Тема Турнир черных ящиков.
Тип урока: Закрепление изученного материала.
Вид урока: турнир
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.
Образовательная цель урока: Изучение и первичное закрепление знаний;
Актуализация ведущих знаний;
Ввести понятие информационных процессов;
Рассмотреть различные примеры информационных процессов.
Задачи урока:
образовательные: закрепление представления учащихся об алгоритмах, исполнителях, СКИ, командах-отказах;
развивающие: стимулирование познавательного интереса учащихся к изучению алгоритмов, активизация взаимодействия учащихся в процессе урока-презентации, развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение), логического мышления;
воспитательные: воспитание у учащихся самостоятельности, умения себя оценить.
Программное обеспечение: Пакет программ «HITS»
(Роботландия. Черный ящик)
План урока:
1. Организационная часть 2 мин.
2. Актуализация опорных знаний 7 мин.
3. Закрепление изученного материала 28 мин.
4. Рефлексия 3 мин.
Конспект урока:
Сегодня мы будем с вами играть в интересную игру «Отгадай меня». Но для того, чтобы начать в нее играть, нам необходимо вспомнить некоторые понятия, которые вы знаете и часто с ними встречаетесь на уроках информатики.
Ну а для начала у меня к вам просьба:
А теперь так, будто вы хотите, чтобы учитель не заметил, что вы не готовы к уроку, и не спросил вас
А теперь так, как будто вы бабочка, которая собирается улететь, уже расправила крылья и прямо сейчас полетит
Молодцы ! вы отлично справились с заданием, умеете внимательно слушать и изображать то, что я вам говорю.
А теперь давайте выясним, что мы с вами делали:
Вопрос: Что делал я со своей стороны ?
(говорил, что нужно делать)
Вопрос: А как еще можно сказать?
(сообщал какие-то сведения)
Вопрос: А что делали вы?
(изображали на себе)
Вопрос: А могу я сказать, что вы изображали информацию,
полученную от меня?
Вопрос: Так что же мы с вами будем называть информацией?
ИНФОРМАЦИЕЙ будем называть какие-либо сообщения или
полученные сведения.
Вопрос: А кто может сказать, что можно делать с информацией?
(информацию можно хранить, передавать, обрабатывать)
(в голове, в компьютере, в книги)
(по проводам, по почте, голосом)
(люди, животные, компьютеры)
(для того, чтобы получать ответ, которого не знал)
Вопрос: Итак, что же мы будем называть обработкой информации?
ОБРАБОТКА информации – это получение новой информации из
данной по определенным правилам.
Ну а сейчас я проверю, как вы умеете обрабатывать информацию на примере одной из задач. Сегодня у нас проходит турнир, а значит необходимо разделиться на 2 команды.
-За каждый правильный ответ по 1 баллу!
ЗАДАЧА.
Загадано некоторое трехбуквенное слово, которое надо отгадать. Для отгадывания этого слова были названы три слова с тем же числом букв. После каждого слова указывается, сколько букв угадано правильно. Буква считается правильно угаданной, если в названии и задуманном слове она стоит на одном и том же месте.
1 команда 1. ЖАР - 2б 2. БУК – 2б
ПАР - 2б СУК – 2б
ДОМ - 1б ЛОМ – 1б
ДАР ЛУК
2 команда
3. ВОЛ - 2б 2. ЛУК – 2б
ГАЗ - 1б ТАЗ – 1б
КОЛ - 2б ЛИК – 2б
ГОЛ ЛАК
Чёрный ящик.
Вопрос: А кого мы с вами сможем назвать командиром?
(тот, кто отдает приказы)
Вопрос: А кого можем назвать исполнителем?
(тот, кто эти приказы исполняет)
Пример КОМАНДИР ИСПОЛНИТЕЛЬ
Кот не понимаю
2
3
4
5
Вопрос: Итак, какое правило обработки информации использует
здесь исполнитель?
(к заданному числу прибавляет 1)
Вопрос: А почему на слово «кот» исполнитель выдал сообщение
«не понимаю»
(исполнитель не работает с буквами)
1 команда КОМАНДИР ИСПОЛНИТЕЛЬ
не понял
кот 3
мороз 5
компьютер 9
-Какое правило использует здесь исполнитель?
(считает буквы в словах)
2 команда.
КОМАНДИР ИСПОЛНИТЕЛЬ
не понял
корова 2
енот 1
молоко 3
-Какое правило использует здесь исполнитель? (считает сколько букв о)
-Мы продолжаем разгадывать тайну чёрных ящиков и так за правильный угаданный алгоритм по 2 балла команде
задание для 1 команды:
1 команда
Алгоритмы: 7, 10, 16,18.
2 команда
Алгоритмы: 8, 17, 20, 28
Для учителя: 7- умножить на 4; 10- делить на 2; 16- в слове первая буква алфавита; 18- кол-во цифр в числе. 8- умножить на 4 и минус 1; 17- в слове первая и последняя буква алфавита; 20- из большего числа вычесть меньшее; 28- остаток делится на 3.
Подведение итогов команд. Какая команда заработала больше баллов?!
Рефлексия:
Вопрос: Какого вида информацию можно обрабатывать?
(любого вида – текстовую, числовую)
Вопрос: А всегда ли правила обработки были одинаковые?
(конечно нет)
Вопрос: Так вот, ИСПОЛНИТЕЛЬ, действующий по неизвестным
правилам называют «Черным ящиком».