Аннотация.

Скоро наступит долгожданная пора отдыха. Если дети радуются этому событию, то у родителей это вызывает обеспокоенность и они уже задумываются над тем, как организовать полноценный отдых под присмотром.

Образовательное учреждение способствует организации досуга и воспитанию детей. При школе в летний период открывается пришкольный лагерь с дневным прибыванием детей. Он способствует не только формированию коллективизма у детей, но и дает возможности для творческого развития.

Одним из направлений работы лагеря является туристско – краеведческая деятельность. Школьное краеведение помогает воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю и своей Родине. Изучение краеведения способствует глубокому осознанию исторических процессов. Показ исторических событий через призму местных материалов позволяет наиболее наглядно и убедительно рассказать о многих фактах, облегчить детям восприятие истории. Знакомство со знаменитыми земляками воспитывает гордость за свою Родину, родной край, развивает чувство принадлежности к народу, ответственности за продолжение и честь своего рода.

Особенно это актуально в Год Защитника Отечества и 80 – летия Победы в Великой Отечественной войне.

Большие возможности для организации краеведческой работы имеются на селе. Сельская школа укрепляет связи между поколениями, воспитывает любовь к родному дому, краю, стране, используя в воспитании народную песню, музыку, танец, одежду, развивая традиционные промыслы, изучая историю, проявляя заботу о родной природе, памятниках старины. Очень важно, чтобы история, российские традиции были связаны с настоящим (через родословные семей, проведение аналогий с сегодняшним днем и другими способами). Только будучи сплетенными с настоящим, они становятся эффективной основой и средством воспитания гражданина. Краеведческая деятельность в сельской школе способствует возрождению русского национального характера, российской духовности, воспитанию чувства малой родины. Изучение исторического прошлого села и возрождение традиций обладают мощным воспитательным потенциалом, основанным на близких ребенку понятиях: любви к родителям, родным местам, родному укладу жизни.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Необходимость организации работы по туристско – краеведческой деятельности вызвана как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, Россия активно включается в мировое сообщество. Всё это повышает запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную личность.

С другой стороны, в последние годы падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения, отсутствуют нравственно ориентированные ценности, проявляются непонимание значимости культурно-исторических памятников, идёт процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением.

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Туристско – краеведческая деятельность призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного и гражданско-патриотического воспитания, способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, приобретению навыков самостоятельной деятельности, является средством экологического воспитания, патриотизма и гражданственности.

Ведущая идея деятельности - общая культура личности, патриотизм, гражданственность, формирование национального самосознания молодёжи, введение в образовательный  процесс активных форм туристско-краеведческой деятельности, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами туристско-краеведческой деятельности.

В ходе туристско - краеведческой деятельности учащиеся знакомятся с историей села Локоть, растительным и животным миром, водными ресурсами родного края. Узнают так же об экологии, о памятниках истории и культуры, об участниках боевых действий во Время Великой Отечественной войны и в «горячих точках», о тружениках тыла, ветеранах труда. Совершают заочные и очные путешествия по селу, посещают памятные места и районный краеведческий музей. Развиваются туристические навыки в походных условиях. Обучающиеся изучают способы выживания в условиях непогоды.

Для реализации используются следующие виды учебной деятельности: экскурсия, беседа, игра, проектная деятельность. Особое внимание уделяется экскурсиям. В основном, это комплексные экскурсии по местным достопримечательностям, в районный музей. В разработках экскурсионных занятий предусматриваются вопросы учащимся для наблюдений и обобщения увиденного, практические задания, дополнительный материал для рассказа экскурсовода или учителя.

При разработке заданий для обучающихся учитывается общий уровень развития ученического коллектива; возрастные особенности формирования креативной среды; личностные особенности учащихся.

В ходе туристско – краеведческой деятельности реализуются следующие цели и задачи:

Цели: организация содержательного досуга в летний период; сформировать познавательную потребность в освоении исторического краеведческого материала;

  • расширить и углубить знания обучающихся о родном крае;

  • формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;

  • воспитывать патриотизм у подрастающего поколения, любви к своей Отчизне;

  • разработка и осуществление системы мер по развитию детско-юношеского  туризма в школе;

  • вовлечение в туристско-краеведческую деятельность весь коллектив учащихся, педагогов и родителей.

Образовательные задачи:

  • ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;

  • овладение начальными навыками исследовательской работы;

  • овладение навыками работы на ПК.

Воспитательные задачи:

  • воспитание чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;

  • углубление и систематизация знаний о своей семье;

  • воспитание обучающихся на положительном примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;

  • воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда;

  • воспитание бережного отношения к природе;

  • воспитание чувства личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни.

Развивающие задачи:

  • расширять знания учащихся по краеведению;

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

  • стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях;

  • развитие способности к творчеству, овладению и стремлению самостоятельно добывать новые знания;

  • развивать навыки при работе с картой;

  • активное физическое развитие путем пеших походов;

  • развитие стремления к здоровому образу жизни.

Методические приемы.

Основными методическими приемами являются:

  • Исследовательская деятельность.

  • Поисковая деятельность.

  • Организационная деятельность (организация и проведение экскурсий, походов, тематических лекций, праздников, конкурсов).

  • Индивидуальная работа с учащимися.

  • Подготовка материалов для проведения экскурсий, определение тематики экскурсий, учет психологических особенностей учащихся.

  • Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ, творческих отчетов).

Направленность туристско – краеведческой деятельности:

  • Формирование патриотического сознания.

  • Формирование гражданского поведения и правовой культуры.

  • Формирование коммуникативной культуры.

  • Формирование опыта творческой, учебно-исследовательской деятельности.

  • Формирование опыта социально-значимой деятельности.

  • Формирование туристско – краеведческой деятельности.

Содержание деятельности:

— изучение учащимися учебных дисциплин с использованием краеведческих материалов;

— проведение уроков по предметам в классе и под открытым небом, уроков-экскурсий, уроков-игр;

— использование во внеурочной деятельности с привлечением обязательных активных форм познания: экскурсии, походы, экспедиции по изучению родного края;

— внеурочная деятельность: экскурсии, походы, экспедиции по изучению родного края;

Организация туристско – краеведческой работы

Сегодня туризму снова уделяется большое внимание в воспитании учащихся. Туризм – это и здоровый образ жизни и сплочённость коллектива. В нашей школе туризм тоже становится приоритетной формой работы. А без знания истоков родного края невозможно нравственное и культурное развитие человека. Поэтому краеведение в школе должно играть немаловажную роль. Для этого выполняются следующие задачи:

  1. Оздоровление детей путём пеших походов.

  2. Развитие туристских навыков в походных условиях.

  3. Изучение способов выживания в условиях непогоды.

  4. Создание микроклимата в коллективе.

  5. Сбор материалов для школьного музея.

  6. Изучение истории края.

  7. Изучение жизни выдающихся жителей нашего села.

  8. Участие в экологических акциях на территории с. Локоть.

Организация работы по данному направлению имеет и поисково-исследовательскую направленность.

Ребята находят предметы старины, которые, так или иначе, имеют отношение к истории малой родины и судьбам его людей. После изучения этих предметов старины, вещи для них приобретают совершенно иное значение, более глубокое и значимое. Дети с большим удивлением и интересом рассматривают старые фотографии, домашнюю утварь, хозяйственные инструменты и орудия труда прадедов и прабабушек, архивные источники или старинную газету начала XX века.

Именно эти впечатления и показывают значимость краеведческой деятельности, определяют ее основное направление – укрепление связи поколений, связи судьбы человека и страны в целом. А для активного физического развития обучающихся используются элементы туристической деятельности.

Работа исследовательского направления планируется индивидуально или группами в виде проектов. Такой метод позволяет выявить и развивать и индивидуальные способности и умение работать в коллективе. В ходе исследовательской работы достигаются такие цели, как:

  • реализация творческих способностей обучающегося;

  • создание ситуации успеха для конкретного ребенка;

  • развитие и приобретение познавательных, мыслительных умений и навыков, то она уже заслуживает особого внимания окружающих.

Просветительская направленность туристско – краеведческой деятельности.

Основная задача данного направления – вовлечение в работу школьного краеведческого уголка и поискового отряда «Истории славной великие даты» значительного числа обучающихся, родителей, населения.

Просветительская деятельность реализуется на нескольких уровнях:

  • Школьный уровень подразумевает оформление тематических экспозиций, проведение экскурсий для обучающихся, проведение исторических уроков – экскурсий.

  • Местный или сельский уровень включает в себя приглашение и ознакомление с экспонатами краеведческого уголка односельчан, родителей обучающихся, гостей образовательного учреждения, экскурсии для них, мероприятия с их участием.

  • Районный уровень – представление ученических исследовательских проектов на различных конкурсах.

Что узнают обучающиеся в результате туристско – краеведческой деятельности: где расположен наш район, область, село; какие полезные ископаемые, растения, животные, водные ресурсы есть в регионе; историю Рыльского района, села Локоть; достопримечательности района и села; основные экологические проблемы и способы их решения.

Что умеют обучающиеся в результате туристско – краеведческой деятельности: рассказать краткую историю района, области, находить их на карте, показывать месторождения и добычи полезных ископаемых, реки района, области, называть основные виды животных и растений района, давать краткую характеристику достопримечательностях, формулировать основные экологические проблемы края, способы их решения, рассказать о заповедной зоне района. Делать сообщения и выполнять индивидуальные задания учителя. Работать с картой.

Основные направления работы по организации туристско – краеведческого направления:

  • Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание.

  • Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у учащихся.

  • Развитие поисково-исследовательской деятельности в школе. Оформление и пополнение фондов краеведческого уголка.

  • Экскурсионная, просветительская работа с учащимися.

  • Культурно-массовые воспитательные мероприятия, проведение торжественных мероприятий.

  • Создание мультимедийных презентаций о своем селе, районе, области.

  • Освещение работы в местных СМИ.

  • Развитие пешеходного туризма в школе.

  • Краеведение.

  • Выбор профессии, как результат влияния на личность её деятельности по изучению края.

  • Подготовка квалифицированных организаторов туристско-краеведческой деятельности в школе.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

  • организация туристско – краеведческой деятельности призвана создать условий для дальнейшего развития мотиваций личности к познанию и творчеству; формировать культуру здорового и безопасного образа жизни средствами туристско-краеведческой деятельности.

  • Внешние результаты реализации деятельности:

– достижения ребят на районных, областных конкурсах и чтениях;
– устойчивый интерес к краеведению;
– увеличение направленности и разнообразия проектов.

  • Внутренний результат:

- положительные изменения, происходящие в личности ребенка, саморазвитие, изменения его ценностной ориентации, возможно и будущей профессиональной направленности;

  • приобретение обучающимися социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;

  • развитие ценностного отношения обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям;

  • приобретение обучающимися опыта самостоятельного социального взаимодействия.

Содержание модели работы организации по туристско – краеведческому направлению:

Модель работы предполагает деятельность по различным направлениям школьного туризма и краеведения.

1. Туристско-краеведческие возможности своего края. Физико-географическая и экономическая характеристика своего края. Маршруты походов выходного дня. Экскурсионные объекты. Практические занятия. Работа с картой своей местности. Разработка маршрутов выходного дня.

2. Топография. Компас. Азимут. Условные знаки топографических карт. Масштаб. Чтение карты, определение расстояний и направлений по карте. Маршрутная и полярная съёмки местности. Определе­ние сторон горизонта по компасу, карте, местным признакам. Движение по азимуту. Работа с топографическими картами.

3. Спортивное ориентирование. Условные знаки спортивных карт, масштаб карты, ориентирование карты. Комплексное чтение карты, определение расстояний, точки стояния, выбор пути движения, определение азимута по карте. Правила соревнований. Игры на местности с элементами техники ориентиро­вания. Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию.

4. Музейное дело. Методика сбора и фиксации материалов, составление полевой описи. Учёт и хранение фондов. Инвентарная книга. Научное определение и описание предметов. Организация хранения. Практические занятия. Работа в краеведческом уголке. Проведение инвентаризации, описаний, хранение предметов в ходе экскурсий и походов. Пополнение фондов краеведческого уголка.

5. Географическое краеведение. Рельеф и геологическое строение своей местности. Основные формы рельефа. Горные породы и минералы, полезные ископаемые. Почвы и их виды. Растительный и животный мир. Метеорологические и гидрологические наблюдения. Приборы для метеонаблюдений. Реки, пруды своего района. Работа с картами, справочниками, определителями горных пород и минералов, определителями растений, насекомых, птиц. Сбор гербария, коллекции горный пород и минералов. Экскурсии в лес, поле. Однодневные походы к наиболее интересным объектам. Работа в краеведческом уголке.

6. Историческое краеведение. Памятники истории своего края, их значение. Виды памятников: археологические, исторические, культурные, документаль­ные, историко-революционные, Великой Отечественной войны, трудовой славы, архитектуры, монументы. Практические занятия. Выявление, изучение и охрана памятников истории и культуры. Паспортизация, фотографирование, зарисовка. Запись воспоминаний участников событий.

7. Этнография. Этнический состав населения своего региона. Быт, культура, народное творчество, изобразительное искусство, музыка, танцы, обряды, обычаи, традиции своей местности. Практические занятия. Разучивание народных игр, танцев, песен. Выступле­ния с концертами. Сбор фольклорного материала.

8. Археология. Археологические памятники своего края. Методика археологических работ. Практические занятия. Составление археологических планов и чертежей, разрезов культурного слоя, знакомство с системой фиксации археологически находок. Экскурсии к археологическим памятникам, описание, зарисовки.

9. Литературное краеведение. Писатели, поэты своего края, их произведения. Практические занятия. Чтение произведений поэтов и писателей своего края. Читательские конференции, встречи с авторами литературных произведений. Сочинение рассказов, стихов о своём крае.

10. Охрана природы. Памятники природы своего края, особо охраняемые территории. Практические занятия. Участие в работе по очистке леса, посадка зелёных насаждений, охрана колодцев.

11. Туристская техника. Техника безопасности в походе. Личное, групповое, специальное туристское снаряжение. Медицинская подготовка. Питание в походе. Привалы и биваки. Тактика и техника движения. Узлы, работа с верёвками. Практические занятия. Узлы. Спортивный спуск, спортивный подъём с по­мощью специального туристского снаряжения. Переправы по бревну, навесная переправа, движение по кочкам, по жердям. Участие в соревнованиях по туристской технике. Участие в однодневных походах.

12. Летние однодневные походы с выполнением краеведческой работы.


Ожидаемый результат:

  • Наличие краеведческих знаний у обучающихся.

  • Осознание ими патриотизма как любви к своей малой родине, своей семье.

  • Знание и понимание духовно-нравственных ценностей в жизни человека и общества.

  • Бережное отношение к культурным ценностям и традициям народа, к природе.

  • Осознание себя гражданином своей страны, знание прав и обязанностей и уважительное отношение к ним.

  • Ответственное отношение к поручению, активное участие в общественной жизни класса, школы, страны.

Критерии результативности:

  1. Повышение интереса к краеведческим знаниям (в рамках диагностики познавательного интереса).

  2. Увеличение количества учащихся, принимающих участие в краеведческой деятельности (статистические данные в рамках проблемно-ориентированного анализа).

3. Участие в районных и областных конкурсах.